Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа)





Скачать 348.7 Kb.
НазваниеПроект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа)
страница1/3
Дата публикации06.08.2014
Размер348.7 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания

в сельской школе

  1. Программа по экологии (5-8 классы)

  2. Школьное лесничество (программа)

  3. Экологическая тропа (методический материал для проведения экскурсии для младших школьников)

Номинация: «Экологическое образование и воспитание»

Воронина Нина Степановна

МБОУ Назарьевская средняя общеобразовательная школа, учитель географии и экологии

Введение

Сегодня редко встретишь человека, который бы не интересовался бы экологическими проблемами.

История Земли знала многие катаклизмы – крупномасштабные наступления ледников, мощнейшие извержения вулканов и даже падения крупных астероидов (не исключено, что события, последовавшие за одним из таких падений, привели, в конце концов, к массовому вымиранию динозавров). Все эти внешние возмущения каждый раз, конечно, приносили заметный ущерб живой природе, но, обладая громадными восстановительными способностями, биосфера залечивала раны и снова демонстрировала свою удивительную мощь и красоту.

Современный экологический кризис оказался явлением совершенно нового порядка. Во-первых, порожден он не какими-то внешними по отношению к биосфере причинами, а связан с тем, что только один ее компонент – мировая популяция только одного биологического вида, Homo sapiens, - развила непомерную активность по преобразованию окружающей среды исключительно для своих собственных нужд. Во-вторых, активность эта со временем нисколько не ослабевает, а только усиливается. В-третьих, многие изменения в биосфере, являющиеся результатом этой активности, носят необратимый характер.

Получилось так, что многие рукотворные объекты превратились в источники серьезной опасности, как для самого человека, так и для окружающей природы. На это нельзя закрывать глаза, и поэтому неудивительно, что во всем мире движение в защиту биосферы набирает все большую силу. Экология стала затрагивать по сути каждого человека, и соответственно, важное значение приобрели экологическое образование и уровень общий экологической культуры.

Считаем, что экологические знания и создание индивидуальной экологической ответственности, чрезвычайно необходимые современному человеку, должны формироваться на протяжении всего времени обучения в школе. Поэтому и ставим целью экологического воспитания и образования формирование у школьников ответственности за судьбу биосферы, родной природы, будущего людей на планете Земля.

Экологическое образование и воспитание в нашей школе – это система обучения экологии, направленная на освоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, отношений человека и природы, а также на воспитание бережного отношения к ней.

В нашей школе оно непрерывно – начинается в начальных классах и продолжается в средних и старших.

В начальных классах оно представляет собой цикл, состоящий из четырех уроков, проводимых один раз в четверть в каждом классе, и несколько экскурсий в природу. Уроки разработаны учителем начальных классов нашей школы Филатьевой А.В.

Экологическое образование и воспитание в основной школе включает изучение предмета «Экология» и многообразную по видам внеурочную деятельность учащихся в рамках деятельности школьного лесничества. Программа по экологии для 5 – 8 классов составлена нашим учителем географии и экологии Ворониной Н.С.

В старших классах экологическое образование и воспитание – это изучение предмета «Экология» и научно-исследовательская деятельность старшеклассников.

1. Программа по экологии (5-8 классы)

I. Пояснительная записка

Программа данного курса изучения экологии направлена на формирование экологического мышления и экологического сознания. Курс изучения экологии рассчитан на 1 час занятий в неделю в 5, 6, 7, 8 классах. Эта программа содержательна тем, что в ней органично соединены знания, полученные на уроках географии, природоведения и биологии. Программа составлена с учетом краеведческого материала своей сельской местности. Наличие леса, сельскохозяйственных объектов, водоема дает прекрасное дополнение к реализации этой программы как учебной для совмещения теории и практических занятий, что помогает овладевать новыми знаниями основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы. Работа по этой программе в среднем звене подготавливает учеников к изучению основ экологии в 9 классе. На разных возрастных уровнях учащиеся получают знания о закономерностях функционирования экосистем, о взаимоотношениях организмов в природе. Программа по экологии в 7 классе позволяет на примерах изучения экологических проблем изучаемых материков формировать у учащихся особенности мышления в глобальной экологии. Конкретизировать и анализировать экологические проблемы России и конкретно Московской области и Наро-Фоминского района позволяет изучение экологии в 8 классе по данной программе. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Изучение экологии по этой программе дает знание экологических понятий и законов, их соблюдение и применение, формирует экологическое сознание, которое необходимо для выживания человечества и поддержания экологического равновесия конкретно своей территории. Учащиеся на уроках экологии учатся анализировать конкретную ситуацию, находить пути успешного разрешения и преодоления экологических конфликтов любого уровня, обучаются составлению экологических проектов. Структура и содержание программы по каждому классу определена с учетом полученных или параллельно получаемых знаний по географии и биологии.

При разработке программы учитывались возрастные и психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность. У учащихся формируется ответственность за любую деятельность, которая может привести к нарушению экологической ситуации родного Подмосковья.

Объем программы по каждому классу рассчитан на 1 час учебного времени в неделю, всего 34-35 уроков.

5 класс

Содержание программы (34 часа)

I.Общие понятия экологии (5 часов)

Экология как наука. Живая и неживая природа. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Понятие биосфера. Сферы жизни организмов. Практические работы: экскурсия в осенний лес, объяснение причин изменений в природе, оформление материалов экскурсии.

II. Земля – как планета солнечной системы (3 часа)

Земля – планета жизни. Наблюдение Земли из космоса. Значение солнца для жизни на планете Земля. Практические работы: «Я выбираю цвет для моей планеты» (творческая работа и защита).

III. Воздух и вода – главное условие жизни на Земле ( 6 часов)

Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава и свойств воздуха, причины. Необходимость охраны воздуха. Меры по охране воздуха в своей местности. Значение воды в природе. Круговорот воды. Значение воды и воздуха для человека. Источники загрязнения воды. Меры по охране вод. Здоровье человека и качество воды и воздуха. Практические работы: определение качества воздуха и воды, сравнение показателей в классе, у дороги, и в лесу. Творческая работа «Я хочу дышать чистым воздухом», « Хочу пить чистую воду».

IV. Человек и природа (8 часов)

Древние люди и природа. Изменение взаимосвязи и зависимости человека от природы. Взаимодействия человека и природы. Примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу. Объяснение причин и значения положительного и отрицательного взаимодействия человека и природы. Благоприятные и неблагоприятные районы для проживания человека. Городская и сельская местность – различные условия для жизни человека. Изменения природы по временам года. Помощь человека растениям в лесу зимой. Практические работы: выявление причин неблагоприятного воздействия человека на природу. Экскурсия в зимний лес. Анализ и оформление материалов экскурсии.

V. Наш дом и живая природа (3часа)

«Тропики на окне». Значение комнатных растений. Животные, которые нас окружают дома. Мой домашний друг. Практическая работа: Составление памятки по уходу за комнатными растениями. Мой домашний друг – составление рассказа, фотоконкурс.


VI. Лес и человек (5 часов)

Значение леса для человека. Понятие экосистемы леса, пруда. Вредители леса. Роль человека в защите леса. Охрана лесных ресурсов. Живые организмы леса. Практические работы: конкурс на составление памятки правил личного поведения человека в лесу.

VII. Природа нашей местности (4 часа)

Растительный и животный мир Подмосковья. Природные ресурсы нашей местности. Неблагоприятные последствия взаимоотношений человека и природы своей местности. Лекарственные растения, использование, охрана. Красная книга Подмосковья.

Практические работы: экскурсия и выявление очагов напряженности своей местности, объяснение причин. Конкурс стихотворений, рассказов «Я воспеваю красоту Подмосковья». Экскурсия в весенний лес, анализ материала экскурсии.

6 класс

Содержание программы (34 часа) 1 час в неделю

I. Введение (3 часа)

Экология, как наука взаимоотношений организмов и компонентов неживой природы. Влияние человека на оболочки земли. Природные экологические процессы. Практические работы: экскурсия в осенний лес. Взаимосвязь компонентов природы в осенний период, их изменение.

II. Поверхность Земли и экологические проблемы (7 часов)

Понятие земная кора. Природные катаклизмы, происходящие в литосфере Земли. Изменение человеком рельефа и поверхности под влиянием хозяйственной деятельности. Использование полезных ископаемых своей местности. Отрицательное воздействие человека на природу своей местности. Карты охраны и преобразования природы. Предотвращение изменения человеком поверхности Земли. Охрана недр. Понятие «рационального» использования.

Практические работы: прогнозирование последствий хозяйственной деятельности своей местности (использовать дополнительный материал и карты). Возможность отображения на картах-схемах районов с неблагоприятной экологической ситуацией (выбор условных изображений), экологические проекты по охране недр своей местности. Экскурсия в карьер по добыче полезных ископаемых.

III. Водная оболочка Земли. Особенности экологических проблем (6 часов)

Мировой океан и природные явления, связанные с ним. Значение Мирового океана в круговороте воды. Роль океанических течений в переносе загрязнителей. Значение воды в природе и для человека. Использование Мирового океана в хозяйственной деятельности человека. Использование и значение внутренних вод материков, и возможные экологические последствия и их предупреждения. Практические работы: экологические проекты: меры и способы охраны воды, значение водного круговорота. Использование вод своей местности и причины изменения её свойств, меры по улучшению качества воды. Экскурсия: выявление качества воды своей местности из разных мест источников. Кинофрагмент.

IV. Воздух, которым мы дышим (5 часов)

Значение воздуха для человека и всей живой природы. Погода, климат, причина изменения погоды и особенности климата на разных территориях. Метеорология. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние воздуха. Перенос загрязнения ветром. Использование воздуха человеком. Меры по охране атмосферы. Практические работы: выявление причин загрязнения воздуха своей местности. Экологические проекты: Качество воздуха у дороги, в лесу, в квартире. Меры по улучшению качества воздуха.

V. Живая оболочка Земли (5 часов)

Понятие биосфера. Значение биосферы для планеты Земля, значение биосферы для человека. Использование ресурсов биосферы. Понятие экосистемы. Экологические ситуации, связанные с деятельностью человека с использованием биосферы. Редкие и исчезающие виды. Красная книга. Охрана биосферы. Заповедное дело Практические работы: изучение экосистем своей местности (лес, луг, болото). Экологические проекты: значение и выявление биологических ресурсов своей местности, их охрана. Экскурсия на территорию «Школьного лесничества», обработка и оформление материалов экскурсии. Кинофильм.

VI. Природные и антропогенные комплексы (7 часов)

Компоненты природы. Природные комплексы. Антропогенные территории. Изменение природных комплексов во времени (причины). Природные комплексы своей местности. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе. Нарушение целостности комплекса, причины. Охрана природных комплексов.

Практические работы: экологические проекты – изменения П.Т.К. своей местности в результате хозяйственной деятельности человека. Разработка мер по охране природы в своей местности.

Экскурсии: выявление нарушений развития компонентов экосистемы леса, анализ причин. Выявление очагов экологической напряжённости своей местности.

7 класс

Содержание программы 34 часа (1 час в неделю)

I. Введение. Общие вопросы (3 часа)

Понятие глобальная экология. Взаимоотношения: человек и природа. Природные комплексы, экосистемы. Примеры положительных и отрицательных воздействий человека на природные комплексы. Практические работы: осенняя экскурсия – выявление примеров П. Т. К. своей местности.

II. Главные особенности природы Земли и Мирового океана (7 часов)

Взаимодействия человека и природы в географической оболочке. Экологическое состояние географической оболочки. Пути решения проблем. Особенности экологии океанов. Деятельность человека в океане и связанные с ней экологические проблемы: а) морской рыбный промысел; б) морской транспортный промысел; в) морские зоны рекреации; г) морская добыча природных ресурсов. Деятельность человека в Тихом океане, Индийском, Атлантическом, Северно-Ледовитом океаном. Международное сотрудничество в деле охраны океанов. Практические работы: систематизация знаний 5-6 классов по взаимодействию человека и природы. Роль круговорота воды. Значение мирового океана. Кинофрагмент.

III. Африка. Выявление экологической обстановки (4 часа)

Особенности природы Африки, обеспеченность природными ресурсами. Специфика взаимодействия природы и человека в условиях экваториальных лесов, тропических пустынь. Антропогенные ландшафты в Африке. Охраняемые территории и национальные парки Африки. Практические работы: экологические проекты: 1) спасение лесов и зоны саванн Африки (меры по охране); 2) удивительный живой мир Африки в опасности (меры по спасению). Кинофильм.

IV. Австралия – экологическая обстановка (2 часа)

Редкий и своеобразный растительный мир Австралии (современное состояние, условия обитания, проблемы). Хозяйственная деятельность человека в Австралии, и её последствия. Национальные парки и территории, охраняемые законом. Практические работы: экологические проекты: «Хочу побывать в Австралии!» Кинофильм.

V. Южная Америка – экологическая обстановка (4 часа)

Особенности природы и ресурсов материка. Лес Амазонки: своеобразие, значение, возникающие проблемы с использованием. Рациональное и нерациональное природопользование в странах материка Южная Америка. Антропогенные ландшафты, в странах материка. Охраняемые территории и национальные парки Южной Америки. Практические работы: экологические проекты: «Спасение лесов Амазонки». «Различные условия жизни на материке» Кинофильм.

VI. Антарктида – особенный материк (3 часа)

Особенности природы материка. Значение изучения природы Антарктиды. Использование территории материка разными странами в научных исследованиях. «Следы» мировых экологических проблем на материке. Международное сотрудничество в изучении и использовании Антарктиды. Практические работы: экологический проект «Будущее Антарктиды» Кинофильм. Проект «Сохраним Антарктиду для будущего».

VII. Северная Америка (3 часа)

Своеобразие природы материка. Различные условия жизни на материке, ресурсы территории. Северная Америка – главный центр мировой экономики и огромного размаха антропогенных ландшафтов (выявление проблем). Охраняемые территории Северной Америки. Национальные парки, заповедники. Практические работы: экологический проект «Хозяйственная деятельность человека и сохранение природы – где баланс?». Кинофильм.

VIII. Евразия – материк, где мы живем (5 часов)

Евразия – самый большой и разнообразный по П. Т. К. материк мира. Евразия – центр зарождения хозяйственных отношений мира. Историческая роль человека в изменении П. Т. К. материка, урбанизация и последствия. Причины возникновения и пути решения экологических проблем в странах разного социально-экологического развития. Положение дел по охране природы в разных странах материка ( заповедники, национальные парки, исторические памятные места). Место своего района проживания в экологической ситуации всего материка. Практические работы: выявление экологических проблем в местах интенсивного использования природных ресурсов в странах материка Евразии. Проект: Портрет страны – самого большого материка мира. Кинофильм.

IX. Географическая оболочка Земли (3 часа)

Географическая оболочка (понятие целостности). Нарушение функционирования главных составляющих географической оболочки. Роль человека в изменении компонентов ПТК и экосистем. Главные мировые очаги экологической напряженности (причины, решение проблем в разных странах). Обобщение знаний курса.

Практические работы: весенняя экскурсия – выявление взаимосвязей природных компонентов на примере своего района. Выявление очагов напряжённости.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconПрограмма лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г
«Школьное лесничество». Ребята с удовольствием посещают кружок и добиваются хороших результатов. Уровень знаний по предмету биология...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) icon2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы...
I I приёмы и методы развития экологического воспитания во внеурочное время
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconПрограмма экологического образования дошкольников «наш дом — природа»
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) icon1. Понятие и определение экологии, современное состояние, перспективы развития. Понятие
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология»
Она разработана с учетом действующего сборника по экологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология»
Она разработана с учетом действующего сборника по экологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология»
Она разработана с учетом действующего сборника по экологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Значительная роль в решении проблем экологического воспитания и образования принадлежит школе и во многом зависит от первого этапа...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconУправление образования и науки администрации Губкинского городского...
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconПрограмма по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский...
Составители: Таршис Галина Ильинична, профессор кафедры экологии и экологического образования Ургпу
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconПрограмма экологического воспитания в мбоу «Каюковская оош»
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно плану учебно-воспитательной работы школы с 22 по 27 апреля 2013г в школе был реализован проект «Неделя экологии и географии»,...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы...
В средней школе с. Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности»...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconЭкологическая игрушка
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) iconТематическое планирование 9 класс
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Проект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской школе Программа по экологии (5-8 классы) Школьное лесничество (программа) icon«Учебный проект на уроках истории в сельской школе»
Метод учебных проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США – основоположник Джон Дьюи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск