Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся»





Скачать 478.17 Kb.
НазваниеРеферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся»
страница1/5
Дата публикации02.07.2015
Размер478.17 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
  1   2   3   4   5



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гридинская основная общеобразовательная школа

Красносельского района Костромской области

РЕФЕРАТ

«Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения

качества знаний учащихся»

Выполнила: учитель математики МОУ Гридинской основной

общеобразовательной школы Красносельского района

Лоскутова Вера Александровна

2013 г


С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. Введение. .

1. Актуальность использования дифференцированного

подхода в обучении математике. 3-5 стр

II. О с н о в н а я ч а с т ь.

1.Теоретическая часть. 5-7 стр.

1.1. Виды дифференциации

1.2.Принципы уровневой дифференциации

1.3. Внешняя дифференциация

2. Практическая часть. 7-18 стр.

1. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации

2. Организация дифференцированного подхода к учащимся на этапе изучения нового материала.

3. Организация дифференцированного подхода к учащимся на этапе первичного закрепления нового материала

4. Организация дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления нового материала и переноса в новые условия

5. Дифференциация домашнего задания

6. Дифференциация помощи со стороны учителя при выполнении заданий

7. Дифференциации обучения с учётом интересов школьников

III. Заключение 18-21 стр

Мониторинг реализации дифференцированного подхода

в обучении

IV. Л и т е р а т у р а 21 стр

Y. Приложения 22-43 стр


I.Введение.

Актуальность использования дифференцированного подхода в обучении математике.

За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. За это время в содержание математики вошли новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое развитие информационных технологий требует перестройки системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Наше время ставит перед школой задачу – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета.

Учитель должен так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся. Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлении в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации, самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения.

В концепции школьного математического образования дифференциация рассматривается как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, его перевода на новую культурообразующую базу.

Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования: «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся».
Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема: как с помощью дифференцированного подхода в обучении математике повысить качество знаний учащихся.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся IV – IX классов при введении дифференцированного подхода.
Предмет исследования: качество знаний и умений учащихся при изучении математики.
Цель исследования:

1) совершенствовать процесс обучения математике путем применения уровневой дифференциации на уроках математики

2) установить влияния дифференциации на качество знаний и умений учащихся, на познавательную активность учащихся при изучении курса математики
Гипотеза исследования: Качество знаний и умений учащихся напрямую зависит от применения дифференцированного подхода при обучении математике
Задачи исследования:

1.Раскрыть роль дифференцированного обучения в развитии математического мышления школьников;

2. Создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника при обучении математике (индивидуализации обучения)

3.Применять различные виды дифференциации при обучении математике.

4. Разработать систему дифференцированных заданий для повышения эффективности развития математических способностей учащихся

5.Проверить эффективность использования дифференциации обучения.
Методы исследования:

– теоретический анализ и обобщение научно-практических исследований по введению дифференцированного подхода;

–наблюдение за учебной деятельностью учащихся

- анкетирование учащихся

- отслеживание уровня качества знаний и умений учащихся

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей математики.
II. Основная часть.

  1. Теоретическая часть.


1.1.Виды дифференциации

Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться в форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, системы уровневой дифференциации.

Модели внутренней дифференциации
1. Модель разнородных классов. Ученик по всем предметам учится в одном и том же разнородном классе. Материал сгруппирован в разделы, на изучение которых отводится определённое время.

По окончании проводится диагностическое тестирование, по результатам которого одним ученикам даётся дополнительный, более обширный или более сложный материал, а другим – коррекционные задания или материалы.

2. Интегрированная модель. Дети с разными способностями помещаются в одну группу, акцент делается на индивидуальность, индивидуальное развитие и самостоятельное обучение.

Уровневая дифференциация – организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом, стандарт образования) и повышенном.

1.2.Принципы уровневой дифференциации:
1. Овладение обязательным уровнем подготовки.

2. Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного

процесса уровня обязательной подготовки.

3. «Ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем

обучения (не ограничивать учебный процесс обязательными

требованиями к результатам обучения).

4. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

5. Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по

уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен

предусматривать проверку у всех учащихся достижений уровня

обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения

материала на более высоких уровнях.
Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей. Предпринята попытка в разработке образцов задач для итоговых требований к математической подготовке учащихся, претендующих на более продвинутый уровень подготовки.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на разных уровнях.

Чтобы успешно и эффективно осуществить уровневую дифференциацию необходимо:

1) Выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся.

Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряется, то ученик стремится к их выполнению, т. е. формируются положительные мотивы учения, сознательное отношение к учебной работе; можно привлечь самооценку ученика для организации дифференцированной работы.

2) Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения. Уровень требования должен быть в целом существенно выше, чем обязательный уровень усвоения материала. То есть уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам одинаковый объем материала, предъявляют различные уровни требований к его усвоению. В силу этого ученик должен иметь учебник, в котором были бы предусмотрены (и явно выделены) все уровни усвоения материала (в том числе и минимально обязательные).

3) В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. То есть не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, но при этом не следует необоснованно задерживать остальных на этом этапе.

4) Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения как государственных требований, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

5) Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах.

1.3. Внешняя дифференциация – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение. При этом одни учащиеся выберут общекультурный уровень изучения и усвоения учебного материала, другие - прикладной, третьи - творческий, в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и с учетом возможной в будущем профессиональной деятельности.

  1. Практическая часть.

Организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверке знаний

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считаю выбор системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов на уроках происходит сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.

При использовании дифференцированных заданий в различных звеньях обучения я решаю следующие задачи:

1) обеспечение возможности углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;

2) стимулирование развитие познавательной самостоятельности школьников;

3) выравнивание знаний и умений учащихся.

Дифференцированные задания по курсу математики я использую при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» icon«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный...
Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconДоклад «Формы и методы опроса как средство повышения качества знаний учащихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Джанайская средняя общеобразовательная школа» Красноярского района
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего...
Языковой портфель как средство повышения мотивации при обучении английскому языку
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconАнализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год
Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconСценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения
Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconАнализ учебно-методической и воспитательной работы мбоу «сош №63»...
В 2012-2013 учебном году школа продолжила работу над проблемой: «Личностно-ориентированное обучение как средство повышения качества...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconДоклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,...
Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» icon“The Internet and the Information Revolution”
Дифференцированный подход в обучении дает возможность максимально реализоваться сильному ученику, в то время как для слабых учеников...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconТема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества...
Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Дифференцированный подход на уроке физической культуры как метод повышения физической подготовленности обучающихся»
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconАнализ воспитательной работы за 2010 2011 учебный год
Образовательная тема школы: «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников»
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» icon«Методы дифференциации и индивидуализации учебного процесса как средство...
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема методического объединения: «Формирование коммуникативных и интеллектуальных компетенций учащихся как средство повышения качества...
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся» iconПрограмма биологического и экологического воспитания учащихся Приложение...
«Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск