Скачать 0.91 Mb.
|
ПРОГРАММА ПО ХИМИИ (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) Авторы-составители: И.Ю. Левина, доцент кафедры общей и биоорганической химии МГМСУ, к.х.н., И.В. Ягова, доцент кафедры общей и биоорганической химии МГМСУ, к.х.н., Е.А. Гришина, учитель химии ГБОУ СОШ № 1388, В.В. Червина, учитель химии ГБОУ СОШ №1388, Е.А. Харина, учитель химии ГБОУ СОШ №1388 Согласование МИОО – 30.09.2009 года В Программу по химии для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла ГБОУ СОШ № 1388 ЦАО города Москвы включены:
Пояснительная записка Природу изучают в нескольких школьных курсах, однако существуют трудности с ее целостным видением. Человек и природа остаются расчлененным между отдельными дисциплинами. Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем. Программа может быть реализована на уроках химии в лицейских классах медико-биологического профиля. Программа соответствует государственному образовательному Стандарту основного общего и среднего (полного) образования по химии. Программа составлена в соответствии с требованиями нормативных документов по профильному образованию и новейших тенденций в области модернизации образования. Основные разделы традиционной программы по химии в старшей школе сохранены полностью, но в них включены темы, примеры и задачи, иллюстрирующие взаимосвязь химии, биологии и медицины. Содержание базируется на материале химии, изучаемом в основной школе и средней, в соответствии со «Стандартом основного общего и среднего (полного) образования по химии». Новизна и актуальность Программы курса химии для классов медико-биологического профиля состоит в том, что Программа позволяет на основании фундаментальных знаний курса химии средней школы, правильно понимать и объяснять использование химических и биохимических закономерностей в медицинской практике, осознанно подходить к формированию основных понятий биохимии, физической химии и других смежных фундаментальных наук. Программа ориентирована на учащихся лицейских классов медико-биологического профиля, изучающих химию по настоящей программе с 8-го класса. При этом «круг тем», которые изучаются в 8-9-м лицейских классах медико-биологического профиля, формально не отличается от аналогичных разделов, изучение которых предусмотрено «Стандартом основного общего образования по химии». Однако, особое внимание уделяется более детальной проработке целого ряда тем, например: строение электронных оболочек элементов не только главных, но и побочных подгрупп, формирование понятия об основном и возбужденном состоянии атома, химия элементов и их соединений, включая металлы основных и побочных подгрупп и так далее. Особое место уделено формированию навыков решения нестандартных и комбинированных задач. Те учащиеся, которые получили основное общее образование в соответствии со «Стандартом основного общего образования по химии», в рамках которого целый ряд тем общей химии изучается только на уровне ознакомления, могут впоследствии ощутить дефицит знаний, необходимых в процессе изучения химии по программе для учащихся лицейских классов медико-биологического профиля. Именно для указанной категории школьников предусмотрено фундаментальное повторение и углубление базовых тем общей химии в 11-м классе. Данное повторение также будет полезным и для школьников, обучающихся по указанной Программе в лицейских классах медико-биологического профиля ГБОУ СОШ № 1388, начиная с 8-го класса. Содержание курса органической химии, который является неотъемлемой частью настоящей Программы, включает изучение теории строения органических веществ, важнейших классов органических соединений на основе их генетической связи в порядке усложнения строения от сравнительно простых веществ до наиболее сложных, входящих в состав живых организмов. Учащиеся знакомятся с зависимостью свойств веществ от химического, электронного и пространственного строения молекул. Кроме того, в программе широкого представлен абсолютно новый для большинства учащихся аспект органической химии – рассмотрение «традиционных» химических процессов с позиции биохимии и физиологии, рассмотрено народнохозяйственное значение органических соединений, развитие нефтехимической промышленности в стране. Отличительной особенностью настоящей Программы является четко выраженная ориентация предмета на возросшие требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам абитуриентов, поступающих в медицинские и биолого-химические ВУЗы. Также в настоящей Программе широко представлен абсолютно новый для большинства слушателей аспект общей химии – рассмотрение «традиционных» химических процессов с позиции биохимии и физиологии. Поскольку в настоящее время такая дисциплина – как биохимия стала базой фундаментальных наук о жизни, в программу включены основные понятия биохимии, а также химической технологии. С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных практических работ медико-биологического направления. Программа рассчитана на 4 часа в неделю изучения химии в 8 классе (136 часов в год), 4 часа в неделю в 9 классе (136 часов в год), 4 часа в неделю в 10 классе (136 часов в год) и 5 часов в 11-м классе (170 часов в год). При этом в 10-м и 11-м классах в рамках изучения предмета «Химия» вводится «практикум по химии» (34 часа в год), а в 11-м классе предмет «Теория общей химии» (34 часа в год). Возможна также реализация программы, при которой в 8-м и 9-м классах в рамках изучения предмета «Химия» вводится «практикум по химии» (34 часа в год), а на изучение химии и в 10 классе, и в 11 классе в учебном плане предусмотрено 5 часов в неделю (и, соответственно, 170 часов в год). В этом случае в 10-м и 11-м классах в рамках изучения предмета «Химия» также вводится не только «Практикум по химии», но и, дополнительно, «Технология органического и неорганического синтеза». Это позволяет, во-первых, завершить изучение раздела «Кислородсодержащие соединения» в 10 классе, перенеся из 11 класса тему «Углеводы», а во-вторых, более детально рассмотреть прикладные аспекты химии, в частности строение и производство высокомолекулярных соединений, также предусмотрев изучение этой темы в 10 классе. Кроме этого, планируя уроки «Технологии органического и неорганического синтеза», в 10 классе следует сделать акцент на особенностях химического производства органических веществ, экологической безопасности, приблизить школьника к пониманию процессов разработки и производства лекарственных препаратов, наноматериалов. А в 11 классе – на общих физико-химических закономерностях протекания химических реакций и их использовании в производстве неорганических веществ. Перенос изучения нескольких тем из 11 класса в 10 класс позволит в 11 классе выделить больше времени на освоение таких сложных для восприятия тем, как «Теория окислительно-восстановительных процессов», «Общие свойства неметаллов», «Общие свойства металлов». Это является особенно необходимым для тех школьников, которые в 8-9 классах не имели возможности изучать предмет «Химия» углубленно. Преподавание ведётся учителями школы в 8-9 классах, а также в 10-11 классах параллельно учителями школы (основное образование) и преподавателями кафедры общей и биоорганической химии МГМСУ (дополнительное образование, элективные курсы). Время, выделяемое в программе на изучение разделов и тем курса, является примерным. Учителю предоставляется право изменять количество часов, отведённое на их изучение в пределах одного учебного года, в зависимости от уровня подготовленности класса. Кроме того, в программе каждого класса отведено до 7% учебного времени как резервного. Возможности настоящей программы могут быть расширены за счет введения в 7 предпрофильном классе предмета «Химия. Вводный курс. 7 класс», авторы программы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. А.К. Ахлебинин. Пропедевтический курс химии направлен на формирование осознанного понимания свойств веществ и химических процессов, знакомых учащимся в повседневной жизни. Занятия в рамках указанного курса закладывают ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора учениками медико-биологического профиля обучения. Настоящая программа по химии для 8-11 лицейских классов медико-биологического профиля ориентирована на углублённое изучение химии для школьников, решивших посвятить себя в будущем медицине. Химия является одним из базовых предметов, необходимых для поступления в медицинские учебные заведения и успешного овладения рядом медицинских дисциплин. Программа также будет полезна тем учащимся, которые изберут своей специальностью химию. Авторы полагают, что одна из основных задач программы состоит в том, чтобы сформировать у школьников после ее усвоения достаточно высокий уровень химических знаний, который в дальнейшем позволит успешно изучать химию в вузе. Именно поэтому авторы при составлении программы опирались не только на различные методические и учебные материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе, но и на собственный эмпирический опыт (как преподавательский, так и научно-исследовательский), на свое понимание задач современной химии, ее важнейших проблем и экспериментальных возможностей. Оснащение и оборудование: В ГБОУ СОШ № 1388 функционируют три кабинета химии, два из которых могут быть использованы для проведения как лекционно-семинарских занятий, так и для выполнения практических работ. Указанные кабинеты оснащены лаборантскими и содержат типовое оборудование кабинета химии (наборы химических реактивов, приборы общего назначения, приборы демонстрационные, специальные приборы и аппараты, лабораторные приборы и принадлежности, коллекции и модели, экранные и печатные пособия: кодотранспоранты, видеофильмы, таблицы и т.д.). Еще одна аудитория химии используется только для проведения лекционных занятий, оборудована стандартным набором необходимых экранных и печатных пособий. Все преподаватели химии, работающие в ГОУ СОШ № 1388 – учителя высшей квалификационной категории, активно использующие информационные технологии в образовательном процессе. Именно поэтому все три кабинета химии оснащены современным комплексом технических средств обучения: персональным компьютером, аудиомагнитофоном, динамическим микрофоном, внешним УНЧ и динамиками (колонками), графопроектором, печатающим устройством (принтером), сканером, копировальным устройством. Два кабинета оснащены телевизорами и видеомагнитофонами. Один из кабинетов также оборудован мультимедийным проектором и внешним проекционным экраном, управление которым возможно с помощью пульта дистанционного управления. Цель программы:
Задачи программы:
Знания и умения, которые школьники приобретают в процессе обучения:
Виды деятельности учащихся, которые реализуются в работе по содержанию программы:
Формы и методы обучения:
Формы и методы проверки знаний:
Формами подведения итогов работы по программе также могут быть:
Необходимо подчеркнуть, что для всех видов контроля предусмотрена, как традиционная форма проведения контролирующего занятия (письменная контрольная работа, устный зачет), так и тестовый контроль. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического профиля 11 класс Программа предусматривает углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, развитие умений и навыков выполнения... | Рабочая программа по курсу «Клетки и ткани» Он предназначен для учащихся 10–11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | ||
Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | Программа элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов... Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час... | ||
Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений... | Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического,... Программа элективного курса по химии для классов химико-биологического, физико-химического, биолого-географического, агротехнологического,... | ||
Опрос по выбору профиля для 9-х классов дает следующие результаты ... | Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 Практические и лабораторные занятия по биологической химии для студентов медико-биологического факультета | ||
Программа элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий» Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического... | Методические рекомендации по химии для учащихся 11-12 классов Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | ||
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования.... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в лицее, специализирующемся на изучении физических и математических... | Рабочая программа по учебному предмету "химия" учителя химии Трофимовой... Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, составленных на основе примерных с учётом федеральных стандартов.... | ||
Даниловой Г. И. курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 11 кл Даниловой Г. И. курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2008., допущена Министерством образования... | Пояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х... Круговороты азота, углерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при... | ||
Список электронных образовательных ресурсов, доступ к которым обеспечивается... Электронное наглядное пособие по 1 химии для 8-11 классов 2 физике для 7-11 классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений // Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных... |