Скачать 123.92 Kb.
|
Учёт и контроль знаний учащихся в условиях малокомплектной сельской школы Цыганков Валерий Витальевич МБОУ "Савеевская общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.С. Добрынина", д. Савеево, Рославльский район, Смоленская область Цели обучения математики в школе разнообразны. Это и получение определенной базы конкретных математических знаний, это и умение ориентироваться в огромном потоке информации, это и формирование функциональной грамотности учащихся, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях быстро меняющегося общества, это и интеллектуальное развитие учащихся и пр. Я, как и каждый учитель, искал пути успешной реализации этих целей обучения. В результате поиска сложилась определённая система работы. В эту систему входят, прежде всего, блочное планирование программного материала, отрытый учёт знаний учащихся, табличные конспекты, разнообразные формы контроля. Коротко представлю эти элементы моей системы работы. 1. Блочное планирование материала. При таком планировании каждая тема разбивается на отдельные блоки, включающие в себя законченный по содержанию материал, который распределяется и фиксируется по урокам в ведомости планирования и учёта успеваемости (см. табл.1). Сама ведомость содержит список всех учащихся, графы для дат, видов работы и оценок. Каждый блок имеет своё условное обозначение, например, М 6.1, Ф9.2, которое расшифровывается так: М – математика, 6 – 6 класс, 1 – первый блок; Ф – физика, 9 – класс, 2 – второй блок. Вначале заполняются графы видов работы. Для этого в верхнем левом углу графы проставляются номера уроков. Каждому уроку соответствует пункт учебника, который проставляется ниже номера урока. В центральной части графы записываются виды работ, которые будут выполнять ученики на данном уроке. Для этого можно применять следующее условные обозначения: С – самостоятельная работа, Д- диктант, КР – контрольная работа, РРЗ – «ревизия» решённых задач, ТО – творческий отчёт, ТК – написание табличного конспекта, О – опрос по определениям и т.д. Даты проставляются карандашом. Это позволяет при необходимости вносить изменения в календарное планирование. 2. Открытый учёт знаний. Полученные учениками оценки заносятся в ведомость учёта успеваемости (см. табл. 1). В неё заносятся все оценки, которые получил ученик за ответы у доски, за выполнение различных видов работ, за домашние задания. Чтобы их различать выставляем их следующим образом: в верхнем левом углу графы для выставления оценок ставятся оценки, полученные за ответы у доски; в нижнем правом – полученные за выполнение домашних заданий; в центре графы – полученные учениками за выполнение различных видов работ. Оценки выставляются разными цветами: «5» - красным, «4» - зелёным, «3» – синим, «2» - чёрным. Неудовлетворительные оценки, полученные учениками, подлежат пересдаче на консультациях. После пересдачи они закрашиваются зелёным цветом. Особо хочется сказать об оценках, полученных за выполнение домашних работ. У нас принято правило: оценки за систематическое и успешное выполнение домашних работ выставляются в журнал. В ведомости такие оценки обведены красным кружком. Ведомости планирования и учёта успеваемости являются открытыми. Их использование помогает организовать работу учителя и ученика. Для учёта выполнения учащимися письменных работ ведутся циклограммы (см. табл. 2). Ведомости и циклограммы можно вести и в электронном виде. Работа по заполнению ведомостей, конечно, занимает время, но это оправдывает себя, так как позволяет вести индивидуальную работу с учениками, видеть пробелы в их знаниях и своевременно ликвидировать их. 3. Табличные конспекты. По материалу каждого блока мною составляются табличные конспекты, применение которых позволяет более совершенно расположить изучаемый материал. Сами таблицы легко 2 воспроизводятся учениками в тетрадях, а учителем на доске. С их помощью может быть организована работа по разъяснению содержания математических понятий, утверждений и их доказательств, может быть успешно организована самостоятельная работа при опросе и повторении. Работа с таблицами может быть такой. Перед уроком на доске делаются контурные линии конспекта (если необходимо, то в нужных контурах делаются опорные записи и чертежи). Каждый контур символизирует конкретное содержание, которое по ходу объяснения в него вносится. После окончания изложения перед учениками можно поставить ряд вопросов: какое понятие (свойство) мы изучили? сформулируйте определение понятия; можно ли это понятие (свойство) проиллюстрировать чертежом и т.д. Со временем учащиеся сами без особого труда будут заполнять подобные табличные конспекты. На дом можно дать задание: самостоятельно воспроизвести табличный конспект урока. Пример табличного конспекта - см. табл. 3. Многие опорные конспекты ученикам выдаются в готовом виде, после чего они их вклеивают в тетрадь, что значительно экономит время на уроке. 4. Опросные листы. При организации текущего и итогового контроля знаний учащихся составляются опросные листы (свёрнутые и комбинированные), каждый из которых содержит элементы тестирования. В свёрнутый опросный лист включаются один или два вопроса теории, задачи базового уровня и дополнительное задание. Комбинированный опросный лист содержит вопросы теории (В), устные задания (У), задания, выполняемые учеником письменно (П) и дополнительные задания (Д). Все задачи и вопросы опросных листов дифференцированы. Методика использования опросных лисов может быть такой: часть класса получает свёрнутые опросные листы, а два – три ученика – комбинированные. Ученики, которые получили свёрнутые опросные листы, выполняют задания письменно и сдают свои работы учителю. Ученики, которые получили комбинированные опросные листы, отвечают по ним непосредственно учителю, как на экзамене. При проведении последующих опросов комбинированные опросные листы получают другие учащиеся. Пример комбинированного листа по теме «Квадратные уравнения» - см. табл. 4. 5. Творческие отчёты учащихся. На мой взгляд, эта форма контроля очень полезна, так как через неё учащиеся должны представить себе изученную тему в целом, выделить в ней главное, проанализировать свою деятельность и оценить её, иначе говоря, дети приобретают навыки рефлексии. На уроке, предшествующем контрольной работе, два- три ученика рассказывают о своих успехах, составив для этого творческий отчёт. Приведём пример такого отчёта, составленного ученицей. Творческий отчёт ученицы 9 класса Цыганковой Наталии Я, Цыганкова Наталия, изучив тему «Подобие фигур», на «отлично» выполнила три самостоятельных работы, решила все домашние задания с результатом: две «четвёрки» и три «пятёрки». С хорошим результатом , одна «пятёрка» и две четвёрки», трижды отвечала у доски, а также успешно выполнила работу «Практическое применение подобия треугольников». Я научилась рассчитывать высоту любого здания и определять расстояние между точками, одна из которых недоступна. Знаю все определения, касающиеся данной темы, доказываю все теоремы и утверждения. Считаю, что предстоящая контрольная работа мною будет выполнена успешно. (Отчёт завершён. Звучат аплодисменты класса.) Практика показала, что ребята серьёзно относятся к такой форме работы и дают объективную оценку результатам своего труда. В заключении хочется отметить, что учащиеся с большим интересом работают с блоками, опросными листами и табличным конспектами. Они лучше запоминают математические и физические понятия, их признаки и свойства, учатся кратко и чётко излагать свои мысли, реально оценивать уровень своей подготовки. 3 Приложение Таблица 1 Образец ведомости планирования и учёта успеваемости по математике (блок «Геометрия») в 9 классе
*Задания по учебному пособию и домашнее задание заполняется учителем в зависимости от уровня подготовки класса. Таблица 2 Циклограмма выполнения самостоятельных и контрольных работ по математике (блок «Геометрия») в 9 классе
Таблица 3 Изменение знака перед дробью
4 Таблица 4
Материалы опубликованы в газете «Математика» №3, 2009 г., в книге «Взгляд» 2012 г. г. Казань |
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №37 имени дважды Героя Советского Союза... | Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной... Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова» | ||
Доклад муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №80 г. Сочи имени Героя Советского Союза... | Публичный доклад Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мамхегская... Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева расположена на территории аула Мамхег, Шовгеновского района, Республики Адыгея... | Публичный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №603 имени Героя Советского... | ||
Союза Ф. А. Сорокина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца... | Анализ работы по патриотическому воспитанию за 1 полугод Мбоу ржаксинской средней общеобразовательной школы №2 имени Героя Советского Союза Г. А. Пономарева | ||
Программа рекомендована методическим советом Государственного бюджетного... Директор гбоу нпо «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Б. А. Смирнова» города Воткинска ур | ||
Рабочая программа по Литературе класс Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза лётчика-космонавта П. И. Беляева | Публичный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» |