Скачать 450.37 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в лицее, специализирующемся на изучении физических и математических дисциплин, для классов химико-биологического профиля. Данная программа не является углубленной, а лишь частично расширенной. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока расширено. Предусмотрено время на отработку, закрепление и контроль. Содержание программы определено с учетом опыта, обучения, биологии в школе, преподавания абитуриентского курса биологии при СГМУ и требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Биология. Общая биология» П.М. Бородин, Москва, «Просвещение», 2008 год Цель программы: подготовка выпускников к итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ. Задачи курса:
Программа предназначена для преподавания в 10-11-х классах. Она рассчитана на 102 часа в 10-м классе (3 часа в неделю) и 102 часа в 11-м классе (3 часа в неделю). Для повышения образовательного уровня, получения навыков по практическому использованию полученных знаний, программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнение ряда лабораторных работ. К каждому разделу программы составлены задания-измерители уровня биологической подготовки учащихся в форме заданий с выбором одного верного ответа и со свободным ответом. Измерители предусматривают одновременную проверку знаний учащихся всего класса, минимальные затраты времени на нее, однозначные оценки результатов обучения. Текущий контроль проводится в форме письменных проверочных работ (по 10 минут), лабораторных работ (по 30 минут), практических работ (по 45 минут), устных опросов (по 5-10 минут), словарных терминологических диктантов (15 минут), тестовых проверочных работ, в соответствии с форматом ЕГЭ. Итоговый контроль предусмотрен в виде административной контрольной работы (10 класс). Все задания проверочных и контрольных работ оцениваются в баллах. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки: «5» 88 – 100% «4» 60 – 87% «3» 33 – 59% «2» 0 – 32% В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся. Приведен список основной, дополнительной популярной и специальной литературы. Программа предусматривает включение регионального компонента в ряде тем изучаемого курса. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии — биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. КЛЕТКА Цитология — наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Клетка — генетическая единица живого. Соматические и полевые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных. Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и описание; опыты по определению каталитической активности ферментов; сравнительная характеристика растений, животных, грибов и бактерий, процессов брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития половых клеток у растений и животных.
ОРГАНИЗМ Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в технологии (клонирование человека, направленное изменение генома). Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов), анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследован в биотехнологии.
ВИД Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяцию — структурная единица вида. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция — элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосфёры. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен) Причины биологического прогресса и биологического регресса. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы Эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и Животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма. Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас. Региональный компонент: выдающиеся биологические открытия на территории Архангельской области: В.П. Амалицким фауны позвоночных пермского периода докембрийской фауны берега Белого моря. Изучение видов животных и растений Архангельской области с использованием различных критериев вида. ЭКОСИСТЕМЫ Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистем. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стад ин развития экосистемы. Сукцессия. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомасс на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. Региональный компонент: специфика действия экологических факторов Европейского Севера на организм. Региональные особенности фотопериодизма и биологических ритмов. Разнообразие, особенности состава и структуры биоценозов Европейского Севера. Типы пищевых цепей на примере биоценозов Архангельской области. Региональные особенности устойчивости и динамики экосистем, типичные сукцессии природы Архангельской области: естественные и антропогенные. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ I. Учащиеся должны знать:
II. Учащиеся должны уметь: |
Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология, профильный уровень» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования... | Примерная программа среднего (полного) общего образования по Физике... Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике.... Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая программа по биологии Профильный уровень Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью... | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) 2001г., соответствующей Федеральному компоненту... | Внеурочной деятельности учащихся «Экологический кружок» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой... Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой... Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | Рабочая учебная программа по иикт (профильный уровень) (наименование учебного предмета \ курса) Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)... | ||
Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на... Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования... | Пример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В.... | Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6 |