Скачать 56.73 Kb.
|
Иконникова А.Н. Экспериментальная работа по внедрению элементов Болонского процесса на ФИЯ: анализ и перспективы Многие мероприятия по вхождению в Болонский процесс должны проводиться и проводятся на правительственном и межправительственном уровнях. Но есть элементы, которые находятся в компетенции высших учебных заведений. Поэтому факультет иностранных языков начал экспериментальную работу по внедрению некоторых элементов Болонского процесса решением Ученого совета ЯГУ № 6 с марта 2005 г. Изучив документы, связанные с Болонским процессом, коллектив факультета решил апробировать только некоторые элементы, т.к. для полного перехода и осуществления всех положений Болонской декларации требуется хорошо подготовленная нормативная база и совершенно другое сознание и понимание требований к получению качественного высшего образования. Профессорско-преподавательский коллектив факультета решил: 1. внедрить кредитную систему зачетных единиц (ЗЕД) и расчет кредитов ЕСТS (европейской кредитной трансфертной системы); 2. разработать и выдавать европейское приложение к диплому на английском и французском языках; 3. разработать и выдавать транскрипт обучаемого также на иностранных языках; Дисциплины учебного плана были рассчитаны в зачетных единицах (ЗЕД), на основе письма министерства образования РФ от 28.11.02 №14-52-988 ин/13, в которой предложена методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования (13ЕД = 36 академическим часам). На ФИЯ были проведены семинары по вопросам Болонского процесса и кредитам. 3 семинара были проведены на общеуниверситетском уровне, 1 семинар для учителей РС (Я). Преподаватели, заведующие кафедрами организовали разъяснительную работу и собрания среди студентов. Кредитная система зачетов была введена на 1-2 курсах параллельно традиционной системе. Причем в экспериментальную работу вовлечены только преподаватели ФИЯ. «Приходящие» преподаватели еще не совсем понимают и осознают специфику требований международных стандартов, поэтому только наблюдают и не используют кредитную систему в своей работе. Тем не менее, эксперимент показал, что многие преподаватели ФИЯ оказались психологически не готовы к новой зачетной системе. В качестве примера введения кредитной системы зачетов, возьмем дисциплину «Основы филологии», новый курс по выбору, введенный в 2005-2006 году на 2 курсе ФИЯ. На данную дисциплину выделено 1,5 ЗЕД. Они были распределены следующим образом: - посещение лекций (не менее 2/3 от объема часов) - 0,5 - СРС (составление каталога 10 Интернет-сайтов по филологии и лингвистике с аннотациями) - 0,5 - выполнение зачетного теста - 0,5 По традиционной схеме зачетов из 110 студентов незачет получило 6 студентов, которые имели право на пересдачу (2 раза). При введении кредитной системы зачетов не заработали бы 1,5 ЗЕД тридцать три студента, т.е. ровно треть студентов была бы отчислена. Проблемы: 1. При большом количестве студентов затрудняется контроль над посещаемостью, поскольку перекличка отнимает много времени, а сами студенты не всегда честно отмечают отсутствие своих однокурсников. Поэтому проставление ЗЕД за посещаемость лекций также не совсем объективно. Видимо, необходимо придумать другой способ контроля работы студентов на лекциях (либо экспресс-опросы на каждой лекции, либо проверка конспектов и т.д.). Методика разработки трудоемкости основных образовательных программ и кредитов ЕСТ8 выдвигает на передний план проблему организации самостоятельной работы студентов. Большинство зачетных единиц и кредитов ЕСТ8 зарабатывается именно самостоятельной работой. Необходимо разработать новый режим самостоятельного усвоения знаний. В то же время преподаватели еще сами не готовы усилить работу по СРС, до сих пор не разработаны схемы учета времени труда преподавателя по проверке СРС. Студенты также не привыкли самостоятельно искать и находить новые знания. Кроме того, до сих пор нет достаточной методической базы для СРС. Введение в качестве одного из показателей государственной аккредитации такого критерия как «Методическая работа». Это ведет к тому, что каждый преподаватель теперь должен иметь учебно-методический комплекс по своей дисциплине, состоящий из: 1. Рабочей программы 2. Методических материалов, устанавливающих содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 3. Графика проверки СРС, консультацией преподавателям 4. Содержания курса лекций. Использование кредитной системы зачетных единиц удобно тем, что студент, не выполнивший определенного задания и не набравший определенного количества баллов, не допускается к экзаменам или зачетам и может быть отчислен. Причем другой попытки сдать или отработать пропуски у него не имеется, как и нет права на пересдачу. Только на следующий год он может восстановиться и продолжить учебу. Это похоже на принцип ЕГЭ, один раз сдал и больше не имеешь права улучшить свой результат или пересдать. С одной стороны это удобно, пропадает система пересдач, у преподавателя освобождается время для ведения научной работы, студент соблюдает дисциплину, повышается его ответственность, в том числе и к выполнению СРС. С другой стороны возникает проблема со студентами, которые не справились с учебными заданиями по уважительной причине. Вероятно в таких случаях, особое внимание следует уделить организации индивидуального плана обучения. В ходе эксперимента появились вопросы:
С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов, проведен анализ существующей организации самостоятельной работы студентов. Выявлены следующие факторы, снижающие эффективность СРС ( по результатам опроса студентов)
Факторы, снижающие эффективность СРС (по результатам опроса преподавателей)
Таким образом, эксперимент показал, что:
2. Необходимы новые решения в подходах к организации СРС. Должна быть разработана система контроля СРС. Преподаватели должны четко сформулировать задания, разработать формы контроля СРС и учебно-методические комплексы. 3. Введение кредитной системы зачетов будет способствовать не только успешной мобильности студентов, но и повышению ответственности к учебному процессу, укреплению дисциплины и повышению качества знаний. |
В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб В брошюре в краткой и доступной форме излагаются базовые позиции Болонского процесса. Материал подан в виде ответов на вопросы, которые... | Самостоятельная работа 777 Декларация о создании европейской зоны высшего образования к 2010 году, принятая в рамках Болонского процесса, ориентирует на необходимость... | ||
План по внедрению элементов антикоррупционного воспитания и образования... План по внедрению элементов антикоррупционного воспитания и образования в моу сош с. Астрадамовка | Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс Болонского процесса. Проблема требует комплексного и поэтапного подхода, и каждый год на меж- и внутригосударственном уровнях решаются... | ||
• Исследовательская работа • Опытно-экспериментальная работа «Дневник ру», апробация и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс | Экспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в... Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий | ||
Курсовой работы. Составитель: доцент Корляков А. С. Екатеринбург... Курсовая работа самостоятельная работа студента, выполняемая в соответствии с типовой программой учебного процесса по подготовке... | Анализ инноваций в гостиничных технологиях в России и за рубежом,... Анализ инноваций в гостиничных технологиях в России и за рубежом, и разработка предложений по их внедрению на примере ООО «Мандарин-Сервис»... | ||
Российско-японские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы... Работа выполнена на Кафедре Внешней политики России и актуальных международных проблем Дипломатической академии мид россии | Пояснительная записка 3 6 Экспериментальная и инновационная работа школы, реализация инновационных программ и технологий | ||
Болонский процесс. Основные задачи по реализации в волгму Европе подчеркивается, что большинство целей Болонской декларации и Болонского процесса находятся в соответствии с принципами и недавними... | Курсовая работа по теме “ Переходные процессы в несинусоидальных цепях” Анализ зависимости типа переходного процесса в цепи от одного линейного параметра | ||
Методические указания по выполнению и темы курсовых работ для студентов... Курсовая работа по управленческому учету является одним из элементов учебного процесса по подготовке дипломированных специалистов... | Программа базируется на положении о двухуровневой системе подготовки... Срок освоения и трудоемкость ооп впо бакалавриата по направлению «филология» с профилем «Прикладная филология (иностранные языки)»... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине: Экспериментальная магнитная... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Методические рекомендации для студентов 4 курса. Педиатрия План практического занятия Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических... |