Тема: Быстро. Вкусно. Полезно.
Цель урока: ознакомить учащихся с задачами предмета, дать понятия; о процессе пищеварения; познакомить с классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ; научить сохранять витамины при кулинарной обработке продуктов.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о кулинарии;
Развивающая: развивать сенсорные и моторные навыки, умение работать в коллективе, творческое отношение к работе;
Воспитательная: способствовать качественному выполнению работы в отведённое время, применению учащимися самоконтроля и взаимоконтроля, стимулировать интерес к обслуживающему труду и его культуре.
Выбираются три команды.
Оборудование: два стола, фартуки, косынки, ножи, разделочные доски, тёрки, ложки, салатники, тарелки, два набора продуктов, ватман 2 шт., 2 маркера.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. На этом уроке нам понадобятся спецодежда (фартук и косынка), посуда (разделочная доска, нож, салатница) и ваше хорошее настроение!
II. Сообщение темы, цели и задач урока
– Тема нашего урока «Быстро. Вкусно. Полезно». Сегодня на уроке мы поговорим о пользе фруктов, овощей и хлебе, о содержании витаминов в этих продуктах. Я поделила класс на три команды: 1. Команда «Овощи», 2. Команда «Фрукты», 3. Команда «Бутерброды». А, пришедшие к нам гости, будут нашим жюри. И в конце урока они обязательно назовут ту команду, которая лучше всех справилась со своим заданием.
Роль овощей в питании человека. (презентация 1 слайд 1) - Овощи и фрукты являются носителями большого количества витаминов, фитонцидов, белка и клетчатки. При правильном их употреблении человек меньше подвергается различным заболеваниям.
- Фитонциды – это вещества, содержащиеся в растениях, губительно действующие на болезнетворные бактерии, низшие грибы и простейшие организмы. В наибольшем количестве фитонциды содержатся в луке, чесноке, редьке, томате, черной смородине, чернике.
- Каждой команде было задано разное домашнее задание: 1 команда рассказывает о пользе овощей, 2 команда о пользе фруктов, 3 команда расскажет о бутербродах.
III. Проверка домашнего задания.
- Первыми расскажут домашнее задание – команда № 1
Учитель: - Что такое салат? (презентация 1 слайд № 2)
Ученик: Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и так далее.
входящие в состав салата продукты могут быть сырыми (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук),
вареными (свекла, картофель, морковь),
маринованными, солеными (квашеная капуста и маринованные огурцы)
продуктами, прошедшими сложную и длительную обработку (колбасы, копченая рыба, консервы)
Салаты могут быть не только овощными, но и фруктовыми.
Наша команда «Овощи» расскажет Вам о полезных свойствах некоторых овощей.
Ученик 1: Помидор – это один из самых полезных овощей, который может похвастаться большим содержанием железа, калия и кальция. Также в его составе содержатся кислоты (в особенности лимонная и яблочная, благодаря которым возможно нормальное протекание обменных процессов в организме). (презентация 1 слайд № 3)
Ученик 2: По содержанию витаминов огурец - явно не чемпион, он содержит их в небольших количествах. Но в плодах огурца много минеральных солей и ферментов, способствующих усвоению витамина В2 и белков из другой пищи. В огурце содержатся калий, фосфор, сера, магний, натрий, железо, кремний и ряд микроэлементов. (презентация 1 слайд № 4)
Ученик 3: Салат «Айсберг» содержит большое количество фолиевой кислоты, регулирующей обмен веществ, укрепляющей нервную систему и помогающей при депрессиях, стрессах, эмоциональных расстройствах. Салат «Айсберг» полезно употреблять работникам умственного труда. (презентация 1 слайд № 5)
Ученик 4: В соке редиса содержатся жизненно важные для нас полезные вещества : витамины С, РР, группы В, минералы (калий, кальций, железо, магний, натрий цинк), а также большое количество эфирных масел, которые помогают повысить работоспособность, заряжая нас энергией, а также укрепить иммунитет, что очень своевременно после долгой зимы. (презентация 1 слайд № 6)
Ученик 5: Болгарский перец – это настоящая кладовая витаминов и минералов, источник энергии и ценных питательных веществ. Регулярное употребление болгарского перца в пищу поможет нормализовать работу нервной системы, этот продукт рекомендован тем, кто страдает депрессией, бессонницей, находится в состоянии стресса. (презентация 1 слайд № 7)
Ученик 6: Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. (презентация 1 слайд № 8)
Ученик (капитан команды): - Прежде чем нарезать овощи необходимо
Отсортировать их
помыть
почистить
промыть (Презентация 1 слайд 9), что мы уже и сделали.
Сортируют овощи: (Презентация 1 слайд 10)
по размеру
удобства нарезки
уменьшения отходов
Учитель: - Вторыми покажут домашнее задание команда № 2 «Фрукты»
Ученик (капитан команды): Наша команда расскажет о некоторых ингредиентах, входящих в состав фруктового салата.
Ученик 1: БАНАН (Презентация 2 слайд 2 )
Я – заморский гость, банан, Переплыл я океан. Меня солнце попросило Передать свою вам силу.
В мякоти бананов содержится витамин С, который поможет справиться с зимними простудами и инфекциями. Витамины группы В незаменимое средство против стресса и бессонницы. Есть в бананах и витамин Е, он делает нашу кожу гладкой и эластичной, а также отвечает за хорошее настроение.
Ученик 2: ЯБЛОКО (презентация 2 слайд 3)
Я – крепкое, хрустящее, Чудо настоящее. Желтое и красное – Кожица атласная. Яблочко румяное Детям всем желанное!
В яблоках содержится витамин А. Этот витамин необходим для нормального обмена веществ, формирования костей. Витамин С оказывает противовоспалительное действие, увеличивает устойчивость к инфекциям. Витамины группы В, необходимы организму для нормального функционирования нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Также в яблоках присутствует витамин G. Его еще называют «витамином аппетита». Он необходим для нормального пищеварения и роста.
Ученик 3: МАНДАРИН (презентация 2 слайд 4)
Меня под Новый Год Каждый в дом к себе зовет. Мной и елку украшают, И детишек угощают. Я храню под кожурой Шарик сочный, сладкий свой. Дольки в шарике — конфетки, Чтобы радовались детки.
Плоды мандарина содержат много витамина C и витамин группы B, который необходим для нормальной работы нервной системы, кроме названных в мандарине есть витамин D, особенно необходимый зимой, и витамин K для здоровья сосудов.
Ученик 4: КИВИ (презентация 2 слайд 5)
Под шершавой кожурой, Сочный плод хранится мой, Он зеленый и зернистый, Нежный, сладкий и мясистый. Киви называюсь я, Мякоть вкусная моя — Кладезь витаминов ценных, Для здоровья драгоценных.
Один плод киви способен обеспечить человека суточной дозой витамина С. Кроме того в киви присутствуют витамины Е, А, РР и группы В. Киви помогает нормальному пищеварению и является замечательным антистрессовым средством. Кроме того, этот плод укрепляет иммунную систему организма человека и его кровеносные сосуды.
Ученик 5: АПЕЛЬСИН (презентация 2 слайд 6)
А я спелый апельсин, Солнышка веселый сын. Я красивый, озорной. Будет весело со мной Прыгать, веселиться, Петь, играть, резвиться.
В апельсинах содержится витамин С, который помогает уменьшить риск болезней сердца. Витамин группы В присутствующий в апельсинах участвует в производстве гемоглобина, который необходим для проведения кислорода в различные части тела.
Ученик 6: ГРЕЙПФРУТ (презентация 2 слайд 7)
Знакомьтесь, дети, я грейпфрут, Я крупный, сочный, вкусный фрукт. Слегка горчу, но не беда, Зато я помогу всегда Тому, кто хочет похудеть, Тому, кто часто стал болеть. Я организм омоложу, Я людям всей душой служу.
Грейпфрут удовлетворит суточную потребность человека в витамине С, который необходим нам для защиты от простуды и гриппа. Кроме того, в грейпфруте содержится много витамина РР, который помогает бороться с бессонницей и усталостью, а также витамина D.
Ученик (капитан команды): Перед тем, как приступить к нарезке салата мы тщательно перебрали плоды, промыли проточной водой, ополоснули кипяченой.
Команда № 3 покажет домашнее задание.
Ученик 1: Слово “бутерброд” - немецкое слово и означает оно “хлеб с маслом”. По способу приготовления бутерброды делятся на: холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые; слоистые; закусочные. (Презентация 3 слайд 3)
Ученик 2: Бутерброды готовят на пшеничном и ржаном хлебе; -Хлеб нарезают толщиной 1см; -Украшают зеленью или украшением из продуктов, имеющих яркую окраску.
Ученик 3: Горячие гренки и тартинки: Такие бутерброды подают и употребляют в горячем виде. Готовят 2 способами: 1) запекают в духовке, 2) жарят на сковороде.
Какие же бывают бутерброды?
Ученик 4: В зависимости от температуры подачи бутерброды бывают:
- горячие,
- холодные.
Ученик 5: В зависимости от вкусового качества продуктов: бутерброды бывают
- сладкие,
- соленые.
Ученик 6: В зависимости от технологии приготовления: бутерброды бывают
- открытые,
- закрытые.
Ученик 7: Существуют такие виды канапе как сендвич. Сэндвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича. Любитель карточных игр, он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил ужин с собой: два ломтя хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой.
Ученик 8 : Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др. (Презентация 3 Слайд 7)
IV. Подготовка к практической работе
Учитель: Способы нарезки салатов (соломкой, брусочками, ломтиками, кусочками, кружочками) (Презентация 1 слайды 11-14)
Учитель: Технология приготовления салатов, правила приготовления салатов из овощей. (Презентация 1 слайды 15,16)
Учитель: Карвинг - это фигурная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов. (Презентация 1 Слайды 18-26)
Ученик (капитан команды): Есть определенные требования к качеству бутербродов.
Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед их употреблением.
Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С- 3 часа.
V. Практическая работа.
Учитель: Перед тем как приступить к работе нам необходимо поговорить о технике безопасности работы с ножом.
Техника безопасности работы с ножом.
Основные правила работы с ножом: - не работать с ножом в направлении к своему телу; - крепко держать рукоятку ножа; - использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты; - следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими; не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх; - не оставлять нож вколотым в продукты или между ними; - не пытаться поймать падающий нож; - не использовать кухонный нож не по назначению; - мыть нож после каждого применения.
Учащиеся приступают к выполнению задания.
VI. Подведение итогов. Каждая команда представляет готовый продукт.
Капитан первой команды: Наш салат называется «Весенний». Мы нарезали овощи, сложили их в миску, заправили лимонным соком и оливковым маслом и аккуратно перемешали их. Наш салат готов.
Капитан второй команды: Наш салат называется «Фруктовый». Все фрукты были нарезаны кубиками, аккуратно соединены (чтобы не повредить их), перемешаны и заправлены взбитыми сливками.
Капитан третьей команды: Наша команда приготовила несколько видов бутербродов: открытых и закрытых. Это бутерброды с колбасами, сырами и овощами. Также мы воспользовались разными украшениями: оливками, кукурузой, зеленью.
Учитель: - Молодцы ребята! Давайте угостим наше почетное жюри, которое и оценит Ваши труды по достоинству.
Слово жюри.
Учитель: - Ребята, пока Вы выполняли работу, жюри тоже не сидело без дела. У него было свое задание: выполнить бутерброд по рисунку. Посмотрите, какие прекрасные работы получились у них.
VII. Домашнее задание. Приготовьте в домашних условиях салаты и бутерброды.
Учитель: Спасибо за урок. Всем до свидания. |