Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации.





Скачать 450.37 Kb.
НазваниеПримерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации.
страница1/3
Дата публикации13.08.2014
Размер450.37 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Биология > Примерная программа
  1   2   3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в лицее, специализирующемся на изучении физических и математических дисциплин, для классов химико-биологического профиля. Данная программа не является углубленной, а лишь частично расширенной. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока расширено. Предусмотрено время на отработку, закрепление и контроль. Содержание программы определено с учетом опыта, обучения, биологии в школе, преподавания абитуриентского курса биологии при СГМУ и требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 класс. Профильный уровень. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. Москва, «Дрофа», 2009 год.

  • Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Биология. Общая биология» П.М. Бородин, Москва, «Просвещение», 2008 год

Цель программы: подготовка выпускников к итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; решения биологических задач, моделирование биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа предназначена для преподавания в 10-11-х классах. Она рассчитана на 102 часа в 10-м классе (3 часа в неделю) и 102 часа в 11-м классе (3 часа в неделю).

Для повышения образовательного уровня, получения навыков по практическому использованию полученных знаний, программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнение ряда лабораторных работ. К каждому разделу программы составлены задания-измерители уровня биологической подготовки учащихся в форме заданий с выбором одного верного ответа и со свободным ответом. Измерители предусматривают одновременную проверку знаний учащихся всего класса, минимальные затраты времени на нее, однозначные оценки результатов обучения.

Текущий контроль проводится в форме письменных проверочных работ (по 10 минут), лабораторных работ (по 30 минут), практических работ (по 45 минут), устных опросов (по 5-10 минут), словарных терминологических диктантов (15 минут), тестовых проверочных работ, в соответствии с форматом ЕГЭ.

Итоговый контроль предусмотрен в виде административной контрольной работы (10 класс).

Все задания проверочных и контрольных работ оцениваются в баллах. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:

«5» 88 – 100%

«4» 60 – 87%

«3» 33 – 59%

«2» 0 – 32%

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся. Приведен список основной, дополнительной популярной и специальной литературы. Программа предусматривает включение регионального компонента в ряде тем изучаемого курса.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии — биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
КЛЕТКА
Цитология — наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка — генетическая единица живого. Соматические и полевые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и описание; опыты по определению каталитической активности ферментов; сравнительная характеристика растений, животных, грибов и бактерий, процессов брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития половых клеток у растений и животных.

  • Региональный компонент: особенности химического состава клеток живых организмов на Европейском Севере.


ОРГАНИЗМ
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в технологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов), анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследован в биотехнологии.

  • Региональный компонент: региональные особенности воспроизведения организмов разных систематических групп. Важнейшие мутагены Архангельской области, их источники. Районированные сорта растений и породы животных Архангельской области.


ВИД
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяцию — структурная единица вида. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция — элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосфёры.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен) Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы Эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и Животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.
Региональный компонент: выдающиеся биологические открытия на территории Архангельской области: В.П. Амалицким фауны позвоночных пермского периода докембрийской фауны берега Белого моря. Изучение видов животных и растений Архангельской области с использованием различных критериев вида.
ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистем.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стад ин развития экосистемы. Сукцессия.

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомасс на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
Региональный компонент: специфика действия экологических факторов Европейского Севера на организм. Региональные особенности фотопериодизма и биологических ритмов. Разнообразие, особенности состава и структуры биоценозов Европейского Севера. Типы пищевых цепей на примере биоценозов Архангельской области. Региональные особенности устойчивости и динамики экосистем, типичные сукцессии природы Архангельской области: естественные и антропогенные.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
I. Учащиеся должны знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирование Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действий искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы.

  • современную биологическую символику и терминологию;


II. Учащиеся должны уметь:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология, профильный уровень»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по Физике...
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по физике....
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconРабочая программа по биологии Профильный уровень
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconРабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) 2001г., соответствующей Федеральному компоненту...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconВнеурочной деятельности учащихся «Экологический кружок»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. icon«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconРабочая учебная программа по иикт (профильный уровень) (наименование учебного предмета \ курса)
Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconРабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным...
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации. iconСтандарт среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск