Союза Ф. А. Сорокина





Скачать 126.04 Kb.
НазваниеСоюза Ф. А. Сорокина
Дата публикации06.01.2015
Размер126.04 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина.


Рассмотрена и согласована методическим объединением

Протокол № __

от «___» ____________ 2013 г.




УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

________/Дубровская В.А./

«___» _________ 2013 г.










Принята на педагогическом совете

Протокол № __

от «___» ____________ 2013 г.







Рабочая программа

по литературе для 11-го класса

на 2013-2014 учебный год.

Подготовила: учитель русского языка и литературы Булыгина Л.Н.

2013 г.

Рабочая программа по литературе для 11-го класса.


Пояснительная     записка.

                                                                               

                            Настоящая программа по литературе составлена на основе:

 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне ( приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).

 2. Обязательного минимума содержания образования.

 3.Программы В. Я. Коровиной.

 4. Учебника литературы под редакцией В.А. Чалмаева, С.А.Зинина

 Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю).

 

                  Общая характеристика учебного предмета.       

 

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

 

                      Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Результаты изучения предмета «Литература»  ( из Новых образовательных стандартов):

Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты  изучения предмета «Литература» в средней школе проявляются в
 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:
 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:
 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

         На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

   -осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

   - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

   - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

      Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

               Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


           Методы и формы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

   В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей.

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.

  4. Уроки внеклассного чтения.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

  • определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

  • соотносить изученное произведение со временем его написания; с различными литературными направлениями; с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;

-выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

-писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;

  • рецензировать прочитанные произведения;

  • самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

Знать \ понимать:

  1. Образную природу словесного искусства.

  2. Содержание изученных литературных произведений.

  3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19-20 веков.

  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  4. Определять род и жанр произведения.

  5. Сопоставлять литературные произведения.

  6. Выявлять авторскую позицию.

  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Произведения для самостоятельного чтения:

  1. И.А.Бунин. «Тёмные аллеи», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева»

  2. А.М.Горький. «Дело Артамоновых»

  3. А.Блок. «Скифы», «Возмездие»

  4. Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов

  5. В.Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору)

  6. М.А.Булгаков. «Бег», «Театральный роман»

  7. А.П.Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору)

  8. М.Шолохов. «Поднятая целина»

  9. В.Белов. «Кануны»

  10. Б.Можаев. «Мужики и бабы»

  11. Ч.Айтматов. «И дольше века длится день…»

  12. В.Д.Дудинцев. «Белые одежды»

  13. Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион»

  14. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»

 

Произведения для заучивания наизусть:

  1. А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор

  2. А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать»

  3. А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)

  4. Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…», стихи из романа «Доктор Живаго»

  5. В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос»

  6. И.Бродский. На выбор

  7. М.Горький. «Песня о Буревестнике»

  8. М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор

  9. Н.Заболоцкий. На выбор

  10. Н.Рубцов. На выбор

  11. Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей…»

  12. С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина»

  13. Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи)

 

Учебно-методический комплект:

  1. Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа».

  2. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата».

  3. Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа».

  4. Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа».

  5. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО».

  6. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики -  Брянск, «Курсив».

  7. Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы  – Волгоград, «Учитель».

  8. Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их оценка в основной и средней (полной)  общеобразовательной школе – Наб. Челны.

  9. Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература  XX века. 11 класс. – М., «Дрофа».

  10. Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа».

  11. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти» .    

  12. Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе.

  13. Т. Г. Кучина, А.В.Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе , 11 класс. -М. « Дрофа»,2007.

  14. Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос».

  15. Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Русское слово»,2012 г.

  16. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение».


Мультимедийные пособия.

  1. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.

  2. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.                                               

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Союза Ф. А. Сорокина iconПраво европейского союза
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза
Союза Ф. А. Сорокина iconПубличный доклад
Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского...
Союза Ф. А. Сорокина iconСегодня день рождения и. В. Сталина 21 декабря исполняется 133 года...
Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического...
Союза Ф. А. Сорокина icon«живите с совестью в ладу» Информационный бюллетень
К 60-летию со дня рождения В. Д. Нестеренко, поэта, журналиста, члена Союза писателей рф, члена Союза журналистов, лауреата премии...
Союза Ф. А. Сорокина iconЧленом Союза молодёжи может стать любой желающий в возрасте от 11 до 17 лет
Будущее нашей Родины станет таким, каким его сделают сегодняшние члены Союза Молодёжи, наши младшие «Почемучки»
Союза Ф. А. Сорокина iconВ. В. Зундэ Экономика Европейского Союза
Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010
Союза Ф. А. Сорокина iconН. В. Сорокина, зам директора мук "Централизованная библиотечная система", г. Тамбов

Союза Ф. А. Сорокина icon2. тр тс «О безопасности средств индивидуальной защиты» 019/2011....
Особенности внедрения в практику работы учреждений роспотребнадзора Технического регламента таможенного союза
Союза Ф. А. Сорокина iconНовости Союза машиностроителей России
Поздравление Председателя Союза машиностроителей России С. В. Чемезова с Днём машиностроителя
Союза Ф. А. Сорокина icon«Право Европейского Союза» European Union Law
РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями...
Союза Ф. А. Сорокина iconГероя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
Союза Ф. А. Сорокина iconУказатель подобного типа первый опыт издания на территории Кемеровской...
Государственное учреждение «Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова»
Союза Ф. А. Сорокина iconИм. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы
Остроухова Елена Александровна учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы партизанских отрядов «Митя» и «Победители»...
Союза Ф. А. Сорокина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева, член Национального Союза композиторов Украины, Национального...
Союза Ф. А. Сорокина iconСпецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание
I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»
Союза Ф. А. Сорокина iconПротокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном...
Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) в целях определения основополагающих принципов информационного взаимодействия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск