«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год





Скачать 109.69 Kb.
Название«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год
Дата публикации09.07.2014
Размер109.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа №1 имени Ф.Ф.Ушакова города Хабаровска
Доклад

«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах»

Веслополова Татьяна Васильевна

2013год

При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

3. повышение физической и умственной работоспособности;

4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

5. формирование правильной осанки, а при необходимости - её коррекции;

б. обучение рациональному дыханию;

7. освоение основных умений и навыков;

8. воспитание морально-волевых качеств;

9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся;

Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров).

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведённого в апреле - мае текущего года.

Наполняемость групп - не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ, учителям физкультуры и во врачебно - физкультурные диспансеры.

Директор до 1 сентября оформлен приказ по школе создание специальной медицинской группы. Учитель физической культуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты, занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же рекомендации и задания на дом во время каникул.

В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно - профилактических учреждениях систематически (1 раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.

На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с учителем физкультуры.

Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние уч-ся и их адаптацию к нагрузке.

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специально медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы -А и Б, с целью дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А - это школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.

Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечнососудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения и изменением глазного дна и др.).

В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объёму - согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте пульса 120-140 уд/мин, в начале четверти, постепенно увёличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140-150 уд/мин, к концу семестра.

Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд/мин, являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

Учитывая, что большинство детей в специальной медицинской группе страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса 150 уд/мин, не целесообразны.

Режимы физ. нагрузок при частоте пульса 150-170 уд/мин, являются переходным рубежом от аэробного к аэробно - анаэробному дыханию.

В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120 - 130 уд/мин, в течение всего учебного года, т. к. но данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований.

частота пульса уд/мин. мин. сред. макс.

1. Построение 77 91 112

2. Ходьба в медленном темпе 88 105 119

3. Ходьба в среднем темпе 104 118 151

4. Бег трусцой в медленном темпе 112 129 152

5. Дыхательные упражнения 90 100 118

6. Элементы 6/6: 120 132 146

передача мяча на месте

7. при малой интенсивности 120 154 176

Частота пульса определяется пальпаторно (на лучевой или сонной артерии) сразу после выполнения упражнений и телеметрическим - методом записи радио ЭКГ.

Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности.

В подготовительной части урока (до 20’) выполняются О.Р.У. (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а так же интенсивные нагрузки.

В основной части урока (20 - 22’), занимающиеся овладевают основными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие основных (в пределах возможностей занимающихся) физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег (отрезки по 20-30 м) чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, прыжки, эстафеты, упражнения на равновесие

В заключительной части урока (3-5’) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление). Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе урока, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секундного интервала времени. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинской групп различны. Учащиеся специальной подготовительной группы освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:

- гимнастика - выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков, поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;

- легкая атлетика - техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, гранаты, прыжки в высоту или в длину;

- лыжная подготовка - техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и в движении;

- плавание - правильное выполнение движений руками, ногами умение держаться на воде проплывать по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей, дозирование нагрузок. Этот принцип можно успешно реализовывать на практике, соблюдая следующие условия:

1 .Построение на уроке не по росту, а по уровню физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - более слабые.

2.Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, должны быть на левом фланге.

3.При проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и. заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные - одно.

4.При проведении игр слабо подготовленные дети заменяются через каждые 2 минуты.

5.В первом семестре предлагается 5-7мин. основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые согласуются с врачом в связи с диагнозом заболевания.

В самостоятельную работу по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений включаются те физические упражнения, которые не могут быть выполнены на уроке из-за отсутствия у учащихся необходимой подготовки или времени.

Чаще всего в домашние задания включается освоение таких двигательных навыков, как:

1 .Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).

2.Прыжки на месте с мягким приземлением.

3.Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.

4,Упражнения из исходного положением лежа на животе и т. д.

При выполнении и подборе упражнений обязательно учитывается диагноз заболевания

Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма и т.д. р.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы вьдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произнесением гласных звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, с, з или их сочетаний (например брс-, бры-,бру-, и т. д. ). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3 - 5 раз в день, дозировка одного упражнения 2-3 раза, количество упражнений 3-4. Целесообразно также после 2-3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями занятия плаванием, лыжами.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения вызывающие нервное напряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр пт. д.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хроническом заболевании Ж.К.Т, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать прыжки , для старшей - элементы танцев.

Педагогический контроль за интенсивностью нагрузок и соответствием их плану ведется по внешним признакам в процессе постоянного контакта учителя и учеников, а так же путем определения пульсовой кривой урока. При дозировании нагрузки важно учитывать не только ее объем, но и интенсивность.

Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых: чистота зала, обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и обуви. Очень много зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к учащимся, высокое профессиональное мастерство, умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психическую и физическую напряженность.

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащегося, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашних заданий не должно превышать 15-20’.

Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснить им, как необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений.

В целях повышения оздоровления и воспитания значения физической подготовки ослабленных детей не следует ограничиваться только уроками по обязательной программе.

Эти мероприятия в общей сложности соответствуют или даже превышают эффект урока физкультуры. Обязательная утренняя гимнастика до занятий:

- физкультпаузы после второго - третьего урока продолжительностью 2-3 минуты;

- физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий;

- индивидуальные комплексы гимнастики, рекомендуемые учителем с учетом медицинских показателей.

Особое значение имеют внеклассные оздоровительные мероприятия, рекомендуемые школьникам: прогулки, катания на коньках, передвижение на лыжах, оздоровительное плавание, а также закаливание (воздушные ванны, обливание).

Работал с ослабленными детьми, учитель физкультуры и врач должны использовать специальную литературу по медицине, физкультуре, методике, психологии.

Продолжительность пребывания учащихся в СМГ разная. Например, дети с искривлением позвоночника, несмотря на то, что их осанка улучшилась, окрепли мышцы, находятся в группах до завершения роста, окостенения позвоночника. Детей с соматическими заболеваниями в подготовительные группы переводят после положительных результатов функциональных исследований, которые проводятся 2 раза в год. Ребята, страдающие заболеваниями глаз, в основном близорукие, в СМГ остаются до окончания школы.

В итоге мы видим, что при каждом заболевании; как бы оно глубоко ни повреждало важнейшие функциональные системы организма, могут быть подобраны специфические средства и методы занятий физическими упражнениями, способы закаливания, существенно улучшающие состояние здоровья.

Вторым важным положением, которое характеризует использование занятий физическими упражнениями и природных факторов учащимися смг, является регулирование величины функционального напряжения на отдельные органы и системы организма занимающихся.

И, наконец, третье, общее положение, соблюдение которого необходимо для достижения максимально здоровых и воспитанных результатов - это комплексность использования различных средств, методов и организационных форм занятий. Нет такого заболевания, после которого можно ограничится каким- либо одним или несколькими оздоровительными воздействиями. Напротив, чем шире комплекс используемых средств, методов и форм организации занятий, тем эффективнее процесс физического воспитания учащихся.

Литература «Настольная книга учителя физической культуры» под ред. Кофмана

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconПоложение о специальных медицинских группах мбоу займищенской сош общие положения
Министерства образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-м «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год icon«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный...
Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconПоложение о специальных медицинских группах Общие положения
Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2012г. №02. 1-16-7273 «Об учебных программах по физической культуре...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconЗанятия физической культурой в специальных медицинских группах школ...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconМку «уо и мп» с 04. 04. 2014 года по 10. 04. 2014 года сош
Чекалдина Татьяна Васильевна) и диплом 2 степени удостоена работа обучающейся школы прикладного творчества «Непоседы» Ярославы Андрейчук...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
Содержание: умк по дисциплине дпп. Р. 3 Особенности работы с детьми в специальных медицинских группах для студентов очной формы обучения...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconОбразования СССР от 27 мая 1982 г. №34-м «О снижении наполняемости...
Настоящее Положение утверждается педагогическим советом образовательного учреждения (далее Учреждение), имеющим право вносить в него...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconУроки по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках предметов...
В рамках методической недели «мо физической культуры и обж» с 17 по 26 декабря прошли открытые уроки по теме «Дифференцированный...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconАнализ воспитательной работы за 2010 2011 учебный год
Образовательная тема школы: «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников»
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconНаучные руководители: доктор медицинских наук, профессор Трофимова...
Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconРеферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство...
Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: дифференцированный подход в обучении технике лазания по канату и элементам техники игры баскетбол
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова Татьяна Васильевна 2013год iconПрограмма развивающих занятий «Логика»
Автор: Герасимова Татьяна Васильевна, педагог- психолог начального отделения моу «Гимназия №1» г. Ангарска


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск