Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука»





НазваниеПрограмма биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука»
страница1/7
Дата публикации11.08.2015
Размер0.91 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

ст. Тбилисской

муниципального образования Тбилисский район

ОПЫТ РАБОТЫ

ТЕМА
«Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников»


Автор Черобаева Ольга Юрьевна,

учитель биологии

МБОУ СОШ№5

Ст. Тбилисская

2011 г.
Содержание стр.


Пояснительная записка к педагогическому опыту

1. Литературный обзор состояния вопроса………………………………… 5

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…………………… 5

1.2. История изучения темы педагогического опыта…………………………...7

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………8

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы)

обучающихся (воспитанников), являющихся базой для

формирования представляемого педагогического опыта……………… 9

3. Педагогический опыт………………………………………………………9

3.1. Описание основных методов и методик, используемых

в представляемом педагогическом опыте……………………………………… 9

3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………… 9

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………… 10

3.4. Результативность педагогического опыта……………………………… 10

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта………………………11

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………… . 11

3.7. Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта…………………………………………………………… 11

4. Выводы…………………………………………………………………… 15

5. Приложение 1. Программа биологического и экологического

воспитания учащихся…………………………………………………………17

6. Приложение 2. Программа факультативного курса

«Экологическая азбука»……………………………………………... 24

7.Приложение 3. Курс «Молекулярные основы

жизнедеятельности организмов»…………………………………………… 28

8. Приложение 4. Программа работы с одаренными детьми………………30

9. Приложение 5. Тематический план повторения курса

биологии……………………………………………………………………… 42
Пояснительная записка к педагогическому опыту

I.

1. Название.

Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества образования школьников.

2. Краткая аннотация.

В данном опыте работы рассматриваются вопросы подготовки учащихся к ЕГЭ. Предлагается система организации биологического образования. Суть системы заключается в том, что начиная с начальной школы, дети вовлекаются в активный познавательный процесс. Этому способствует факультативный курс «Экологическая азбука», занятия в кружках, на учебно-опытном участке, научном обществе. Цель создания системы - осознанный выбор предмета для итоговой аттестации.

Для облегчения повторения и обобщения материала школьного курса биологии предлагается тематический план повторения. К каждому элементу содержания составлены вопросы и задания, облегчающие процесс самоподготовки учащихся к итоговой аттестации.
3. Ключевые слова.

Биологическое образование, проектная деятельность, тематическое повторение, план-конспект, экологическая деятельность, личностно - ориентированное обучение.
4. Автор.

Черобаева Ольга Юрьевна, МБОУ «СОШ№5» станицы Тбилисской, учитель биологии, адрес: ул. Октябрьская, 133, тел. 2-46-51. Мобильный телефон автора: +7(918)322–56-57. Адрес электронной почты автора oljache@mail.ru

5. Тип аудитории, для которой предназначен данный ЦОР

Учителя общеобразовательных учреждений.

I I.

1. Формат присланного материала:

- документ в формате Microsoft Word (версия1997-2003)

2. Список требований для использования материала:

Компьютер, электронная почта.

3. Образовательный тип ресурса:

- описание проблемы;

- поясняющий текст, методические материалы.

4. Для кого предназначен ЦОР:

- преподаватель.

5. Данные по ресурсу:

- бесплатный;

- нет ограничений по использованию.

6. Поставщик ЦОР

- учебная литература;

- Дрофа;

- Просвещение;

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Новый стандарт среднего (полного) общего образования по биологии предъявляет особые требования к знаниям, которыми должны овладеть учащиеся. Так, особо подчеркивается, что выпускники должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования; анализировать и использовать биологическую информацию; развивать познавательный интерес; интеллектуальные и творческие способности. Задания повышенного уровня сложности в материалах ЕГЭ требует от учащихся умений проводить сравнения, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия.

Достижение поставленных целей невозможно без создания определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

При подготовке к ЕГЭ, прежде всего, необходимо обеспечить усвоение основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, оперирование разнообразными видами учебной деятельности. В наиболее тщательной отработке в процессе изучения нового материала и его закрепления нуждаются знания и умения базового уровня. С этой целью при организации учебного процесса на уроках биологии в старшей школе, особое внимание должно быть уделено повторению [3].

Как сделать знания прочными, действенными? Как создать продукт, пользуясь которым выпускник школы мог всегда быть уверенным в своих знаниях, и, следовательно, защищенным в жизни путем использования полученных знаний?

Иного пути, чем многократное повторение изученного, нет. Повторение – это многократное возвращение к старым знаниям, систематическое воспроизведение их в памяти учащихся. Повторение учебного материала является необходимой частью процесса обучения. Если новые понятия опираются на ранее усвоенные, то они не только расширяют и углубляют старые понятия, но и укрепляют их.

При подготовке к ЕГЭ необходимо обратить внимание на материал, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ. Традиционно слабо выполняются задания о метаболизме, путях и направлениях эволюции, способах видообразования. С трудом выполняются задания на установление взаимосвязи строения и функции нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов, на нахождение признаков сходства и различий процессов мейоза и митоза, фотосинтеза и хемосинтеза. При решении этой проблемы необходимо учитывать дидактические основания, существующие в современной науке [2].

При организации повторения необходимо научить школьников: работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязи с раздельными фрагментами текста, содержащимися как внутри параграфа, так и в разных параграфах, главах, разделах; научить работе с заданиями, отличающимися по своим формулировкам, типологиям, уровням сложности; научить приемам работы с информацией – от тренировки памяти до систематизации материала по разным классификационным основаниям и трансформации этого материала в текст, таблицу, график; создать у школьников мотивацию к ускоренному изучению курса [4].

Для формирования ключевых компетенций учащихся необходимы личностно ориентированные технологии. Технологический подход в образовании продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки выпускника школы, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повышают его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность. Эта задача сформулирована в Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать [1].

Именно личностно ориентированная технология отвечает на традиционный вопрос «Как учить результативно?».

Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что для качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации необходимо создать определенную систему биологического образования, правильно и грамотно организовать процесс повторения учебного материала всего курса биологии.

Литература.

1. Беседина Л.А. Что является технологией в образовании //Биология в школе №8. 2008г.

2. Калинова Г.С., Никишова Е.А. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: «Русское слово», 2009г.

3. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся. – М.: «Интеллект центр», 2010 г.

4. Лернер Г.И. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: «Астрель», 2009г.

5. Подласый И.М. Как сделать знания прочными. // Народное образование №5, 2003 г.

1.2. История изучения темы педагогического опыта.

В 2002 году создана программа по экологическому и биологическому воспитанию учащихся МБОУ «СОШ№5».

  • Составлена программа факультативных занятий для учащихся четвертых классов «Экологическая азбука».

  • Организована работа в теплице (кружок «Юный цветовод», «Юный овощевод»).

  • Усовершенствована работа учебно-опытного участка (созданы отделы: овощной, лекарственный, цветочно-декоративный, экологический).

  • С 2005 году на базе летнего школьного лагеря «Солнышко» организован профильный экологический отряд.

  • Работает летняя школа одаренных детей по программе «Молекулярные основы процессов жизнедеятельности».

  • Ежегодно учащиеся участвуют в работе научно-практических конференциях.

  • В 7 классе организован факультатив «Основы экологии».


Согласно учебному плану в 9 классе введен элективный курс «Здоровый образ жизни». В 10 классе – элективный предмет «Цитология».

Начиная с 2002 года, совершенствуются приемы и методы по подготовке учащихся к ЕГЭ. В 2009 году составлен тематический план повторения всего курса биологии.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Система биологического и экологического воспитания, тематическое повторение, проектный метод, элементы содержания кодификатора, систематизация и обобщение знаний, личностно-ориентированный подход, план-конспект.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Работа подготовки учащихся к ЕГЭ начинается с начальной школы (факультативный курс «Экологическая азбука», школьная теплица, летний экологический лагерь), среднее звено (учебно-опытный участок, теплица, факультативный курс «Основы экологии»), старшее звено (школа одаренных детей, участие в исследовательской деятельности).

В 10-11 классе осуществляется целенаправленная подготовка к итоговой аттестации.

Группа детей (3-5человек), начиная с начальной школы, проявляющих особый интерес к биологии, к 10 классу делает осознанный выбор предмета для итоговой аттестации.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Для развития познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, использую современные образовательные технологии: проблемного и дифференцированного обучения, тестового контроля знаний, информационно-коммуникационные технологии, технологии решения изобретательских задач.
3.2. Актуальность педагогического опыта

Актуальность педагогического опыта обосновывается совершенствованием системы подготовки к ЕГЭ и повышением качества биологического образования.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Предлагаемый педагогический опыт соответствует основным закономерностям и принципам современной педагогики. Способствует совершенствованию методики подготовки учащихся к ЕГЭ.
3.4. Результативность педагогического опыта

Сложившаяся система подготовки к ЕГЭ дает стабильные результаты.

Участие в научно-практических конференциях:

- «Эврика»: диплом второй степени, 2008г., диплом третьей степени, 2011г.

- Научно-практическая конференция МСХА учащихся Кубани – диплом второй степени, 2011 г.

- Всероссийский «Молодежный биологический чемпионата» - региональные победители (дипломы второй и третьей степени), 2011г.

- Всероссийский конкурс исследовательских работ «Достояние России» - диплом второй степени, 2009г.

- Всероссийский конкурс исследовательских работ им. В.И. Вернадского – диплом, грамота за лучшую работу, представленную сельской школой, 2010г. – Международный фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», финалисты, 2011г.
Итоги сдачи ЕГЭ


Предмет

Год сдачи

Сдавали экзамен

Прошли порог успешности

Баллы


Биология


2004

2

2

73, 97

2005

1

1

61

2006

4

4

75, 80, 85, 100

2008

2

2

76, 79

2010

3

3

79, 79, 80



3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.


  • Создание определенной системы биологического и экологического образования, позволяющей учащимся делать осознанный выбор предмета для сдачи ЕГЭ и показывать высокие результаты.

  • Разработан тематический план повторения курса биологии. Система заданий и вопросов по каждому элементу кодификатора с указанием конкретного параграфа учебника для повторения. Организация технологии повторения позволяет учащимся самостоятельно подготовиться к итоговой аттестации.


3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Опыт может быть использован для подготовки к ЕГЭ учащимися и педагогами.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

На протяжении многих лет в МБОУ «СОШ№5» Тбилисского района сложилась определенная система биологического и экологического образования, которая помогает создать научный багаж знаний, который является надежным фундаментом для подготовки к итоговой аттестации (приложение1).

Биологическое образование в школе построено таким образом, что ученик проходит путь от формирования стойкого интереса к предмету в начальной школе, через совершенствование знаний в среднем звене, к осознанному выбору предмета на итоговой аттестации. Итогом работы является решение проблемы преемственности, непрерывности биологического образования.

Экологическое образование является неотъемлемой частью системы биологического образования. Оно помогает формировать положительную мотивацию учебной и исследовательской деятельности.

Подготовка к ЕГЭ начинается с начальной школы. Для учащихся четвертых классов составлена программа факультативного курса «Экологическая азбука» (приложение 2). Основной целью создания данной программы является формирование интереса к предмету; в простой, нетрадиционной форме познакомить учащихся с основными экологическими законами; развитие у школьников интереса к живой природе, в потребности личного участия в уходе за окружающей средой. Составлен экологический практикум. Предлагаются практические работы, которые позволяют познакомить школьников с многообразием растительного и животного мира; определить антропогенные факторы загрязнения окружающей среды. Занятия продолжаются и в летний период.

На базе школьного лагеря «Солнышко» организована работа экологического отряда для учащихся 4-5 классов. Это удачный пример привлечения детей к исследовательской деятельности, возможностью обучать их научным методам познания. Полученные здесь умения самостоятельно вести наблюдения, планировать, проводить эксперименты, выдвигать гипотезы, становятся ведущими и в учебном процессе. Формированию интереса к предмету, живой природе способствуют занятия учеников начальной школы в школьной теплице. В теплице функционируют кружки: «Овощевод», «Юный цветовод». Именно в процессе занятий осуществляются первые опыты и открытия на эмпирическом уровне. Учебная и опытническая работа учеников среднего звена осуществляется на учебно-опытном участке.

Поддерживает их исследования факультативный курс «Основы экологии». Помимо этого, учебным планом предусмотрено изучение биологических дисциплин через элективные учебные предметы и элективные курсы (9кл).

Обучать детей на более высоком уровне мотивации способствуют занятия учеников старшего звена в летней школе одаренных детей. Разработана программа курса «Молекулярные основы жизнедеятельности живых организмов» (приложение 3). Предлагаемый курс позволяет на высоком уровне изучить наиболее сложные вопросы биологии, помогает подготовиться к олимпиадам, ЕГЭ.

Таким образом, сопряжение теории с практикой проходит через все звенья биологического образования, подтверждая слова Герда: « Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов»

Исследовательская деятельность является обязательным компонентом системы подготовки к ЕГЭ. Исследовательской деятельностью я занимаюсь на протяжении 10 лет. За это время выполнено около 30 исследовательских проектов. Тематика работ самая разнообразная: «Изучение биологии и экологии мхов», «Лесопатологические исследования пойменного леса», «Изучение видового многообразия трутовых грибов ст. Тбилисской», «Комплексное исследование лесополос поселка Восточного», «Особенности содержания прыткой ящерицы в домашних условиях» и т.д.

Алгоритм работ над исследовательскими проектами следующий: выбор темы, анализ научной литературы, проведение исследований, анализ и обсуждение полученных результатов, оформление работы, выступление. Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным направлением я ставлю процесс интеграции теории и практики. Ученик должен умело пользоваться полученными знаниями в практической жизни, объяснять явления, происходящие в живой природе. Метод проектов позволяет решить учителю следующие задачи: развитие самостоятельности учащихся при проведении исследований, умение анализировать полученные результаты, осуществлять взаимосвязь знаний из различных областей науки, умело пользоваться научной литературой. Использование проектной технологии позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ученику, при этом учитываются: уровень знаний, психологические и эмоциональные особенности, умение работать самостоятельно.

Таким образом, использование проектной технологии позволяет решить многие задачи, которые ставит ЕГЭ перед учениками и учителем.

Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Разработан широкий спектр заданий, которые помогают развить творческие способности ребенка (приложение 4).

Следует отметить, что все вышеприведенные шаги являются предварительным этапом для подготовки к экзамену.

Рассмотрим конкретные методы и приемы работы с выпускниками, выбравшими для сдачи экзамен по биологии.

С чего же начать подготовку детей к итоговой аттестации?
1. Прежде всего, учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Назначение и структуру работы, распределение заданий по тематическим блокам, видам деятельности, уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом.
2. Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы для проверки основного учебного содержания. При этом необходимо учитывать, что содержание экзаменационной работы составлено в соответствии стандарту биологического образования, а не программе и учебнику по которым ведется обучение в той или иной школе.
3. Необходим тщательный анализ ошибок, допущенных учащимися при сдаче ЕГЭ в предыдущие годы.
Наиболее пристальное внимание при подготовке к ЕГЭ уделяется повторению. Ввиду сложности данного процесса и необходимости системного подхода, я поставила цель: составить тематический план повторения, который позволил бы учащимся самостоятельно осуществлять подготовку к экзамену (приложение 5).

Задачи, которые были поставлены для достижения цели, можно сформулировать следующим образом:
1. Структурировать элементы содержания блоков кодификатора, разбив их на более простые и доступные для понимания элементы знаний, на конкретные параграфы, где встречается тот или иной вопрос.

2. Добиться усвоения элементов знаний через использование активных приемов познания: составления планов - конспектов, таблиц, схем, рисунков, которые помогают активизировать процесс запоминания.

Составление плана - конспекта требует тщательного изучения материала, который необходимо прочитать несколько раз и выделить главные мысли. Составление таблиц разных видов: общего содержания, сравнительных, позволяет включать в работу все виды памяти. Составление схем, очень информативно и позволяет не только изучить новый материал, но и запомнить его. Большое внимание уделяю выполнению рисунков. Например: зарисовать клетку растений, животных, грибов.
3. Организовать повторение таким образом, чтобы ученик смог сам контролировать процесс повторения, выявлять пробелы в той или иной области знаний и ликвидировать их. Это достигается путем вопросов, на которые должен ответить ученик после изучения той или иной темы.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconЗаявка на участие в сетевой фестиваль экологического воспитания – 2013
Урок предназначен для учащихся 3 класса и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением биологического многообразия...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» icon2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы...
I I приёмы и методы развития экологического воспитания во внеурочное время
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПроект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской...
Экологическая тропа (методический материал для проведения экскурсии для младших школьников)
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПрограмма экологического воспитания в мбоу «Каюковская оош»
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов...
Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconЭкологическая игрушка
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках реализации долгосрочной целевой Программы экологического воспитания учащихся 1-11 классов «За чистый город: 2013-2014г г.»...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» icon Приложение 1 Система экологического воспитания гоу сош №2007
В москве эта цифра снизилась до 16 кв м на человека. Естественный покров отсутствует более чем на 85% территории города. Свыше 30%...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПрограмма элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс
Программа предусматривает углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, развитие умений и навыков выполнения...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания»
Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных...
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение Программа факультативного курса «Экологическая азбука» iconЭкологическая культура личности и ее компоненты Экологическая культура...
Эти задачи нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 “О мерах по улучшению экологического образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск