Скачать 109.69 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа №1 имени Ф.Ф.Ушакова города Хабаровска Доклад «Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: 1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; 2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; 3. повышение физической и умственной работоспособности; 4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; 5. формирование правильной осанки, а при необходимости - её коррекции; б. обучение рациональному дыханию; 7. освоение основных умений и навыков; 8. воспитание морально-волевых качеств; 9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся; 10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся; Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров). Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведённого в апреле - мае текущего года. Наполняемость групп - не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ, учителям физкультуры и во врачебно - физкультурные диспансеры. Директор до 1 сентября оформлен приказ по школе создание специальной медицинской группы. Учитель физической культуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты, занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же рекомендации и задания на дом во время каникул. В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно - профилактических учреждениях систематически (1 раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике. На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с учителем физкультуры. Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние уч-ся и их адаптацию к нагрузке. В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специально медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы -А и Б, с целью дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов. Подгруппа А - это школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство. Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечнососудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения и изменением глазного дна и др.). В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объёму - согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте пульса 120-140 уд/мин, в начале четверти, постепенно увёличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140-150 уд/мин, к концу семестра. Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд/мин, являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитывая, что большинство детей в специальной медицинской группе страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса 150 уд/мин, не целесообразны. Режимы физ. нагрузок при частоте пульса 150-170 уд/мин, являются переходным рубежом от аэробного к аэробно - анаэробному дыханию. В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120 - 130 уд/мин, в течение всего учебного года, т. к. но данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований. частота пульса уд/мин. мин. сред. макс. 1. Построение 77 91 112 2. Ходьба в медленном темпе 88 105 119 3. Ходьба в среднем темпе 104 118 151 4. Бег трусцой в медленном темпе 112 129 152 5. Дыхательные упражнения 90 100 118 6. Элементы 6/6: 120 132 146 передача мяча на месте 7. при малой интенсивности 120 154 176 Частота пульса определяется пальпаторно (на лучевой или сонной артерии) сразу после выполнения упражнений и телеметрическим - методом записи радио ЭКГ. Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности. В подготовительной части урока (до 20’) выполняются О.Р.У. (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а так же интенсивные нагрузки. В основной части урока (20 - 22’), занимающиеся овладевают основными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие основных (в пределах возможностей занимающихся) физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег (отрезки по 20-30 м) чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, прыжки, эстафеты, упражнения на равновесие В заключительной части урока (3-5’) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление). Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе урока, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секундного интервала времени. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода. Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинской групп различны. Учащиеся специальной подготовительной группы освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся: - гимнастика - выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков, поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами; - легкая атлетика - техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, гранаты, прыжки в высоту или в длину; - лыжная подготовка - техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и в движении; - плавание - правильное выполнение движений руками, ногами умение держаться на воде проплывать по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов. Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей, дозирование нагрузок. Этот принцип можно успешно реализовывать на практике, соблюдая следующие условия: 1 .Построение на уроке не по росту, а по уровню физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - более слабые. 2.Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, должны быть на левом фланге. 3.При проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и. заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные - одно. 4.При проведении игр слабо подготовленные дети заменяются через каждые 2 минуты. 5.В первом семестре предлагается 5-7мин. основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые согласуются с врачом в связи с диагнозом заболевания. В самостоятельную работу по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений включаются те физические упражнения, которые не могут быть выполнены на уроке из-за отсутствия у учащихся необходимой подготовки или времени. Чаще всего в домашние задания включается освоение таких двигательных навыков, как: 1 .Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала). 2.Прыжки на месте с мягким приземлением. 3.Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги. 4,Упражнения из исходного положением лежа на животе и т. д. При выполнении и подборе упражнений обязательно учитывается диагноз заболевания Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма и т.д. р.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы вьдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произнесением гласных звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, с, з или их сочетаний (например брс-, бры-,бру-, и т. д. ). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3 - 5 раз в день, дозировка одного упражнения 2-3 раза, количество упражнений 3-4. Целесообразно также после 2-3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями занятия плаванием, лыжами. Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения вызывающие нервное напряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр пт. д. При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове. При хроническом заболевании Ж.К.Т, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать прыжки , для старшей - элементы танцев. Педагогический контроль за интенсивностью нагрузок и соответствием их плану ведется по внешним признакам в процессе постоянного контакта учителя и учеников, а так же путем определения пульсовой кривой урока. При дозировании нагрузки важно учитывать не только ее объем, но и интенсивность. Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых: чистота зала, обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и обуви. Очень много зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к учащимся, высокое профессиональное мастерство, умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психическую и физическую напряженность. Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащегося, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашних заданий не должно превышать 15-20’. Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснить им, как необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений. В целях повышения оздоровления и воспитания значения физической подготовки ослабленных детей не следует ограничиваться только уроками по обязательной программе. Эти мероприятия в общей сложности соответствуют или даже превышают эффект урока физкультуры. Обязательная утренняя гимнастика до занятий: - физкультпаузы после второго - третьего урока продолжительностью 2-3 минуты; - физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий; - индивидуальные комплексы гимнастики, рекомендуемые учителем с учетом медицинских показателей. Особое значение имеют внеклассные оздоровительные мероприятия, рекомендуемые школьникам: прогулки, катания на коньках, передвижение на лыжах, оздоровительное плавание, а также закаливание (воздушные ванны, обливание). Работал с ослабленными детьми, учитель физкультуры и врач должны использовать специальную литературу по медицине, физкультуре, методике, психологии. Продолжительность пребывания учащихся в СМГ разная. Например, дети с искривлением позвоночника, несмотря на то, что их осанка улучшилась, окрепли мышцы, находятся в группах до завершения роста, окостенения позвоночника. Детей с соматическими заболеваниями в подготовительные группы переводят после положительных результатов функциональных исследований, которые проводятся 2 раза в год. Ребята, страдающие заболеваниями глаз, в основном близорукие, в СМГ остаются до окончания школы. В итоге мы видим, что при каждом заболевании; как бы оно глубоко ни повреждало важнейшие функциональные системы организма, могут быть подобраны специфические средства и методы занятий физическими упражнениями, способы закаливания, существенно улучшающие состояние здоровья. Вторым важным положением, которое характеризует использование занятий физическими упражнениями и природных факторов учащимися смг, является регулирование величины функционального напряжения на отдельные органы и системы организма занимающихся. И, наконец, третье, общее положение, соблюдение которого необходимо для достижения максимально здоровых и воспитанных результатов - это комплексность использования различных средств, методов и организационных форм занятий. Нет такого заболевания, после которого можно ограничится каким- либо одним или несколькими оздоровительными воздействиями. Напротив, чем шире комплекс используемых средств, методов и форм организации занятий, тем эффективнее процесс физического воспитания учащихся. Литература «Настольная книга учителя физической культуры» под ред. Кофмана |
Положение о специальных медицинских группах мбоу займищенской сош общие положения Министерства образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-м «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по... | «Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный... Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна... | ||
Положение о специальных медицинских группах Общие положения Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2012г. №02. 1-16-7273 «Об учебных программах по физической культуре... | Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма | ||
Мку «уо и мп» с 04. 04. 2014 года по 10. 04. 2014 года сош Чекалдина Татьяна Васильевна) и диплом 2 степени удостоена работа обучающейся школы прикладного творчества «Непоседы» Ярославы Андрейчук... | Учебно-методический комплекс рабочая программа Содержание: умк по дисциплине дпп. Р. 3 Особенности работы с детьми в специальных медицинских группах для студентов очной формы обучения... | ||
Образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-м «О снижении наполняемости... Настоящее Положение утверждается педагогическим советом образовательного учреждения (далее Учреждение), имеющим право вносить в него... | Уроки по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках предметов... В рамках методической недели «мо физической культуры и обж» с 17 по 26 декабря прошли открытые уроки по теме «Дифференцированный... | ||
Краткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции» Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна... | Учебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского... | ||
Анализ воспитательной работы за 2010 2011 учебный год Образовательная тема школы: «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников» | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор Трофимова... Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета | Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство... Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: дифференцированный подход в обучении технике лазания по канату и элементам техники игры баскетбол | Программа развивающих занятий «Логика» Автор: Герасимова Татьяна Васильевна, педагог- психолог начального отделения моу «Гимназия №1» г. Ангарска |