Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда)





НазваниеРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда)
Дата публикации23.07.2014
Размер85.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Реализация проекта в МБОУ СОШ с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда)

Заместитель директора по УВР

Ховалыг Уран Минчитовна.
В средней школе с.Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности» (полиэтническая среда).

Инновационной составляющейданного проектаявляется идея создания условий для формирования успешной личности в поликультурной среде и овладение способами межкультурного общения.

Актуальностьпроекта обусловлена задачами интеграции молодого поколения в систему социальных отношений и процессов, формирования нового типа национального самосознания через создание модели поликультурной школы в сельской местности, воспитания обучающихся в духе уважения к другим культурным системам.

Нами рассматривается организация образовательного процесса, обеспечивающего вхождение учащегося в единое образовательное пространство российского государства через создание пространства этнической культуры как основы для формирования правовой, культурной компетентности личности.

Создание пространства этнической культуры предполагает не простое воспроизведение традиционного уклада жизни тувинцев, а ее творческое преобразование и модернизацию с учетом тенденций развития российского общества.

В школе обучаются 666 учащихся, из них тувинской национальности-532 (79,8%), русских-116 (17,4%), бурятов-6 (0,9%), хакасов-5(0,75%), азербайджанцев-2 (0,3%), грузин-2 (0,3%), армян -1(0,15%), татар-2 (0,3%).Классов с русским языком обучения в школе -17, с родным (тувинским) языком обучения -18.Бай-Хаакская средняя школа была основана в 1916 году отделом по строительству русского населения, вначале она называлась Верхне-Никольская начальная школа, потом постепенно стала семилетней. Первыми были учителя из русского населения, постепенно начали привлекать тувинскую интеллигенцию. Село Верхне-Никольское стала центром слияния культур, где проживали представители разных национальностей, где до сих пор сохранились национальные обычаи и традиции. Поэтому создание модели поликультурного пространства является очень актуальной.

В нашей школе модель поликультурной школы состоит из образовательного, художественно-эстетического, научно-исследовательского, социально-культурного комплексов.

В образовательном процессе школы особая роль отведена содержанию образовательных программ, их коррекция и создание более адаптированной, с учетом их региональных особенностей.

Образовательные программы поликультурной школы включают в себяразработку элективных курсов по русской литературе «Сопоставительный анализ произведений тувинской и русской литературы»; по тувинской литературе «Диалог культур», по английскому языку «Интеграция языков»; по технологии, по физической культуре,по истории «Топонимика Тандинского кожууна», по географии: «Ландшафт Тандинского кожууна»,по биологии «Растения и животные Тандинского кожууна»,По истории внесены коррективы к отдельным темам курса истории в 6-9 классах, включающих вопросы тенгрианства у народов Центральной Азии. С целью развития литературно-творческих возможностей создан в школе литературный клуб.Учителя приобщают учащихся не только своей школы, но и школьников из других сел Тандинского района. Для этого ими разработаны и реализуются сетевые проекты «Детское творчество – родному краю», дистанционная олимпиада по региональной литературе. Издаютсясборники литературного творчества учащихся под руководством В.И. Боровиковой, учителя русского языка и литературы. Учащиеся кружка «Пестрый мир истории» под руководством учителя истории И.С.Монгуш собирают информацию о выпускниках школы, об участниках Великой Отечественной войны,собирают материалы для музея в селе Кочетово, заботятся о ветеранах педагогического труда. Ребята из 10 «б» класса ухаживают за школьным обелиском «Память», проводится факультатив «Мой родной Танды», где большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Ребята выполняют проекты по культурному и духовному наследию родного края.
Внесены изменения при изучении учебных предметов в начальных классах по народоведению, также факультативного курса «Мой родной край». По русскому языку и литературеза курс основной школы проанализированы занятия по теме «Символы живой природы» классов,на уроках русской литературы«Легенды и сказания народов Севера»; по математике «Изучение единиц измерения разных народов»; по биологии «Легенды о строении цветка»;по географии «Топонимика родного края».

Курс «Мировая художественная культура» в нашей школе ведется с 2006 года и пользуется популярностью среди учащихся. С началом эксперимента мы постарались разнообразить программу Л.А Рапацкой, включив темы из программы Ю.М Некрасова (учителя школы №1 г. Турана), из работписателя М.Кенин-Лопсана, Эльмара Трубера для того, чтобы иметь возможность рассмотренияизвечных проблем: проблему человека в целом, проблему экологии, проблему утверждения ценностей, соотносимых с понятиями «истины» Добра и красоты. Таким образом, креативное отношение к курсу МХК в свете эксперимента «Диалог культур» позволяет учащимся понять все достижения мирового искусства в самом широком аспекте. Уроки по МХК дают огромную возможность по интеграции, что вызывает определенный интерес у учащихся. Введение элективного курса «Легенды и сказания народов России» с пятого класса дает возможность учащимся получить дополнительные знания об обычаях, традициях людей разных национальностей, населяющих нашу Россию. Это также должно подготовить их к изучению курса МХК.

Особая роль отведена преподаванию нового курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-5 классах, где идет изучение модулей, выбранных по желанию родителей и детей «Основы мировой культуры». В начале учебного года было проведено общешкольное родительское собрание 4-х классов, где были предложены на выбор четыре модуля («Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы буддийской культуры»). Были выбраны два модуля: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы буддийской культуры».

Учащиеся обеспечены учебниками, но методической литературы по ОРКСЭ нет. Так как учителя работают первый год, то это создает проблему при подготовке к занятиям и внеклассным мероприятиям, толькопостояннно повышая уровень своей квалификации по преподаванию данного курса знания «Основы религиозных культур и светской этики»,используют материалы из учебника «Основы мировых религиозных культур», материалы из Интернет-ресурсов, иллюстрации ООО «Библиотека Изображений».

По научно-исследовательскому комплексуреализуется программа «Одаренные детиТанды», которая принята на районном уровне. В школе создано научное общество учащихся «Интеллект», где учащиеся постоянно принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, развивающих олимпиадах районного, республиканского и всероссийского уровнях. В летний периодорганизуетсяработа летнего лагеряпо изучения флоры и фауны своего района, и готовят различные проекты и исследования по местным материалам.Результаты поисковой деятельности показывает рост числа участниковкак среди учащихся, так и среди учителей. Если раньше были задействованы только 9-е классы, а теперь вся школа работает по данному проекту,начиная с начальных классов. В первый год было представлено 19 работ,а в этом году 35 проектов по окружающему миру. Среди учащихся основной и старшей школы в прошлом году по секциям было 27 работ, нынче 43, из них успешно прошли экспертизу 8 работ учащихся в Координационном центре «Шаг в будущее».Участники кружков активно включились в краеведческую, в поисковую деятельность, посещают кружок по топонимике «Мой родной край», по элективному курсу «Обычаи и традиции тувинского народа». Основным аспектом создания поликультурного пространства в школе, охватывающем сферы научно-поисковую и фольклорно-этнографические экспедиции является изучение жизни и творчества деятелей искусства и литературы. Наши учащиеся принимали активное участиев работе республиканской конференции «Одаренные личности» на базе МБОУ СОШ с. Сосновка.Были собраны материалы о соотечественниках, представляющих гордость семьи, рода, села, района, республики на районной и республиканской конференции «Моя малая Родина».Защищали свои творческие работы на районном конкурсе «Город мастеров» и по прикладному искусству.

Результаты исследовательских и поисковых работ учащихся школы были представлены на секциях гуманитарного, краеведческого направлений на ежегодных школьных научно-практических конференциях «Моя малая Родина» и «Отечество»,по четырем секциям: краеведение, культурология, социология, где представляют работы по культурному и духовному наследию родного края.

Комплексная программа по художественно-эстетическому направлению реализуется программа «Диалог культур», через подпрограммы «Угулза» (школа танца), изучают танцы народов мира.Учащиеся на занятиях изучают сказки народов мира и представляют широкой публике. По программе дополнительного образования художественно-эстетического комплекса разработаны и апробируются программы по ступеням обучения для 1-4 классов «Ритмика и танцы», для 5-7 классов «Ступени творчества», для 8-11 классов «Танцы народов мира». Учащиеся входят в творческие объединения «Угулза», «Непоседы», «Оргаадай», традиционно проводятся конкурсы среди хореографических коллективов.

Комплекс социальной и психолого-педагогической поддержки основан натаких программах, как «Зов предков» (основы столярного и кузнечного дела), «Интерьер дома» (дизайн), «Домоводство» (вязание, шитье, бисероплетение, кулинария) и включает программы психологического и социально-педагогического сопровождения образователь-ного процесса «Совет мальчиков», «Совет девочек», «Совет дела», программа «Патриотическое воспитание учащихся».Социально-культурный комплекс модели включает в себя реализацию программ «Танды - за здоровый образ жизни!», патриотическое воспитание, подпрограммы спортивного направления по подвижным народным играм Совета отцов «Зов предков», клуба ЮДМ и ЮИД. Учащиеся активно включаются в различные мероприятия: в военно-патриотическую игру «Зарница», «Президентские состязания», «Я-лидер», фестиваль «Мое Отечество».

В школе реализуется «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Салгал» 5-7 классы, «Юный инспектор дорожного движения» 8-9 классы, «Юный друг полиции» 9-11, «Юный спасатель-пожарник»-10-11 классы, волонтерский отряд «Дружба» 7 «б» класс, помогают ветеранам Великой отечественной войны.

Неоценимый вклад в реализации проекта вносят общественные объединения: Попечительский Совет школы,который активно участвует во всех мероприятиях,особенно интересно прошел праздник «Чыл пазы»,встреча нового года по хакасским обычаям и традициям, где родители учащихся начальной школы пришли в своих национальных костюмах, показали всю церемонию встречи Нового года, демонстрировали национальные блюда, показали фотоальбом семьи. В дальнейшем планируем изучение их национальных обычаев и традиций в свете диалога культур. На территории села имеются общества разных культур: православной и буддийской, они имеют связь со школой, организовывают различные беседы по духовно-нравственному воспитанию,проводят беседы по профилактике асоциального поведения.

В течение пяти лет проводили поисковую работу по изучению особенностей казачества на территории Тувы. Результатом проведенных совместных мероприятий с представителями Енисейского казачества был сформирован кадетский класс с единой формой казачества, приняли их в ряды казачества на торжественной линейке Енисейского казачества во главе атамана станицы Реуна Павла Владимировича,вручили им удостоверения. Учащиеся неоднократно принимали участие в различных конкурсах в городе Минусинске,Красноярске на слете казачества Енисейского округа,в различных видах состязаний занимали призовые места,награждены памятными призами и грамотами.

Педагогическим коллективом СОШ с. Бай-Хаак 30 апреля 2013 года был проведен республиканский фестиваль педагогического мастерства «Диалог культур» по теме «Формирование универсальных учебных действий через модель поликультурной школы в сельской местности». Учителями были представленыпрезентации специальных курсов и факультативов. Участники фестиваля посетили открытые уроки, мастер-классы учителей-экспериментаторов, воспитательные мероприятия, построенные на основе принципа диалога культур и требований ФГОС нового поколения по формированию универсальных учебных действий.

Учащимися школы в интересной форме был представлен фолк-парад «Вся Россия». На фестиваль были приглашены представители израйонов республики. На базе школы были проведены районные научно-практические конференции «Отечество», «Моя малая Родина» по четырем секциям: краеведение, культурология, социология, социальные проекты.

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьников. Родители наших учащихся являются участниками всех событий и мероприятий, проводимых в школе. Педагоги школы глубоко убеждены, что взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нрав­ственного оздоровления общества. Дети – наше будущее, но они и наше настоящее, наше сегодня. Мы должны помнить, что душа ребенка – это пламенный сосуд с прозрачной стенкой, совершенной формой, но оттого, чем мы его наполним, зависит будущее человека, а следовательно и благополучие нашего общества.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconРабочая учебная программа по обучению пожарно-техническому минимуму...
Программа предназначена для повышения квалификации учителей и техперсонала мерам по противопожарной безопасности в мбоу сош
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconПрограмма развития школы
Создание и реализация модели сельской школы социализации, обеспечивающей подготовку адекватного
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconРазработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях»
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ангелина Кара-ооловна Байыр-оол, учитель географии мбоу бай-Талская сош бай-Тайгинского кожууна
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconАнализ учебной и методической работы мбоу перевозинской средней общеобразовательной...
Формирование социально-активной творческой личности через учебную и внеурочную деятельность в условиях сельской школы
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconАдминистрация краснобаковского района нижегородской области маоу...
В основе модели взаимодействия субъектов воспитания и социализации моу ветлужская сош – двухкомпонентная структура: микросреда (внутренняя...
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconИнформация о результатах начала реализации инновационного проекта
Одной из важнейших задач, решению которой способствует реализация инновационного проекта, является построение системы работы, позволяющей...
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconПриказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного...
Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93"
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconУчёт и контроль знаний учащихся в условиях малокомплектной сельской...
Место урока в учебном плане: урок относится к разделу «Чувашское изобразительное искусство» в 5 классе средней школы
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconШколы
Цель: Создание единого образовательного пространства для развития личности ребенка в условиях сельской школы
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconПедагогические чтения 2010
Организаторы: Министерство образования рк, гоу «Петрозаводский педагогический колледж», «Центр развития образования в условиях сельской...
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconАнализ работы моу кулешовской сош №16 за 2010-2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году школа работала над реализацией обобщающего (заключительного) этапа программы развития «Формирование жизненных...
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconПлан работы ипкро ри на февраль 2014 года №
В рамках рцп «Развитие системы образования ри на 2013-2017годы» разработка методических рекомендаций по совершенствованию моделей...
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconТемы вашего учебного проекта
Какие животные нас окружают? Чем богат животный мир нашей местности? Поэтому целью проекта является познакомить учащихся с видами...
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconПлан работы мбоу сош№4 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края
Реализация требований к содержанию образования и реализация образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего...
Реализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы в условиях сельской местности (полиэтническая среда) iconМбоу сош №6 г. Губкинский янао направленность проекта: оснащение...
Направленность проекта: оснащение основной школы оборудованием, специфическим для школы ступеней


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск