№
| Тема урока Тип урока
| Да
та
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки.
| контроль
|
Тема 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)
|
|
1.
| Введение.
Биология – наука о живом мире.
Вводный урок
|
| Биофизика, биохимия, генетика, бионика.
Научное исследование, научный факт, наблюдение.
Становление биологии как науки.
| Знать:
Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.
Уметь:
Самостоятельно проводить научное исследование.
|
|
2.
| Общие свойства живых организмов.
Комбинированный урок
|
| Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.
Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.
| Знать:
Свойства живого
Уметь выделять:
Особенности развития живых организмов
|
|
3.
| Многообразие форм живых организмов. Комбинированный урок
|
| Основные понятия: таксон ,система, иерархия.
Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы
| Знать:
Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.
Основные царства живой природы.
Уметь:
Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.
|
|
Тема 2. Основы учения о клетке (10 часов)
|
|
4.
| Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .
Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.
| Уметь:
Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.
Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.
Объяснять общность происхождения растений и животных.
|
|
5.
| Химический состав клетки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.
Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества.
Роль неорганических веществ: вода,минер.соли.
| Уметь:
Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам
Называть неорганич и органич вещества клетки.
|
|
6.
| Белки и нуклеиновые кислоты.
Комбинированный урок
|
| Белки, аминокислоты, их роль в организме.
Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.
| Уметь:
Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.
Перечислять виды молекул РНК.
Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.
|
|
7.
| Строение клетки.
Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»
Урок комплексного применения ЗУН
|
| Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.
| Уметь:
Различать по немому рисунку прокариот и эукариот.
Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.
|
|
8.
| Органоиды клетки и их функции. Комбинированный урок
|
| Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
| Уметь:
Называть функции основных органоидов клетки.
|
|
9.
| Обмен веществ и энергии в клетке. Комбинированный урок
|
| Ассимиляция, диссимиляция, фермент.
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.
| Уметь:
Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.
Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.
Характеризовать сущность процесса о\в
|
|
10.
| Биосинтез белков в живой клетке. Комбинированный урок
|
| Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.
Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.
| Уметь:
Давать определения понятиям ген, ассимиляция.
Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.
|
|
11.
| Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Комбинированный урок
|
| Питание, фотосинтез, фотолиз.
Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.
| Уметь:
Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.
Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.
Характеризовать фазы фотосинтеза.
|
|
12.
| Обеспечение клетки энергией.
Комбинированный урок
|
| Гликолиз, брожение, дыхание.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.
Этапы энергетического обмена
| Уметь:
Давать определение понятию диссимиляция.
Перечислять этапы процесса диссимиляции.
Описывать роль АТФ в обмене веществ.
|
|
13.
| Контрольная работа №1 Основы учения о клетке.
|
|
|
| Контрольная работа №1
|
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)
|
14.
| Размножение организмов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.
Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения
| Уметь:
Давать определение понятию размножение.
Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.
Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.
Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Объяснять биологическое значение бесполого размножения.
|
|
15.
| Деление клетки. Митоз.
Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Комбинированный урок
|
| Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.
Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.
| Уметь:
Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.
Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.
|
|
16.
| Образование половых клеток. Мейоз.
Комбинированный урок
|
| Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.
Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.
Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.
| Уметь:
Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.
Выделять различия мужских и женских половых клеток.
Выделять особенности бесполого и полового размножения.
Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.
|
|
17.
| Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
Комбинированный урок
|
| Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
Дробление, гаструляция, органогенез.
Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)
| Уметь:
Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.
Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.
|
|
18.
| Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов
|
|
|
| Контрольная работа №2
|
Тема 4. Основы наследственности и изменчивости (9 часов)
|
19.
| Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
| Уметь:
Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип
Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.
Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.
|
|
20.
| Генетические опыты Г.Менделя.
Комбинированный урок
|
| Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.
Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей
Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.
| Уметь:
Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.
Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.
Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.
|
|
21.
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Комбинированный урок
|
| Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.
Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.
Закон независимого наследования.
| Уметь:
Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть условия закона независимого наследования.
Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.
|
|
22.
| Сцепленное наследование генов.
Комбинированный урок
|
| Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.
Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.
Условие выполнения закона Т.Моргана.
Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости.
| Уметь:
Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.
Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.
|
|
23.
| Взаимодействие генов. Комбинированный урок
|
| Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.
Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.
| Уметь:
Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов.
Называть характер взаимодействия генов.
Описывать проявление множественного действия гена.
|
|
24.
| Наследование признаков, сцепленных с полом.
Л.р. № 3. Решение генетических задач.
Комбинированный урок
|
| Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.
Наследственные заболевания , сцепленные с полом.
Расщепление фенотипа по признаку определения пола.
Закон сцепленного наследования.
| Уметь:
Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека
Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
Решать простейшие генетические задачи.
|
|
25.
| Наследственная изменчивость. Комбинированный урок
|
| Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.
Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.
Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.
| Уметь:
Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.
Приводить примеры генных и геномных мутаций.
Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.
|
|
26.
| Другие типы изменчивости. Л.р. № 4. Изучение изменчивости у организмов Комбинированный урок
|
| Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.
Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.
| Уметь:
Давать определение термину изменчивость.
Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.
Анализировать содержание основных понятий.
|
|
27.
| Контрольная работа №3
Основы наследственности и изменчивости
|
|
|
| Контрольная работа №3
|
|