Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс





Скачать 137.99 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс
Дата публикации05.12.2014
Размер137.99 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
Программа элективного курса по химии

для классов химико-биологического профиля

11 класс

Экспериментальная химия


Пояснительная записка

Значение элективного курса в профильной подготовке учащихся очень велико, так как он позволяет на достаточно научном уровне раскрыть ряд теоретических вопросов химии, показать прикладной характер химической науки. Предлагаемый элективный курс «Экспериментальная химия» состоит из шести разделов: «Техника проведения лабораторных работ», «Общие теоретические основы аналитической химии», «Качественный анализ», «Количественный анализ», «Физико-химические методы анализа», «Аналитические работы прикладного характера». Программа предусматривает углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, развитие умений и навыков выполнения практических работ, целенаправленную профессиональную ориентацию старшеклассников. Данный курс целесообразно использовать в классах химико-биологического профиля.

Курс «Экспериментальная химия» способен вызвать большой интерес учащихся, на многочисленных примерах показать значение химического анализа в разных отраслях хозяйства. При организации практических занятий рационально организовать работу учащихся в малых группах сменного состава. Применение проблемного обучения и поискового метода позволит сделать занятия интереснее и эффективнее. Программа рассчитана на 33 часа из которых 17 часов отводится на организацию аналитического практикума.

Цели программы:

1. Ознакомить учащихся с классическими методами качественного и количественного анализа, дать понятие о современных физико-химических методах исследования веществ.

2. Научить решать практические задачи творческого уровня.

3. Профессиональная ориентация учащихся, подготовка их к работе в лаборатории.

Задачи программы:

1. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.

2. Вооружить практическими умениями и навыками выполнения аналитических работ.

3. Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении таких предметов, как физика, химия и биология.

4. Создание условий для творческой самореализации, подготовка к ведению и оформлению исследовательской работы



Содержание программы



I. Техника проведения лабораторных работ

Марки химических реактивов и правила их хранения. Химическая посуда общего и специального назначения. Нагревательные приборы. Весы и взвешивание. Расчеты и техника приготовления растворов. Фильтрование при обычном давлении и под вакуумом.

Пр/р: «Монтаж лабораторных приборов. Взвешивание на весах второго класса точности»
II. Общие теоретические основы аналитической химии

Закон действия масс. Приложение закона действия масс к гомогенным системам. Понятие об эквиваленте (закон эквивалентов). Степень и константа электролитической диссоциации. Ионное произведение воды. Буферные растворы. Гидролиз солей. Двойные и комплексные соли. Приложение закона действия масс к гетерогенным системам.

Семинар: «Решение расчетных задач по аналитической химии»



III. Качественный анализ

Химические методы качественного анализа. Сероводородная и кислотно-щелочная классификация катионов. Катионы первой группы (Ag+, Pb2+). Катионы второй группы (Ba2+, Ca2+). Катионы третьей группы (K+, Na+, NH4+). Катионы четвертой группы (Al3+, Zn2+). Катионы пятой группы (Mg2+, Fe2+, Fe3+). Катионы шестой группы (Cu2+).

Классификация анионов по растворимости серебряных и бариевых солей. Анионы первой группы (CO32-, SO42-, PO43-). Анионы второй группы (Cl-, Br-, I-). Анионы третьей группы (NO3-). Маскирование. Разделение и концентрирование.

Пр/р: «Анализ растворов, содержащих смесь катионов первой, второй и третьей групп», «Анализ растворов, содержащих смесь катионов четвертой, пятой, шестой групп», «Анализ раствора, содержащего смесь анионов первой, второй и третьей групп», «Анализ растворов, содержащих смесь некоторых катионов и анионов»
IV. Количественный анализ

Методы количественного анализа. Весовой (гравиметрический анализ). Сущность метода. Объемный (титрометрический )анализ. Выражение концентрации в объемном анализе. Приготовление титрованных рабочих растворов. Установление молярной концентрации эквивалента соляной кислоты и щелочи. Определение карбонатной жесткости воды. Окислительно-восстановительный метод. Перманганатометрия. Сущность метода. Иодометрия. Сущность метода.

Пр/р: «Установление молярной концентрации эквивалента рабочего раствора KМnO4 с помощью титрованного раствора щавелевой кислоты», «Установление молярной концентрации эквивалента раствора тиосульфата натрия по титрованному раствору KМnO4», «Определение содержания меди в растворе сульфата меди (II)
V. Физико-химические методы анализа

Колориметрия. Сущность метода. Визуальные и инструментальные методы колориметрии. Хроматография. Сущность метода. Ионообменная хроматография и ее виды. Теория хроматографического разделения. Потенциометрия. Виды электродов. Буферные смеси. Понятие о биоиндикации как новом методе исследования окружающей среды.

Пр/р: Разделение железа и меди с помощью катионита в колонке, разделение железа и меди с помощью хроматографии на бумаге.
VI. Аналитические работы прикладного характера (практикум)

Качественный и количественный анализ минералов, минеральных удобрений, природных вод и других объектов.
Примерные темы рефератов:

  1. Комплексообразование. Некоторые аналитически важные комплексы.

  2. Экстракция. Практическое использование экстракции.

  3. Сорбция и её механизмы. Сорбенты, их классификация.

  4. Управляемая кристаллизация.

  5. Кинетическая теория хроматографии.

  6. Области применения хроматографии.

  7. Неорганические и органические сорбенты: эффективность.

  8. Осаждение и соосаждение.

  9. Аналитическая служба. Значение и области использования химического анализа.



Литература


1. Анорганикум/Под ред. Л. Кольцина. Т. 1,2. – М.: Мир, 1984.

2. Белявская Т.А. Большова Т.А., Брыкина Г.Д. Хроматография неорганических веществ. – М.: Высшая школа, 1986.

3. Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

4. Золотов Ю.А. Аналитическая химия: проблемы и достижения. – М.: Наука, 1992.

5. Основы аналитической химии. В 2 кн. Учеб. для вузов/ Ю.А. Злотников, Е.Н. Дорохов, В.И. Фадеев и др. Под ред. Ю.А. Золотова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002.

6. Сгук Д., Уэст Д. Основы аналитической химии. Т.1,2. – М.: Мир, 1979.

7. Янсон Э.Ю. Теоретические основы аналитической химии. – М.: Высшая школа, 1987.

Учебно-тематический план







Наименование разделов


Всего часов

В том числе


Формы контроля

лекции

семинары

практич. занятия

1

Техника проведения лабораторных работ


2

1




1

Ведение лабораторного журнала


2

Общие теоретические основы аналитической химии

4

2

2




Сообщения и рефераты

3

Качественный анализ


10

3




9

Ведение лабораторного журнала

4

Количественный анализ


8

3




3

Ведение лабораторного журнала

5

Физико-химические методы анализа


7

3

1

2

Ведение лабораторного журнала

6

Аналитические работы прикладного характера


2







2

Выполнение индивидуальных минипроектов





Итого

33

12

3

17





Календарно-тематическое планирование


дата



Наименование темы

Всего

часов







I. Техника проведения лабораторных работ

2

3.09

1

Техника проведения лабораторных работ. Монтаж лабораторных приборов. Взвешивание на весах.

1

10.09

2 (2)

Расчеты и техника приготовления растворов. Фильтрование при обычном давлении и под вакуумом.

1







II. Общие теоретические основы аналитической химии

4

17.09

1 (3)

Закон действия масс. Приложение закона действия масс к гомогенным системам. Понятие об эквиваленте (закон эквивалентов).

1

24.09

2 (4)

Степень и константа электролитической диссоциации.

1

1.10

3 (5)

Гидролиз солей. Составление уравнений гидролиза солей.

1

8.10

4 (6)

Двойные и комплексные соли. Составление формул солей.

1







III. Качественный анализ

10

15.10

1 (7)

Химические методы качественного анализа.

Пр/р: Катионы первой группы (Ag+, Pb2+).

1

22.10

1 (8)

Химические методы качественного анализа.

Пр/р: Катионы второй группы (Ba2+, Ca2+).

1

29.10

3 (9)

Химические методы качественного анализа.

Пр/р: Катионы третьей группы (K+, Na+, NH4+).

1

12.11

4 (10)

Химические методы качественного анализа.

Пр/р: Катионы четвёртой группы (Al3+, Zn2+).

1

19.11

5 (11)

Химические методы качественного анализа.

Пр/р: Катионы пятой группы (Mg2+, Fe2+, Fe3+).

1

26.11

6 (12)

Химические методы качественного анализа.

Пр/р: Катионы шестой группы (Cu2+).

1

3.12

7 (13)

Классификация анионов по растворимости серебряных и бариевых солей.

Пр/р: Анионы первой группы (CO32-, SO42-, PO43-).

1

10.12

8 (14)

Классификация анионов по растворимости.

Пр/р: Анионы второй группы (Cl-, Br-, I-).

1

17.12

9 (15)

Классификация анионов по растворимости.

Пр/р: Анионы третьей группы (NO3-).

1

24.12

10 (16)

Обобщение темы: «Качественный анализ»

1







IV. Количественный анализ

8

14.01

1 (17)

Методы количественного анализа.

1

21.01

2 (18)

Весовой (гравиметрический анализ). Сущность метода. Объемный (титрометрический) анализ.

1

30.01

3 (19)

Выражение концентрации в объемном анализе.

1

6.02

4 (20)

Установление молярной концентрации эквивалента соляной кислоты и щелочи.

1

13.02

5 (21)

Пр/р: «Установление молярной концентрации эквивалента рабочего раствора KМnO4 с помощью титрованного раствора щавелевой кислоты».

1

20.02

6 (22)

Определение карбонатной жесткости воды.

1

28.02

7 (23)

Пр/р: «Установление молярной концентрации эквивалента раствора тиосульфата натрия по титрованному раствору KМnO4»

1

6.03

8 (24)

Пр/р: «Определение содержания меди в растворе сульфата меди (II).

1







V. Физико-химические методы анализа

7

13.03

1 (25)

Колориметрия. Сущность метода. Визуальные и инструментальные методы колориметрии.

1

20.03

2 (26)

Хроматография. Сущность метода.

1

3.04

3 (27)

Ионообменная хроматография и ее виды.

Теория хроматографического разделения.

1

10.04

4 (28)

Потенциометрия. Виды электродов.

1

17.04

5 (29)

Буферные смеси. Понятие о биоиндикации как новом методе исследования окружающей среды.

1

24.04

6 (30)

Пр/р: Разделение железа и меди с помощью катионита в колонке.

1

8.05

7 (31)

Пр/р: Разделение железа и меди с помощью катионита в колонке, разделение железа и меди с помощью хроматографии на бумаге.

1







VI. Аналитические работы прикладного характера

2

15.05

1 (32)

Качественный и количественный анализ минералов, минеральных удобрений, природных вод

1

22.05

2 (33)

Качественный и количественный анализ минералов, минеральных удобрений, природных вод

1

1.05 - выходной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов...
Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса по химии для классов химико-биологического,...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического, физико-химического, биолого-географического, агротехнологического,...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов...
В программу по химии для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля с углубленным изучением предметов...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса «Химия и здоровье»
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки. Целью курса является формирование мотивации...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconРабочая программа по курсу «Клетки и ткани»
Он предназначен для учащихся 10–11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconКонкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного...
Н. Ю. Шеленкова преподает биологию в 6-11 классах гимназии на базовом и профильном уровнях. Являлась организатором работы химико-биологического...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconЭлективный курс по химии «Химия вокруг нас»
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПримерная программа по биологии среднего (полного) общего образования....
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в лицее, специализирующемся на изучении физических и математических...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconРабочая программа элективного курса по выбору «Углубленное изучение отдельных тем общей химии»
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий»
Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х...
Круговороты азота, уг­лерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих...
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс iconПрограмма элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?»
На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск