2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе





Скачать 229.01 Kb.
Название2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе
Дата публикации14.10.2014
Размер229.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Медведицкая основная

общеобразовательная школа

Павинского района

косТРОмской области


Выполнила: Гречухина С.А. – учитель биологии Медведицкой ООШ


2009-2010 учебный год.

Введение Стр. 1
Глава I Теоретические основы экологического воспитания в школе.

1.1. Основы Формирования экологического воспитания в школе. Стр. 2

1.2. Многообразие экологического воспитания Стр. 3
Глава I I Приёмы и методы развития экологического воспитания во внеурочное время.

2.1. Экологический марафон; Стр.4-5

2.2. Экскурсии; Стр. 6

2.3. Исследовательская деятельность; Стр. 7-

2.4. Участие в экологических мероприятиях. Стр. 8-9
Заключение Стр. 10
Список литературы Стр.11
Приложения

“Человек, овладевший экологической

культурой, подчиняет все виды

своей деятельности требованиям

рационального природопользования,

заботится об улучшении

окружающей среды, не допуская её

разрушения и загрязнения…”

А.А. Плешаков
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это, мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитанию интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше “притесняется”: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях. Не потому ли мы “вносим” природу в свои квартиры, служебные помещения, инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней. Сегодня редкая семья не содержит домашних животных, красивый аквариум или комнатные растения. Это не удивительно, ведь мы устаём от потока людей и машин, от компьютера и телевизора, от шума, спешки. Все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общения с ней. Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности.

1.1 Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в школьный период жизни ребёнка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в школьных образовательных учреждениях, так и в семье.

Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является экологическое.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Основные задачи, которые ставятся перед педагогами:

- активизация познавательной деятельности учащихся через приобщение к науке;

- создание условий для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;

- приобретение умений и навыков исследовательской

деятельности под руководством педагогов, ученых, других специалистов;

- выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей и на основании этого определение индивидуальной траектории обучения и развития;

- формирование системы научных взглядов учащихся;

- развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;

- создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;

- пропаганда знаний об окружающем мире;

- знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

- воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;

- участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;

- физическое укрепление здоровья и пропаганда ЗОЖ.

Экологическое образование и воспитание осуществляется во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы, которая включает в себя систему уроков и внеурочных практических занятий.

Экологическое образование и воспитание в нашей сельской малокомплектной школе направлено на:

- развитие личности каждого ученика;

- усиление естественно-научного обучения;

- расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы;

- развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, села, района.

1.2. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у школьников в первую очередь на уроках природоведения, биологии, географии, химии. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых, особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения

к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.
2.1 Экологическое воспитание – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Те частички экологического воспитания на уроках биологии недостаточны для раскрытия взаимосвязей всего живого на Земле, не говоря уже об изучении законов, раскрывающих причины устойчивости окружающей среды. Тем более мы – учителя, как никто другой осознаём последствия отсутствия знаний экологических законов, следствием которых являются природные катаклизмы. Ведь часто в этом первопричиной выступает сам человек.

В новых условиях экологическое воспитание нужно проводить, используя любые собрания детей в разнообразных формах: линеек, классных часов, акций, экскурсий, конкурсов …- всё, что возможно во внеурочное время.

Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, я заметила, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.

Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры школьников.

Я как учитель естественных наук спланировала экологическое воспитание в виде проекта «Экологический марафон» (приложение №1). Проект “Экологический марафон” раскрывает сущность проблем экологического образования и воспитания, возможные пути формирования экологического сознания у детей в школе. Дети всесторонне реализуют своё единство с природой как развивающуюся способность осваивать природу целостно, превращать природные возможности в условия своего саморазвития. Слышать и понимать природу можно сердцем. Научиться этому ребятам, которые потеряли веру в красоту и добро, помогает проект “Экологический марафон».

В ходе проекта «Экологический марафон» опосредованно формируются у несовершеннолетних гармоничные отношения с живой природой, обществом, со всеми живыми организмами и формируется понимание жизни как наивысшей ценности. Мной было разработано Положение об общешкольном конкурсе «Экологический марафон» (приложение №1), которое утвердила директор школы. С ним ознакомлены все участники проекта: учащиеся, учителя, родители.

Экологический марафон проводится в школе ежегодно, в нём участвуют ребята из всех классов. В рамках марафона объединены различные мероприятия экологической тематики. В предыдущем учебном году ребята приняли участие в викторинах «Удивительное рядом» и «Эти удивительные животные», конкурсах: «Люблю я пышное природы увядание» - конкурс осенних букетов, «Живи, мой край» - конкурс рисунков, «Экология и поэзия» - конкурс чтецов, «Загадай-ка» - конкурс на составление кроссворда, «Экология и мы» - конкурс газет. В сентябре была проведена выставка поделок «Это родина моя». С октября по март проходила акция «Покормите птиц зимой», в ходе которой были отремонтированы старые кормушки и сделаны новые. Во время холодного периода дети каждодневно подкармливали птиц. С марта по май стартовала акция «Встречаем пернатых друзей». Учащиеся отремонтировали и изготовили скворечники, которые развесили в дендрологическом отделе на пришкольном участке, в парке у дома культуры. А также был проведён устный журнал «Пернатые друзья». Одним из интереснейших мероприятий и, наверное, одним из самых трудных, оказалось, сделать коллаж на тему «Природа в кадре». Также каждый год мы пополняем Красную книгу, которую создали три года назад. Её используют на уроках природоведения учителя начальных классов, в 5-м классе - на уроках природоведения при изучении тем «Красная книга растений» и «Значение и охрана диких животных». Очень интересно прошла игра «Лесные сюрпризы». А последним, завершающим мероприятием стал тематический вечер – «Аптека под ногами». В течение учебного года проходила акция «Школа – мой дом, и я хозяин в нём. Ребята следили за чистотой в школе и на прилегающей территории. В мае ученики и учителя приняли участие в трудовом марафоне «Чистый посёлок – чистая совесть». Все вместе вышли на улицы села и навели чистоту, собрав весь мусор, убрав старые заборы, уничтожив стихийные свалки, вырубили кустарники вдоль дороги.

2.2. Большое значение в экологическом воспитании придаётся экскурсиям и прогулкам, т.к. они позволяют конкретизировать знания учащихся. На таких занятиях дети знакомиться с представителями флоры и фауны, наблюдают за ними в их естественной обстановке. Я своими вопросами, заданиями и рассказами стремлюсь показать взаимосвязь в природных сообществах, в том числе и роль человека в этом. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся. Она должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. В минуты отдыха дети пишут сочинения – миниатюры, сочиняют четверостишья. В них они не только описывают увиденное, но делятся своими внутренними чувствами и переживаниями. Ведь свою задачу я вижу не только в раскрытии научной картины природного объекта, но его красоту и неповторимость. Девизом в данной ситуации мне служат слова В.А. Сухомлинского: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике – солнышко на ладони, в берёзе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть». Во время экскурсий стараюсь дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Учитель должен тщательно готовиться к экскурсиям. План подготовки экскурсии должен включать следующие этапы.

1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Перед экскурсией надо давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Надо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Надо придавать большое значение тому факту, что человек воздействует и на растения, на животных и на неживую природу. И не следует умалчивать об этом при проведении экскурсии. Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий.

2.3. Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Внеучебная исследовательская деятельность учащихся не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, предполагает участие в ней разновозрастных детей школы. Именно в такой работе у ребят закладываются умения и навыки природоохранной деятельности. Практическая деятельность позволяет установить связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, даёт возможность самоутвердиться, самореализоваться в сферах деятельности и чувствовать свою сопричастность к жизни общества. И к тому же дети не будут сторонними наблюдателями. Воспитанниками приобретаются знания о живой природе.

Хорошие результаты дает работа в лаборатории под открытым небом, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и экологическая культура

Исследовательская деятельность ведётся на занятиях кружка «Юный эколог». Мной разработана программа экологического кружка на три года (Приложение №3). На кружковых занятиях ребята изучают видовой состав деревьев, обилие видов и ярусность леса, загрязненность окружающей среды. Затем вместе составляют отчет. Научились определять степень загрязнения воздуха в различных районах населенного пункта. Для оценки использовали специальную шкалу для определения степени загрязнения воздуха с помощью зеленых мхов и лишайников. В результате ребята выяснили, что на территории населенного пункта воздух чистый. К такому выводу пришли, обнаружив на строениях, на деревьях зеленые мхи. Чуть загрязнен воздух в районе гаражей, где много техники. Зеленых мхов там обнаружили меньше. На кружковых занятиях ребята вели наблюдения за снегом, водой. Они брали пробы на разных биотопах. Проводили анализ воды. Определяли водородный показатель, кислотность, общую жесткость, содержание фосфатов, нитритов, нитратов, сульфатов

Выполняя такие практические задания, учащиеся овладевают системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и обработки полученных данных, учатся делать анализ, обобщения, выводы.

Известный специалист в области изучения детской одаренности Н.С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для тех детей, чьи способности не сразу видны. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретение уверенности в себе и, как правило, эти ребята начинают проявлять лидерские качества. Развитие культуры мышления в процессе обучения способствует совершенствованию таких ее качеств, как сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему), т.е. целенаправленное развитие управления процессом эффективного познавательного поиска. Действительно, у многих ребят исчезают комплексы, они свободно выражают свои мысли, открываются лидерские способности, а главное, они становятся защитниками природы.

2.4. Ежегодно в школе проводится праздник «День урожая», на котором подводятся итоги работы на пришкольном участке и познавательно - развлекательная программа.

Ребята участвуют в областных конкурсах. Три года подряд учащиеся принимают участие в заочном конкурсе «Зелёный мир». В июне 2007 года двое учащихся: Дюрягина Марина и Киселёв Николай награждены дипломом 3-й степени, а в июле 2008 года дипломом 1-йстепени была награждена Кокшарова Евгения. В ноябре 2009 года Вербняк Николай в этом конкурсе получил диплом 1-й степени, а в июле 2009 он получил диплом 2-й степени. В 2007 году исследовательский проект «Состояние воздуха села Медведица» был направлен на областной детский экологический форум «Зелёная планета – 2008». Ребятам выданы свидетельства участников конкурса.

В 2009 году ученица 8 класса стала лауреатом областного конкурса иных исследователей окружающей природы в номинации «Водная биология и гидробиология» и награждена дипломом 3-й степени.

Поддерживаем связи с областным очно-заочным клубом Эколог. Ученица 9 класса Кокшарова Евгения является членом этого клуба.

Поддерживаем связь по интернету с Нижегородским отделением союза охраны птиц России. Весной 2009 года нам было предложено принять участие в общеевропейском эколого-образовательном интернет проекте Весна идёт! В проект были вовлечены практически все жители села. Вели наблюдения за ласточками, стрижами, кукушками в течение двух с половиной месяцев. Ежегодно отсылали данные по наблюдениям в Нижегородское отделение Союза охраны птиц. Благодаря общим усилиям наша малокомплектная школа стала чемпионом России по числу присланных сообщений. 3-4 октября учащиеся, учителя, родители, жители села, знакомые приняли участие во всемирных днях наблюдений за птицами. Все данные были обработаны и посланы в Нижний Новгород.

С каждым годом увеличивается интерес учащихся к исследовательской деятельности, увеличивается охват учащихся кружковой деятельностью.

В ходе урочной и внеурочной исследовательской деятельности учащиеся учатся видеть проблему, самостоятельно ставить задачи, планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу, овладевать навыками конструктивного общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит:

а) от обновления научно-технической, инвестиционной,

структурно-производственной сферы;

б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).

2. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

3. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

4. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

5. Существуют основные правила поведения в пpиpоде, которые могут усвоить учащиеся школы. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.

6. Вопросами экологического воспитания и образования школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит оттого, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

7. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

ЛИТЕРАТУРА


1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
3. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
4. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.
6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.
7. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.
9. Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
10. Биология в школе 1989 №3
11. Начальная школа 1993 №9
12. Начальная школа 1990 №6
13. Биология в школе 1996 №3

Приложение №1
Проект «экологический марафон»

ЦЕЛЬ: Пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней, привлечь внимание детей к экологическим проблемам.

ЗАДАЧИ: - создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира;

- формирование подготовительной базы для дальнейшего успешного изучения естественно-научных и гуманитарных курсов, выработки нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

- освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, о взаимосвязи человека и природы, человека и общества;

- воспитание у учащихся любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважение к прошлому своих предков, формирование навыков безопасного, культурного, экологически-нравственного поведения в быту и в обществе.

- развитие у детей положительное отношение к труду и творчеству, к проектированию, и оформлению.

- формирование у школьников экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к экологическим проблемам, стоящим перед человеком

- сплочение классных коллективов.

- привлечение родителей к экологическому воспитанию.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: школьники с 1 по 9 класс, родители, педагоги школы, социум.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: с 1 сентября по 25 мая 2008 года.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Дата

Название мероприятия

Форма проведения

1-15 сентября.

«Удивительное рядом»

Викторина о раст-ях

15-30 сентября.

«Люблю я пышное природы увядание»

Конкурс осенних букетов.

1-15 октября.

«Это родина моя»

Выставка поделок из природного материала.

15-31октября.

«Эти удивительные животные»

Викторина.

1-15 ноября.

«Покормите птиц зимой»

Акция.

Конкурс кормушек.

15-31 ноября.

«Живи, мой край»

Конкурс рисунков.

1-15 декабря.

«Природа в кадре»

Коллаж

15-31 декабря.

«Планета в опасности»

Создание Красной книги.

15-31 января.

«Экология и мы»

Конкурс газет

1-15 февраля.

«Тема экологии в поэзии»

Конкурс чтецов.

15-28февраля.

«Загадай-ка»

Конкурс кроссвордов

1-20 марта.

«Встречаем пернатых друзей»

Конкурс скворечников

1-15 апреля

«Пернатые друзья»

Устный журнал

1-15 мая.

«Лесные сюрпризы»

Игра

15- 31 мая

«Аптека под ногами»

Тематический вечер

В течение всего года

«Чистый посёлок – чистая совесть»

Акция

В течение всего года.

«Школа - мой дом, и я хозяин в нём»

Трудовой марафон

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Участники проекта узнали основную и дополнительную информацию по экологическим проблемам. Полученные навыки и контакты способствовали более глубокому изучению предметов естественно - научного цикла.

2. Школьники получили возможность совершенствовать свои навыки и знания путем участия в различных конкурсах.

3. У детей заложены навыки поддержания чистоты в общественных местах: в школе, на улицах, на участке детского сада и школы, во дворе, на природе.

4. Дети вместе с родителями приняли активное участие во всех мероприятиях экологического марафона.

5. Привлечено внимание, как детей, так и родителей и социума к тому, что чистота окружающей среды важная часть, составляющая здоровье человека и всего живого на Земле.

6. Сформирована осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды

Приложение №2
Положение об общешкольном конкурсе «Экологический марафон».

I. Общие положения. Школьный экологический марафон проводится ежегодно учителем биологии. В нём принимают участие 5 комплектов классов (1-4кл, 2-3кл, 5-7кл, 8кл, 9кл).

Цель конкурса: заинтересовать ребят своими предметами.

II. Задачи марафона:

1. Популяризация экологических знаний.

2. Приобщение детей к прекрасному.

3. Сплочение классных коллективов.

4. Привлечение родителей к совместному сотрудничеству.

III.Организация марафона:

1. Конкурс проводится с 1 сентября по 25мая в несколько этапов.

2. Задания печатаются для каждого класса.

3. Ответы, презентации, работы сдаются с указанием класса.

4. За правильные ответы, призовые места присуждаются баллы (1-е место -5баллов, 2-е – 4балла и т.д.). Тот класс, который первым сдаёт работу, получает дополнительные 3 балла, тот, кто сдаёт вторым – 2 балла, кто третьим - 1балл. От общего числа баллов отнимается 10, если учащиеся данного класса замечены в загрязнении территории села.

6. Жюри подводит итоги за каждую четверть. В состав жюри входят учитель биологии, директор школы, директор Дома культуры.

7. Зачёт в игре командный.

8. Ребята для выполнения заданий могут привлекать родителей, учителей (за исключением учителя биологии), общественность.

9. Подведение итогов проводится после каждого мероприятия, а результаты отражаются на стенде «Экологический марафон».

IY. Награждение победителей. Класс-победитель награждается Почётной грамотой и призом. Классы, занявшие второе и третье места, - памятными подарками.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconПлан учебно-воспитательной работы моу «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная...
Педагогический анализ итогов 2008-2009 учебного года. Задачи на новый учебный год стр
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconСодержание Введение Раздел Теоретические основы налогообложения Глава...
Общая методика исчисления налогов и сборов Глава Характеристика налогов России
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconПлан введение Глава Научно-теоретические основы возрастных особенностей детского творчества
Теоретические и методические вопросы организации творчества у школьников разных возрастов на уроках изобразительного искусства
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconРеферат ргасу 19 2009 699 содержание введение 2 список использованной...
«Теоретические основы "Философии хозяйства" С. Н. Булгакова» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconОценка эффективности учебно-воспитательной работы за 2009-2010 учебный...
Приоритетными направлениями деятельности школы в 2009-2010 учебном году являлись
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconМоу «Школа №17» г. Полысаево Кемеровской области за 2009-2010 учебный год
В 2009-2010 учебном году в школе 19 классов-комплектов (18 в 2008-2009 учебном году.)
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики...
Управляющего Совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары» (протокол №1 от 14. 01. 2010) и педагогического совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары»...
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconПлан работы кафедры на 2009-2010 учебный год
Анализ работы кафедры за 2008-2009 учебный год и задачи на новый учебный год (2009-2010)
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconАнализ работы гоу спо спасский апт за 2009/2010 учебный год
Основными задачами работы образовательного учреждения на 2009/2010 учебный год были
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconПлан введение глава общее понятие об интегрированном уроке в методике...
Общее понятие об интегрированном уроке в методике преподавания
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconПояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания»
Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных...
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconОтчет состоит из следующих разделов : Введение Общая информация о школе (краткие сведения)
Прошел год, и мы представляем Вашему вниманию второй выпуск годового информационного открытого отчета за 2008- 2009 учебный год
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconПлан работы моу «сош» п. Средняя усьва на 2009 2010 учебный год. Средняя Усьва 2009
Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconАнализ методической работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа...
Рф (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2009-2010 учебный год, программы средней школы: Русская...
2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы экологического воспитания в школе iconВведение 3 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические...
Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск