Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт
имени Д.И.Менделеева»
Кафедра социальной педагогики УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Специальность «050711.65 - Социальная педагогика»
«050706.65- Педагогика и психология»
Программу составил:
доцент, канд. пед. наук,
А.А. Ниязова Утверждена
на заседании кафедры
от _________________
Зав. каф. ___________
Тобольск, 2006 Пояснительная записка
Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки студентов по специальности «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика».
Изучается на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 часа, из которых 14 часов отводится на лекционный курс; 16 часов вынесено на самостоятельную работу студентов. Изучение курса заканчивается зачетом. 1. Цели и задачи дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательная;
- научно-методическая.
- культурно-просветительская:
Для подготовки к этим видам профессиональной деятельности студент должен уметь решать следующие профессиональные задачи:
учебно-воспитательная деятельность:
- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- организовывать субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
- использовать современные научно обоснованные и наиболее адекватные приёмы, методы и средства обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей;
- формировать у студентов духовные, нравственные ценности и патриотические убеждения на основе индивидуального подхода.
научно-методическая деятельность:
- выполнять научно-методическую работу;
- участвовать в работе научно-методических объединений учителей;
- рефлексировать (анализировать собственную деятельность) с целью совершенствования собственной деятельности и повышения своей квалификации.
культурно-просветительская:
- формирование общей культуры учащихся;
- организация культурного пространства образовательного пространства.
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим на повестку встаёт необходимость глубокого переосмысления опыта экологического воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации.
В основу программы положена идея о том, что реализация экологического воспитания подрастающего поколения невозможна без работы педагога над собственной личностью, в связи, с чем часть занятий направлена на развитие экологической культуры студента-педагога.
Задачи дисциплины:
формирование представлений о концептуальных основах экологического воспитания на современном этапе, обусловленных новой философско-экологической картиной мира;
формирование системного представления об экологической проблематике, проблемах взаимодействия общества и природы, отдельного человека с природой.
раскрытие сущности экологического воспитания как целенаправленного воздействия на развитие экологической культуры подрастающего поколения;
изучение специфики экологического образования с учётом возрастных особенностей обучающихся;
повышение общей и экологической культуры студентов.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент должен иметь представление о философских, методологических и социальных и экологических основаниях социальной экологии.
1. Студент должен знать:
категориальный аппарат курса;
ретроспективу экологического воспитания;
цель, содержание и основные направления современного экологического образования;
сущность экологического образования и воспитания;
методы и логику экологического образования и воспитания;
основные законы и условия, обеспечивающие жизнь на планете.
2. Студент должен уметь
ориентироваться в учебной информации по экологическому образованию,
поиска способов разрешения экологических проблем в социальной работе;
оценки состояния здоровья населения, состояния окружающей среды по имеющимся данным.
3. Студент должен владеть навыками:
конспектирования;
анализа научной и специальной литературы;
оформления результатов исследований в виде методических разработок;
осуществления рефлексивной деятельности, корректировки цели и хода своего профессионального образования в области экологического образования;
применения различных психолого-педагогических методик по изучению уровня экологических знаний обучающихся, их экологической воспитанности и т.д.
организации педагогического сопровождения детей;
проведения доступных эколого-педагогических исследований;
организации игровой деятельности школьников.
3. Объём дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы
| Всего часов
(ДО)
| Семестр
| Общая трудоемкость дисциплины
| 32
| 1
| Аудиторные занятия
| 14
| 1
| Лекции
| 14
| 1
| Практические занятия
| -
| 1
| Самостоятельная работа:
| 16
| 1
| | 2
|
| конспектирование литературы и первоисточников
| 2
|
| | 2
|
| аннотирование учебно-методических пособий по экологическому воспитанию
| 2
|
| изучение опыта работы образовательных учреждений по экологическому образованию
| 2
|
| выполнение творческих работ
| 2
|
| разработка экологических проектов
| 2
|
| изучение нормативно-правовой по экологическому образованию
| 2
|
| Вид итогового контроля
| зачет
| 4
|
4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
№
п\п
| Разделы дисциплины (название)
| ОДО
| Всего
| Лекции
| Практ.
| СРС
| 1.
| История развития экологического воспитания.
| 6
| 2
| -
| 2
| 2.
| Особенности экологического воспитания.
| 4
| 4
| -
| -
| 3.
| Психолого-педагогические основы экологического воспитания.
| 4
| 4
| -
| -
| 4.
| Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания.
| 6
| 4
| -
| 2
| 5.
| Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
| 12
|
| -
| 12
| 6.
| Итого:
| 32
| 14
| -
| 16
|
4.2. Содержание разделов дисциплины.
4.2.1. Лекционный курс
№
лекции
| Раздел, тема учебного курса,
содержание лекций (см. УМК, приложение 1)
| Кол-во
часов
|
| Раздел 1. История развития экологического воспитания.
| 4
|
1
| Тема: Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.
Историческая ретроспектива развития экологических взглядов. О природо- и культуросообразности из истории педагогической мысли: Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег. Основные идеи К.Д. Ушинского, проблема естественного воспитания Л.Н. Толстого. Система С.Т.Шацкого и проблема «педагогики среды». Школа радости В.А. Сухомлинского.
| 2
|
2
| Тема: Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе.
Уровни организации и управления экологическим воспитанием. Анализ основных подходов ученых к проблемам экологического воспитания. Подходы, используемые в учебно-воспитательном процессе при формировании экологической воспитанности: коэволюционный, ценностный, культурологический, гуманистический, целостный, деятельностный, средовой.
| 2
| 3
| Раздел 2. Особенности экологического воспитания.
| 4
|
| Тема: Современные концепции экологического воспитания и образования.
Сущность понятия «концепция», «концепция экологического образования». Ведущие направления экологического образования и воспитания: техническое, политическое, социальное, игровое, натуралистическое. Модели экологического образования и воспитания. Основные принципы экологического образования и воспитания: гуманизации, междисциплинарности, принцип единства познания, переживания и действия и другие.
| 2
|
4
| Тема: Сущность и содержание экологического воспитания.
Сущность понятия «экологическое воспитание». Экологическое воспитание как новое направление в педагогике. Цель и основные задачи экологического воспитания. Содержание экологического воспитания. Отношение - конечный результат экологического воспитания.
| 2
|
| Раздел 3. Психолого-педагогические основы экологического воспитания.
| 4
|
5
| Тема. Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.
Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания. Дошкольный период - период формирования человеческих чувств. Формы общения детей с природой. Образные средства воспитания у детей интереса и любви к природе. Особенности экологического воспитания детей в условиях детских дошкольных учреждений. Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому. Создание экологической среды в начальной школе. Начальная школа - как основной этап формирования представлений. Младший школьник как субъект процесса экологического воспитания. Формирование экологического мировоззрения подростков.
| 2
|
6
| Тема. Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности.
Сущностная характеристика понятия «экологическая воспитанность». Подходы учёных к проблеме определения критериев и показателей экологической воспитанности (И.Д Зверев, ИТ. Суравегина, А.П. Сидельковский, В А Игнатова).
Показатели экологической воспитанности: экологические знания, умения и навыки; качества личности, связанные с отношением к природе (С.И. Фомина, Т.Д. Замбалова), системы оценки познавательного, эмоционального, ответственного отношения к природе; системы оценки уровня сформированности экологической культуры, экологических отношений (Л В Моисеева).
Когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий критерий. Градация уровней экологической воспитанности (Г.Н. Каропа» Л.С. Глушкова и др.).
| 2
|
| Раздел 4. Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания.
| 2
| 7
| Тема 7. Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании.
Понятие педагогической технологии. Формы организации экологического образования и воспитания. Экскурсия как одна из форм организации взаимодействия учащихся с миром природы. Игра как метод экологического воспитания. Организация и содержание игровой деятельности детей. Структура проведения этических бесед по экологии. Организация практической деятельности учащихся.
| 2
|
8
| Тема 8. Технология гуманизации личности в процессе экологического воспитания.
Идеи гуманизма и гуманистически ориентированное воспитание с философско-психологической точки зрения. Гуманистическая направленность личности в экологическом воспитании. Взаимодействие системы «педагог-ученик», педагог – ученик - природа». Гуманистические воспитательные системы как пространство для использования мира природы в воспитании.
|
|
| Итого
| 14
| *¹ – Тезисы лекции приведены в Приложении 1 УМК. 4.2.2. Практические (семинарские) занятия не предусмотрены. 4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
Разделы и темы программы для самостоятельного изучения
| Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
| Сроки выполнения
| Количество часов
ОДО/ОЗО
| Раздел 1.
«История развития экологического воспитания».
Тема: «Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой».
| Изучение литературы и конспектирование первоисточников.
| По расписанию занятий
| 2 /2
| Раздел 1.
«История развития экологического воспитания».
Тема: «Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе»
| .
Подготовка к контрольной работе (тест).
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| -/2
| Раздел 2. «Особенности экологического воспитания» Тема: «Современные концепции экологического воспитания и образования»
| Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| -/2
| . Раздел 2. «Особенности экологического воспитания» Тема: «Сущность и содержание экологического воспитания».
| Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| -/2
| Раздел 3. «Психолого-педагогические основы экологического воспитания».
Тема: «Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте».
| Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| -/2
|
|
|
|
| Раздел 3. «Психолого-педагогические основы экологического воспитания».
Тема: «Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности».
|
Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| -/2
| Раздел 4.
«Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания».
Тема: «Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании».
| Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| 2 /2
| Раздел 4.
«Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания».
Тема: «Технология гуманизации личности в процессе экологического воспитания».
| Подготовка к срезовой контрольной работе.
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| -/2
| Система работы общеобразовательных учреждений по экологическому воспитанию.
| Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| 3/3
| Формы экологического образования и воспитания школьников.
| Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| 3/3
| Экологическое воспитание в летнем оздоровительном и трудовом лагере.
| Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| 3/3
| Методическое руководство экологическим воспитанием в образовательных учреждениях
| Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение
Изучение литературы и конспектирование первоисточников
| По расписанию занятий
| 3/3
|
| Итого:
|
| 16/ 28
| *³ - Содержание самостоятельной работы студента и методические указания к ее выполнению приведены в приложении 2
График контроля самостоятельной работы студентов
1. Срезовая контрольная работа - во время полусеместровой аттестации.
2. Полусеместровая аттестация - середина семестра.
3. Терминологический диктант - за неделю до зачётной недели.
4. Проверка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение - в процессе проведения практических занятий. 4.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен. 5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
5.1. Рекомендуемая литература.
а) основная
Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания.- М: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.-232с.
Глазачев С.Н Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы:- М: Современный писатель, 1998.-432с.
Гусейнов А. А. Природа как ценность. Экология, культура, образование. - М, 1989.
Дерябо С.Д, Ясвин В.Н. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на Дону. Изд. «Феникс», 1996.-480с.
Егоренков Л. И Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.:АРКТИ, 1999. -128 с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Карапуз, 2001. - 432 с.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы- - М: Педагогическое общество России, 2000.- 176с.
б) дополнительная
Зверев ИД Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М: Знания, W80.-96C.
Игнатова В.А Основы экологической культуры учащихся. Концепции, программа и методические рекомендации. - Тюмень: ТГУ, 1998. -70с.
Концепция общего среднего экологического образования// Зелёный мир, 1994. №13.-С. 12-14.
Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика- 1993.-№2.- с. 19-23.
Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: Юнисам, 1996.- 192с.
Моисеева А В., Колтунова ИР. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников: Методическое пособие для учителей. - Екатеринбург. Уникум, 1993. -38с.
Симонова Л.М. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. -160с.
Петросова Р. А Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 1999.-176 с.
5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:
Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:
- контролирующая (тестовая) компьютерная программа, разработанная для проведения срезовой контрольной работы;
- мультимедийные лекции по некоторым темам;
- нормативно-правовые акты в области охраны природы и окружающей среды и экологического образования;
- учебная и справочная литература и др. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:
- компьютерный мультимедийный класс;
- стенды;
- схемы;
- видеофильмы по экологическим проблемам России и г. Тобольска. 7. Содержание текущего и промежуточного контроля (содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 4 учебно-методического комплекса): 7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения:
- контрольные вопросы по темам;
- срезовая контрольная работа по темам;
- коллоквиум (терминологический диктант). 7.2. Примерный перечень вопросов к экзамену.
Историческая ретроспектива развития экологических взглядов.
О природо– и культуросообразности из истории педагогической мысли: Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, А. Дистервег.
Основные идеи К.Д. Ушинского, проблема естественного воспитания Л.Н. Толстого.
Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе.
Уровни организации и правления экологическим воспитанием. Анализ основных подходов ученых к проблемам экологического воспитания.
Подходы, используемые в учебно-воспитательном процессе при формировании экологической воспитанности: коэволюционный, ценностный, культурологический, гуманистический, целостный, деятельный, средовой.
Современные концепции экологического воспитания и образования.
Ведущие направления экологического образования и воспитания: техническое, политическое, социальное, игровое, натуралистическое.
Модели экологического образования и воспитания.
Основные принципы экологического образования и воспитания: гуманизации, междисциплинарности, принцип единства познания, переживания и действия и другие.
Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.
Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания. Дошкольный период - период формирования человеческих чувств.
Формы общения детей с природой.
Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому.
Создание экологической среды в начальной школе. Начальная школа – как основной этап формирования представлений.
Младший школьник как субъект процесса экологического воспитания.
Формирование экологического мировоззрения подростков.
Сущность понятия «экологическое воспитание».
Цель и основные задачи экологического воспитания. Содержание экологического воспитания.
Отношение – конечный результат экологического воспитания.
Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности.
Сущностная характеристика понятия «экологическая воспитанность».
Подходы ученых к проблеме определения критериев и показателей экологической воспитанности (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский, В.А. Игнатова).
Показатели экологической воспитанности: экологические знания, умения и навыки; качества личности, связанные с отношением к природе (С.И. Фомина, Т.Д. Замбалова), системы оценки познавательного, эмоционального, ответственного отношения к природе; системы оценки уровня сформированности экологической культуры, экологических отношений (л.В. Моисеева).
Градация уровней экологической воспитанности (Г.Н. Каропа, Л.С. Глушкова и др.).
Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании.
Формы организации экологического образования и воспитания.
Экскурсия как одна из форм организации взаимодействия учащихся с миром природы.
Игра как метод экологического воспитания. Организация и содержание игровой деятельности детей.
Структура проведения этических бесед по экологии.
Организация практической деятельности учащихся.
Идеи гуманизма и гуманистически ориентированное воспитание с философско-психологической точки зрения.
Гуманистическая направленность личности в экологическом воспитании.
Взаимодействие системы «педагог-ученик», «педагог-ученик-природа».
Гуманистические воспитательные системы как пространство для использования мира природы в воспитании.
7.3.Тематика рефератов и курсовых работ
Научно-теоретические основы экологического образования в начальной школе.
Начальная школа в системе непрерывного экологического образования.
Особенности экологического воспитания младших школьников.
Формирование ответственного отношения к природе у подростков.
Экологическая культура педагога.
Экологическая компетентность: сущность понятия.
Экологическая культура как часть общей культуры человека.
Методологические основы экологического образования специалистов.
Формы и методы экологического воспитания.
Роль дополнительного образования в процессе формирования экологической позиции.
Психолого-педагогические основы экологического воспитания и образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому.
Экологический лагерь как новая форма экологического воспитания.
Организация экологического образования учащихся в специализированной коррекционной школе.
Формирование экологических ценностей в дошкольном и школьном образовании.
Гуманистическая модель экологического образования.
Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования.
Особенности гуманизации личности студента в процессе экологического образования.
Новые образовательные технологии в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения.
Основные формы общения детей с природой.
Формирование экологического мировоззрения подростков.
Основные направления экологического воспитания.
Роль природы в процессе воспитания детей.
Экологические игры.
Особенности взаимоотношений в системе «человек-природа».
7.4. Методика проведения срезовой контрольной работы приведена в приложении 4 учебно-методического комплекса.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации для преподавателя и студентов приведены в приложениях 5-6 учебно-методического комплекса). 9. Учебная практика по дисциплине не предусмотрена
|