Скачать 108.94 Kb.
|
ГОУ средняя общеобразовательная школа № 463 им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева ЮОУО ДО г. Москвы
Авторы (составители):
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Область применения: разработка может быть использована учителем истории и обществознания для проведения урока, классным руководителем при организации классного часа или урока мужества, заместителем директора по воспитательной работе как модель организации общешкольного проекта. Цель урока: - выработка у учащихся устойчивых знаний об истории Великой Отечественной, Второй мировой войны; - развитие у школьников основных компетенций: умений собирать информацию, обобщать и излагать ее, анализировать, правдиво отражая историческую действительность, опираясь на достоверные факты и документальную основу, делать выводы не только научного, но и нравственного, этического порядка.
Задачи урока: Образовательные: - обеспечить школьников историческими знаниями об истории Великой Отечественной войны; провести сравнительный анализ положения мирного населения на оккупированных территориях СССР, Восточной и Западной Европы в условиях нацистского «нового порядка»; углубить знания по истории партизанского движения; - способствовать формированию исторического мышления; - стимулировать вовлечение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Воспитательные: - на основе развития эмоциональной сферы личности через погружение в эпоху и сопереживание воспитывать осознанное принятие норм толерантности и идей гуманизма; - сформировать у подростков позицию осознанного выбора, приучить их задумываться над уроками истории, переосмысливать опыт прошлого как основу личностного роста. Развивающие: - на основе опыта взаимодействия людей в период войн и социальных потрясений сформировать толерантное мировоззрение, гражданские ценности ипатриотизм; - способствовать развитию социальной активности и ответственности школьников, вырабатывать нетерпимое отношение к проявлению в современной молодежной среде равнодушия, ксенофобии, этнофобии, шовинизма. Форма урока: урок-конференция с элементами деловой игры. Метод: комбинированный урок на основе проектной методики, с использованием мультимедийных технологий (презентация, демонстрация фрагментов кинохноники) и игровой деятельности. Ожидаемые результаты: Развитие мотивации учащихся к изучению истории Второй мировой, Великой Отечественной войны. Формирование гражданского самосознания молодежи. Материально-техническое обеспечение:
Основные понятия: оккупация, «новый порядок», коллаборационизм, партизанское движение, сопротивление, «окончательное решение еврейского вопроса», гетто Место проведения: актовый зал, кабинет Музея боевой славы. Время проведения: спаренный урок. ПОДГОТОВКА УРОКА
ХОД УРОКА
ПЛАН УРОКА
НАЧАЛО УРОКА: введение в тему, знакомство с основными понятиями. ОККУПАЦИЯ (в переводе с латинского «захват») – временное насильственное занятие вооружёнными силами одного государства территории другого государства без приобретения суверенных прав на неё. Цели и сущность оккупации зависят от характера войны. Оккупация носит временный характер. Она не решает судьбу оккупированной территории. Законодательства страны-агрессора не распространяются на оккупированные территории. Оккупация чаще всего происходит во время войны как результат наступательных операций. Во время оккупации устанавливается оккупационный режим. ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ – это специальный режим, установленный оккупантами во время захвата территории. Империалистические правительства и их вооружённые силы попирают общепризнанные нормы и принципы международного права, законы и обычаи войны. В период второй мировой войны 1939 – 1945 годы немецкие и японские оккупанты устанавливали на захваченных ими территориях такие режимы в отношении мирного населения. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 ГРУППЫ: МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ а) Франция б) Польша в) СССР Начало заполнения таблицы (сравнительная характеристика)
В отношении СССР Гитлер говорил: «Речь идёт о войне на уничтожение. На Востоке жестокость является благом для будущего. Поляки, украинцы, белорусы должны исчезнуть. Их надо использовать в интересах Рейха, кого-то переселить в Африку, Америку. Для уцелевших - следующая перспектива: школа, где обучают счёту до 500, умению расписаться, внушают божественную заповедь – подчинение германцам». ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 ГРУППЫ: «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА»
К 1941-42 гг. на территории Польши было создано 6 крупных лагерей уничтожения, таких как Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Освенцим, Майданек. К 1942 году на оккупированных территориях европейских стран было построено ещё 9. Самыми крупными были Освенцим, Маутхаузен и Майданек. В Риге, Киеве и Бобруйске были созданы новые лагеря для уничтожения. В 1943 году только в одной Германии было 20 крупных концлагерей и 65 мелких на 600 тысяч заключённых. В маленькой Эстонии – 20 небольших лагерей. Четверть населения Белоруссии уничтожили фашисты – более 2 млн. человек. Почти столько же на Украине. По разным данным число погибших в оккупации колеблется от 12 до 17 млн. человек. Это только данные по нашей стране. К марту 1943 года, когда в Белорусской Хатыни фашисты заживо сожгли всех жителей (149 человек, 76 из них детей), они полностью уничтожили более 100 деревень. Самая крупная из них Борки, Могилёвской области. Здесь фашисты только за один день уничтожили 1843 человека. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3 ГРУППЫ: КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ
Возможная аргументация
КОЛЛАБОРАЦИОННИЗМ в переводе с французского означает «сотрудничество». Коллаборационист – изменник, предатель Родины, сотрудничавший с фашистскими захватчиками в оккупированных ими странах в годы Второй мировой войны. Всякая война ставит людей перед выбором: брать в руки оружие или не брать, сопротивляться или сотрудничать, как это делать. Вторая мировая война побила здесь все рекорды. В годы Второй мировой войны происходило не только массовое пленение, но и было массовое сотрудничество советских граждан с фашистами. Война против СССР планировалась нацизмом, как война на уничтожение и велась в полном соответствии с этим положением. Гитлеровскими спецслужбами был разработан план развития и становления советского коллаборационизма:
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 ГРУППЫ: СОПРОТИВЛЕНИЕ
а) Что такое партизанское движение б) Основные партизанские отряды, действовавшие на оккупированных территориях СССР в) Партизанский отряд «Митя» г) Партизанский отряд «Победители»
ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – это вид борьбы народных масс за свободу и независимость своей Родины, которая ведётся на территории, занятой противником. В этой борьбе вооружённые отряды опираются на поддержку местного населения. В этом движении могут принимать участие части регулярных войск, действующие в тылу врага. Проявляется партизанское движение в форме ведения боевых действий, саботажа, диверсий и т.д. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны развивалось под руководством Коммунистической партии СССР. Был создан Центральный штаб Партизанского движения. В партизанских отрядах и соединениях насчитывалось около 1 млн. человек. Особенно мощным партизанское движение было в Белоруссии, Украине и в таких областях РСФСР, как Орловская, Брянская, Смоленская, Ленинградская, Калининская. Партизаны освобождали целые районы, совершали рейды, проводили крупные операции по нарушению коммуникаций противника, вели разведку, взаимодействовали с Красной Армией. Руководителями партизанских соединений были: С.А. Ковпак, Д.В.Емлютин, К.Д. Карицкий, А.Ф. Фёдоров, Д.Н. Медведев и другие. ИГРА «ТОННЕЛИ СОВЕСТИ»Участвуют все группы. Рассматривается проблема выбора жизненной позиции человеком, оказавшимся в чрезвычайных обстоятельствах. Учащемуся предлагается ответить на вопрос «Как бы ты поступил в условиях оккупации?». Школьники выстраиваются в 2 ряда, ученик идет между ними (как в игре «Ручеек»). На каждом шагу ему предлагаются различные аргументы про- и контра- (Например: «Ты можешь пойти в партизаны, т.к. защищать свою Родину – долг каждого честного человека» - «Но ты можешь погубнуть…»). Завершив путь, ученик может рассказать о своих ощущениях и переживаниях, не сообщая при этом о выводе, к которому пришел. ИТОГ УРОКАПодведём итоги всему сказанному и изученному на уроке с помощью таблицы "Вторая мировая война. Потери мирного населения в СССР, Польше и Франции". Домашнее задание: проанализировать содержание таблиц (см. приложение), желающим – подготовить рефераты и доклады для участия в школьной научно-практической конференции. ВЫВОД: Во второй мировой войне погибло в общей сложности 67 млн. человек. 50% из них составили мирные граждане. Наибольшая тяжесть потерь легла на плечи граждан нашей страны. На территории СССР нацисты вели войну на полное уничтожение, безжалостно истребляя стариков, женщин, детей всех наций и народностей. Требовались огромное мужество и самоотверженность для того, чтобы оказывать сопротивление огромной военной машине и карательному аппарату Третьего Рейха. Памяти погибших мирных жителей оккупированных территорий, жертв Холокоста, героев Сопротивления, их стойкости и верности, посвящен этот урок. |
Публичный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №603 имени Героя Советского... | Отчет о работе окружной инновационной площадки гбоу сош №463 имени... Целью эксперимента является также создание условий для внедрения полученных результатов в массовую практику школ города Москвы | ||
Героя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной... Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова» | Классный час проведен в 4 классе «А» моу сош №101 г. Волгограда 9... Святого Георгия, Славы, Героя Социалистического труда, героя Советского Союза, героя России), кавалерами ордена Святого Георгия (М.... | ||
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №37 имени дважды Героя Советского Союза... | Публичный доклад Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского... | ||
Программа рекомендована методическим советом Государственного бюджетного... Директор гбоу нпо «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарный план реализации I этапа (2013 год) проекта гбоу сош №463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева | ||
Доклад муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №80 г. Сочи имени Героя Советского Союза... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Остроухова Е. А. учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы имени «Двух партизанских отрядов «Митя» и «Победитель»... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мамхегская... Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева расположена на территории аула Мамхег, Шовгеновского района, Республики Адыгея... | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение... Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются | ||
2014-2015 ученый год. Отчет о выполнении плана воспитательной работы... Советского Союза. На митинге школьники познакомились с историей подвига девушки, чей памятник находится на территории нашей школы.... | Союза Ф. А. Сорокина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза... | ||
Урок по технологии ркмчп ивановой Любови Александровны, учителя русского... Любови Александровны, учителя русского языка и литературы мкоу «Пименовская сош имени Героя Советского Союза Печенкина Е. Н.»Кетовского... | Положение о гуманитарной конференции Окружная научно-практическая конференция по литературе Гуманитарная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные истоки русской литературы» проходит в базовых школах юао города... |