Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии»





НазваниеТема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии»
страница1/5
Дата публикации08.10.2014
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
.История
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии».
Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области
Рецензенты:

Белогурова Л.М., заведующая кафедрой профессионального образования,

к. филолог. наук, доцент

Москвитина Л. Н., методист кабинета общественно-гуманитарных дисциплин



  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

«Подолешенская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным учреждением, где в прошлом году обучалось 121 учащийся в 11 классах-комплектах с наполняемостью классов от 5 до 20 человек, а в этом году 104 учащихся.

Дети в школе обучаются из разных сёл: Гнездиловка, Домановка, х. Долгий и с. Большое. Семьи с различным материальным положением и статусом.

Учащиеся мало интересовались историей своего рода, своего села, области. Многие не могли назвать своих родителей по отчеству и не знали дат их рождения. История вообще мало кого интересовала, и это можно было объяснить тем, что в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.

Очень важным сегодня является возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях важна его активизация.

Для подлинного исследования истории своей семьи, улицы, школы, села, района, области перед учащимися нашей школы лежит широкое поле деятельности. К краеведческой деятельности привлекаются ребята уже с начальных классов через уроки, краеведческие задания музея и т.д.

В среднем звене (5-9 классы) 5 и 6 классы посещают школьный краеведческий кружок «Истоки», 7 и 8 классы обучаются принципам работы музейного дела на кружке «Музейное дело» от районного Дома Детского творчества, 9 класс изучает краеведение на уроках истории России.

В 10-11 классах эта работа ведётся в школьном кружке «Я - исследователь»,

где ребята учатся правильно оформлять исследовательские работы по краеведению и готовят свои итоговые заключительные работы по ранее взятой теме.

Как правило, учащиеся, которые занимаются краеведческой работой, успешно учатся и показывают хорошие знания по истории и обществознанию. Всё больше и больше оказывается желающих принять участие в школьных и районных краеведческих конкурсах, олимпиадах.

Умение вести исследовательскую работу по истории семьи, села, района, области, всегда требует исключительно хороших знаний по истории какого либо исследуемого периода, особенно это необходимо в том случае, когда непосредственно берёшь у кого – либо интервью, чтобы уметь задавать правильные «заинтересованные» вопросы.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

История нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит.

Местные материалы играют всегда очень важную актуальную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.

Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-политического, экономического и культурного развития страны.

Однако краеведческим такой подход к местному материалу будет тогда, когда местный объект рассматривается в связях с явлениями местной жизни, местной природы, местной истории.

Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.

Сущность обучения — в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль и интерес к предмету.

Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.

В начале работы в школе, по наблюдениям за учащимися, из бесед с ними, а также по результатам олимпиад, я поняла, что уровень знаний у большинства – репродуктивный. Творческие способности развиты слабо, дети боятся, аргументировано отстаивать свою позицию в споре. К тому же я обнаружила, что у детей отсутствует интерес к моему предмету. Этот вывод подтвердили и результаты анкетирования. Рейтинг обществоведческих дисциплин составлял не более 30%.

Нужно было находить выход из создавшегося положения, и я в первую очередь обратила внимание на активизацию памяти учащихся через нестандартные уроки, но в процессе этой работы выяснилось, что учащиеся лучше запоминают урок, если на нём представлен местный краеведческий материал.

Но знания краеведческого материала в сознании детей существовал отдельно, как бы оторвано от истории страны и они не могли соотнести даты, события, место действий. То есть знания по истории родного края были, но качество знаний по истории было низким.

Решение данного противоречия было найдено в личностно ориентированном обучении и воспитании через инновационные (проекты, исследования) и информационные технологии в области исторического краеведения. Краеведческая работа явилась для меня одним из действенных средств повышения качества знаний и эффективности воспитательного процесса. Так, в нашей школе учащиеся и учителя активно включились в краеведческую работу и как результат, - хорошая успеваемость, хорошая дисциплина, крепкий детский коллектив. Выпускники нашей школы отличаются большим трудолюбием, общественной активностью, глубоким знанием потребностей родного края в квалифицированных кадрах. Каждый год они широким потоком вливаются в высшие и средне-специальные учебные учреждения, и каждый год приходят в школу благодарственные письма из этих учебных заведений на наших выпускников как грамотных, активных студентов, имеющих определённые навыки самостоятельной исследовательской работы.

Я считаю, что изучать родной край актуально всегда, это было и будет, потому что здесь заложены огромные перспективы. Человек, любящий свою родину, будет делать всё, чтобы она была ещё лучше и прекраснее. А это человек грамотный, и основы своего отношения к родине, к труду, к учению в нём закладываются в школьном возрасте.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности, происходит социализация личности.

Изучение истории родного края вплотную подводит учащихся непосредственно к историческим событиям, явлениям всей жизни страны, что заставляет их изучать, глубже осмысливать и давать собственные оценки происходящим событиям. А это уже свидетельствует о глубоких и прочных знаниях истории. По моему убеждению, в изучении краеведения заложены огромные перспективы для повышения образовательного уровня учащихся, основанного на сознательном обучении истории, обществознания, географии, биологии и другим школьным предметам.

Краеведение предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Оно позволяет стимулировать интерес к знаниям, показать необходимость их практического применения.

В своем педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности и стремлению к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:1 - любознательность; 2 - появление интереса, стимулирующего творческий поиск; 3 - устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА.

Ведущей педагогической идеей моей работы является индивидуальный личностно ориентированный подход к каждому из учащихся, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе взаимного доверия и уважения учителя и ученика, обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности; осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся.

4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ.

Целенаправленная работа над опытом началась в 2003-2004 учебном году в 5-8 классах и уже через год качество знаний учащихся по истории возросло (с 59 % до 65,7 % ) на 6,7 % при 100% успеваемости по предмету. Определённая работа проводилась и в 9-11 классах, поэтому в данной таблице результат качества знаний по истории в целом по школе.


класс

%

Усп.

Кол-во

уч-ся

Качество

знаний

2004-2005у.г

в %

класс

%

Усп.

Кол-во

Уч- ся

Качество

знаний

2005-2006 у.г в %

класс

%

Усп.

Кол-во

учащихся

Качество

знаний

2006-2007у.г

1 полугод в %

























5

100

11

81.8













5

100

11

50

6

100

11

63,6

5

100

13

82,3

6

100

13

84,7

7

100

13

86.9

6

100

11

81

7

100

11

81

8

100

11

90,9

7

100

11

81

8

100

11

81

9

100

11

80.8

8

100

11

33,4

9

100

9

33,4

10

100

7

42,8

9

100

20

80

10

100

20

80

11

100

20

75

10

100

11

45,5

11

100

11

54













11А

100

11

91

























11Б

100

9

33

























Качество знаний 65,7%

в среднем по школе

66,3%



74,5%






5. ДИАПАЗОН ОПЫТА.

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по истории и краеведению в классах второй и третей ступеней в единой системе «урок-внеклассная работа» и через систему краеведческих уроков. На уроках учащиеся учат соотносить историю края с историей страны, а во внеклассной работе занимаются краеведческими проектами, исследованиями, играми и т.д.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconПрограмма по курсу «Церковно-историческое краеведение»
«Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание...
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о...
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconРеферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство...
Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconДоклад «Формы и методы опроса как средство повышения качества знаний учащихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Джанайская средняя общеобразовательная школа» Красноярского района
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconСценарий школьног праздника «с днем знаний!»
Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconСценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения
Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство...
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconПрограмма методического форума
«Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconУ частник конференции
Приглашаю к обсуждению: Информационно-компьютерные технологии как средство повышения качества обучения
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconТема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на...
Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества знаний учащихся по истории через инновационные и информационные технологии» iconУчитель физики
В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск