муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Марковская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета школы
Протокол № ____ от «___» _________2012г.
| «Согласовано»
Руководитель школьного МО ________________________ Протокол № ____ от«___» ____________2010г.
| «Утверждаю»
Директор
МБОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» ________ Дресвянина Е.А. «___» _________________ 2012г.
| Рабочая программа учебного курса «Природоведение»
для т 5 класса
Составитель: учитель географии
МБОУ Марковская основная общеобразовательная школа
Никольского района
Коркина В.А.
- 2013 учебный год
Пояснительная записка Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.
Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся.
Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.
При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.
С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).
Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволит убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого и в целом на Земле, зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.
Срок реализации программы – 1 год.
Тематический план
Тема программы и количество часов
| Тема урока
| Лабораторные работы
| Экскурсии
| Опыты в домашних условиях
| Введение. Что тебя окружает
– 6 ч.
| Живая и неживая природа.
|
| +
|
| Загадки природы.
|
|
|
| Единство живой и неживой природы.
|
|
|
| Изменяется ли окружающий нас мир?
|
|
|
| Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?
|
|
|
| Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?
|
|
|
| Явления природы: многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе – 14 ч.
| Все течет, все изменяется.
|
|
|
| Чем различаются физические и химические явления?
|
|
|
| Как узнать, что химическая реакция произошла?
|
|
|
| Можно ли повлиять на химическую реакцию?
|
|
|
| Какие условия необходимы для реакции горения?
|
|
|
| Вещества, образуемые растениями.
|
|
|
| Подведем итоги.
|
|
|
| Что необходимо знать, изучая физические явления?
|
|
|
| Магнитные и электрические явления.
| +
|
|
| Механическое движение в живой и неживой природе.
|
|
|
| Световые явления в живой и неживой природе.
|
|
|
| Свет в жизни живых организмов.
|
|
|
| Звуковые явления в живой и неживой природе.
|
| +
|
| Подведем итоги.
|
|
|
| Биологические явления. Особенности живого организма – 30 ч.
| Как идет жизнь на Земле.
|
|
|
| Прибор, открывающий «невидимое».
| +
|
| +
| Живое и неживое под микроскопом.
| +
|
|
| Как размножаются живые организмы?
|
|
|
| Как размножаются животные?
|
|
|
| Как размножаются растения?
|
|
|
| Строение семени.
| +
|
|
| Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
|
|
|
| Как переселяются растения.
|
| +
|
| Подведем итоги.
|
|
|
| Почему всем хватает места на Земле?
|
|
| +
| Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
|
| +
|
| Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
|
|
|
| Подведем итоги.
|
|
|
| Как питаются разные животные?
|
|
|
| Как питается растение?
|
|
|
| Только ли лист кормит растение?
| +
|
|
| Как питаются паразиты?
|
|
|
| Подведем итоги.
|
|
|
| Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
|
|
|
| Можно ли жить без воды?
|
|
| +
| Можно ли жить не питаясь?
|
|
|
| Как можно добыть энергию для жизни?
|
|
| +
| Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
|
|
|
| Подведем итоги.
|
|
|
| Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.
| +
|
|
| Разнообразие клеток многоклеточных организмов.
| +
|
|
| Можно ли жить и не дышать?
|
|
| +
|
| Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
|
|
|
| Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле.
|
|
|
| Движение в сферах планеты и в космосе – 9 ч.
| Изменение облика Земли и живых организмов.
|
|
|
| Движение литосферы.
|
|
|
| Движение атмосферы.
|
|
|
| Движение гидросферы.
|
|
|
| Круговорот воды в природе.
|
|
|
| Взаимосвязь сфер Земли.
|
|
|
| Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
| +
|
|
| Подведем итоги.
|
|
|
| Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.
|
|
|
| Освоение человеком природы – 3 ч.
| Роль современной науки в жизни человечества.
|
| +
|
| Человек – часть природы.
|
|
|
| Влияние человека на биосферу.
|
|
|
| Задания на лето – 1 ч.
| Задания на лето.
|
|
| +
| Резерв – 5 ч.
| 64 – 68.
|
|
|
|
Содержание курса Введение (6 ч).
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Обитатели суши, воды, воздуха.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации.
Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.
Опыт в домашних условиях.
Изучение испарения жидкостей.
Экскурсия.
Живая и неживая природа. Явления природы: многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе (14 ч).
Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.
Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.
Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.
Лабораторная работа.
№1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.
Экскурсия.
Звуки в живой природе.
Наблюдение.
Знакомство с осенними явлениями в природе. Биологические явления. Особенности живого организма (30 ч).
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.
Как размножаются организмы.
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации.
Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.
Лабораторные работы.
№2. Изучение устройства микроскопа.
№3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
№4. Изучение строения семени фасоли.
№5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.
№6. Рассматривание корней растений.
№7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
№8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.
Опыты в домашних условиях.
Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
Экскурсии.
Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной. Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч).
Глобальные изменения облика Земли.
Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере.
Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере.
Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Движение в гидросфере.
Движение вод в биосфере.
Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах. Демонстрации.
Объемные модели ландшафта, вулканов, географические карты, теллурий, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К.Брюллова); схемы круговорота веществ.
Лабораторная работа.
№9. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Освоение человеком природы (3 ч).
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Контроль над состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Демонстрации.
Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией. Задания на лето (1 ч).
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;
относительность движения и покоя;
понятия «вещество» и «тело»;
примеры и основные признаки химических реакций;
основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
основные процессы, происходящие в живых организмах;
примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);
причины изменения поверхности Земли;
причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
движение Земли (суточное, вокруг Солнца).
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные явления, делать выводы;
проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;
выявлять взаимосвязи организмов и среды;
составлять пищевые цепи;
находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;
объяснять причины изменения поверхности Земли;
объяснять причины смены дня и ночи, времен года.
Перечень лабораторных работ
Лабораторная работа №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».
Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».
Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».
Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».
Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».
Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений».
Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».
Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов».
Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка знаний учащихся. Учитель должен учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
самостоятельность ответа;
речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
Оценка практических умений учащихся. 1. Оценка умений ставить опыты. Учитель должен учитывать:
правильность определения цели опыта;
самостоятельность подбора оборудования и объектов;
последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта;
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
2. Оценка умений проводить наблюдения. Учитель должен учитывать:
правильность проведения наблюдений по заданию;
умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.
Список литературы
Естествознание: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.С.Калинова, Н.В.Шкарбан, Р.Г.Иванова и др.; Под ред. А.Г.Хрипковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. Н.М.Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2001.
|