№
| Раздел, тема урока
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧА-СЯ
| Система оценивания результатов
|
личностные
| метапредметные
| ПРЕДМЕТНЫЕ
|
| Раздел №1 «Наука о жизни» (7 часов)
|
|
|
|
|
|
1
| Живой организм и его свойства.
| - Осознавать единство и целостность окружающего мира. -Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
| Общеучебные УД:
- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Логические УД:
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
| Объяснить и выявлять свойства живых организмов;
Различать основные группы живых организмов;
Характеризовать методы биологии;
знакомство с объектом курса биологии и ее методами
| определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий;
| самооценка своей деятельности;
|
2
| Экосистема-совместное хозяйство.
| Показать типы взаимодействия в природе, влияния деятельности человека на природные сообщества;
Сформировать понятие о природном сообществе, как обязательном условии существования живых организмов;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
выделение существенных признаков различных типов взаимоотношений в природе.
| тестирование
|
3
| Почему живые организмы так разнообразны.
| Актуализация понятии: « вид» и «орган» и «биология»;
Выявления причин разнообразия живых организмов на Земле;
Многообразие связей в природе.
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий выявление причин разнообразия живых организмов на Земле;
| самооценка своей деятельности
|
4
| Систематика-наука о многообразии живых организмов.
| Выявить принципы классификации живых организмов;
Дать понятия «систематики»;
Познакомиться с основными группами живых организмов и науками изучающих эти группы;
| определить проблему урока, актуализация знаний;
разработка алгоритма принципы классификации живых организмов;
| Проверка умений применять принципов классификации;
|
5
| Биология и ее роль в жизни человека.
| Формировать представление, что живые организмы создают среду в которой мы живем;
Выявить принадлежность человека к миру живой природы и его особенности;
Выявить значение живых организмов в нашей жизни;
| определить проблему урока, актуализация знаний ;
выявляют значение живых организмов в нашей жизни;
| Оценочный лист
|
6
| Научные методы биологии.
| Изучить методы изучения живой природы;
Формировать навыки простых биологических методов;
Познакомить и сформировать простые навыки работы с биологическими приборами;
| определить проблему урока, актуализация знаний и осуществляют смысловое чтение для выявления сущности биологических методов;
формировать навыки простых биологических методов;
| Самооценка своей деятельности.
|
7
| Повторение и обобщение материала по теме: «Наука о жизни».
|
| Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД
| Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов.
| Контроль результатов учителем по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Биология-наука о живых организмах».
|
8
| Раздел № 2 «Из чего состоят организмы». (1 час). В живых организмах одни вещества превращаются в другие.
|
| Повторить понятия « вещества» и их разнообразие;
Формирование новых понятий «атом», «молекула», «химическое вещество»;
Выявить особенности химического состава тел органической природы;
Показать химический состав клетки
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня;
| Тестирование «Химический состав живых организмах».
|
| Раздел №3 «Бактерии - самые мелкие и многочисленные живые существа. (5 часов).
|
| Выяснить, как устроены и живут бактерии, их разнообразие и значение в природе и жизни человека.
|
|
|
9
| Бактерии - крохотные разрушители органических веществ.
| Познавательные УУД
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
2. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
| Познакомить с самой древней группой живых существ, особенностями их строения
Доказать, что бактерии типичные живые организмы;
Выяснить особенности их строения;
Описать их движение питания и размножения;
| определить проблему урока, актуализация знаний ;
выяснить особенности строения бактерий;
описать их движение питания и размножения;
| самооценка своей деятельности;
Индивидуальные карточки по теме «Микроскоп», лабораторная работа по теме «Микроскоп»
|
1
0
| Наследственность-воспроизведение детьми свойств родителей.
| Сформировать понятие «наследственность», «деление клетки»;
Умение сравнивать биологические объекты и выявлять их сходства и различия;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
самооценка своей деятельности
|
|
1
1
| Бактерии в организме человека.
| Выявить значение бактерий в жизни человека;
Бактерии - причина возбудителей болезней;
Пути передачи инфекционных заболеваний и их профилактика;
Разнообразие болезней человека вызванных бактериями;
| определить проблему урока, актуализация знаний выполнение проектной работы «Практическое значение бактерий в природе и жизни человека»
| Заполнение дневника самонаблюдения своей деятельности при выполнении проектной работы.
|
1
2
| Бактерии в природе и промышленности.
| Выявить значение бактерий в природе и жизни человека как средство промышленного производства;
|
13
| Повторение и обобщение материала по теме: «Бактерии живые существа».
| Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни .
| Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД
| Определение уровня сформированности УУД;
| Контроль результатов учителем по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Бактерии самые мелкие живые существа».
|
| Раздел №4 «Клетки ядерных организмов» (1 час).
|
|
| Изучить строение клетки и ее жизнедеятельности;
Многоклеточные и одноклеточные организмы;
|
|
|
1
4
| Клетки ядерных организмов устроены сложнее бактерий.
|
|
| Ядерные и безъядерные клетки;
Выявляют функции ее частей;
Сформировать умения различать структуры клетки и давать их описание;
Развивать понятие о клетки как живой единице растительного организма
| определить проблему урока, актуализация знаний ;
выявляют функции клетки ее частей;
отрабатывать умения различать структуры клетки и давать их описание;
развивать понятие о клетки как живой единице растительного организма
| Тестирование по теме «Строение эукариотической клетки».
|
| Раздел №5 «Грибы» (4 часа).
|
|
| Сформировать представление о строении и жизнедеятельности грибов;
Выявить значение грибов в природе;
|
|
|
15
| Грибы – гетеротрофы.
|
|
| Способы питания грибов и их значение в природе;
Строение грибов и их жизнедеятельность;
| определить проблему урока,
проводят простейшие опыты, работают по плану, делатют выводы по результатам работы
| Оформление листа наблюдений по проведению опыта «Выращивание плесени».
|
16
| Размножение грибов.
|
|
| Выявить виды размножения грибов;
Особенности размножения грибов;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
самооценка своей деятельности
| Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности
|
17
| Грибы в биосфере и жизни человека.
|
|
| Грибы разрушители веществ;
Болезнетворные грибы;
Полезные для человека грибы;
Съедобные и несъедобные грибы;
| Уметь извлекать пользу из своего опыта;
Самостоятельно заниматься своим обучением;
|
|
18
| Повторение и обобщение материала по теме: «Грибы».
|
| Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни .
| Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД
|
|
|
| Раздел № 6 «Растения» (16 часов).
|
|
| Научить различать основные группы растений;
Определять основные органы растений;
Объяснять строение и жизнедеятельность растений;
Объяснять приспособление растений к разным условиям среды обитания;
Сравнивать и описывать разных представителей основных систематических групп;
|
|
|
19
| Растение – автотрофы.
|
|
| Выявить особенное значение растений в экосистеме;
Сформировать представление о способе питания растений и условий, необходимых для фотосинтеза;
Выявить особенности строения растительной клетки;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
самооценка своей деятельности;
|
|
20
| Водоросли. Водоросли донные и плавучие растения.
|
| Коммуникативные УУД
1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
2. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Дать представление о водорослях, как самых примитивных растениях;
Разнообразие водорослей и их среде обитания;
Различие процессов жизнедеятельности водорослей;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
самооценка своей деятельности
| Устные ответы учащихся; сообщения и презентации учащихся
|
21
| Размножение. Бесполое размножение. При бесполом размножении ДНК детей и родителей одинакова.
|
|
| Разобрать условия прорастания семян, развивать навыки простых биологических опытов
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
самооценка своей деятельности
| Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности
|
22
| Половое размножение. При половом размножении ДНК детей и родителей различается.
|
|
| Выявить особенности полового размножения;
Виды полового размножения и его значение в природе;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
|
|
23
| Значение водорослей.
|
| Коммуникативные УУД
1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
2. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
| Дать представление о водорослях, как обязательном компоненте водной экосистеме;
Выявить области применения водорослей человеком;
| определить проблему урока, разрабатывают темы творческих заданий и план их выполнения.
|
|
24
| Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли.
|
|
| Сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов состоящих из грибов и водорослей;
Показать уникальность лишайников как особой группы симбиотических организмов.
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
| самооценка своей деятельности;
Устные ответы учащихся; сообщения и презентации учащихся
|
25
| Повторение и обобщение материала по теме: «Бактерии. Грибы. Водоросли.»
|
| Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни .
| Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД
|
|
|
26
| Высшие споровые растения. Мхи - неприхотливое одеяло почвы.
| 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
| Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления.
3. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст.
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать пользу информации.
Регулятивные УУД.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
| Научить различать высшие низшие растения;
Дать представление о строении и жизнедеятельности мхов;
Показать уникальное значение в экосистеме;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
| Оценочный лист
|
27
| Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток.
| Развивать понятие о клетки как живой единице растительного организма
Дать представление о внутреннем и внешнем строении основных тканях цветковых растений и их многообразии;
| определить проблему урока, актуализация знаний;
умение работать с текстом, выделять в нем главное; смысловое чтение;
| Тестирование по теме «Ткани растений».
|
28
| Крупные наземные растения: перенос растворов и опора.
| Сформировать знания об особенностях строения растений, его органах;
Формировать практические навыки распознания натуральных объектов, их частей;
Изучить основы физиологии растений;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических задач разной направленности;
| Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности
|
29
| Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения.
|
| Научить различать высшие низшие растения;
Дать представление о строении и жизнедеятельности папоротникообразных;
Показать уникальное значение в экосистеме;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
самооценка своей деятельности
|
|
30
| Семенные растения. Голосеменные – растения, для полового размножения не нужна вода.
| Научить различать высшие низшие растения;
Дать представление о строении и жизнедеятельности голосеменных;
Показать уникальное значение в экосистеме;
| определить проблему урока, актуализация знаний ;
работать с текстом, выделять в нем главное; смысловое чтение
|
|
31
| Хвойные – особая группа высших растений.
|
| прогрессивное усложнение отделов царства растений для формирования эволюционных взглядов
| определить проблему урока,
проводят простейшие опыты, работают по плану, делают выводы по результатам работы
| Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности
|
32
| Хвойные – высокие многолетние деревья.
|
| Познакомить с представителями отдела голосеменные, типичными для нашей местности;
Выявить черты прогрессивного усложнения данных растений;
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;
самооценка своей деятельности
|
|
33
| Растения в следующем учебном году – цветковые.
|
|
| итоговый уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с учебной деятельностью.
| Устные ответы учащихся; сообщения и презентации учащихся;
|
34
| Повторение и обобщение материала по теме: «Растения».
|
| Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни .
| Обобщить знания по вопросам питания, растений , обмене веществ.
Обобщить знания по вопросам питания, растений , обмене веществ.
|
| Итоговое тестирование за курс. Заполнение рейтинговой карты обучающегося.
|