Скачать 0.76 Mb.
|
.История Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии». Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области Рецензенты: Белогурова Л.М., заведующая кафедрой профессионального образования, к. филолог. наук, доцент Москвитина Л. Н., методист кабинета общественно-гуманитарных дисциплин
«Подолешенская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным учреждением, где в прошлом году обучалось 121 учащийся в 11 классах-комплектах с наполняемостью классов от 5 до 20 человек, а в этом году 104 учащихся. Дети в школе обучаются из разных сёл: Гнездиловка, Домановка, х. Долгий и с. Большое. Семьи с различным материальным положением и статусом. Учащиеся мало интересовались историей своего рода, своего села, области. Многие не могли назвать своих родителей по отчеству и не знали дат их рождения. История вообще мало кого интересовала, и это можно было объяснить тем, что в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Очень важным сегодня является возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств. Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях важна его активизация. Для подлинного исследования истории своей семьи, улицы, школы, села, района, области перед учащимися нашей школы лежит широкое поле деятельности. К краеведческой деятельности привлекаются ребята уже с начальных классов через уроки, краеведческие задания музея и т.д. В среднем звене (5-9 классы) 5 и 6 классы посещают школьный краеведческий кружок «Истоки», 7 и 8 классы обучаются принципам работы музейного дела на кружке «Музейное дело» от районного Дома Детского творчества, 9 класс изучает краеведение на уроках истории России. В 10-11 классах эта работа ведётся в школьном кружке «Я - исследователь», где ребята учатся правильно оформлять исследовательские работы по краеведению и готовят свои итоговые заключительные работы по ранее взятой теме. Как правило, учащиеся, которые занимаются краеведческой работой, успешно учатся и показывают хорошие знания по истории и обществознанию. Всё больше и больше оказывается желающих принять участие в школьных и районных краеведческих конкурсах, олимпиадах. Умение вести исследовательскую работу по истории семьи, села, района, области, всегда требует исключительно хороших знаний по истории какого либо исследуемого периода, особенно это необходимо в том случае, когда непосредственно берёшь у кого – либо интервью, чтобы уметь задавать правильные «заинтересованные» вопросы. 2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. История нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют всегда очень важную актуальную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-политического, экономического и культурного развития страны. Однако краеведческим такой подход к местному материалу будет тогда, когда местный объект рассматривается в связях с явлениями местной жизни, местной природы, местной истории. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Сущность обучения — в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль и интерес к предмету. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения. В начале работы в школе, по наблюдениям за учащимися, из бесед с ними, а также по результатам олимпиад, я поняла, что уровень знаний у большинства – репродуктивный. Творческие способности развиты слабо, дети боятся, аргументировано отстаивать свою позицию в споре. К тому же я обнаружила, что у детей отсутствует интерес к моему предмету. Этот вывод подтвердили и результаты анкетирования. Рейтинг обществоведческих дисциплин составлял не более 30%. Нужно было находить выход из создавшегося положения, и я в первую очередь обратила внимание на активизацию памяти учащихся через нестандартные уроки, но в процессе этой работы выяснилось, что учащиеся лучше запоминают урок, если на нём представлен местный краеведческий материал. Но знания краеведческого материала в сознании детей существовал отдельно, как бы оторвано от истории страны и они не могли соотнести даты, события, место действий. То есть знания по истории родного края были, но качество знаний по истории было низким. Решение данного противоречия было найдено в личностно ориентированном обучении и воспитании через инновационные (проекты, исследования) и информационные технологии в области исторического краеведения. Краеведческая работа явилась для меня одним из действенных средств повышения качества знаний и эффективности воспитательного процесса. Так, в нашей школе учащиеся и учителя активно включились в краеведческую работу и как результат, - хорошая успеваемость, хорошая дисциплина, крепкий детский коллектив. Выпускники нашей школы отличаются большим трудолюбием, общественной активностью, глубоким знанием потребностей родного края в квалифицированных кадрах. Каждый год они широким потоком вливаются в высшие и средне-специальные учебные учреждения, и каждый год приходят в школу благодарственные письма из этих учебных заведений на наших выпускников как грамотных, активных студентов, имеющих определённые навыки самостоятельной исследовательской работы. Я считаю, что изучать родной край актуально всегда, это было и будет, потому что здесь заложены огромные перспективы. Человек, любящий свою родину, будет делать всё, чтобы она была ещё лучше и прекраснее. А это человек грамотный, и основы своего отношения к родине, к труду, к учению в нём закладываются в школьном возрасте. Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности, происходит социализация личности. Изучение истории родного края вплотную подводит учащихся непосредственно к историческим событиям, явлениям всей жизни страны, что заставляет их изучать, глубже осмысливать и давать собственные оценки происходящим событиям. А это уже свидетельствует о глубоких и прочных знаниях истории. По моему убеждению, в изучении краеведения заложены огромные перспективы для повышения образовательного уровня учащихся, основанного на сознательном обучении истории, обществознания, географии, биологии и другим школьным предметам. Краеведение предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Оно позволяет стимулировать интерес к знаниям, показать необходимость их практического применения. В своем педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности и стремлению к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить. В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:1 - любознательность; 2 - появление интереса, стимулирующего творческий поиск; 3 - устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне. 3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА. Ведущей педагогической идеей моей работы является индивидуальный личностно ориентированный подход к каждому из учащихся, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе взаимного доверия и уважения учителя и ученика, обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности; осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся. 4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ. Целенаправленная работа над опытом началась в 2003-2004 учебном году в 5-8 классах и уже через год качество знаний учащихся по истории возросло (с 59 % до 65,7 % ) на 6,7 % при 100% успеваемости по предмету. Определённая работа проводилась и в 9-11 классах, поэтому в данной таблице результат качества знаний по истории в целом по школе.
5. ДИАПАЗОН ОПЫТА. Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по истории и краеведению в классах второй и третей ступеней в единой системе «урок-внеклассная работа» и через систему краеведческих уроков. На уроках учащиеся учат соотносить историю края с историей страны, а во внеклассной работе занимаются краеведческими проектами, исследованиями, играми и т.д. |
Тема обобщенного опыта Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции... | Курсовая работа Информационные технологии на уроках как средство... Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе | ||
Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» «Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание... | ||
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о... | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | ||
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | Программа районного семинара учителей трудового обучения по теме:... «Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время» | ||
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство... Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации | Доклад «Формы и методы опроса как средство повышения качества знаний учащихся» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Джанайская средняя общеобразовательная школа» Красноярского района | ||
Сценарий школьног праздника «с днем знаний!» Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики | Сценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство... | ||
Программа методического форума «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования» | У частник конференции Приглашаю к обсуждению: Информационно-компьютерные технологии как средство повышения качества обучения | ||
Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на... Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Учитель физики В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как... |