«Учебный проект на уроках истории в сельской школе»





Скачать 260.78 Kb.
Название«Учебный проект на уроках истории в сельской школе»
Дата публикации01.05.2015
Размер260.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа

Парфеньевского района Костромской области.
Р Е Ф Е Р А Т

Н А Т Е М У:

«Учебный проект на уроках

истории в сельской школе».

Выполнила: учитель

истории и обществознания

Фалина Лидия Валериевна.

-1-

П Л А Н:

I. Вступление:

«Метод учебных проектов вчера и сегодня» - 2 стр.


II.Основная часть: «Учебный проект на уроках истории

в сельской школе»
1) Особенности уроков истории в сельской школе - 4 стр.
2) Сущность метода учебных исторических проектов - 6 стр.
3) Актуальность и необходимость использования

методики учебных проектов в современной

сельской школе на уроках истории - 15 стр.


III. Заключительная часть:

«Значение проектной деятельности в

образовательном процессе» - 23 стр.

-2-

I . ВСТУПЛЕНИЕ:

«Метод учебных проектов вчера и сегодня»

Метод учебных проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США – основоположник Джон Дьюи.

Он считал, что истинно ценным является только то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо общества. В его понимании характера развития ребёнка заложена идея о том, что ребёнок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира.

Он считал, что опыт и знания ребёнок приобретает путём «делания», в ходе исследования проблемной окружающей среды, изготовления различных макетов, схем, нахождения ответов на спорные вопросы, то есть использования индивидуальных методов познания.

Ребёнок должен стать активным субъектом своего обучения.Так зародился учебный проект.

«Под проектом понимается самостоятельная, творческая, завершенная

работа учащихся, выполненная под руководством учителя».(1)

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

- проблематизация учебного материала;

- активность ребёнка;

- связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим

найти решение;

- сталкивает противоречия в практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

- ставит конкретные вопросы;

- ставит проблемные задачи.

А что сегодня?

Предложенная Дж. Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, абстрактного, схоластического, оторванного от жизни, направленного на заучивание (зубрёжку) теоретических знаний, в школьную систему, обучающую «путём делания», обогащающую личный опыт ребёнка, созвучна нашему времени как никогда. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также её динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объёме.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.

______________________________________________________________

1- С.В.Столбунова Новые педагогические технологии в современной школе.

Ярославль, 2005 г., стр.102.

-3-

В конце 20 века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся, повышающих эффективность обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.

Современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к обучению и воспитанию, который предполагает:

- связь обучения с жизнью,

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе,

- развитие умения адаптироваться к действительности,

-умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носят характер проектной деятельности.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Проектирование в конце 20 века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия.

Термин «проектирование» определяется как деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть.

Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике, как за рубежом, так и в нашей стране.

Появившись в начале нашего столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.


-4-
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
«УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»


  1. Особенности уроков истории в сельской школе.

Совершенное село по-прежнему сохраняет многое от традиции сельской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой сложно, почти не возможно вести уединённый, недоступный чужому взору образ жизни, и любой факт, эпизод жизни может стать предметом общественного обсуждения.

Учителю любому, а в первую очередь учителю истории важно использовать это. Каждому хочется быть в чём-то значимым, показать значимость своей семьи, причастность своих предков к делам региона, страны.

Это является хорошим мотивационным аспектом для проектной деятельности по родословной, по истории своей семьи.

Село – это повышенный уровень монотонности, связанной с ограниченным кругом общения сельского ребёнка, дефицитом новых впечатлений, недоступностью театров, музеев, выставок и т. д. Общение- это потребность в эмоциональном контакте. Ребёнок должен чувствовать себя предметом интереса и симпатий со стороны других людей. На уроке истории в проектной деятельности есть возможность общения со многими людьми разных возрастов, так как учащиеся работают в группе, приобщают к своей работе родителей, учителей других предметов, библиотекарей, интернетные связи, и получив определённый продукт проектной деятельности: реферат, книгу, альбом и т.д., идут с ним в младшие классы, на собрания родителей, в сельский клуб, где по праздникам собирается всё село.

Сельский школьник лучше знает и чувствует природу. Доброта, милосердие, сострадание, нередко присущее ему, есть своеобразные производные общения с природой. Это здорово. Здесь прекрасно идут экологические проекты, проекты по проведению общения с природой, постоянное пребывание в природной среде позволяют рассматривать природу как средство ранней социализации личности, включение её в природную, природоохранную эколого-краеведческую деятельность. Эти преимущества сельской школы непременно используются учителями истории.

Но вместе с тем у сельского школьника «воображение – беднее, читательский опыт меньше, интерес к книгам – на очень низком уровне. Впрочем, и у современного городского школьника книжные интересы весьма примитивны. Но здесь они компенсируются более динамичной средой, объёмом поступающей информации» (1).

_______________________________________________________________

  1. М. М. Плоткин Воспитательный процесс современной сельской школы: опыт, тенденции и перспективы развития. М, Институт педагогики, социальной работы , 2002 г. Стр. 18.


-5-

В сельской школе всё это компенсируется активными, деятельными технологиями обучения, и в первую очередь метод учебных проектов даёт возможность мотивировать учащихся на работу с разными источниками информации, прежде всего с книгой.

Выполняя проекты на уроках истории сельский школьник осваивает алгоритм инновационной творческой деятельности, учится самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Ещё одним из важных аспектов функционирования сельской школы, я имею ввиду нашу школу, становится возросший индивидуальный запрос ребёнка. Престиж знаний значительно возрос, многие хотят получить качественные, прочные знания, чтобы быть конкурентноспособным, то есть поступить в ВУЗ, причём прекрасно понимают, что возможности учиться есть только на бюджетной основе из-за низкого финансового уровня в семье. Поэтому на школе, на учителе лежит огромная ответственность за создание условий получения высококачественного образования детьми посёлка, за создание особой развивающей среды, которая предоставляет возможность ученику раскрывать и развивать свои задатки и способности, среду для самореализации. Наша «Программа работы с одаренными детьми» включает комплекс мер и по внедрению эффективных современных технологий обучения и конкретно «Метод учебных проектов».

Таким образом, я согласна с утверждением, что «…возрастает социальное значение школы на селе, которая стремится не просто выжить, сохранить себя, но и обеспечить достойное воспитание и обучение своим учащимся, сформировать их духовно-нравственную среду, готовность принять деятельное участие в возрождении села» (1).


1 – Л.Н. Новикова, Л.В.Алиева Воспитательное пространство сельской

школы как объект педагогического анализа.

М.,Издательство АСОПиР РФ, 2000 г. Стр. 40.

-6-
2) Сущность метода учебных исторических проектов.

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие или игровые

(имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации района, словаря, анкеты для социологического опроса, учебного пособия для младших школьников, материала для музея, кабинета истории).

В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно- и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые. Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков),

средней продолжительности (от недели до месяца) и

долгострочные (от месяца до нескольких месяцев).

В основе каждого исторического проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблем в истории столько, что трудностей здесь не возникает. Какую бы эпоху в развитии общества мы ни взяли - все они проблематичны.

Проблематичны исторические события, исторические процессы. Загадочны, порой противоречивы и непоследовательны исторические деятели, от которых зависят судьбы государств, народов. Проблемны результаты их бурной или менее бурной деятельности.

Самое главное здесь – помочь учащимся увидеть проблему, и начинается самостоятельная, познавательная и творческая деятельность учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, она начинается с побудительных мотивов. А значит в учебном проекте нам нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика актуальна, а решение её имеет общественную и практическую значимость.

Например, проблемой для проекта в 10 классе (Методический паспорт учебного проекта будет представлен далее) было недостаточное знание Всеобщей истории, что мешает учащимся усваивать Историю России.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Здесь учащиеся организуются в группы, распределяют доли и осуществляют выбор методов, планирование работы и собственно её осуществление.

Завершается осуществление проекта презентацией полученных результатов, то есть некоего продукта, который дети собираются показать, предъявить на всеобщее обозрение – нечто вещественное и наглядное (в отличие от умозрительного решения проблемы).
-7-

Это есть продукт работы над проектом. Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей – тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт – это одно из воплощений замысла.

Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Ограничиваться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертёж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определённую тему, спектакль или концерт. Каким способом будет предъявлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно – важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта (не проекта вообще!). Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта.

Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности».
Схематично всё это выглядит так:




Учебный проект.



Проблема проекта «Почему?» (это важно Актуальность проблемы,

для меня лично) мотивация.
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем Целеполагание

проект)
Задачи проекта «Что?» (для этого мы Постановка задач.

делаем)
Методы и способы «Как?» (мы это можем Выбор способов и

делать) методов, планирование.
Результат «Что получается?» (как Ожидаемый результат

решение проблемы).
-8-
Методика осуществления учебного проекта не является сложной.

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й — погружение в проект;

2-й — организация деятельности;

3-й — осуществление деятельности;

4-й — презентация результатов.

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы:

УЧИТЕЛЬ УЧАЩИЕСЯ

1 2

Первый этап – погружение в проект

Формулирует: Осуществляют:

1) проблему проект 1) личностное присвоение проблемы

2) сюжетную ситуацию 2) вживание в ситуацию

3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и

конкретизация цели и задач

Второй этап – организация деятельности

Организует деятельность, осуществляют

Предлагает:

4) организовать группы 4) разбивку на группы

5) распределить амплуа в группах 5) распределение ролей в группе

6) спланировать деятельность по 6) планирование работы

решению задач проекта,

-9-

7) возможные формы презентации 7) выбор формы и способа

презентации результатов презентации предполагаемых

результатов

Третий этап - осуществление деятельности

Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:

8)консультирует учащихся 8) каждый в соответствии с

амплуа и сообща,

9)ненавязчиво контролирует 9) консультируются по необходимости

10)даёт новые знания, когда 10) «добывают» недостающие

у учащихся возникает необходим. знания

11)репетирует с учениками 11)подготавливают презентацию

предстоящую презентацию результатов

Четвертый этап- презентация

Принимает отчёт: Демонстрируют:

12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели

полученные результаты и задач

13)подводит итоги обучения 13)умение планировать и

осуществлять работу

14)оценивает умения: общаться, 14) найденный способ решения

слушать,обосновывать своё проблемы

мнение , толерантность и др.

-10-

15)акцентирует внимание 15)рефлексию деятельности

на воспитательном моменте и результата

умения работать в группе на

общий результат и др.

16)дают взаимооценку деятельности

и её результативности




-11-

Вопросы о том, какова учебно воспитательная ценность учебного проекта и каким характеристикам он должен соответствовать, связаны и с проблемой, как описать учебный проект для последующего его использования.

Те проекты, которые предполагается использовать в рамках класс­но-урочной предметной системы, без сомнения, должны иметь ха­рактеристики, определяющие место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.

Надо заметить, что любой проект приобретает неповторимые, лич­ностные оттенки при реализации его в новой обстановке и с други­ми детьми, и любая попытка формального описания проекта огруб­ляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для примене­ния в конкретной ситуации, какими должны быть условия его при­менения, чтобы получить ожидаемый результат.

Методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта, а также его методическое описание можно сделать по еди­ной схеме, которая позволит проводить сравнение учебных проек­тов и их классификацию, поможет учителю правильно оценивать свои силы до начала работы над проектом. Такой схемой может стать методический паспорт.

В качестве примера прикладываю Методический паспорт учебного проекта в 10 классе.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней школы п. Николо-Полома учебной деятельности на элективном курсе «История мировых цивилизаций».

1.Тема учебной проектной деятельности:

«Особенности развития ведущих стран в период Древнего мира и

Средних веков».

2.Образовательные и воспитательные цели:
1)Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

2)Воспитание у школьников интереса к истории, историческому прошлому нашего общества.

3)Формирование поисковой, исследовательской деятельности, навыков самостоятельного учебного труда.

3.Задачи учебно – педагогические:

1)Приобщение к самостоятельной учебной деятельности.

2)Развитие творческих способностей.

3)Формирование навыков исследовательской деятельности.

-12-

4) Овладение навыками работы со справочной, энциклопедической,

художественной, исторической литературой.

4.Работу выполняет группа учащихся 10 класса.

5.Время работы над проектом: октябрь-ноябрь-декабрь 2005 года.

6.Режим работы:

1 час в неделю (четверг 6-й урок) и работа дома самостоятельно.

7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

1) Учебно-методическая литература кабинета истории, школьной,

поселковой библиотеки.

2) Бумага, ватман, цветная бумага, канцелярские принадлежности.

8. Дополнительно привлекаемые участники – учителя литературы,

географии, школьный библиотекарь.

9.ЗУН и общеучебные навыки, необходимые для работы учащихся;

владение навыками тезисной работы;

владение сквозными понятиями и определёнными знаниями истории,

обществознания, географии и литературы;

умение работать с информационным текстом, с дополнительной

литературой, умение выделять главную мысль, вести поиск нужной

информации;

умение использовать множество дидактических приёмов.

10. Мотивация к работе:

личный интерес учащихся к истории;

самомотивация от удовлетворения собственным трудом, самореализация расширить базовый уровень изучаемого курса истории.

11. Предполагаемые приращивания:

новое содержание по каждой теме истории развития каждой исследуемой страны.

Новые практические приёмы:

конструирование и оформление материала в форме книжек-раскладушек, объёмных газет и т.д.

Новые методические приёмы:

обобщение понятий, воплощение представлений, полученных в ходе работы над проектом, в схемы и конструкции из бумаги.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта:

  1. Особенности развития основных государств Мировой цивилизации

в период Древнего мира и Средних веков.

  1. Сходство и различие в развитии европейских государств.

  2. Сходство и различие в развитии европейских государств и нашего

государства Российского.

  1. Использование наработанных материалов в качестве методического

пособия.

-13-

Развитие навыков:

-самостоятельной работы с источниками информации,
-самостоятельного принятия решений при осуществлении проекта, при подготовке презентаций;
- коммуникативность при обмене информацией, как результат мыслительной деятельности при проектировании, планирование, работа с источниками информации, анализ, синтез, структурирование информации.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
1.ЭТАП: организационный запуск проекта.

Конец сентября – элективный курс 10 класса – группа учащихся-4 человека.

  1. Знакомство учащихся со смыслом проектного подхода.

  2. Мотивация учащихся на проектную деятельность.

  3. Учащиеся определяются с основной проблемой:

недостаточное знание Всеобщей истории мешает усвоению истории

России.

  1. Учащиеся выбирают темы для работы.

  2. Учащиеся определяются с целями работы.

  3. Получают необходимую информацию по историческим

источникам, консультируются по вопросам планирования работы.

  1. Устанавливается время и режим работы.

  2. Обсуждается результат, желаемый итог работы.



  1. ЭТАП: планирование.

1.Распределение обязанностей.

2.Каждый определил задачи и спланировал работу:

а) определили исторические источники, списки литературы.

б) определили способ сбора и анализа информации.

в) определили способ представления результатов.

г) установили процедуру и критерии оценки результатов.

Роль учителя – предложение идей.


  1. ЭТАП: исследование.


Работа осуществлялась самостоятельно каждым учеником по своему графику.

Моя роль учителя сводилась к наблюдению, советам при необходимости и косвенному руководству действиями учащихся.

-14-

Ученики собирали информацию, решали промежуточные задачи по изучению, обобщению и систематизации информации.



  1. ЭТАП: результаты и выводы.

Оформляли продукт проектной деятельности для презентации.

Анализ информации, формирование выводов.


  1. ЭТАП: презентация.

Самоанализ в виде презентации.

Результат представляется учащимся 10, 11 класса на конференции и педагогам школы на заседании педагогического совета «Метод учебного проекта ОУ» на обсуждение в виде работы:

Яковлевой С.– двухметровый ватман- разворот с материалом следований по

истории 4-х западно-европейских государств в Средние

века.

Кузнецовой Т.- объёмная газета «Древний Рим»,

Соколовой С. – альбом «Древняя Греция»

Гридчиной А. – книга «Древний Восток».
В ходе работы над проектом и в ходе презентации были сделаны снимки и оформлен альбом «Метод учебного проекта при изучении истории».

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Осуществление данного проекта позволяет учащимся развить свои навыки работы с учебниками, справочной, энциклопедической и другой литературой.

Участие в проекте позволяет учащимся углубить знания в Мировой истории,

что способствует более успешному усвоению отечественной истории.

Следует отметить, что полученные знания в ходе осуществления проекта извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.

В целом, работа прошла успешно.

Группа из 4 человек, работая над проектом, включилась в различные виды деятельности: работали группой, в парах, индивидуально.

Материал, собранный и представленный в виде творческих работ, будет использоваться при изучении соответствующих тем на уроках.

-15-

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ.


Метод учебного проекта, он и называется «учебным» так как в нём заключена ведущая педагогическая направленность, представлено его воспитывающее, обучающее, развивающее воздействие.

«…среди использующихся в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения особую значимость имеет метод проектов» (1).

«Особую значимость» этого метода я вижу в том, что с помощью учебных проектов учитель организует мыслительную деятельность, коммуникативную деятельность – это очень важно для сельского ребёнка, упорядочивается практическая деятельность и очень важно – презентационная деятельность. Очень часто бывает так, что сельский школьник, обладая хорошими знаниями, богатством души теряется перед экзаменационной комиссией, на экзамене, собеседовании и не показывает всех своих достоинств и способностей.

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов, назовем их специфическими (в отличие от житейских общешкольных или предметных). Это проблематизация, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнерами.

От ученика требуется самостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сделать.

Учебный проект позволяет учащимся, погружаясь в проблему, мысленно проживать вполне реальные моменты ее возникновения, развития и разреше­ния. Проектировать — значит представлять умозрительно, как мог­ла бы развиваться ситуация при внесении в нее тех или иных из­менений,

______________________________________________________________

  1. С.В.Столбунова Новые педагогические технологии в современной школе.

Ярославль, 2005г. стр. 102.

-16-

принятии кардинальных решений, действий со стороны участников или извне. Этот процесс может быть прерван, игровая условность, полная реального смысла, готовая превратиться в ре­альность, может быть разрушена, если мы вмешаемся и привнесем в нее моменты традиционного учебного процесса, который протека­ет в отрыве от реальной жизни, когда процессы и ситуации рас­сматриваются как бы со стороны, а не проживаются «изнутри».

Не нарушать процесс проектирования детьми помогает наличие второго плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковы­вается учителем с педагогических позиций, с точки зрения их обу­чения, развития и воспитания. Наличие второго (не видимого для учащихся) плана весьма важно для учителя. Именно в этом пла­не дается описание учебного проекта как педагогического инстру­мента, как дидактического средства.

Два плана учебного проекта.

Видимый:

- тема проекта;

- название проекта;

- проблема проекта;

- задача проекта;

- планирование – осуществление;

- презентация;

Невидимый:

- тема учебного курса, урока; - новое содержание;

- цели и задачи обучения, - обобщение;

развития, воспитания; - обеспечение проекта;

- необходимый уровень ЗУН; - организационные формы

- необходимые спицифические осуществления проекта.

умения и навыки;
III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
« ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

«…В условиях реформирующейся России утверждаются качественно новые принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей… В настоящее время всё четче проявляется необходимость разработки научно обоснованной концепции управления и самоуправления развитием человека как гражданина и профессионала, а также определении путей реализации его богатейших возможностей на всех этапах развития…» (1).

В связи с этим, больше и больше в педагогике мы говорим о технологиях развивающего обучения. Метод учебного проекта относится к перспективным и эффективным средствам развивающего обучения.

Для учителя истории учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

- поведению исследования анализируя, сравнению и общению исторических эпох – что даёт возможность учиться понимать прошлое, хорошо ориентироваться в настоящем и уметь предвидеть будущее,

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделе­нию подпроблем, формулированию ведущей проблемы и поста­новке задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и резуль­тативности решения проблемы проекта);

- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в на­глядной форме, используя для этого специально подготовлен­ный продукт проектирования;

- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необхо­димого знания из информационного поля;

- практическому применению знаний, умений и навыков в раз­личных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то
______________________________________________________________

    1. Г.Ю.Ксензова Перспективные школьные технологии.

М., Педагогическое общество России,2001г. стр.112.

- 24-

интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Таким образом, учебный проект это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблем, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействии учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности, как найденный ими способ решения проблемы проекта. Особенно в малокомплектной сельской школе роль и значение проекта деятельности велика как самое эффективное, доступное из методически средств активизации учебного процесса, для выполнения задач, которые стоят пред сельской школой, это прежде всего - воспитывать активного преобразователя, человек, любящего свой край, понимающего и принимающего сельский образ жизни, вырастить молодых людей со знаниями и практическими навыками, которые сумеют возродить свой посёлок, сделать его процветающим.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. С.В.Столбунова Новые педагогические технологии в

современной школе. Ярославль, 2005г.
2.М.М. Плоткин Воспитательный процесс современной сельской

школы: опыт, тенденции и перспективы развития.

Москва, институт педагогики, социальной работы, 2002 г.
3.Л.Н.Новикова, Л.В.Алиева Воспитательное пространство сельской

школы как объект педагогического анализа.

Москва, Издательство АСПнРРФ, 2000г.
4. Г.Ю.Ксензова Перспективные школьные технологии.

Москва, Педагогическое общество России, 2001г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы...
В средней школе с. Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности»...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconОтличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconХохлова М. В., Симоненко В. Д., Самородский П. С., Синица Н. В
«Проектная деятельность». Комплексная программа может использоваться как в сельской, так и в городской школе, имеющей школьный участок....
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconПроект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской...
Экологическая тропа (методический материал для проведения экскурсии для младших школьников)
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconУроках математики в малочисленной сельской школе с наполняемостью классов 2 человека по темам
В конспектах уроков использованы элементы развивающего обучения, разновозрастное обучение, коллективные виды работ (работа в парах,...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формированию орфографических умений и навыков на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе»
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconОтчет о работе муниципальной инновационной площадки
«Организация внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Романовых, а также в период проведения Декады краеведения в школе. В учебном процессе на уроках истории и истории хмао
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconОбмен опытом работы по подготовке к егэ по обществознанию и истории
Моя роль на уроках организовать, заинтересовать, вдохновить учеников на самостоятельную работу будь то проект, презентация, эссе,...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconКраткое содержание проекта
Проект рассматривает такие аспекты темы гулага, как социально-исторический и геополитический. Он может использоваться на уроках географии,...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
«Учебный проект на уроках истории в сельской школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лого. В истории отечественной педагогики особое место занимает имя Сергея Александровича Рачинского. Профессор Московского университета,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск