Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.11.2013
Размер81.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Конспект урока в 5 коррекционном классе на тему «Речевая этика общения»
«Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В.А. Сухомлинский
Цель урока:

- коррекция речемыслительной деятельности учащихся при общении

Задача:

- учить общению с помощью игровых ситуаций и обогащение словарного состава по данной теме
Ход урока

  1. Вступление.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня мы с вами проведем урок речевой этики. Вы будете моими помощниками. Надеюсь, что урок будет не только интересным, но и полезным для всех нас.

(знакомлю учащихся с эпиграфом урока)

Эпиграф урока: «Человеку нужен человек

Чтоб душой в общении открыться

Речевым богатством поделиться.

Человеку нужен человек….!

Главное содержание этикета – регулирование поведения человека в общества. Это совокупность правил его поведения.

Учитель:

Начнем урок словами поэта Виктора Бокова: «Друзья мои, внушайтке людям веру и чаще говорите «Добрый день!» и следуйте хорошему примеру – продляйте добрым словом жизнь людей…». О каких добрых словах говорит автор? Назовите их.
Ученики: называют слова вежливости.
Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о вежливых словах, поговорим о том, как мы общаемся друг с другом и о том, как стать вежливым. Наш язык, ребята, по количеству слов самый богатый в мире. Много встречается трудных слов, на помощь нам приходят наши верные помощники – словари. Мы постоянно должны следить за своей речью. Очень важное качество речи – это корректность (слово выписано на доске). Что значит корректный человек?
Ученики: тактичный, вежливый…
Учитель:

постарайтесь, чтобы в любой ситуации ваши слова звучали вежливо, тепло, радушно. Нужно помнить, что культура человека определяется грамотностью его речи.
Разминка

Назовите правильный ответ:

  1. пирожки с повидлой (ом)

  2. дай мне полотенец (е)

  3. какой вкусный яблок (о)

  4. кофию (е) попить хочется

Учитель:

Молодцы, мне у вас надо поучиться. Мы должны всегда следить за своей речью. Начнем с приветствия. Виды приветствия у разных народов разные:

- низко кланяться

- приложить руку к сердцу

- пожатие руки

- мимика и жест

- обнажение головы

- прикосновение носами.
Существуют определенные правила поведения, которые называются словом «этикет».
2. Предлагаю вам, ребята, несколько ситуативных задач.

Задача 1.

Ты идешь с товарищем по улице, он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?

Ответ: Да, следует поздороваться.
Задача 2.

Вы на пороге дома. Почем появился обычай, что когда входишь в дом, нужно снять головной убор (шапку, кепку, шляпу и т.д.)

Ответ: - чтобы стряхнуть уличную пыль

- чтобы поприветствовать хозяина

- показать уважение к тем, к кому пришел
Учитель:

Этот обычай пришел из рыцарской эпохи. Рыцари странствовали по стране в доспехах, а входя в дом, они снимали шлем, как бы говоря: «Я не опасаюсь тебя».
Задача 3.

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11?

Ответ: - 11 лет

- 8 лет

- иное решение (кто вежлив)
Задача 4.

За столом сидят двое. Они беседуют между собой. Вам необходимо обратиться с вопросом. Как это сделать? Какие вежливые слова примените?

Ответ: Извините, пожалуйста, можно обратиться?
Задача 5.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать.

Ответ: нужно поприветствовать при условии, что они меня заметили. Кричать не стоит, слова заменить мимикой и жестом.
Задача 6.

Вы позвонили в квартиру, вам открывают дверь и вы видите, что ошиблись адресом. Как поступить в таком случае? Продемонстрируйте.
Задача 7.

Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Как обратиться к нему, чтобы уступить место? Продемонстрируйте.

Учитель:

Итак, ребята, мы с вами решили несколько ситуативных задачек. С заданиями вы \успешно справились молодцы. Что нужно для того, чтобы стать вежливым, культурным человеком?

Ученики:

постоянно следить за своей речью

- применять вежливые слова

- благодарить за услугу

- речевой этикет противоречит грубости

Учитель:

слова приветствия и благодарности – самые распространенные в речевой ситуации при общении. Мы ежедневно здороваемся, прощаемся, обращаемся с просьбой, благодарим за труд, извиняемся… И во всех этих ситуациях нашими спутниками выступают «волшебные» слова. Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуйте, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста»… Каждый раз одаривая улыбкой того, кому адресуем эти слова. Первоначальный благородный смысл некоторых слов уже утрачен. Об этом напоминает нам поэтесса Веселовская:

Слова с рождения ждет жестокий выбор:

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит на все века «Спасибо»

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.
Вот их такого старинного русского пожелания «Спаси Бог» и родилось слово «Спасибо». Оно – самое распространенное этикетное слово. В какой ситуации мы его применяем? Конечно же в ситуации благодарности. Каково лексическое значение слова «благодарность»? Обратимся к словарю С.И. Ожегова.
(ученики работают со словарями с помощью учителя)
Ученики:

Благодарность – чувство признательности кому-нибудь за оказанное добро, внимание.
Учитель:

Запишем этот вывод в тетрадь. Как видите, выразить чувство благодарности помогают нам этикетные слова русского языка. Назовите эти слова.
Ученики:

Спасибо, большое спасибо, благодарю вас, очень признателен….
Учитель:

вы назвали 4 слова. Как вы думаете, это много или мало?
Ученики: мало
Учитель:

я тоже думаю, что этого мало. Обратимся к домашнему заданию. Вам необходимо было понаблюдать. Как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста ребята, вам слово.

Группа 1.

Мы исследовали употребление слов благодарности в общественном транспорте и выяснили, что люди благодарят в следующих случаях:

- когда водитель продал билет

- кто-то кому-то уступил место

Чаще всего применяют слово «спасибо», «Благодарю вас». «благодарен вам», но, к сожалению, нередко за услугу никак не благодарят.
Группа 2.

Наш объект наблюдения – родная школа, а именно: раздевалка, столовая, библиотека, класс. Наши результаты, вообще-то, совпадают с результатами первой группы. Чувство благодарности выражается словом «спасибо». Многие ученики никак не благодарят за услугу. В нашем классе больше всего прозвучало этикетных слов благодарности в столовой и библиотеке.
Группа 3.

Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Практически не слышали, чтобы кто-то благодарил продавца, хотя продавцы благодарят покупателя. Они в основном говорят «спасибо за покупку, приходите еще». От продавцов чаще слышалось слово «здравствуйте», «добрый день».
Учитель:

Спасибо, ребята, вам за предоставленный материал. А вот исследователь русского речевого этикета Н.И. Фармановская предлагает ряд слов, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них я выписала (раздаю карточки со словами). Давайте вместе посмотрим и прочитаем их:


Спасибо

Благодарю вас

Я вам очень признательна

Я вам многим обязана

Как я вам благодарен

Моя благодарность не знает границ

Вы очень любезны

Я тронута вашим вниманием

Это очень мило с вашей стороны

Вы меня так выручили….


Учитель:

посмотрите, какое богатство. Им мы будем постепенно овладевать. Конечною за один урок невозможно запомнить все эти выражения. Давайте мы с вами представим любую ситуацию благодарности. Например, такую:

- Оля, дай мне на минуточку учебник.

- Возьмите, пожалуйста.

- Большое спасибо, Оленька.

- Что вы, не за что.
Можно отнести это общение к вежливому?
Ученики: Да, можно
Учитель:

Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента.:

  1. человек, которого благодарят.

  2. человек, который благодарит.

  3. услуга.



Учитель:

Ребята. Попытайтесь использовать формулы благодарности с следующих ситуациях:

- ученик благодарит своего одноклассника за то, что он принес ему почитать книгу

- благодарность маме за вкусный обед

- благодарность за место в автобусе

- благодарность за подарок на дне рождения.
Учитель:

Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданиями. Сегодня мы учились благодарить. Эти умения важны, ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это вежливо, тактично, значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня – благодарить значит «дарить людям благо, дарить людям добро». Проверим, как вы знаете вежливые слова.

5. Игра «Вежливые жмурки»

На счет «10» (счет от 1 до 10 у ведущего) все произносят какое-нибудь вежливое слово. Одному завязать глаза. Он должен угадать, кто что сказал. Сделать 10 шагов вперед и на каждый шаг произнести вежливое слово. Идет обратно – произносит название полевого цветка.
(эта игра вызывает интерес, дети с удовольствием произносят слова. Игра дает положительный результат).
Выбери правильный ответ:

«Муха-Цокотуха, именинница»

Прилетела пчелка, меду принесла

А. ставит банку с медом на стол

Б. Убрала банку – съем сама потом

В. Отлила в вазочку и поставила ее на стол, остальной мед убрала.
Учитель.

Ребята, что же такое этикет?

Ученики:

Это не только те правила, которым мы следуем в гостях за столом, это все нормы наших взаимоотношений.
Учитель:

Каждодневно по несколько раз мы общаемся, то есть постигаем тайны общения: разговариваем на перемене, уроке, пишем ли письмо, звоним ли по телефону – везде происходит общение. Поговорим о телефонной этике. У кого есть дома телефон? Часто ли вы пользуетесь им? А знаете ли вы правила общения по телефону? Помните (запись на доске) слова телефонной этики произносить нужно правильно

ЗвонИт

ПозвонИт

ПерезвонИт

Существуют определенные правила телефонной этики. Рассмотрим три ситуации:
Ситуация 1

Вы собираетесь позвонить. Вариант обдумывания (Какой?)

(кому позвоню

О чем скажу

Что спрошу)

Ситуация 2

Вы позвонили. Какое основное правило нужно соблюдать?

(разговаривай кратко, вежливо, только по делу)
Какой должна быть беседа по телефону?

Вежливой, доброжелательной, содержательной и краткой.
Кто первым заканчивает телефонный разговор?

Кто его начал.
Учитель:

Ребята, давайте составим словарь этикетных слов.

Ученики называют слова.

Объяснительный диктант
Здравствуйте, до свидания, благодарю, поведение, извините, комплимент, речевой этикет, спасибо, вежливый, тактичный, доброжелательный, пожалуйста.
6. Итог урока

Чему научились, что нового узнали о речевой этике, что значит «быть культурным человеком»?
Домашнее задание:

узнать этимологию слова «пожалуйста» (поработать в библиотеке с этимологическими словарями).
Учитель:

Ребята, мне приятно с вами работать на уроке. Он прошел организованно, целенаправленно.

Анисенко Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск