Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И.





Скачать 196.26 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И.
Дата публикации16.09.2014
Размер196.26 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова // Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. М.: Дрофа, 2010..//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе, и направлено на дальнейшее формирование естественнонаучной картины мира, экологического мышления. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ №54 рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к окружающей среде, способствование профессиональному самоопределению учащихся, развитию гармоничной, социально адаптированной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изучение биологии в 10 классе направлено на реализацию следующих задач:

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющее адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2008 г.

Структура программы


Программа имеет 3 содержательных разделов: «Введение в биологию. Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм»

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Практические работы




Раздел 1. Введение в биологию. Биология как наука. Методы научного познания

4







Раздел 2. Клетка

11

1




Раздел 3. Организм – единое целое

19

2




Итого:

34

3






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа, 1 час в неделю)

Раздел1. ВВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации (слайды презентаций)


Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

Раздел 2. КЛЕТКА (11 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Практическая работа № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)».

Повторно-обобщающий урок по разделу «Клетка» - 1 ч.
Раздел 3. ОРГАНИЗМ (19 часов)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

ГЕНЕТИКА И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»

Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 10 КЛАСС


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 10 класса должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебное и учебно-методическое обеспечение программы

1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2.Учебный план МБОУ СОШ №54 на 2013-2014 учебный год.

3. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. М.: Дрофа, 2010.

Учебник: Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б. , Захарова Е. Т. Общая биология 10-11кл. Дрофа, 2008

4. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2005- 368с.

5.Т.А. Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс»– М.: Дрофа, 2006 г.

6.Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива»

http://www.eco.nw.ru

7.В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова

http://www.biolog188.narod.ru

8.Государственный Дарвиновский музей

http://www.darwin.museum.ru

9.Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.livt.net

10.Изучаем биологию

http://learnbiology.narod.ru

11.Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие

http://nrc.edu.ru/est/

12.Палеоэнтомология в России

http://www.palaeoentomolog.ru

Проблемы эволюции

http://www.macroevolution.narod.ru

13.Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию

14.http://www.aseko.ru

Теория эволюции как она есть

http://evolution.powernet.ru

15.Чарлз Дарвин: биография и книги

http://charles-darwin.narod.ru

16.Экологическое образование детей и изучение природы России

http://www.ecosystema.ru

17.. Мультимедийное издание Экология. 21 век. - М.: ООО"Видеостудия"Кварт",2008.

18. Мультимедийное издание Земля. История планеты.- М.: ООО"Видеостудия"Кварт",2008.

19.Мультимедийное издание Общая биология. Цитология.- М.: Современный гуманитарный институт, 2004.

20.Мультимедийное издание Земля. Происхождение человека.- М.:

Планирование



урока

Наименование темы

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4ч)

1.

Инструкция по технике безопасности при работе в кабинете биологии. Введение

1







Тема 1.1. Краткая история развития биологии.

Система биологических наук (1ч)

2.

Краткая история развития биологии. Система биологи­ческих наук.

1







Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2ч)

3.

Сущность и свойства живого.

1







4.

Уровни организации и методы познания живой при­роды.

1







Раздел2. Клетка (11ч)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория(1ч)

5.

История изучения клетки. Клеточная теория.

1







Тема 2.2. Химический состав клетки (4ч)

6.

Химический состав клетки. Неорганиче­ские вещества.

1







7.

Органиче­ские вещества. Общая характеристика. Ли­пиды.

1







8

Органические вещества. Углеводы. Белки

1







9.

Органиче­ские вещества. Нуклеиновые кислоты

1







Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 ч)

10.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

1







11 .

Клеточное ядро. Хромосомы. Практическая работа № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)».

1







12.

Прокариотическая клетка.

1







Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1ч)

13.

Реализация наследственной информации в клетке.

1







Тема 2.5. Вирусы (1ч)

14.

Вирусы.

1







15.

Повторно-обобщающий урок по разделу «Клетка».

1







Руздел 3. Организм (19ч)

Тема 3.1. Организм единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)

16.

Организм – единое целое. Многообразие живых орга­низмов.

1







Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (2ч)

17.

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

1







18.

Пластический обмен. Фотосинтез

1







19.

Повторно-обобщающий урок по теме «Метаболизм - основа существования живых организмов».

1







Тема 3.3. Размножение (4 ч)

20.

Деление клеток. Митоз.

1







21.

Размножение бесполое и половое.

1







22.

Образование половых клеток. Мейоз.

1







23.

Оплодотворение.

1







Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез) (2ч)

24.

Индивидуальное развитие организмов.

1







25.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

1







Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7ч)

26

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики.

1







27

Закономерности наследования. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»

1







28

Хромосомная теория наследственности.

1







29

Современные представления о гене и геноме. Генетика пола

1







30

Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач»

1







31

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1







32

Генетика и здоровье человека.










Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (2ч)

33

Селекция: основные методы и достижения.

1







34

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1









1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconУчебному предмету «биология» для обучающихся 11 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПояснительная записка рабочая программа по химии для 12 класса составлена...
Рабочая программа по химии для 12 класса составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государ­ственного...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)и авторской программы А. А. Данилов и Л. Г....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconРабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6-10 кл....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconРабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география...
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПрограмма по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень),Программно-методических материалов...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconРабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного...
Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconПояснительная записка рабочая программа по химии составлена в соответствии...
России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconРабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconРабочая программа по всеобщей истории для 10 класса составлена на...
Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) авторов И. iconРабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск