Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания»





Скачать 212.88 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания»
Дата публикации03.01.2015
Размер212.88 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»

Кафедра социальной педагогики
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Специальность «050711.65 - Социальная педагогика»

«050706.65- Педагогика и психология»

Программу составил:

доцент, канд. пед. наук,

А.А. Ниязова
Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________


Тобольск, 2006
Пояснительная записка

Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки студентов по специальности «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика».

Изучается на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 часа, из которых 14 часов отводится на лекционный курс; 16 часов вынесено на самостоятельную работу студентов. Изучение курса заканчивается зачетом.
1. Цели и задачи дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая.

- культурно-просветительская:

Для подготовки к этим видам профессиональной деятельности студент должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

учебно-воспитательная деятельность:

- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

- организовывать субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;

- использовать современные научно обоснованные и наиболее адекватные приёмы, методы и средства обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей;

- формировать у студентов духовные, нравственные ценности и патриотические убеждения на основе индивидуального подхода.

научно-методическая деятельность:

- выполнять научно-методическую работу;

- участвовать в работе научно-методических объединений учителей;

- рефлексировать (анализировать собственную деятельность) с целью совершенствования собственной деятельности и повышения своей квалификации.

культурно-просветительская:

- формирование общей культуры учащихся;

- организация культурного пространства образовательного пространства.

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим на повестку встаёт необходимость глубокого переосмысления опыта экологического воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации.

В основу программы положена идея о том, что реализация экологического воспитания подрастающего поколения невозможна без работы педагога над собственной личностью, в связи, с чем часть занятий направлена на развитие экологической культуры студента-педагога.

Задачи дисциплины:

      • формирование представлений о концептуальных основах экологического воспитания на современном этапе, обусловленных новой философско-экологической картиной мира;

      • формирование системного представления об экологической проблематике, проблемах взаимодействия общества и природы, отдельного человека с природой.

      • раскрытие сущности экологического воспитания как целенаправленного воздействия на развитие экологической культуры подрастающего поколения;

      • изучение специфики экологического образования с учётом возрастных особенностей обучающихся;

  • повышение общей и экологической культуры студентов.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен иметь представление о философских, методологических и социальных и экологических основаниях социальной экологии.

1. Студент должен знать:

  • категориальный аппарат курса;

  • ретроспективу экологического воспитания;

  • цель, содержание и основные направления современного экологического образования;

  • сущность экологического образования и воспитания;

  • методы и логику экологического образования и воспитания;

  • основные законы и условия, обеспечивающие жизнь на планете.

2. Студент должен уметь

  • ориентироваться в учебной информации по экологическому образованию,

  • поиска способов разрешения экологических проблем в социальной работе;

  • оценки состояния здоровья населения, состояния окружающей среды по имеющимся данным.

3. Студент должен владеть навыками:

  • конспектирования;

  • анализа научной и специальной литературы;

  • оформления результатов исследований в виде методических разработок;

  • осуществления рефлексивной деятельности, корректировки цели и хода своего профессионального образования в области экологического образования;

  •  применения различных психолого-педагогических методик по изучению уровня экологических знаний обучающихся, их экологической воспитанности и т.д.

  • организации педагогического сопровождения детей;

  • проведения доступных эколого-педагогических исследований;

  • организации игровой деятельности школьников.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Всего часов

(ДО)

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

32

1

Аудиторные занятия

14

1

Лекции

14

1

Практические занятия

-

1

Самостоятельная работа:

16

1

  • написание реферата

2




  • конспектирование литературы и первоисточников

2




  • составление словаря

2




  • аннотирование учебно-методических пособий по экологическому воспитанию

2





  • изучение опыта работы образовательных учреждений по экологическому образованию

2




  • выполнение творческих работ

2




  • разработка экологических проектов

2




  • изучение нормативно-правовой по экологическому образованию

2




Вид итогового контроля

зачет

4


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.




п\п

Разделы дисциплины


(название)

ОДО

Всего

Лекции

Практ.

СРС

1.

История развития экологического воспитания.

6

2

-

2

2.

Особенности экологического воспитания.

4

4

-

-

3.

Психолого-педагогические основы экологического воспитания.

4

4

-

-

4.

Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания.

6

4

-

2

5.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

12




-

12

6.

Итого:

32

14

-

16



4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Лекционный курс



лекции

Раздел, тема учебного курса,

содержание лекций (см. УМК, приложение 1)

Кол-во

часов




Раздел 1. История развития экологического воспитания.

4


1

Тема: Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.

Историческая ретроспектива развития экологических взглядов. О природо- и культуросообразности из истории педагогической мысли: Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег. Основные идеи К.Д. Ушинского, проблема естественного воспитания Л.Н. Толстого. Система С.Т.Шацкого и проблема «педагогики среды». Школа радости В.А. Сухомлинского.

2


2

Тема: Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе.

Уровни организации и управления экологическим воспитанием. Анализ основных подходов ученых к проблемам экологического воспитания. Подходы, используемые в учебно-воспитательном процессе при формировании экологической воспитанности: коэволюционный, ценностный, культурологический, гуманистический, целостный, деятельностный, средовой.

2

3

Раздел 2. Особенности экологического воспитания.

4




Тема: Современные концепции экологического воспитания и образования.

Сущность понятия «концепция», «концепция экологического образования». Ведущие направления экологического образования и воспитания: техническое, политическое, социальное, игровое, натуралистическое. Модели экологического образования и воспитания. Основные принципы экологического образования и воспитания: гуманизации, междисциплинарности, принцип единства познания, переживания и действия и другие.

2


4

Тема: Сущность и содержание экологического воспитания.

Сущность понятия «экологическое воспитание». Экологическое воспитание как новое направление в педагогике. Цель и основные задачи экологического воспитания. Содержание экологического воспитания. Отношение - конечный результат экологического воспитания.

2



Раздел 3. Психолого-педагогические основы экологического воспитания.

4



5

Тема. Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.

Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания. Дошкольный период - период формирования человеческих чувств. Формы общения детей с природой. Образные средства воспитания у детей интереса и любви к природе. Особенности экологического воспитания детей в условиях детских дошкольных учреждений. Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому. Создание экологической среды в начальной школе. Начальная школа - как основной этап формирования представлений. Младший школьник как субъект процесса экологического воспитания. Формирование экологического мировоззрения подростков.

2


6

Тема. Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности.

Сущностная характеристика понятия «экологическая воспитанность». Подходы учёных к проблеме определения критериев и показателей экологической воспитанности (И.Д Зверев, ИТ. Суравегина, А.П. Сидельковский, В А Игнатова).

Показатели экологической воспитанности: экологические знания, умения и навыки; качества личности, связанные с отношением к природе (С.И. Фомина, Т.Д. Замбалова), системы оценки познавательного, эмоционального, ответственного отношения к природе; системы оценки уровня сформированности экологической культуры, экологических отношений (Л В Моисеева).

Когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий критерий. Градация уровней экологической воспитанности (Г.Н. Каропа» Л.С. Глушкова и др.).

2



Раздел 4. Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания.

2

7

Тема 7. Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании.

Понятие педагогической технологии. Формы организации экологического образования и воспитания. Экскурсия как одна из форм организации взаимодействия учащихся с миром природы. Игра как метод экологического воспитания. Организация и содержание игровой деятельности детей. Структура проведения этических бесед по экологии. Организация практической деятельности учащихся.

2


8

Тема 8. Технология гуманизации личности в процессе экологического воспитания.

Идеи гуманизма и гуманистически ориентированное воспитание с философско-психологической точки зрения. Гуманистическая направленность личности в экологическом воспитании. Взаимодействие системы «педагог-ученик», педагог – ученик - природа». Гуманистические воспитательные системы как пространство для использования мира природы в воспитании.







Итого

14

– Тезисы лекции приведены в Приложении 1 УМК.
4.2.2. Практические (семинарские) занятия не предусмотрены.
4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Количество часов

ОДО/ОЗО

Раздел 1.

«История развития экологического воспитания».

Тема: «Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой».

Изучение литературы и конспектирование первоисточников.

По расписанию занятий

2 /2

Раздел 1.

«История развития экологического воспитания».

Тема: «Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе»

.

Подготовка к контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2

Раздел 2.

«Особенности

экологического воспитания»


Тема: «Современные концепции экологического воспитания и образования»

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2

. Раздел 2.

«Особенности

экологического воспитания»


Тема: «Сущность и содержание экологического воспитания».

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2

Раздел 3.


«Психолого-педагогические основы экологического воспитания».

Тема: «Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте».

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2












Раздел 3.


«Психолого-педагогические основы экологического воспитания».

Тема: «Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности».


Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2

Раздел 4.

«Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания».

Тема: «Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании».

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

2 /2

Раздел 4.

«Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания».

Тема: «Технология гуманизации личности в процессе экологического воспитания».

Подготовка к срезовой контрольной работе.

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2

Система работы общеобразовательных учреждений по экологическому воспитанию.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

3/3

Формы экологического образования и воспитания школьников.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

3/3

Экологическое воспитание в летнем оздоровительном и трудовом лагере.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

3/3

Методическое руководство экологическим воспитанием в образовательных учреждениях

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

3/3




Итого:




16/ 28

    *³ - Содержание самостоятельной работы студента и методические указания к ее выполнению приведены в приложении 2


График контроля самостоятельной работы студентов

1. Срезовая контрольная работа - во время полусеместровой аттестации.

2. Полусеместровая аттестация - середина семестра.

3. Терминологический диктант - за неделю до зачётной недели.

4. Проверка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение - в процессе проведения практических занятий.
4.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен.
5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература.

а) основная

  1. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания.- М: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.-232с.

  2. Глазачев С.Н Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы:- М: Современный писатель, 1998.-432с.

  3. Гусейнов А. А. Природа как ценность. Экология, культура, образование. - М, 1989.

  4. Дерябо С.Д, Ясвин В.Н. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на Дону. Изд. «Феникс», 1996.-480с.

  5. Егоренков Л. И Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.:АРКТИ, 1999. -128 с.

  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Карапуз, 2001. - 432 с.

  7. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы- - М: Педагогическое общество России, 2000.- 176с.

б) дополнительная

  1. Зверев ИД Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М: Знания, W80.-96C.

  2. Игнатова В.А Основы экологической культуры учащихся. Концепции, программа и методические рекомендации. - Тюмень: ТГУ, 1998. -70с.

  3. Концепция общего среднего экологического образования// Зелёный мир, 1994. №13.-С. 12-14.

  4. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика- 1993.-№2.- с. 19-23.

  5. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: Юнисам, 1996.- 192с.

  6. Моисеева А В., Колтунова ИР. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников: Методическое пособие для учителей. - Екатеринбург. Уникум, 1993. -38с.

  7. Симонова Л.М. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. -160с.

  8. Петросова Р. А Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 1999.-176 с.


5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

- контролирующая (тестовая) компьютерная программа, разработанная для проведения срезовой контрольной работы;

- мультимедийные лекции по некоторым темам;

- нормативно-правовые акты в области охраны природы и окружающей среды и экологического образования;

- учебная и справочная литература и др.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

- компьютерный мультимедийный класс;

- стенды;

- схемы;

- видеофильмы по экологическим проблемам России и г. Тобольска.
7. Содержание текущего и промежуточного контроля (содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 4 учебно-методического комплекса):
7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения:

- контрольные вопросы по темам;

- срезовая контрольная работа по темам;

- коллоквиум (терминологический диктант).
7.2. Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Историческая ретроспектива развития экологических взглядов.

  2. О природо– и культуросообразности из истории педагогической мысли: Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, А. Дистервег.

  3. Основные идеи К.Д. Ушинского, проблема естественного воспитания Л.Н. Толстого.

  4. Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе.

  5. Уровни организации и правления экологическим воспитанием. Анализ основных подходов ученых к проблемам экологического воспитания.

  6. Подходы, используемые в учебно-воспитательном процессе при формировании экологической воспитанности: коэволюционный, ценностный, культурологический, гуманистический, целостный, деятельный, средовой.

  7. Современные концепции экологического воспитания и образования.

  8. Ведущие направления экологического образования и воспитания: техническое, политическое, социальное, игровое, натуралистическое.

  9. Модели экологического образования и воспитания.

  10. Основные принципы экологического образования и воспитания: гуманизации, междисциплинарности, принцип единства познания, переживания и действия и другие.

  11. Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.

  12. Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания. Дошкольный период - период формирования человеческих чувств.

  13. Формы общения детей с природой.

  14. Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому.

  15. Создание экологической среды в начальной школе. Начальная школа – как основной этап формирования представлений.

  16. Младший школьник как субъект процесса экологического воспитания.

  17. Формирование экологического мировоззрения подростков.

  18. Сущность понятия «экологическое воспитание».

  19. Цель и основные задачи экологического воспитания. Содержание экологического воспитания.

  20. Отношение – конечный результат экологического воспитания.

  21. Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности.

  22. Сущностная характеристика понятия «экологическая воспитанность».

  23. Подходы ученых к проблеме определения критериев и показателей экологической воспитанности (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский, В.А. Игнатова).

  24. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, умения и навыки; качества личности, связанные с отношением к природе (С.И. Фомина, Т.Д. Замбалова), системы оценки познавательного, эмоционального, ответственного отношения к природе; системы оценки уровня сформированности экологической культуры, экологических отношений (л.В. Моисеева).

  25. Градация уровней экологической воспитанности (Г.Н. Каропа, Л.С. Глушкова и др.).

  26. Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании.

  27. Формы организации экологического образования и воспитания.

  28. Экскурсия как одна из форм организации взаимодействия учащихся с миром природы.

  29. Игра как метод экологического воспитания. Организация и содержание игровой деятельности детей.

  30. Структура проведения этических бесед по экологии.

  31. Организация практической деятельности учащихся.

  32. Идеи гуманизма и гуманистически ориентированное воспитание с философско-психологической точки зрения.

  33. Гуманистическая направленность личности в экологическом воспитании.

  34. Взаимодействие системы «педагог-ученик», «педагог-ученик-природа».

  35. Гуманистические воспитательные системы как пространство для использования мира природы в воспитании.


7.3.Тематика рефератов и курсовых работ

  1. Научно-теоретические основы экологического образования в начальной школе.

  2. Начальная школа в системе непрерывного экологического образования.

  3. Особенности экологического воспитания младших школьников.

  4. Формирование ответственного отношения к природе у подростков.

  5. Экологическая культура педагога.

  6. Экологическая компетентность: сущность понятия.

  7. Экологическая культура как часть общей культуры человека.

  8. Методологические основы экологического образования специалистов.

  9. Формы и методы экологического воспитания.

  10. Роль дополнительного образования в процессе формирования экологической позиции.

  11. Психолого-педагогические основы экологического воспитания и образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.

  12. Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому.

  13. Экологический лагерь как новая форма экологического воспитания.

  14. Организация экологического образования учащихся в специализированной коррекционной школе.

  15. Формирование экологических ценностей в дошкольном и школьном образовании.

  16. Гуманистическая модель экологического образования.

  17. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования.

  18. Особенности гуманизации личности студента в процессе экологического образования.

  19. Новые образовательные технологии в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения.

  20. Основные формы общения детей с природой.

  21. Формирование экологического мировоззрения подростков.

  22. Основные направления экологического воспитания.

  23. Роль природы в процессе воспитания детей.

  24. Экологические игры.

  25. Особенности взаимоотношений в системе «человек-природа».


7.4. Методика проведения срезовой контрольной работы приведена в приложении 4 учебно-методического комплекса.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации для преподавателя и студентов приведены в приложениях 5-6 учебно-методического комплекса).
9. Учебная практика по дисциплине не предусмотрена


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» icon2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы...
I I приёмы и методы развития экологического воспитания во внеурочное время
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка: Курс «Основы герменевтики»
Копылов А. В., к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии мгпу
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПрограмма экологического воспитания в мбоу «Каюковская оош»
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconРабочая программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Курс «География России»
России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка курс «Основы медицинских знаний»
Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики»
...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Цели и задачи программы: 1 способствовать воспитанию...
Сегодня видно, что школа один из основных инструментов воспитания бережного отношения к ресурсам у молодого поколения, а решение...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconПояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе,...
Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний открывает...
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» iconУчебно-тематическое планирование Содержание курса Требования к уровню...
Цель: создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него различных факторах и особенностях их воздействия на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск