Тема: «Плоское зеркало»





Скачать 95.82 Kb.
НазваниеТема: «Плоское зеркало»
Дата публикации10.08.2013
Размер95.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
ФИЗИКА 8 класс

Тема: «Плоское зеркало»

Цель урока: учащиеся должны познакомиться с понятием «плоское зеркало»; с алгоритмом построения изображения в плоском зеркале; со свойствами изображения предмета в плоском зеркале.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений; расширить знания о явлении отражения света на основе получения изображения в плоском зеркале; выявить уровень усвоения правил построения изображения в плоском зеркале; формировать навыки самоконтроля.

воспитательные:

  • закрепление коллективных навыков работы; уважительного отношения к мнению товарища.

дидактические:

  • проверить уровень самостоятельного мышления учащегося по применению знаний в различных ситуациях; работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения; анализировать свойства и явления на основе знаний.

Основное содержание:

Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Свойства изображения в плоском зеркале. История создания плоского зеркала. Применение зеркал в технике и быту.

Демонстрация:

Презентация: «Источники света», «Применение зеркал», Опыт со свечой. Калейдоскоп. Получение различного количества изображений в двух плоских зеркалах в зависимости от угла между ними.

Целеполагание:

на этом уроке вы познакомитесь с понятием плоского зеркала, со свойствами изображения предмета в плоском зеркале и практически докажем эти свойства.

Актуализация знаний.

1) Мы с вами изучаем раздел «Оптика». Это - наука о световых явлениях. И в начале урока будет небольшое лирическое отступление. Мы полюбуемся природными источниками света, которые можно увидеть в разных точках нашей планеты Земля. Это будет небольшой разминкой перед уроком. (Демонстрация на компьютере)

Назовите на представленных композициях источники света и определите их виды.

1.Фотография Чин-Мо Цая «Апрель в тундре»
2.Картина Космонавта А. Леонова, первым вышедшим в открытый космос, «Звёзды»

Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены. (Тютчев)
3. Картина Васильева «Веры тонкая свеча».

Мело весь месяц в феврале

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.
4. Если ж молния вспыхнет, как пламя над горном,

Раскрываются чащи в изломах неверных.

Точно древние своды во храмах пещерных

В подземелье Перуна, высоком и черном. (И. Бунин)
5. Полярное сияние над Диксоном (Ещенко)

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от Земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рожал пожар? (М. В. Ломоносов)
6. Картина А. Куинжди «Лунная ночь на Днепре»

Является ли Луна источником света? (Нет. Это от её поверхности отражаются солнечные лучи)
2) Сегодня на уроке мы продолжим рассмотрение закона отражения света, изучив тему «Плоское зеркало». Вы уже разделились на две команды. Соревнование начнём с конкурса «Чёткий взгляд, твёрдая рука». По одному представителю попрошу выйти к доске и выполнить данные задания.

1. Построить отражённый луч, обозначить угол падения и угол отражения.





  1. Построить зеркальную поверхность, зная, как проходит луч, падающий и луч отражённый




  1. .«Заморочки из бочки». За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если отвечающий даёт неправильный ответ, то есть возможность положение исправить товарищу, но команда получит уже только 0,5 балла.

  1. Почему можно наблюдать солнечное затмение?

  2. В каком случае можно наблюдать лунное затмение?

  3. Что такое точечный источник света?

  4. Что такое тень?

  5. Что такое полутень?

  6. Что происходит на границе раздела двух сред воздух – стекло?

  7. Закон отражения света.

  8. Что такое угол падения?

  9. Что такое угол отражения?

  10. Свойство световых лучей (обратимость).

  11. Что такое зеркальное отражение (дают отполированные и зеркальные поверхности; отражение идёт в строго определённом направлении).

  12. Что такое диффузное отражение (дают матовые и шероховатые поверхности. Лучи отражаются во всех направлениях. Все окружающие тела мы видим благодаря диффузному отражению).

  13. Как можно увидеть световой луч (благодаря диффузному отражению от пылинок)

  14. Угол падения увеличили на 150. Угол отражения при этом … (увеличился на 150).

  15. Угол между падающим и отражённым лучом равен 400. Чему равен угол падения (200).


Новый материал.

Т.к. тема сегодняшнего урока – «Плоское зеркало», то теперь поговорим об истории создания зеркала и применении зеркал. Заслушаем сообщения от представителей команд.
История создания зеркал.

Первые упоминания о зеркалах относятся к 1200 г. до н. э. 150 лет назад археологи обнаружили в одной из египетских гробниц небольшой металлический диск, покрытый толстым слоем ржавчины. Диск был укреплён на голове статуэтки молодой женщины. О его назначении терялись в догадках. Когда в лаборатории наждаком сняли толстый слой чёрного налёта, то на свет выглянула гладкая отполированная поверхность, в которой химик увидел своё отражение. Загадочный предмет оказался зеркалом. После исследования оказалось, что диск сделан из бронзы.

Бронзовое зеркало от сырости быстро темнеет, поэтому в древности пробовали делать серебряные зеркала. Но серебро от времени тоже темнеет. На Руси делали стальные зеркала и называли их «булатными». Но они быстро темнели и покрывались слоем ржавчины.

Поэтому встал вопрос о том, как предохранить металл от воздействия внешней среды: чем-нибудь прикрыть чем-то прозрачным.

Впервые стёкла начали изготовлять в 15 веке на итальянском острове Мурано, что недалеко от Венеции. Муранские мастера первыми научились варить прозрачное стекло. Они нашли способ, как из стеклянного пузыря сделать плоский лист. Теперь встал вопрос, как соединить металл и стекло: ведь стекло очень хрупкое. Для того, чтобы стекло не треснуло, надо нанести на него очень тонкую плёнку жидкого металла. Эту трудную задачу разрешили. На гладком листе мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось во ртути. Этот раствор назвали амальгамой. На неё положили лист стекла, и серебристая блестящая плёнка амальгамы толщиной с папиросную бумагу плотно пристала к стеклу. Так было сделано первое настоящее зеркало.

Стёкла в то время стоили очень дорого. Чтобы купить зеркало небольшого размера, например, во Франции графиня дё Фиеск продала имение. Поэтому венецианцы очень строго охраняли секрет изготовления зеркала. Но в 17 веке французский министр Кольбер при Людовике ХIV смог подкупить трёх мастеров с Мурано и тайно переправить их во Францию. Французы оказались способными учениками и вскоре превзошли своих учителей. В Версале даже построили галерею длиной 73 метра из зеркал больших размеров, что производило ошеломляющее впечатление на гостей французского короля.

Теперь рассмотрим зеркало с точки зрения физики.

Плоское зеркало – зеркально отражающая поверхность, если падающий на неё пучок параллельных лучей остаётся параллельным.

Какое же изображение получается в плоском зеркале? Это мы выясним опытным путём.

Если луч падает на границу раздела двух прозрачных сред, то часть луча отражается, а часть проникает внутрь стекла.

1.Проведём опыт со свечой и стеклом. Поставим зажжённую свечу перед стеклом. Отражение свечи мы наблюдаем. Теперь давайте возьмём незажжённую свечу и будем передвигать с другой стороны до тех пор, пока свеча «не загорится». Теперь измерим расстояние до данной свечи (расстояние до отражения) и сравним с расстоянием до зажжённой свечи (расстояние до предмета). Какой можно сделать вывод? Расстояние от предмета до зеркала равно расстоянию от зеркала до отражения.

2. Измерим свечу и отражение. Размеры предмета и отражения равны.

3.У нас есть лист бумаги. Как можно доказать, что отражение – мнимое? (Поднесём к отображению – не горит).

4.Теперь посмотрим в зеркало. Поднимем правую руку – изображение поднимает левую. Закроем правый глаз – отражение закрывает левый. Вывод: отражение меняет правое на левое.

Изобразим в тетради схему


Свойства изображения



1) расст-е от 2)размеры предмета 3)мнимое 4)отражение меняет

зеркала до пр. и отражения равны правое на левое

равно расст-ю

от зеркала до

изображ-я

Практические задания


  1. Построить изображение в плоском зеркале.




    1. Проведём перпендикуляр из точки А к поверхности зеркала и продолжим его. О – точка пересечения перпендикуляра и поверхности зеркала.

    2. От точки О отложим расстояние ОА1, равное расстоянию ОА (исходя из свойства 1).



    1. Аналогично построим изображение точки В1.

А О А1




В О1 В1
2.Построить видимую часть предмета в зеркале

1) Строим изображение предмета

2) Соединяем глаз с краем зеркала и продолжаем до пересечения с изображением. Верхняя часть и будет видимой в зеркале.

Вопрос: увеличится или уменьшится видимая часть изображения, если

а) человек переместится вправо (уменьшится)

б) если предмет переместить влево (увеличится)

3.Сколько изображений можно получить в двух плоских зеркалах, находящихся под углом друг к другу.



Существует формула, по которой можно вычислить количество изображений, полученных от двух зеркал, расположенных под различными углами друг к другу:

n=, где

n- число изображений, - угол между зеркалами.

Пользуясь данной формулой, определяем:

при =900 n=3

при =450 n=7

при =300 n=11

Проверим это на опыте.

Практическое применение: для торговой рекламы в витрине между зеркалами, расположенных под углом друг к другу, помещают, например, один флакон духов, а создаётся впечатление множества таких флаконов. Один букет цветов, поставленный в вазе среди этих зеркал, создаёт иллюзию целого цветочного поля.

Если зеркала поставить параллельно друг к другу и между ними поместить зажженную свечку, то через отверстие в амальгаме можно наблюдать целый коридор со свечами.

Многократное отражение от зеркал используется в калейдоскопе, который был изобретён в Англии в 1816 году. Три зеркала образуют поверхность призмы. Между ними помещают цветные стёклышки. Поворачивая калейдоскоп, можно наблюдать тысячи прекрасных картин.

Фокус «Отрубленная голова». Между ножками стола ставится зеркало таким образом, чтобы в нём не отражалась публика, а стены и пол были одинакового цвета во всём помещении.
Презентация «Применение зеркал»

  1. В быту.

Первые зеркала были созданы, чтобы следить за собственной внешностью.

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьера, чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Такая идея возникла во Франции в 17 веке в эпоху правления Людовика ХIV, «короля-солнца».

2. В качестве рефлекторов используются параболические зеркала, позволяющие создать пучок параллельных лучей (фары, прожекторы).

3. Научные приборы: телескопы, лазеры, зеркальные фотоаппараты

4. Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала

  • зеркало на дороге у крутого поворота

  • в тех случаях, когда обзор ограничен, используются слегка выпуклые зеркала для расширения поля зрения (в каждом автомобиле, автобусе).

  • на дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

  • в системах видеонаблюдения зеркала обеспечивают обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

5. В медицине:

-гастроскоп (медицинский перископ) позволяет исследовать желудок: выявлять язву, опухоль и т.д.

-зеркальца у стоматолога

6. Военное дело:

-военный перископ;

- перископ на подводной лодке

- в термоядерном оружии для фокусировки излучения от запала и создания условий для начала термоядерного процесса синтеза.

Закрепление.

1. Ответьте на вопросы:

-Три точки, расположенные на одной прямой, отражаются в плоском зеркале. Будут ли изображения этих точек расположены на одной прямой и почему Симметрия относительно пря мой сохраняет параллельность прямых).

-Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите себя в зеркале? Если да, то как в этом можно убедиться. (другой человек может увидеть ваше изображение)

-Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м /с.

а) С какой скоростью он приближается к своему изображению?

б) С какой скоростью изображение приближается к зеркалу?

2. Работа по карточкам

Подведение итогов.

Домашнее задание


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Плоское зеркало» iconКонспект урока «Плоское зеркало. Построение изображения в плоском...
Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели познавательной деятельности учащихся: вести понятие плоское зеркало; научить строить изображение предмета в плоском зеркале....
Тема: «Плоское зеркало» icon«История зеркала» Макаревич Александра
Ди и Келли возвращались в Прагу безвозвратно исчезло их чудодейственное "хрустальное зеркало". Магистр Ди велел из­готовить ему в...
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга. Один из пары – обезьяна. Которая смотрится в зеркало. Другой – зеркало, в котором...
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Рассказ Л. С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества»
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На фотографии – четко соблюдены пропорции объектов, но изображение плоское (это минус)
Тема: «Плоское зеркало» iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Тема: «Плоское зеркало» iconРабочая программа кружка «Здоровье зеркало души»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Тема: «Плоское зеркало» iconКуканова, И. А., Тихоненкова, Т. В. Миниатюрное зеркало человеческих и общественных судеб
Федеральный закон от 31. 05. 2001 №73-фз «О государственной судебно-экспертной деятельности» (выдержки)
Тема: «Плоское зеркало» iconНиколай Левашов Зеркало моей души
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: зеркало, транспортир, карандаш, линейка, свеча, презентация PowerPoint
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В. А. Сухомлинский
Тема: «Плоское зеркало» iconПлоские черви живут в пресных и морских водоемах, во влажной подстилке...
У них имеются покровная, мышечная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая системы органов, развивающиеся из трех зародышевых...
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зима (смотрит на себя в зеркало): Да, ты прав, не так уж я стара. Морщинки это ерунда
Тема: «Плоское зеркало» iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004...
Тема: «Плоское зеркало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Добрый день, уважаемые гости, ребята. Сегодня наш урок начнется со сказки Х. К. Андерсена «Зеркало»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск