Скачать 31.92 Kb.
|
Короткова В.Е. Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения Бурная хозяйственная деятельность человека, возросшая вследствие значительного роста численности населения Земли, стала причиной глобальных экологических проблем, среди которых: загрязнение атмосферы, морей и океанов, начавшееся изменение климата Земли, опустынивание обширных территорий, сокращение генетического фонда Земли. Катастрофически быстро нарастающие изменения биосферы, вызванные влиянием человека на окружающую среду, привлекли внимание не только ученых, но и всех прогрессивно мыслящих людей планеты. Большую роль в решении назревших экологических проблем играют ликвидация экологической безграмотности и перестройка в этом направлении человеческого мышления, что в свою очередь требует всеобщего экологического образования и воспитания. Значительная роль в решении проблем экологического воспитания и образования принадлежит школе и во многом зависит от первого этапа обучения в начальной школе. В последние годы появились учебные предметы, направленные на экологическое образование младших школьников («Мир и человек», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас» и др.). Изучение этих предметов является основой для формирования экологической культуры. Особенности организации учебного процесса в начальной школе дают возможность педагогу так спланировать учебно-воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическую направленность. Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании, развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывать у них такие чувства и состояния, как любовь, сопереживание, совесть, эмоциональный и духовный подъём от общения с природой. Ребенок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром [1, с.19-23]. Наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия ребенка с природой является младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является то, что для ребенка более важными являются эмоциональные переживания, связанные с объектом познания, в нашем случае это природа и окружающая среда, чем сведения о нем, полученные от взрослых или книг. Именно поэтому особую важность приобретает организация условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой. Покажем решение задач экологического воспитания на уроках литературного чтения. Уроки литературы дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств. Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации, когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами. Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по его началу и др. Особенно нравится детям «издавать» книжки-малышки со своими рассказами, сказками и стихами о природе и окружающем мире, тематически связанные с изучаемыми произведениями. Например, знакомясь с рассказом В.Чаплиной, дети сочиняли истории о своих маленьких друзьях-собаках. Ребята слушают с интересом рассказы собственного сочинения не только на уроке, но и на переменах, берут с выставки книжки-малышки, рассматривают их и читают. Очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п. (Емельянов Б. «Зеленая букашка», Пантелеев Л. «Две лягушки» и др.) В своей работе использую нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют эмоционально позитивный отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования. Например: 1) урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе, исполнение детьми народных песен; 2) урок-викторина «Умники и умницы» проводится после знакомства с несколькими произведениями о природе, причем вопросы викторины дети готовят самостоятельно. Таким образом, уроки литературы дают прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным объектам. Литература 1. Лихачев Т.Б. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2 |