«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано»





Скачать 238.91 Kb.
Название«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано»
Дата публикации03.07.2013
Размер238.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Марковская основная общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета школы

Протокол № ____
от «___» _________2012г.


«Согласовано»

Руководитель школьного МО
________________________
Протокол № ____
от«___» ____________2010г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»
________ Дресвянина Е.А.
«___» _________________ 2012г.


Рабочая программа учебного курса
«Природоведение»

для т 5 класса

Составитель: учитель географии

МБОУ Марковская основная общеобразовательная школа

Никольского района

Коркина В.А.



  1. - 2013 учебный год

Пояснительная записка
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).

Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволит убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого и в целом на Земле, зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.

Срок реализации программы – 1 год.



  1. Тематический план




Тема программы и количество часов

Тема урока

Лабораторные работы

Экскурсии

Опыты в домашних условиях

Введение. Что тебя окружает

– 6 ч.

  1. Живая и неживая природа.




+




  1. Загадки природы.










  1. Единство живой и неживой природы.










  1. Изменяется ли окружающий нас мир?










  1. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?










  1. Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?










Явления природы: многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе – 14 ч.

  1. Все течет, все изменяется.










  1. Чем различаются физические и химические явления?










  1. Как узнать, что химическая реакция произошла?










  1. Можно ли повлиять на химическую реакцию?










  1. Какие условия необходимы для реакции горения?










  1. Вещества, образуемые растениями.










  1. Подведем итоги.










  1. Что необходимо знать, изучая физические явления?










  1. Магнитные и электрические явления.

+







  1. Механическое движение в живой и неживой природе.










  1. Световые явления в живой и неживой природе.










  1. Свет в жизни живых организмов.










  1. Звуковые явления в живой и неживой природе.




+




  1. Подведем итоги.










Биологические явления. Особенности живого организма – 30 ч.

  1. Как идет жизнь на Земле.










  1. Прибор, открывающий «невидимое».

+




+

  1. Живое и неживое под микроскопом.

+







  1. Как размножаются живые организмы?










  1. Как размножаются животные?










  1. Как размножаются растения?










  1. Строение семени.

+







  1. Могут ли растения производить потомство без помощи семян?










  1. Как переселяются растения.




+




  1. Подведем итоги.










  1. Почему всем хватает места на Земле?







+

  1. Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?




+




  1. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?










  1. Подведем итоги.










  1. Как питаются разные животные?










  1. Как питается растение?










  1. Только ли лист кормит растение?

+







  1. Как питаются паразиты?










  1. Подведем итоги.










  1. Нужны ли минеральные соли животным и человеку?










  1. Можно ли жить без воды?







+

  1. Можно ли жить не питаясь?










  1. Как можно добыть энергию для жизни?







+

  1. Зачем живые организмы запасают питательные вещества?










  1. Подведем итоги.










  1. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

+







  1. Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

+







  1. Можно ли жить и не дышать?







+







  1. Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?










  1. Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле.










Движение в сферах планеты и в космосе – 9 ч.

  1. Изменение облика Земли и живых организмов.










  1. Движение литосферы.










  1. Движение атмосферы.










  1. Движение гидросферы.










  1. Круговорот воды в природе.










  1. Взаимосвязь сфер Земли.










  1. Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

+







  1. Подведем итоги.










  1. Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.










Освоение человеком природы – 3 ч.

  1. Роль современной науки в жизни человечества.




+




  1. Человек – часть природы.










  1. Влияние человека на биосферу.










Задания на лето – 1 ч.

  1. Задания на лето.







+

Резерв – 5 ч.

64 – 68.












Содержание курса
Введение (6 ч).

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации.

Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.

Опыт в домашних условиях.

Изучение испарения жидкостей.

Экскурсия.

Живая и неживая природа.
Явления природы: многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе (14 ч).

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа.

№1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Экскурсия.

Звуки в живой природе.

Наблюдение.

Знакомство с осенними явлениями в природе.
Биологические явления. Особенности живого организма (30 ч).

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации.

Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы.

№2. Изучение устройства микроскопа.

№3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

№4. Изучение строения семени фасоли.

№5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

№6. Рассматривание корней растений.

№7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

№8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях.

Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Экскурсии.

Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной.
Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч).

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение вод в биосфере.

Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Демонстрации.

Объемные модели ландшафта, вулканов, географические карты, теллурий, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К.Брюллова); схемы круговорота веществ.

Лабораторная работа.

№9. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Освоение человеком природы (3 ч).

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль над состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации.

Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Задания на лето (1 ч).

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;

  2. относительность движения и покоя;

  3. понятия «вещество» и «тело»;

  4. примеры и основные признаки химических реакций;

  5. основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

  6. основные процессы, происходящие в живых организмах;

  7. примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

  8. причины изменения поверхности Земли;

  9. причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

  10. движение Земли (суточное, вокруг Солнца).


Учащиеся должны уметь:

  1. сравнивать различные явления, делать выводы;

  2. проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

  3. пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

  4. использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

  5. выявлять взаимосвязи организмов и среды;

  6. составлять пищевые цепи;

  7. находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

  8. объяснять причины изменения поверхности Земли;

  9. объяснять причины смены дня и ночи, времен года.



  1. Перечень лабораторных работ


Лабораторная работа №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».

Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».

Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений».

Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов».

Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся


Оценка знаний учащихся.
Учитель должен учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;

  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

  • самостоятельность ответа;

  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.


Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

  • ответ на вопрос не дан.


Оценка практических умений учащихся.
1. Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;

  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;

  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.


Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;

  • подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.


2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;

  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.


Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.




  1. Список литературы




  1. Естествознание: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.С.Калинова, Н.В.Шкарбан, Р.Г.Иванова и др.; Под ред. А.Г.Хрипковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1998.

  2. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. Н.М.Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПротокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconСогласовано Председатель первичной профсоюзной организации общеобразовательного...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПубличный отчет заслушан на заседании Управляющего совета (Протокол...
Аккредитована в 2008 году со статусом реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПрограмма принята на заседании Педагогического совета гбоу сош №463 Протокол №1 от 30. 08. 2012г

«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconРассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17»
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconСогласовано председатель пк в. Ф. Огнев
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconТема: Защита Отечества
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПоложение о методическом объединении классных руководителей
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconI. Орг момент Прозвенел звонок, начинается урок
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПрограмма педагогической практики федерального компонента 050201. 65 для специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПримерный перечень бесед кураторов со студентами с I – V курсов этф самгту
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПрограмма педагогической практики федерального компонента 050201. 65 для специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента 050201. 65 для специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» iconКонспект внеклассного мероприятия по истории страны изучаемого языка во 2 а классе
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск