«Наследственная (генотипическая) изменчивость»





Название«Наследственная (генотипическая) изменчивость»
страница1/6
Дата публикации04.07.2013
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Генетика в школьном курсе биологии
(учебно-методическое пособие)


Содержание

  1. Достижения современной генетики

  2. Лауреаты Нобелевской премии в области генетики

  3. Теоретические основы школьного курса генетики:

    • - этапы развития генетики;

    • - методы генетики;

    • - основные понятия;

    • - основные термины;

    • - законы и закономерности;

    • - изменение наследственной информации;

    • - процессы наследования человека;

    • - генетически обусловленные болезни;

    • - медико-генетическое консультирование (МГК);

    • - наследование и эволюция.

  1. Евгеника: позитивная и негативная

  2. Урок на тему «Наследственная (генотипическая) изменчивость»

  3. Решение генетических задач

  4. Опорные конспекты по генетике

  5. Литература

Генетические разделы школьного курса биологии - камень преткновения для учащихся и учителей биологии, так как являются одними из самых сложных для понимания. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать знания достижений современной генетики, а также решение задач разных уровней сложности. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня достижений учащихся.
Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ, абитуриентам и студентам естественных и биологических факультетов.

Достижения современной генетики

"...Но прежде прибери в комнатах, вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли: белую отбери от коричневой, познай самое себя". Е.Л Шварц. "Золушка"

Наверное, самым трудным для Золушки в заданиях злой и коварной мачехи было: "Познай самое себя!" Все остальное трудно, но понятно - действия привычные, выдумывать ничего не надо, только поспевай... А что значит: "Познай самое себя"? Узнать как ты движешься, думаешь или дышишь, когда перебираешь фасоль? А может быть, первый шаг к настоящему пониманию человека - узнать, как он воспроизводит себе подобных?

Когда несколько американских ученых в 1986-1987 годах принялись неслыханно дерзко уговаривать руководителей Министерства энергетики США выделить несколько миллиардов долларов на фантастический проект: узнать строение всех генов человека - это был правильный шаг к познанию самих себя. Узнав строение генов, можно было посягнуть и на то, чтобы вторгнуться реально в понимание процессов мышления и реагирования на стимулы, приходящие из окружающей среды и т.д.

Как только проект, названный "Геном человека ", был объявлен, начались новые муки: множество людей во всем мире, причем не просто обыватели, а профессора и руководители институтов, стали его резко критиковать, называя его "завиральным", нереальным и попросту глупым. Вложенных средств он не оправдает, усилий потребует столько, что все ученые, забросив остальные дела, справиться с ним не смогут и т. п. Деньги затея поглотит, а толку все равно не будет. Рановато еще к этому приступать, твердили эти знатоки, наука не созрела для решения таких задач, технических возможностей не создано, лучше прекратить с самого начала нелепую выдумку, а деньги пустить на действительно реальные проекты.

Если бы на этом настаивали специалисты по ядерной физике или физической химии, было бы понятно, ведь из-за "Генома человека" приостановили другие дорогие проекты, прежде всего в области физики. Но в хоре протестов выделялись и голоса биологов, особенно из Западной Европы и СССР. Правда, в СССР были и другие ученые, в частности, академик А..А. Баев, которые сразу же постарались включиться в международный проект и извлечь из него максимальную пользу.

И вот прошло 10 лет с момента официального старта проекта. Чего же удалось достичь? К концу 1999 г. расшифровано свыше двух десятков геномов. Но насколько близки мы к пониманию строения всех генов человека? И что эти данные могут дать самому человеку?

СКОЛЬКО ГЕНОВ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ?

В любой соматической клетке человека 23 пары хромосом. В каждой из них по одной молекуле ДНК. Длина всех 46 молекул почти 2 м. У взрослого человека примерно 5х10" клеток, так что общая длина молекул ДНК в организме 10" км (почти в тысячу раз больше расстояния от Земли до Солнца).

В молекулах ДНК одной клетки человека 3,2 млрд. пар нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из углевода, фосфата и азотистого основания. Углеводы и фосфаты одинаковы во всех нуклеотидах, а азотистых оснований - четыре. Таким образом, язык генетических записей четырехбуквенный, и если основание его "буква ", то "слова" - это порядок аминокислот в кодируемых генами белках. Кроме состава белков в геноме (совокупности генов в одинарном наборе хромосом) записаны и другие любопытные сведения. Можно сказать, что Природа (в результате эволюции или Божьего промысла) закодировала в ДНК инструкции о том, как клеткам выживать, реагировать на внешние воздействия, предотвращать "поломки", иными словами, - как развиваться и стареть организму. Любое нарушение этих инструкций ведет к мутациям, и если они случаются в половых клетках (сперматозоидах или яйцеклетках), мутации передаются следующим поколениям, угрожая существованию данного вида.

Как представить себе 3 млрд. оснований зримо? Чтобы воспроизвести информацию, содержащуюся в ДНК единственной клетки, даже самым мелким шрифтом (как в телефонных справочниках), понадобится тысяча 1000-страничных книг!

Сколько же всего генов, то есть последовательностей нуклеотидов, кодирующих белки, в ДНК человека? Года три назад полагали, что g около 100 тыс., затем решили, что не более 80 тыс. В конце 1998 г. пришли к выводу, что в геноме человека 50-60 тыс. генов. На их долю приходится только 3% общей длины ДНК. Роль остальных 97% пока неясна.

ЧТО ТАКОЕ "ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА"?

Цель проекта - выяснить последовательности азотистых оснований и положения генов (картирование) в каждой молекуле ДНК каждой клетки человека, что открыло бы причины наследственных заболеваний и пути к их лечению. В проекте заняты тысячи специалистов со всего мира: биологов, химиков, математиков, физиков и техников. Это один из самых дорогих научных проектов в истории. В 1990 г. на него потрачено 60 млн. долл., в 1991 г. - 135 млн., в 1992-1995 гг. - от 165 до 187 млн. в год , а в 1996-1998 гг. только США израсходовали 200, 225 и 253 млн.
Интерес к уже полученным результатам огромен: самые цитируемые в 1998 г. авторы (не только в генетике или биологии, но во всех областях науки) Марк Адамс и Крэйг Вёнтер из Института исследований генома в штате Мэриленд (США) - частной компании, занимающейся только составлением "генных карт".

ВЕХИ ПРОЕКТА

Проект состоит из пяти основных этапов:

  • составление карты, на которой помечены гены, отстоящие друг от друга не более, чем на 2 млн. оснований, на языке специалистов, с разрешением 2 Мб (Мегабаза - от английского слова "base"-основание);

  • завершение физических карт каждой хромосомы с разрешением 0,1 Мб;

  • получение карты всего генома в виде набора описанных по отдельности клонов (0,005 Мб);

  • к 2004 г. полное секвенирование ДНК (разрешение 1 основание);

  • нанесение на карту с разрешением в 1 основание всех генов человека (к 2005 г.).

Когда эти этапы будут завершены, исследователи определят все функции генов, а также биологические и медицинские применения результатов.

ТРИ КАРТЫ

В ходе проекта создают три типа карт хромосом: генетические, физические и секвенсовые (от англ. sequence - последовательность). Выявить все гены, присутствующие в геноме, и установить расстояния между ними - значит локализовать каждый ген в хромосомах. Такие генетические карты помимо инвентаризации генов и указания их положений ответят на исключительно важный вопрос о том, как гены определяют те или иные признаки организма. Ведь многие признаки зависят от нескольких генов, часто расположенных в разных хромосомах, и знание положения каждого из них позволит понять, как происходит дифференцировка (специализация) клеток, органов и тканей, а также успешнее лечить генетические заболевания.

В 20-е и 30-е годы, когда создавалась хромосомная теория наследственности, выяснение положения каждого гена привело к тому, что на генетических картах сначала дрозофилы, а затем кукурузы и ряда других видов удалось отметить особые точки, как тогда говорили, "генетические маркеры" хромосом. Анализ их положения в хромосомах помог снабдить генетические карты хромосом человека новыми сведениями. Первые данные о положении отдельных генов появились еще в 60-е годы. С тех пор они множились лавинообразно, и в настоящее время известно положение уже десятков тысяч генов. Три года назад разрешение генетической карты составляло 10 Мб (для некоторых участков - даже 5 Мб).

Другое направление исследований - составление физических карт хромосом. Еще в 60-е годы цитогенетики стали окрашивать хромосомы, чтобы выявить на них особые поперечные полосы. После окрашивания полосы было видно в микроскоп. Между полосами и генами удалось установить соответствие, что позволило изучать хромосомы по-новому. Позже научились "метить " молекулы ДНК радиоактивными или флуоресцентными метками) и следить за присоединением этих меток к хромосомам, что значительно повысило разрешение их структуры: до 2 Мб, а потом и до 0,1 Мб (при делении клеток). В 70-е годы научились "разрезать " ДНК на участки специальными (рестрикционными) ферментами, распознающими короткие отрезки ДНК, в которых информация записана в виде палиндромов - сочетаний, читаемых одинаково от начала к концу и от конца к началу. Так возникли рестрикционные карты хромосом. Использование современных физических и химических методов и средств улучшило разрешение физических карт в сотни раз.

Наконец, разработка методов секвенирования (изучения точных последовательностей нуклеотидов в ДНК) открыла путь к созданию секвенсовых карт с рекордным на сегодня разрешением (на этих картах будет указано положение всех нуклеотидов в ДНК).

ДВА ПОДХОДА

Число хромосом и их длина различны у разных биологических видов. В клетках бактерий всего одна хромосома. Так, размер генома бактерии Mycoplasma genitaliurn 0,58 Мб (в нем 470 генов), у бактерии кишечной палочки (Escherichia сои) в геноме 4200 генов (4,2 Мб), у растения Arabidopsis thaliana - 25 тыс. генов (100 Мб), у плодовой мушки Drosophila melanogaster - 10 тыс. генов ( 120 Мб). В ДНК мыши и человека 50-60 тыс. генов (3000 Мб). Конечно, для составления карт столь разных объектов одни и те же методы неприменимы, поэтому используют два разных по методологии подхода. В первом делят ДНК на небольшие куски и, изучив их по отдельности, воссоздают всю структуру, Этот подход увенчался успехом при составлении сравнительно простых карт. Для более сложных геномов эффективнее второй подход. В этих случаях неразумно делить молекулу ДНК на короткие куски, удобные для детального изучения. Их оказалось бы так много, что путаница в последовательностях была бы неразрешимой. Поэтому, принимаясь за расшифровку, молекулу делят, наоборот, на как можно более длинные куски и сравнивают их в надежде найти общие концевые участки. Если это удается, куски объединяют, после чего процедуру повторяют. С совершенствованием компьютеров и математических методов обработки информации объединенные по такому принципу куски становятся все крупнее, постепенно приближаясь к целой молекуле. Этот подход, в частности, позволил составить генетическую карту 3-й хромосомы дрозофилы.

КЛАДЕЗЬ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Важный аспект проекта "Геном человека " - разработка новых методов исследований.

Еще до старта проекта был развит ряд весьма эффективных методов цитогенетических исследований (теперь их называют методами первого поколения). Среди них: создание и применение упомянутых рестрикционных ферментов; получение гибридных молекул, их клонирование и перенос участков ДНК с помощью векторов в клетки-доноры (чаще всего - кишечной палочки или дрожжей); синтез ДНК на матрицах информационной РНК; секвенирование генов; копирование генов с помощью специальных устройств; способы анализа и классификации молекул ДНК по плотности, массе, структуре.

В последние 4-5 лет благодаря проекту "Геном человека" разработаны новые методы (методы второго поколения), в которых почти все процессы полностью автоматизированы. Почему это направление стало центральным? Самая маленькая хромосома клеток человека содержит ДНК длиной 50 Мб, самая большая (хромосома 1) - 250 Мб. До 1996 г. наибольший участок ДНК, выделяемый из хромосом с помощью реактивов, имел длину 0,35 Мб, а на лучшем оборудовании их структура расшифровывалась со скоростью 0,05-0,1 Мб в год при стоимости 1-2 долл. за основание. Иными словами, только на эту работу понадобилось бы примерно 30 тыс. дней (почти век) и 3 млрд. долл.

Совершенствование технологии к 1998 г. повысило производительность до 0,1 Мб в день (36,5 Мб в год) и понизило стоимость до 0,5 долл. за основание. Использование новых электромеханических устройств, которые к тому же потребляют меньше реактивов, позволит уже в 1999 г. ускорить работы еще в 5 раз (к 2003 г. планируется довести скорость расшифровки до 500 Мб в год) и уменьшить стоимость до 0,25 долл. за основание (для человеческой ДНК еще дешевле).

ГЕНЫ В БАНКЕ

За последние шесть лет созданы международные банки данных о последовательностях нуклеотидов в ДНК разных организмов (GenBank EMBL/ DDBJ) и о последовательностях аминокислот в белках (PIR 1 SwissPot). Любой специалист может воспользоваться собранной там информацией в исследовательских целях. Решение о свободном доступе к информации далось нелегко.

Ученые, юристы, законодатели немало потрудились, чтобы воспрепятствовать намерениям коммерческих фирм патентовать все результаты проекта и превратить эту область науки в бизнес.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Расшифрованные геномы.

1995 г. - бактерия Hemophilus influenza

1996 г. - клетка дрожжей (6 тыс. генов, 12,5 Мб);

1998 г. - круглый червь Caenorhabditis elegans (19 тыс. генов, 97 Мб).

Основные результаты завершенных этапов проекта изложены в журнале "Science" (1998.Vol. 282, N5 5396,. Р. 2012-2042).

Изученные гены человека. За 1995 г. длина участков ДНК человека с установленной последовательностью оснований увеличилась почти в 10 раз. Но хотя прогресс был налицо, результат за год составил менее 0,001% от того, что предстояло сделать. Но уже к июлю 1998 г. было расшифровано почти 9% генома, а затем каждый месяц появлялись новые значительные результаты. Изучив большое число копий генов в виде сДНК и сопоставив их последовательности с участками хромосомной ДНК, к ноябрю 1998 г. расшифровали 30 261 ген (примерно половина генома).

Функции генов. Результаты завершенной части проекта позволяют судить о роли двух третей генов в образовании и функционировании органов и тканей человеческого организма. Оказалось, что больше всего генов нужно для формирования мозга и поддержания его активности, а меньше всего для создания эритроцитов - лишь 8.

Другие организмы. Когда составлялась программа исследований по проекту, решили сначала отработать методы на более простых моделях. Поэтому на первом этапе реализации проекта изучили 8 разных представителей мира микроорганизмов, а к концу 1998 г. - уже 18 организмов с размерами генома от 1 до 20 Мб. В их числе представители многих родов бактерий: архебактерии, спирохеты, хламидобактерии, кишечная палочка, возбудители пневмоний, сифилиса, гемофилии, метанобразующие бактерии, микоплазмы, риккетсии, цианобактерии. Как уже упоминалось, завершен генетический анализ одноклеточного эукариота - дрожжей Saccharomyces cerevisae и первого многоклеточного животного - червя С. elegans.

Повреждения генов и наследственные болезни.
Из 10 тыс. известных заболеваний человека около 3 тыс. - наследственные болезни. Они необязательно наследуются (передаются потомкам). Просто вызваны они нарушениями наследственного аппарата, то есть генов (в том числе в соматических клетках, а не только в половых). Выявление молекулярных причин "поломки" генов - важнейший результат проекта. Число изученных болезнетворных генов быстро растет, и через 3-4 года мы познаем все 3 тыс. генов, ответственных за те или иные патологии. Это поможет разобраться в генетических программах развития и функционирования человеческого организма, в частности, понять причины рака и старения. Знание молекулярных основ заболеваний поможет их ранней диагностике, а значит, и более успешному лечению. Адресное снабжение лекарствами пораженных клеток, замена больных генов здоровыми, управление обменом веществ и многие другие мечты фантастов на наших глазах превращаются в реальные методы современной медицины.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconУрок по биологии на тему: «Наследственная изменчивость.» (10класс) Подготовила и провела
Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты обладаешь знаниями во многом больше чем...
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconДипломная работа : «наследственная масса как объект правоотношений»
П. Наследственная масса как имущественные и некоторые личные неимущественные права и обязанности наследодателя
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconРаспространение опыта работы
Кпк на базе иро по биологии 11 класс «Как реализуется наследственная информация?»
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconДальние связи Атлантического Долгопериодного Колебания и долгопериодная...
Дальние связи Атлантического Долгопериодного Колебания и долгопериодная изменчивость Эль Ниньо
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconПричины изменчивости среди моно и ди зиготных близнецов
Изменчи­вость – прямо противоположное свойство. Благодаря ему у потом­ства появляются новые признаки. Измененная наследственная ин­формация...
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconЖурнала
Индивидуальная и семейственная изменчивость сеянцев сосны кедровой сибирской, выращенных из семян интродукционной популяции
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconТема урока Количество часов
Обобщение знаний о языке. Русский литературный язык, литературная норма, ее изменчивость
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconТематическое планирование Основы общей биологии. 9 класс
Движущая сила эволюции: наследственность, изменчивость, отбор, борьба за существование
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconЭлективный курс по биологии 10 класс "Решение генетических задач"
Знать: наслееловека и человечестваедственность, изменчивость, аллельные гены,множественный аллелизм
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таблицы, иллюстрирующие свойства живого (рост, развитие, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость и т д.)
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconТема 14. Изменчивость организмов. Селекция организмов основные понятия темы
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастерская по теме: «Случайная изменчивость» (Из серии занятий «Для тех, кто хочет знать больше»)
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconГенетическая изменчивость популяций лиственницы сибирской на основе...
Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Типы наследственной изменчивости. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconИзменчивость эпилептическиx приступов и эволюция форм эпилепсии у...
Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного...
«Наследственная (генотипическая) изменчивость» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск