Скачать 295.94 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ СТРАХОВЩИКОВ КОКУРС РЕФЕРАТОВ КОНКУРСНАЯ РАБОТАНА ТЕМУ: «Интеграция страхового и банковского капитала в условиях глобализации страховой отрасли» Автор: студент 3-го курса10 группы Ульев А.В. Научный руководитель:к. э. н., доцент, Андреева Л.Ю.РОСТОВ - НА – ДОНУ2004 Содержание
ВведениеРазвитие мировой экономики в значительной мере отражается на рынках финансовых услуг. С середины 80-х гг. в Европе активно происходит процесс слияний и поглощений финансовых организаций, в который в середине 90-х включилась и Россия. Компании стали создавать финансовые союзы и объединения, в частности объединения банков и страховых компаний, что обусловило возникновение на рынках финансовых услуг такого явления, как банхострахование и формирование его институциональных носителей - банкостраховых групп. Как следует из названия, основу подобной финансовой группы составляют взаимодействующие между собой банк и страховая организация. Банки и страховые компании, входящие в такие группы, решают проблемы с капитализацией за счет перераспределения средств внутри группы. Банковские услуги и услуги по страхованию прекрасно дополняют друг друга в предлагаемом едином продуктовом ряде. Банкостраховые группы аккумулируют огромные средства, которые инвестируются также и при помощи взаимных инвестиционных и пенсионных фондов. В целом банкостраховые группы работают согласно концепции «финансового супермаркета», то есть клиенту предлагаются все виды финансовых услуг в одном месте. У страховой компании при реализации концепции «финансовых супермаркетов» появляется возможность использовать базу данных о клиентах банков, снизить расходы по распространению страхового продукта, расширить сеть распределения финансовых услуг. 1. Основы интеграции банков и страховых компаний
Расширение спектра услуг путем реализации продуктов так называемого банковского страхования позволяет банкам привлечь новых клиентов и более полно удовлетворять потребности постоянных клиентов. Сотрудничество со страховыми компаниями выгодно и с точки зрения получения дополнительного финансового дохода (прибыли) за счет комиссионного вознаграждения, как продавцу страховых продуктов. Еще один немаловажный момент заключается в том, что создается долгосрочная ресурсная база из привлеченных страховых резервов, сформированных по заключенным при посредничестве банка договорам. И, наконец, расширение набора услуг при обслуживании клиентов положительно влияет на имидж банка и дает дополнительные конкурентные преимущества для продвижения собственных программ. С другой стороны, с развитием страхового рынка страховщики активно ищут альтернативные каналы продажи страховых полисов. Поскольку банки обслуживают значительное число клиентов, они интересны для страховщиков как агенты. У страховой компании при реализации концепции «финансовых супермаркетов» появляется возможность использовать базу данных о клиентах банков, снизить расходы по распространению страхового продукта, расширить сеть распределения финансовых услуг. 1.2 Пути создания банкостраховых групп Существует несколько путей создания банкостраховых групп: во-первых, страховая компания может купить банк; во-вторых, банк может купить страховую компанию; в-третьих, банк может создать свою страховую компанию; в-четвертых, может быть заключен договор о сотрудничестве между банком и страховой компанией. В настоящее время банки контролируют от 20 до 40% страхового рынка в Европе. Наиболее популярными продуктами банкострахования являются страхование жизни и пенсионное страхование. Полисы данных видов банки могут продавать через свои отделения либо через продающую сеть страховой компании. Следует отметить, что клиенты интуитивно доверяют больше банкам, чем страховым компаниям, поэтому марки и брэнды банка в совместной деятельности считаются наиболее предпочтительными. Однако если марка страховой компании известна и ей доверяют миллионы человек, банк предпочитает оставить марку без изменений. Так поступил банк Lloyds TSB при объединении с английской страховой компанией Scottish Widows1. 1.3 Плюсы взаимодействия страховой компании и банка Каждый участник бизнес-модели "Финансовый супермаркет" - банк, страховая компания - получает определенные преимущества перед вариантом раздельного ведения бизнеса. Главное преимущество продажи страховых продуктов через банки заключается в использовании страховщиком развитых филиальных сетей банков по всей территории страны. Поскольку банковский бизнес в России развит гораздо сильнее, чем страховой, и многие банки имеют разветвленную филиальную сеть, то при реализации концепции финансового супермаркета в сотрудничестве с крупным банком (как это в основном и происходит) проникновение страховой компании в регионы страны может быть реализовано в относительно сжатые сроки и без крупных денежных затрат. Как пишет журнал Euromoney, если предложить топ-менеджеру банка описать стратегию его финансового института и все его возможности, он через какое-то время обязательно заговорит о "глобальном взаимосвязанном банковском бизнесе". При этом будет называть свой банк "провайдером полного пакета финансовых услуг" или местом, где можно получить комплексный банковский сервис сразу и "не отходя от кассы" (one-stop-shop-services). Стремление банков к получению статуса финансового супермаркета никогда не было таким настойчивым, как сегодня, поскольку от реализации бизнес-модели "Финансовый супермаркет" банки также получают ряд важных преимуществ, следовательно, сотрудничество страховой компании с банком выгодно обоим участникам, поскольку2:
1.4 Минусы взаимодействия страховой компании и банка Однако помимо очевидных преимуществ интеграция банков и страховых компаний имеет и недостатки, главным из которых является монополизация финансовой отрасли3. Например, предприятие берет в банке в лизинг оборудование, при этом банк обязывает его застраховать лизинговое имущество и предлагает ряд страховых компаний, полисы которых он примет. С этими страховыми компаниями он имеет договор о сотрудничестве, или они входят в одну банкостраховую группу. Предприятие, берущее в лизинг оборудование, не имеет права выбрать другую страховую компанию, условия страхования которой могут быть более привлекательны, а стоимость услуг − дешевле, что ограничивает права потребителя финансовых услуг. Таким образом, происходит скрытая монополизация рынка финансовых услуг4. По законодательству большинства европейских стран банк и страховая компания не могут быть одним юридическим лицом. Однако ничто не мешает им владеть значительными долями акций друг друга. Благодаря столь сильной интеграции встает вопрос о государственном контроле над деятельностью банкостраховой группы. В настоящее время в мире банки и страховые компании контролируются различными органами государственного надзора. Однако для полного контроля необходимо объединить в одну государственную структуру органы банковского, страхового и финансового надзора, а также комиссию по ценным бумагам. Это явление, реализация которого в большинстве стран еще только планируется, уже получило название "интегрированный финансовый государственный надзор". 2. Формы, пути и перспективы интеграции 2.1 Пути интеграции Сравнение выявленных особенностей показывает, что основной целью банка при организации взаимодействия со страховой компанией можно считать перевод максимально возможного оборота ее денежных средств на счета. Можно выделить следующие основные пути привлечения страховых компаний к сотрудничеству:
Общая схема решения поставленных задач предполагает следующие этапы:
2.2 Основные формы интеграции банков и страховых компаний Итак, основными направлениями взаимодействия коммерческих банков и страховых организаций являются:
Размещение страховых резервов Основными принципами размещения страховых резервов для обеспечения финансовой устойчивости страховой компании являются:
В развитых странах Запада именно доход от размещения страховых резервов является основной составляющей прибыли страховых организаций. В соответствии с Законом о страховании и Правилами размещения страховых резервов существуют определенные ограничения использования коммерческих банков в качестве финансовых посредников страховых компаний по размещению резервов:
Исходя из вышесказанного, основными формами взаимодействия страховых компаний и банков в российской экономике являются следующие: Вариант 1. Банк выступает как агент страховой организации:
Вариант 2. Ликвидные ценные бумаги банка (акции, депозиты, векселя, облигации) являются объектом самостоятельной инвестиционной деятельности страховых организаций. Участие банка в проведении эмиссии акций страховых организаций осуществляется классическими способами. Инструментарий же трастового управления, базирующийся на принципах диверсификации вложений, одинаков для трастовых отделов банков, осуществляющих агентские услуги страховым организациям, и для самостоятельной инвестиционной деятельности страховых компаний7. Таким образом, основными направлениями взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков по размещению страховых резервов в российской экономике являются:
Страхование источников погашения кредита Данное направление сотрудничества банков и страховщиков является наиболее перспективным из всех упомянутых:
Смысл сотрудничества в сфере страхования источников погашения кредита в общем-то достаточно прозрачен. Любые кредитные вложения предполагают явное или неявное обеспечение возврата кредита со стороны заемщика (уровень финансовой стабильности фирмы-заемщика - пример неявного обеспечения, залог со стороны заемщика - пример явного обеспечения). Банк жизненно заинтересован в возврате выданного кредита, поэтому для него бывает выгодно заплатить страховую премию для защиты от наиболее вероятных рисков, которые могут обусловить невозможность возврата кредита заемщиком. В самом явном виде страхование источников погашения кредита имеет место при залоговом кредитовании, когда страховая компания страхует объект залога в части внешних рисков (огневое страхование, титульное страхование и пр.). При этом бенефициаром (выгодоприобретателем) страхового отношения является банк - при наступлении страхового события сумма возмещения страховой стоимости объекта залога перечисляется на его корреспондентский счет. Залоговое кредитование является простейшим примером оказания услуг страховой компанией по защите банка от основных рисков невозврата кредита. Существует и ряд других, более сложных схем взаимодействия по страхованию рисков невозврата по отдельным технологиям кредитования. Например: взаимодействие банка и страховой компании в сфере кредитования агропромышленного комплекса (АПК)8. 3. Интеграция капитала за рубежом и в России 3.1 Слияние и поглощение за рубежом Непрерывная череда слияний и поглощений на финансовых рынках США и Европы, начавшись в середине 80-х годов, продолжается до сих и породила новый вид финансового института - банкостраховую группу (bancassurance group или allfinanz). Преимущество такого типа организации состоит в том, что она может предложить своим клиентам полный пакет финансовых услуг, включающий как основные банковские, так и страховые услуги. В то же время, страховое подразделение такой организации, располагая большим объемом "длинных" денег, может вкладывать их при помощи банковского подразделения на короткий срок, например, в краткосрочное кредитование клиентов или в финансирование экспортно-импортных операций. Компании могут получить в такой группе не только кредитную линию под поставки товаров, но и полный комплекс страхования, необходимый при реализации средних и крупных экспортно-импортных сделок, при использовании которых значительно легче и дешевле осуществлять расчеты с помощью инструментов торгового финансирования (аккредитив, инкассо и т.д.)9. Банки и страховые компании, входящие в такие группы, решают проблемы с капитализацией за счет перераспределения средств внутри группы. Банковские услуги и услуги по страхованию прекрасно дополняют друг друга в предлагаемом едином продуктовом ряде. Банкостраховые группы аккумулируют огромные средства, которые инвестируются также и при помощи взаимных инвестиционных и пенсионных фондов. В целом банкостраховые группы работают согласно концепции "финансового супермаркета", то есть клиенту предлагаются все виды финансовых услуг в одном месте. Технически банкострахование появилось после серии решений правительств некоторых стран, которые позволили банкам и страховым компаниям владеть значительными долями акций друг друга. Текущие нормы законодательства в этой сфере все еще различаются в разных странах. Но в любом случае ни в одной стране банку и страховой компании не позволяется быть одним юридическим лицом. Каждый из них должен находиться под присмотром собственного регулирующего органа. В 1985 г. были пройдены первые шаги на пути к слиянию банковского и страхового капитала в Великобритании и Франции. Британская страховая компания Standard Life инвестировала в Bank of Scotland, а французская GAN приобрела пакет акций банка Credit Industriel et Commercial (CIC). Германия начала двигаться тем же путем в 1986-м, а Италия в 1988 г. Нидерланды присоединились к банкострахованию позднее - в 1990 г. Сегодня банки контролируют от 20 до 40% страхового рынка в Европейском Союзе (в США - 1%). Крупными банкостраховыми группами являются The Bank of Tokio-Mitsubishi Ltd, Credit Agricole Indosuez, The Dai-Ichi Kangyo Bank Limited, Fortis Group, MeritaNordbanken, ING Barings, Lloyds TSB, Den Danske Bank, шведский SEB Banken10. Банк Lloyds TSB, как видно из его названия, входит в страховой конгломерат Ллойда. Шведско-финская банкостраховая группа MeritaNordbanken помимо самого банка MeritaNordbanken включает в себя компании по страхованию жизни Merita Life Assurance Ltd. и Livforsakrings AB Livia, перестраховочное общество Nordbanken Reinsurance S.A. Французский банк Credit Agricole Indosuez владеет компанией по страхованию жизни Predica - ведущим поставщиком банко-страховых услуг во Франции, с активами 361 млрд. франков и долей рынка в 10,8%, а также компанией по страхованию собственности Pacifica. Семья шведских миллиардеров Валленбергов владеет целой промышленной империей, куда также входит банкостраховая группа Skandinaviska Enskilda Banken (SEB), включающая в себя компанию по страхованию жизни SEB Trygg Liv. Сюда до недавнего времени входила компания по страхованию промышленности и перевозок Trygg-Hansa, которая в конце 1999 г. была продана датскому финансовому холдингу Codan. Вообще в Скандинавии особо ощутимо присутствие банкостраховых групп, скандинавские империи укрупняются, поскольку в таком небольшом регионе размер играет очень значительную роль. Факторинговая компания Natexis Factor - дочерняя компания крупного европейского банка, с преобладающим французским капиталом Natexis Banque предлагает целый ряд услуг, как для мелкого бизнеса, так и для крупных компаний-экспортеров. Интересно, что эта компания тесно сотрудничает со страховой фирмой Cauri, совместно с которой она предлагает услугу по страхованию кредитов Accredia. В этом альянсе страховая компания отвечает за отношения со страховщиками и управление страховыми полисами, а факторинговая - за банковские факторинговые услуги. Данный пример наглядно показывает преимущества совместной работы банков и страховых компаний. Швейцарско-американская финансовая группа Credit Suisse стала двигаться к образованию банкостраховой группы в 1998 г., после объединения с крупной страховой компанией Winterthur11. Один из крупнейших банков мира − The Bank of Tokio-Mitsubishi входит в одну группу с такими страховыми компаниями, как The Meiji Life Insurance Company, которая занимается страхованием жизни, и The Tokio Marine & Fire Insurance Company (промышленное и морское страхование). В США до последнего времени существовали ограничения на инвестиционную и страховую деятельность для коммерческих банков, которые сняты недавно после отмены банковского акта Гласса-Стигала от 1933 г., а также после отмены акта МакФэддена (McFadden act). Решение Высшего суда США по делу компании Variable Annuity and Life Insurance Company (VALIC) дало банкам право продавать аннуитеты (вид займа, позволяющий получать ежегодную ренту, устанавливаемую с расчетом на постепенное погашение капитальной суммы долга вместе с процентами по нему), а решение Высшего суда по делу Bamett Bank сделало возможным для банков продажу личных страховых полисов и полисов на страхование жизни. Из-за того, что это произошло позже, чем в Европе, крупнейшие американские страховые компании только сейчас присматриваются к возможным кандидатам на поглощение или партнерство среди банков. Продажи страховых продуктов через банки только начинают расширяться, тем не менее, в перспективе американские банкостраховые группы должны выйти на первые места, поскольку американский рынок финансовых услуг является крупнейшим в мире, а доступ на него для иностранных компаний и банков ограничен. Крупнейшей банкостраховой группой в США является Citi Group во главе с Citibank, которая образовалась в результате слияния Citibank и финансового холдинга Travelers Group. Страховое подразделение Travelers - Primerica Financial Services является крупнейшим продавцом страховых полисов в США, с объемом продаж в 52.6 млрд. долл. только за 2002 г. Преимущества продажи страховых продуктов через банки заключаются, во-первых, в наличии у банков крупных дистрибьюторских сетей в виде отделений. Важным фактором является и доверие клиентов к людям, с которыми они уже давно работают, а также то, что банки имеют более сильную связь с клиентом, чем страховые компании12. 3.2 Интеграция финансовых учреждений в РФ В России процесс интеграции банков и страховых компаний начался позднее, чем в Европе. С помощью альянсов с банками российские страховые компании решают такие актуальные проблемы, как низкая капитализация и недостаточное развитие сбытовых сетей (здесь им на помощь приходит развитая сеть банковских филиалов, отделений и представительств). Что касается организации страховой деятельности, то наряду со значительным охватом финансового рынка и оказанием взаимных услуг типа "банк - страховая компания" (страхование залогового имущества, имущества банка и т.п.) данная интеграция интересна и как взаимодействие нескольких страховых компаний в группе. Рассмотрим такой пример. Клиент обратился в одну из страховых компаний по поводу страхования имущества предприятия. Помимо этого он интересуется страхованием жизни, а также сельскохозяйственных рисков, которыми данная компания не занимается. В этом случае подключается вторая страховая компания из группы, которая имеет лицензии на эти виды страхования. В результате клиент получил возможность застраховать все интересующие его риски в пределах одного альянса. Банкострахование выгодно и клиентам. Клиенту не нужно тратить время на поиски страховой компании, которая согласится страховать его сделку, залоговое имущество или вклад, все эти операции он может осуществить в банке. Кроме того, услуги страхования обойдутся клиенту банка значительно дешевле. В России в отличие от Европы банкострахование больше рассчитано на юридических лиц. Это объясняется тем, что юридические лица гораздо активнее взаимодействуют с банками, чем физические лица, сотрудничество которых ограничивается снятием наличных денежных средств с пластиковой карты. Кроме того, работа с юридическими лицами менее рискованна и более прибыльна как для банка, так и для страховой компании. Наиболее распространенным банкостраховым продуктом сегодня является страхование залогового и лизингового имущества для юридических лиц. Для физических лиц данный вид страхования сопровождается также страхованием жизни заемщика. Способ реализации полисов через банк зависит от уровня его интеграции со страховой компанией. В России наиболее распространена продажа стандартных страховых продуктов (зеленая карта, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) через так называемые банковские окна. При более сильной интеграции возможен вариант открытия при банке представительства страховой компании, которое могло бы предлагать практически весь набор страховых услуг, начиная от страхования жизни и кончая страхованием имущества13. В настоящее время в России на рынке страховых услуг сложилась именно такая ситуация, когда компании, которые раньше других осознают выгоду тесного сотрудничества с банками, в дальнейшем смогут занять наиболее значительную часть рынка. Клиентам таких страховщиков будет гарантировано обслуживание в группе, достигающей максимальной полноты спектра предоставляемых услуг в сочетании с максимальной надежностью проводимых операций. Сотрудничество СК с банками не ограничивается распространением по своим каналам страховых полисов. Компаниями была разработана оригинальная программа взаимодействия: банк - партнер страховой компании, которая предполагает также страхование самого банка, его работников и клиентов, осуществление совместных инвестиционных проектов. Она включает ряд следующих направлений. Во-первых, это страхование имущества банка: зданий, помещений, хранилищ, мебели, оборудования, средств вычислительной техники, транспорта (в том числе инкассаторских машин), грузов и инкассаторских перевозок. По условиям договора ущерб возмещается в случае пожара, аварий, умышленных действий третьих лиц, стихийных бедствий, катастроф. Также может быть застраховано имущество, переданное банку в залог. Распространенным стало страхование денежных средств и других ценностей во время перевозки и на хранении в банковских хранилищах, сейфах, кассах. Во-вторых, предлагается комплекс услуг по страхованию персонала. Социально-страховое обеспечение сотрудников банка отвечает самым современным требованиям и включает в себя:
Известно, что деятельность инкассаторов, операционистов, охранников связана с повышенным риском. Полис страхования от несчастных случаев позволит компенсировать причиненный им вред. По договору смешанного страхования жизни и от несчастных случаев сотрудники также получают дополнительные накопления за счет регулярных страховых выплат. В-третьих, программа взаимодействия компаний с банками предполагает страхование финансовых рисков в банковской деятельности. К ним относятся страхование убытков от перерыва в коммерческой деятельности, страхование от непредвиденных судебных расходов. Одним из перспективных видов страхования следует назвать страхование лизинговых проектов. Лизинговое финансирование является альтернативной формой кредитования и предоставляет предприятию возможность пользоваться основными средствами, не располагая достаточной суммой для их приобретения. Договор страхования позволяет банку избежать финансовых потерь, связанных с невозвратом или частичным возвратом кредитных ресурсов по причине утраты (гибели), недостачи или повреждения лизингового имущества, потери материальных, финансовых и людских ресурсов, а также в случае ненадлежащего исполнения обязательств по кредитному договору. Договор страхования заключается в пользу банка-кредитора за счет одного из участников лизинговой сделки. Для пополнения оборотных средств предприятия в последнее время все чаще используют факторинг − комплекс финансовых услуг, позволяющий предприятию закупать материальные ресурсы с отсрочкой платежа, а производителю (поставщику, продавцу) − получать оплату поставки, не дожидаясь платежа от своего покупателя. В этой связи страхование факторинговых операций будет для банка надежным гарантом от финансовых потерь, которые могут возникнуть вследствие частичной или полной неоплаты покупателем поставленных ему товаров или услуг. Договор страхования оформляется в пользу банка за счет средств клиента либо самого банка. Застрахованы могут быть оборотные средства и производственные ресурсы предприятия, риск предпринимательской деятельности банка, связанный с невозвратом кредита. В-четвертых, СК обеспечивает надежной страховой защитой клиентов банка. Важнейшими направлениями этой работы являются:
Взаимодействие банков и страховых компаний, их интеграция помогает решить проблему эффективного использования страховых резервов и активов, которая является приоритетной экономической задачей не только для любой страховой компании, но и для государства. До начала формирования российского страхового рынка можно было говорить о преимущественно экономическом содержании этой задачи. В условиях реализации неолиберальной модели глобализационного развития страховых отношений появились новые факторы, влияющие на формирование новой роли страховых компаний как институциональных инвесторов в российской экономике. Высокодоходная политика инвестирования страховых резервов — самый надежный способ обеспечения финансовой устойчивости страховщика для покрытия обязательств по убыткам. Именно стремление повысить уровень своей финансовой устойчивости увеличивает интерес страховых компаний к взаимодействию с банками. По некоторым аналитическим данным, страховые компании России стоят на первом месте среди российских институциональных инвесторов по критериям надежности и эффективности инвестиций (коммерческие банки на втором месте). Объемы аккумуляции капитала через западную страховую систему и пенсионные фонды не уступают сберегательному делу, а в ряде случаев даже превосходят его. Инвестиционный потенциал страховых компаний способен сыграть также роль стимулятора инвестиций за счет страхования сопутствующих инвесторам рисков. Особенно большой инвестиционный ресурс имеет страхование жизни, в котором значительную часть составляют долгосрочные договоры на 10-15 и более лет. Достаточно сказать, что около 30% долгосрочных займов в США приходится на средства компаний по страхованию жизни, активы которых примерно в 3 раза превышают активы страховщиков, осуществляющих операции по рисковым видам страхования. В Великобритании на долю компаний страхования жизни приходится около 80% всех инвестиций страховщиков. Страховые компании Великобритании владеют более чем 20% акционерного капитала всех зарегистрированных на Лондонской фондовой бирже акционерных компаний, огромной недвижимостью в Лондоне и т.п. ликвидными активами. Общая сумма инвестиций, которыми управляют страховые организации Европы, США и Японии, составляет несколько триллионов долларов, а объем инвестиций страховщиков в экономику стран ЕЭС в 2002 г.оценивался в размере 370 миллиардов евро. На 01.01.2003 г. структура активов крупных российских страховщиков заметно изменилась по сравнению с 2001 г. Прежде всего, в структуре активов значительно снизилась доля инвестиций. Например, в 2001 г. удельный вес инвестиций в структуре активов составлял 49,3%, а в 2002 г. этот показатель снизился до 42%. Несмотря на сокращение удельного веса инвестиций в структуре активов 155 крупнейших страховщиков, их объем за минувший год увеличился на 27,2% и на 01.01.2003 г. составил 88,8 млрд рублей или 2,92 млрд долларов. Крупнейшим инвестором среди российских страховщиков по итогам 2002 г. являлась «Промышленно-страховая компания» с показателем 7,6 млрд рублей, которая одна из первых оказалась активным участником финансового супермаркета «Никойл». В пятерку крупнейших инвесторов, помимо «ПСК» в 2002 г. вошли компании «Ингосстрах», «НСГ», «НАСКО-Татарстан» и «Индустрия РЕ», активно взаимодействующие на рынке с банками. Объем инвестиций этих компаний постоянно растет. В 2002 г. он увеличился, соответственно на 21,7%, 134,1%, 131,7% и на 72,6%. Вместе с тем сократились объемы инвестиций у следующих страховых компаний: «Лукойл» (на 11,2%), «РОСНО» (на 35,7%), «Согласие» (на 30,1%), «Прогресс-Гарант» (на 63,6%), «Универс РЕ» (на 12,3%), которые проявили меньшую активность на фондовом рынке и во взаимодействии с другими финансовыми институтами на рынке. В структуре инвестиций зна чительней всего выросли вложения в «прочие инвестиции», в числе которых преобладают финансовые вложения в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Так, удельный вес прочих инвестиций увеличился с 2,3% на 01.01.2002 г. до 6% на 01.01.2003 г. При этом объем прочих инвестиций вырос в 3,3 раза и составил 5,4 млрд. рублей. Однако в структуре инвестиций страховых компаний России преобладают все же не производственные инвестиции, а финансовые. Но даже при соблюдении этих условий вопрос гарантий сохранности средств остается крайне важным. С одной стороны, в России сложился экономический уклад, располагающий в принципе всеми рыночными условиями и атрибутами, с другой - все еще не созданы надежные стимулы для притока внешних и внутренних инвестиций. В настоящее время в Российской Федерации страховые организации в основном хранят средства в «своих» коммерческих банках, инвестируют нужды своих учредителей. Особенно это касается кэптивных компаний. Отдельные, наиболее крупные страховые организации начинают вкладывать средства в недвижимость. Укрупнение финансового бизнеса -перспектива, перед которой вскоре окажутся все страны СНГ. Опыт финансовых групп Западной и Центральной Европы, а также ведущих российских банковских холдингов достаточно убедительно показывает, что сотрудничество банков и страховых компаний в виде модели финансового супермаркета является взаимовыгодным для всех участников и клиентов. 3.3 Перспективы дальнейшего сотрудничества банков и страховых компаний В последнее время предпринимаются попытки подключения банков России (самостоятельно или через ФПГ и другие структуры) к восстановлению единого экономического пространства а рамках СНГ, в частности, к созданию общего страхового рынка. Прежде чем начинать эту деятельность необходимо подписать и ратифицировать странами СНГ:
|
Реферат На тему: „ Глобализация страховой отрасли: возможные последствия... Это явление выражается в концентрации страхового и перестрахового капитала; сращении банковского и страхового капитала; увеличении... | Реферат На тему: Консолидация страхового и банковского бизнеса как... Взаимодействие банков и страховщиков как инструмент минимизации отрицательных последствий глобализации 11 | ||
Аннотация фундаментального исследования «Глобализация и интеграция страховых рынков» Объект исследования – экономические отношения, складывающиеся в условиях современной рыночной экономики по поводу организации страховой... | Рабочая программа (Проект) Наименование дисциплины Основы страховой... Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела | ||
Рефератов и докладов по дисциплине «страховой маркетинг» Тема Маркетинг в страховании При изучении вопросов данной темы необходимо дать определение страхового маркетинга, рассмотреть его основные функции. Объяснить,... | Рефератов реферат на тему : Влияние глобализационных тенденций на... Влияние глобализационных тенденций на развитие страховой отрасли и интеграцию страховых рынков стран СНГ | ||
Реферат на тему: Возможные последствия глобализации для страхового бизнеса Республики Беларусь Это объективно порождает необходимость поиска путей реформирования и совершенствования национального страхового законодательства... | Кафедра экономической методологии и истории Список примерных тем... Особенности развития интеллектуального капитала в условиях глобализации экономики | ||
Положение о Конкурсе рефератов среди студентов российских Вузов и менеджеров страховых компаний На современном этапе развития страхования в России повышенное внимание должно уделяться совершенствованию страхового дела, распространению... | Конкурсная работа на тему: Прошлое, настоящее и будущее специальности... Подготовка локомотивных бригад для работы в новых условиях работы и возрастающих требований к безопасности движения | ||
Темы рефератов по курсу «Основы ядерно-химической технологии» для... Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в условиях реформирования атомной отрасли | «Судебная психиатрия» «Forensic psychiatry» Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела | ||
Конкурсная работа «Моя профессия железная дорога» На тему На тему: Совершенствование эксплуатационной работы на базе внедрения новейших информационно-управляющих и телекоммуникационных систем,... | Оценка эффективности теста на основе полиномиальной вероятностной модели Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080505 «Управление персоналом» Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела | Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего... Сплетухов Ю. А., кандидат экономических наук, ст научный сотрудник, доцент кафедры банковского и страхового дела |