Скачать 92.52 Kb.
|
Утверждаю. Согласованно. Рассмотрено Директор средней Заместитель директора на заседании МО школы №1024 по УРВ естественного цикла. ____________________. _______________________. Протокол № 1 от /Шалимов С.В./ /Сидоренко Е.Г./ 02 сентября 2013г. 02 сентября 2013г. 02 сентября 2013г. Председатель МО ___________________. /Волкова Т.М./ Рабочая программа по биологии Учебный год: 2013-2014 Класс: 11 Учитель: Луковцева М.Б. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Беляева Д.К., Бородина П.М., Воронцова Н.Н. Биология 10-11 Общая характеристика учебного предмета. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека. Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования. Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Место предмета в базисном учебном плане. По областному базисному учебному плану на изучение биологии в 11-м классе выделено 34 часа, 1 час в неделю. По школьному учебному плану - 34 часа в течение учебного года, 1 час в неделю. Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
Цели изучения предмета. Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). Содержание программы Эволюция (24 часа) Развитие эволюционных идей (5 часов) Возникновение и развитие эволюционных представлений. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяции. Механизмы эволюционного процесса (6 часов) Изменчивость. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Дрейф генов. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность, видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Возникновение жизни на Земле (2 часа) Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Развитие жизни на Земле (6 часов) Развитие жизни в криптозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов. Происхождение человека (5 часов) Ближайшие «родственники» человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Основы экологии (11 часов) Экосистемы (7 часов) Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Сообщества. Экосистемы. Цепи питания. Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Биосфера. Охрана биосферы (2 часа) Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов. Биохимические процессы. Влияние деятельности человека на биосферу (3 часа) Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. Распределение практической части Запланировано 2 лабораторные работы: Лабораторная работа №1 «Изменчивость организмов». Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к условиям обитания». Запланированы 2 контрольные работы: Контрольная работа 1 по разделу «Эволюция». Контрольная работа 2 по разделу «Основы экологии» |