Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка





НазваниеПрограмма по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка
страница1/7
Дата публикации05.07.2015
Размер0.81 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Программа по биологии 5–9-й классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, С.Н.Ловягина, А.С.Раутиана, Е.И.Родионовой, Г.Э.Белицкой– М.: Баласс, 2009.

Курс рассчитан на изучение биологии в 5–9-м классах в течение 306 часов (в 6-м классе – 34 часа* , в 5,7,8,9-м классах – по 68 часов каждый год).

Школьный курс биологии включает следующие разделы:

1. История земли и жизни на ней 68 ч (5-й класс).

2. Биология. Разнообразие организмов: доядерные, растения, грибы, лишайники. 68 ч (6-й класс).

3. Биология. Разнообразие организмов: животные. 68 ч (7-й класс).

4. Биология. Физиология человека и животных. 68 ч (8-й класс).

5. Биология. Основы общей биологии. 68 ч (9-й класс).

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100». В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляются в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природе, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

Овладение биологическими основами здорового образа жизни. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.

Основные идеи курса

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому программа 5-го класса посвящена единству истории Земли и жизни на ней. В 6–7-м классах строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.

Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. Программа 5-го класса посвящена рассмотрению важнейших этапов истории Земли и жизни на ней. В программе 6-го и 7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.

Экосистемный подход. По нашему мнению среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 5-го и 9-го классов показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, в программе 6-го и 7-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразу-ющая роль каждой группы организмов в экосистемах, в программе 8-го класса – роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья.

Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную программу. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 6-го и 7-го классов введены разделы, посвященные сравнительному методу.

Преемственная связь в содержании начальной и средней школы.

Основой естественно-научного образования в начальной школе служил курс окружающего мира. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.

Содержание программы 5 класс

Часть 1. История Земли и жизни на ней (29 ч.)

Как ученые познают прошлое. Как мы познаем прошлое?“Настоящее – ключ к прошлому”.

Как появилась на свет наша планета?

Происхождение Земли из межзвездной пыли. Возникновение ядра, мантии и земной коры. Происхождение атмосферы, гидросферы и литосферы (результат вулканизма). Образование и превращения горных пород. Движение земной коры и образование гор.

Как читают палеонтологическую летопись

Как образуются ископаемые? Последовательность ископаемых в осадочных породах отражает время их захоронения – геохронологическая шкала.

Почему организмы такие совершенные?

Примеры приспособлений. Сохранение и размножение организмов – главная причина их приспособленности. Рождается больше живых организмов, чем их может сохраниться. Организмы борются за свое существование. Все организмы одного вида непохожи друг на друга: изменчивость. Соревнование, выживание и гибель. Ч. Дарвин: эволюция путем естественного отбора. Наследственность и ее роль в передаче своих признаков потомству. Эволюция – основа накопления исторического опыта.

Причины многообразия живых организмов. Все организмы имеют общих предков. Сходство организмов – свидетельство родства.

На заре жизни

Представление о возникновении жизни на Земле. Вода и жизнь появляются на Земле одновременно (3,8 млрд. или ранее). Мир доядерных организмов докембрия и его особенности.Изменения состава атмосферы. Кислородная «революция» (2 млрд. лет). Возникновение ядерных организмов. Появление многоклеточных организмов и преимущества многоклеточности. Удивительный мир без хищников.

Жизнь в палеозое.

«Скелетная революция» в кембрии. Возникновение минеральных скелетов. Формирование всех современных групп организмов (на уровне типов). Мир пассивных фильтраторов.

«Выход жизни на сушу» – ранний палеозой. Странные амфибиотические ландшафты – «не суша, не море». О том, как сосудистые растения создали сушу в ее современном виде. Почва и почвенная фауна. Кистеперые рыбы и первые амфибии. Зверозубые – предки зверей.

Жизнь в мезозое.
Мезозой – эра сплошных субтропиков. На суше, в воде и в воздухе – гигантские рептилии. На суше: динозавры, в море – ихтиозавры, плезиозавры, мозозавры, в воздухе – птерозавры и птицы. Млекопитающие и динозавры – современники, занимающие разные размерные классы.

Возникновение мира, в котором мы живем. “Великое вымирание” на границе мела и кайнозоя. Причины вымирания (катастрофические, климатические и биотические гипотезы). Свидетельства постепенного характера вымирания.

Жизнь в кайнозое.

Возникновение степей и саванн и роль в этом злаков, крупных копытных и хищников. Степи и саванны – высокопродуктивные сообщества. Возрастание размеров млекопитающих в травяных сообществах. Хищники появляются позже травоядных.

Появление Человека (1 ч.).

Травяные экосистемы – «колыбель человечества». Предки человека – «полуденные хищники».Человек умелый, человек прямостоячий, человек разумный.

«Великое оледенение».

Современные горные ледники и причины оледенения. Ледниковый ландшафт (морены, ледниковые холмы). Вокруг ледника – сухие холодные степи с мамонтовой фауной. Культура “охотников на мамонтов”. Причины оледенений и изменения климатов на Земле.

Прошлое – ключ к будущему.

Значение изучения прошлого для предсказания будущего. Геологическая и биологическая история своего района.

Часть 2. Как люди открывали землю и создавали карту.

Введение.

Во “Введении” обращаясь к мифам и легендам Древней Греции, к путешествиям эллинов, дается определение географии, путешествию, рассказывается о создании первых планов и карт и их роли в открытии и изучении Земли, о том, чему будет посвящен курс, как надо работать с учебным материалом.

География древнего мира. План и карта.

Карта мира Птолемея. Основные географические объекты на физической карте мира. Шкала высот и глубин. Путешествия и карты каменного века. Древнейшие государства мира: географическое положение, природные особенности, значение Нила в Древнем Египте, Тигра и Евфрата в государствах Месопотамии. Первые преобразования земель. Плавания и географические открытия египтян и финикийцев. Астрономические наблюдения вавилонян. Географические аспекты библейских сказаний.

Планы полей в Древнем Египте. Географические планы и их составление. Условные знаки. Масштаб плана, масштабы карт.

Географические предпосылки плаваний древних греков. Путешествия Геродота, Пифея.Представление о форме Земли, о тепловых поясах. Измерение Эратосфеном земной окружности. Рождение географии, как науки в Древней Греции. Расширение географических знаний в Римской империи об извержении вулканов, о высочайших горах Европы, о лесной Центральной Европе. Разнообразие народов Европы.

Практическиеработы: чтение масштаба, определение расстояний по масштабу, нахождение географических объектов на карте и их сравнение, работа с контурными картами, ориентирование по Полярной звезде и солнцу.
Средневековые путешествия и открытия.

Открытия викингами Исландии, Гренландии и Северной Америки. Особенности природы этих территорий. Путешествия арабов, их плавания по Аравийскому морю в Индию. Роль муссонов. Путешествие в далекий Китай Марко Поло. Путешествие в Индию Афанасия Никитина. Знакомство с природой и обычаями этих стран.

Роль рек и лесов Русской равнины для древнерусского населения и степных племен. Путь “изваряг в греки”, Киев и Новгород. Путешествия и занятия новгородцев. Поморы, их плавания, путешествия, открытия. Появление русских в Сибири. Походы казаков, первые русские города-остроги в Западной Сибири.

Практические работы:нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, проложение по карте маршрутов путешествий.

Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусах и картах.

Поиски европейцами путей в Индию. Плавания португальцев вдоль берегов Африки и открытие В. да Гамой морского пути в Индию. Плавания Колумба и открытие Нового света. Вторичное открытие Северной Америки. АмеригоВеспуччи и название новой части Света. Открытие Тихоокеанского побережья. Завоевания испанцев в Центральной и Южной Америке. Знакомство с цивилизациями ацтеков и инков. Культурные растения Америки.

Кругосветное плавание Ф. Магеллана. Научные результаты плавания. Пираты. Кругосветное плавание Ф. Дрейка.

Глобус – модель шарообразной Земли. Полюса, экватор. Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географическая долгота и географическая широта. Нахождение географических координат. Линии тропиков и полярных кругов. Карты и атлас Меркатора. Искажения на карте. Изменения во времени вдоль параллели. Линия перемены дат и ее следствия.

Открытия Австралии и островов Океании. Разнообразие и своеобразие их природы. Плавания и открытия Дж. Кука.

Практические работы: Сравнение глобуса и карты. Нахождение параллелей и меридианов, определение географической долготы и широты. Определение координат географического объекта, нахождение географического объекта, точки по географическим координатам. Решение задач, связанных с движением по параллели и по меридиану. Нанесение географических объектов и маршрутов путешествий на контурную карту.

Открытия в океанах и во внутренних частях материков.

Исследования в Южной Америке. Плавание по Амазонке, поиски Эльдорадо, открытия в бассейне Ориноко и Параны. Путешествия Гумбольдта и открытие высотной поясности в Андах. Открытие испанцами Флориды, Калифорнии, низовьев Миссисипи и Большого каньона р. Колорадо. Открытия англичанами и французами северо-востока Северной Америки, района Великих озер, верховьев Миссисипи. Путешествия Макензи. Выход американцев к Тихому океану.

Открытия русских землепроходцев в Азии. Пути по великим сибирским рекам и по побережью Северного Ледовитого океана. Выход к Охотскому морю, Берингову проливу, Камчатке, Курильским островам. Достижения Великой северной экспедиции. Изучение Камчатки.Плавания к Аляске и северо-западному побережью Америки. Русская Америка. Русские кругосветные плавания: цели, задачи, достижения. Знакомство с Японией. Открытие Антарктиды.

Открытие внутренних областей Африки. Путешествия Ливингстона. Изучение Австралии и Океании. Миклухо-Маклай и его работы.

Плавания по Арктическим морям. Первые научные экспедиции. Достижение Северного полюса. Антарктида. Достижение Южного полюса.

Первые научные плавания в Мировом океане на кораблях “Бигль”, “Челленджер”. Достижения и открытия при изучении Мирового океана в 20 веке.

Экспедиционные работы в России и на сопредельных территориях. Совершенствование карт. Изучение Европейской России и Сибири. Русское географическое общество. Путешествия Семенова Тян-Шанского и Пржевальского.

Практические работы.Определение географического положения, сравнительная характеристика географических объектов, нахождение географических координат, высот и глубин, сравнения масштабов карт в атласе. Нанесение на контурную карту основных географических объектов на материках и в океанах.

Современные исследования. Значение и использование карт (4 часа).

Научные путешествия Н. Вавилова. Покорение Джомолунгмы. Исследования в 20 веке Арктики и Антарктики. Научные станции. Современные путешественники и их достижения.

Компас. Основные и промежуточные стороны горизонта, азимут. Нахождение пути по азимуту. Изображение рельефа. Горизонтали, крутизна склонов, относительные высоты. Различия и разнообразие планов и карт.

Проведение глазомерной съемки. Аэрофотоснимки и космические снимки. Их достоинства и применение, сравнение с картой. Роль и значение карты.

Практические работы. Работы с планом и на местности по определению азимута, направлений. Определение абсолютных и относительных высот на плане и карте. Сравнение аэрофотоснимков и планов. Нахождение географических объектов на космических снимках. Проведение глазомерной съемки школьного двора.

Литература

1. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Вахрушев А.А.Природоведение. («Земля и люди»). Учебник для 5-го класса. – М.: Баласс,.

2. К.Ю.Еськов, Т.Л.Смоктунович, О.В.Бурский, О.А.Родыгина. Природоведение. 5 класс. Земля и люди. Методические рекомендации для учителя – М.: Баласс,.

3. О.В.Бурский, Т.Л.Смоктунович. Рабочая тетрадь к учебнику "Природоведение. Земля и люди" 5 класс – М.: Баласс,

Дополнительная литература для учителя:

1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. Методичекое пособие. – М.: Дрофа,

2. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. 5 кл. Рабочая тетрадь для учителя – М.: Дрофа,

3. Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. «Природа и человек» 5 кл. Дидактический материал. – М.: Просвещение,

Календарно – тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе.



Тема урока

Сроки (план)

Корректировка

Примечание

Часть 1. История Земли и жизни на ней. 29 часов.

1

Вперед, в прошлое!

сентябрь







2

Как появилась на свет наша планета










3

Что происходит в недрах нашей планеты

сентябрь







4

Откуда на Земле вода и воздух.

сентябрь







5

Превращения горных пород.

сентябрь







6

Как менялась поверхность нашей планеты.

сентябрь







7

Обобщающий урок «История Земли».

сентябрь







8

Как читают палеонтологическую летопись.

сентябрь







9

Как и почему живые существа изменяются.

октябрь







10

Предки и потомки.

октябрь







11

Когда и как появилась жизнь на Земле.

октябрь







12

На заре жизни: мир микроорганизмов.

октябрь







13

Как микроорганизмы перестали быть микроскопическими.

октябрь







14

Как живые организмы обзавелись скелетом.

Октябрь







15

Жизнь в древних морях.

Октябрь







16

Как живые организмы вышли на сушу.

Октябрь







17

Как растения изменили облик суши.

Ноябрь







18

Как осваивали сушу первые позвоночные.

Ноябрь







19

Наши далекие предки – зверозубые ящеры.

Ноябрь







20

Когда владыками суши были драконы.

Ноябрь







21

Завоевание моря и неба.

Ноябрь







22

Ростки нового мира.

Ноябрь







23

Великое вымирание.

Ноябрь







24

Мир травяных экосистем.










25

Происхождение человека.

Декабрь







26

Великое оледенение.

Декабрь







27

Как и почему менялся климат нашей планеты.

Декабрь







28

Обобщающий урок «Развитие жизни на Земле».

Декабрь







29

Прошлое – ключ к будущему.

декабрь







Часть 2. «Как люди открывали Землю и создавали карты».

30

Введение. Путешествия древних греков, их богов и героев.

Декабрь







Глава 1 География в античном мире. План и карта.

31

Наша Земля на карте. «Чтение масштаба, определение расстояния по масштабу»

Дек.




Практическая работа №1

32

Первые государства и первые плавания.

Декабрь







33

Земли и города библейских преданий.

Январь







34

Географические планы в древности и сегодня.

Январь







35

Географические открытия в Древней Греции.

Январь




Практическая работа № 2

36

Географические знания в Римской империи.

январь







37

География в античном мире. План и карта.

Январь







Глава 2. Средневековые путешествия и открытия.

38

Путешествия викингов и арабов.


Январь







39

Путешествия европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай.

Февраль




Практическая работа № 3

40

Природа и население Русской Равнины.

Февраль







41

Походы и открытия Русских на Севере Европы и в Западной Сибири







Практическая работа № 4

Глава 3. Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусе и карте.

42

Великие географические открытия.

Февраль




Практическая работа № 5

43

Открытия в Америке.

Февраль







44

Первые кругосветные плавания.


Февраль




Практическая работа № 6

45

Глобус. Параллели и меридианы. Географические координаты.

Февраль







46

«Определение географической долготы и широты»







Практическая работа № 7

47

Искажение на карте и изменение во времени.

Февраль







48

Открытие Австралии и Океании.

Март







49

Обобщающий урок «Достижения географии в эпоху Великих географических открытий».

Март







Глава 4. Исследования в океанах и во внутренних частях материков.

50

Исследования Америки.

Март







51

Открытия русских землепроходцев в Азии.

Март







52

Русские экспедиции в ледовитом и Тихом океанах.

Март




Практическая работа № 8

53

Путешествия и открытия в Южном полушарии.

Март




Практическая работа № 9

54

Открытия в Америке и Антарктике.

март




Практическая работа № 10

55

Экспедиции и открытия в Мировом океане.

март




Практическая работа № 11

56

Изучение Евразии

Апрель







57

Исследования материков и океанов.

Апрель







58

Обобщающий урок «Географические открытия в океанах и внутренних частях материков»

Апрель







Глава 5. Современные исследования. Значение и использование карт.




59

Путешествия и открытия 20 века.

Апрель







60

Ориентирование по плану и на местности.

Апрель




Практическая работа № 12

61

Изображение рельефа.

Апрель




Практическая работа № 13

62

Определение абсолютных относительных высот на плане и карте.

Апрель




Практическая работа №14

63

Аэро- и космические съемки. Разнообразие и значение карт.

май







64

Проведение глазомерной съемки школьного двора.

май




Практическая работа № 15

64-68

Резервное время.

май






  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах основной общеобразовательной школы и является продолжением...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по биологии...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классах средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Классы: 11
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Классы: 10
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка 9 биология Планирование составлено на основе...
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы М.; Дрофа, 2008
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень)
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2008. Также использована Программа основного общего образования по биологии 6–9 классы...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconПрограмма по биологии пояснительная записка
В содержание программы включен материал из следующих разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,...
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск