Скачать 196.26 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова // Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. М.: Дрофа, 2010..//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся. Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе, и направлено на дальнейшее формирование естественнонаучной картины мира, экологического мышления. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ №54 рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих целей: формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к окружающей среде, способствование профессиональному самоопределению учащихся, развитию гармоничной, социально адаптированной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Изучение биологии в 10 классе направлено на реализацию следующих задач:
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющее адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2008 г. Структура программы Программа имеет 3 содержательных разделов: «Введение в биологию. Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм» Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа, 1 час в неделю)Раздел1. ВВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 часа) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Демонстрации (слайды презентаций)Биологические системы Уровни организации живой природы Методы познания живой природы Раздел 2. КЛЕТКА (11 часов) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Демонстрации Строение молекулы белка Строение молекулы ДНК Строение молекулы РНК Строение клетки Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса Хромосомы Характеристика гена Удвоение молекулы ДНК Практическая работа № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)». Повторно-обобщающий урок по разделу «Клетка» - 1 ч. Раздел 3. ОРГАНИЗМ (19 часов) Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Демонстрации Многообразие организмов Обмен веществ и превращения энергии в клетке Фотосинтез Деление клетки (митоз, мейоз) Способы бесполого размножения Половые клетки Оплодотворение у растений и животных Индивидуальное развитие организма ГЕНЕТИКА И ИЗМЕНЧИВОСТЬ Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Демонстрации Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание Перекрест хромосом Неполное доминирование Сцепленное наследование Наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность Мутации Модификационная изменчивость Центры многообразия и происхождения культурных растений Искусственный отбор Гибридизация Исследования в области биотехнологии Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания» Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач» ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ |
№ урока | Наименование темы | Количество часов | Сроки проведения | Примечание |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4ч) | ||||
1. | Инструкция по технике безопасности при работе в кабинете биологии. Введение | 1 | | |
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1ч) | ||||
2. | Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 1 | | |
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2ч) | ||||
3. | Сущность и свойства живого. | 1 | | |
4. | Уровни организации и методы познания живой природы. | 1 | | |
Раздел2. Клетка (11ч) | ||||
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория(1ч) | ||||
5. | История изучения клетки. Клеточная теория. | 1 | | |
Тема 2.2. Химический состав клетки (4ч) | ||||
6. | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 | | |
7. | Органические вещества. Общая характеристика. Липиды. | 1 | | |
8 | Органические вещества. Углеводы. Белки | 1 | | |
9. | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты | 1 | | |
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 ч) | ||||
10. | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. | 1 | | |
11 . | Клеточное ядро. Хромосомы. Практическая работа № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)». | 1 | | |
12. | Прокариотическая клетка. | 1 | | |
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1ч) | ||||
13. | Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | | |
Тема 2.5. Вирусы (1ч) | ||||
14. | Вирусы. | 1 | | |
15. | Повторно-обобщающий урок по разделу «Клетка». | 1 | | |
Руздел 3. Организм (19ч) | ||||
Тема 3.1. Организм единое целое. Многообразие живых организмов (1ч) | ||||
16. | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | | |
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (2ч) | ||||
17. | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. | 1 | | |
18. | Пластический обмен. Фотосинтез | 1 | | |
19. | Повторно-обобщающий урок по теме «Метаболизм - основа существования живых организмов». | 1 | | |
Тема 3.3. Размножение (4 ч) | ||||
20. | Деление клеток. Митоз. | 1 | | |
21. | Размножение бесполое и половое. | 1 | | |
22. | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | | |
23. | Оплодотворение. | 1 | | |
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез) (2ч) | ||||
24. | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | | |
25. | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | 1 | | |
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7ч) | ||||
26 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. | 1 | | |
27 | Закономерности наследования. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания» | 1 | | |
28 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | | |
29 | Современные представления о гене и геноме. Генетика пола | 1 | | |
30 | Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач» | 1 | | |
31 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная. | 1 | | |
32 | Генетика и здоровье человека. | | | |
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (2ч) | ||||
33 | Селекция: основные методы и достижения. | 1 | | |
34 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 1 | | |
Учебному предмету «биология» для обучающихся 11 класса Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | Пояснительная записка рабочая программа по химии для 12 класса составлена... Рабочая программа по химии для 12 класса составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)и авторской программы А. А. Данилов и Л. Г.... | Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе... Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6-10 кл.... | ||
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география... Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании... Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география... | ||
Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень),Программно-методических материалов... | Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного... Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по химии составлена в соответствии... России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программы... | Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... | ||
Рабочая программа по всеобщей истории для 10 класса составлена на... Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов... ... |