Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе





Скачать 281.08 Kb.
НазваниеСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
страница1/3
Дата публикации18.08.2014
Размер281.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3


Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

Из опыта работы Костроминой Т.Д.-учителя математики МКОУ «Верхнесурская СОШ».
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Он не может пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе вузов областного центра. Вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Однако, существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену.

Девять лет подряд я работала в выпускных классах и готовила учеников к итоговой аттестации. Хочу представить вашему вниманию собственную систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, давшую неплохие результаты.

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хотелось не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 1-2-3 учеников на более высокий результат.

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию давали совет подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании (А часть), то теперь 4 часа отводились на выполнение заданий В, С частей.

Очень хочется надеяться, что объём и структура экзаменационной работы сохранятся и в ближайшем будущем. Однако критика содержательной стороны первой её части, может спровоцировать очередные изменения. Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей обычной общеобразовательной сельской школы к успешной сдаче экзамена?».

Огромная ответственность за результат легла на учителя ещё и потому, что ЕГЭ был призван заменить собой два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие и средние учебные заведения.

Известно, что в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года. Опыт первых лет показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. С ним не справляются выпускники 5 курса математических факультетов вузов страны. Многие родители говорят: «Натаскайте нас на ЕГЭ. Покажите, как решать типовые задачи». Если бы это было возможно! «Типовые» задачи – все разные. Только в части В их более 11 тысяч в Официальном банке заданий. Если выхватить фрагменты, механически «натаскаться» на ЕГЭ – в голове и останется бесполезная свалка фрагментов. А когда видите цельную картину – фрагментарность будет оправдана. Детали обогатят общее знание.

Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».

Первое, что я делаю – изучаю все материалы, посвящённые ЕГЭ, знакомилась с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ на территории Курганской области.

Первые годы приобретала сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ. Честно признаюсь, что вопросов было много, но и было большое желание найти на них ответ. В большинстве случаев это удавалось. Однако копилка с нерешёнными заданиями части С пополнялась с реактивной скоростью. Большую часть вопросов удалось решить после того, как я стала выписывать журнал «Математика школьникам», на страницах которого публиковались очень подробные решения демоверсий ЕГЭ. Сейчас намного проще: материалы ЕГЭ скачиваю с интернета и решений предостаточное количество, в этом помогают сайты: Видео уроки Ольги Себедаш и Решу ЕГЭ Дмитрия Гущина. Благодаря этим материалам, мне удалось подготовить несколько своих учеников, получивших более 70 баллов.

Дважды проходила курсы по повышению квалификации, посвященные подготовки к ЕГЭ. Общение с коллегами математиками помогло найти ответ на многие нерешённые вопросы.

Главное то, что на курсах школьному учителю общеобразовательной школы была дана установка на подготовку детей на часть В и на 2-3 задания части С, что соответствует школьной пятёрке. Кроме того часть С содержит ещё три самых сложных задачи, которые предлагались ранее только на вступительных экзаменах в большинстве вузов. Но эти задачи рассчитаны для школьников, ориентированных на 80 и более баллов, т.е. для специализированных математических специальностей. Для отработки навыков решения таких задач необходима систематическая углублённая факультативная работа высокого уровня сложности, не являющаяся доступной большинству школьников (лицеи, гимназии, долгосрочные курсы при вузах). Одним словом в полном объёме раздел С по силам математически талантливым детям.

Учитывая всё это, выпускникам даю советы:

Совет 1. Поставьте цель.

Определите, что нужно именно вам. Куда вы поступаете? Сколько баллов вам надо набрать? Сколько задач решить?

Одним надо просто сдать ЕГЭ на минимальный балл. В 2013 году это означало — решить 5 задач из части В. Учить запущенный предмет нет смысла. Необходимо сделать акцент на тех заданиях, которые хоть как-то получаются. Другими словами, выбирать самые легкие задания и плотно работать над ними.

Другим надо набрать 50-60 баллов, таким абитуриентам требуется подготовка в течение всего учебного года.

Третьим хочет сдать на 60-75 баллов. Рецепт прост – дополнительные занятия в течение учебного года два раза в неделю плюс выполнение всех домашних заданий.

Необходимо усиленно разбирать трудные задания.

Совет 2. Начинайте как можно раньше.

Помните, что основной фактор успеха — время.

По-хорошему, на подготовку к ЕГЭ по математике нужно полтора года.

Можно успеть подготовиться за один учебный год. Меньше – рискованно. Потерянное время ничем не заменишь.

Совет 3. В обучении нужна система.

Многие считают, что подготовка к ЕГЭ по математике – это разбор типовых вариантов ЕГЭ. Такое занятие – пустая трата времени.

В обучении необходима система. Мы легко воспринимаем информацию, обладающую структурой и смыслом. Мы намного лучше запоминаем то, что нам понятно.

Совет 4. Будьте ответственны.

Как только вы начнете заниматься – возникнет множество соблазнов делать что-то другое. Вместо интенсива по математике – посидеть около телевизора или компьютора.. Вместо занятия с преподавателем – весело отдохнуть с друзьями.

Вам постоянно придется выбирать – что для вас важнее.

Формулы и основные понятия учите сразу. Не откладывайте на «потом». Используйте каждый шанс. Если есть возможность задать вопрос учительнице — сразу задайте его.

Совет 5. Мы учимся не для школы, а для жизни.

Я постоянно говорю о том, как сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Однако это чисто утилитарный подход. На самом деле ЕГЭ по математике – не конечная цель. ЕГЭ – это некий пропускной пункт. Подготовка к нему – одна из возможностей развить себя, увидеть совершенно разные подходы к предмету, которым собираешься заниматься в жизни. Если вы видите всю картину, вам интересно смотреть и на фрагмент. Если нет целостности – вы механически запомните кусочки пазла.

Для себя же поставила конкретные задачи по подготовке школьников к ЕГЭ.

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ как можно раньше;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;

5.Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.

Во-первых, с первых же дней учёбы убеждаю детей в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего учебного года знакомлю детей с материалами ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ. В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

  • обучаю строгому самоконтролю времени;

  • учу определять трудность заданий;

  • знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

  • знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более 2-3 минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю настоящие тесты ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными. Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл.

Для проведения опроса-проверки заданий В6-В14 делаю так: необходимо заготовить чистые листочки размером с четверть листка тетради. Обращаясь к ребятам, говорю: «С задания В6 можно начинать решать любой номер и сдавать по одному, сразу после получения ответа. Ограничений на количество решенных задач нет».

Возможность получения оценки за самостоятельную работу и дух соревнования действуют безотказно, дети приступают к выполнению рабаты, не теряя ни секунды.

Решение задач выполняется на отдельном листочке, и листочек тут же сдается учителю. Если задача решена верно, делаю отметку в специальной ведомости, и ученик идет на место решать новую задачу на новом листочке. Старый, остается на учительском столе. Проверка задач занимает всего несколько секунд: есть лист решебник, сопоставив с которым решение ученика, можно сразу определить, правильно ли решена задача. Все просчеты ребят тоже фиксирую в ведомости. Так, если задача решена на втором или третьем заходе, в клеточке ставлю одну или две точки и при подведении итогов каждая такая задача оценивается в половину или треть той оценки, которую заслуживает ученик, решивший задачу с первого предъявления.

Оставленный на столе листок полностью исключает возможность взаимных консультаций или списывания. На пути уловок, нечестности, стоит и другой фактор – темп, вихревой, задорный, увлекающий. Ребята только и знают, что бегают к столу учителя. Одни уходят сияющие, другие озадаченные, если задача не получилась, но не бывает ни одного ученика, который бы не включился в общий рабочий водоворот. Отличная оценка выставляется тем, кто решит наибольшее количество задач.

Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. Все интересные задания в них стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Вопросы подаются на листочках с фамилией ученика. Отдельно хочу сказать о консультациях. Консультации индивидуальные. Ребята знают, что с вопросами по первой можно подойти в любое время, но вопросы второй части подают заранее и приходят в назначенное время. Ребята знают, что проконсультироваться можно на любой большой перемене и после уроков, если учитель свободен. Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники почти не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Иногда прошу найти подобные задания в учебнике. Убедившись, что таких заданий нет, ученики осознают значимость, приобретённых материалов для подготовки к экзамену и уже практически не расстаются с ними. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Я отслеживаю уровень обученности каждого ученика в виде диагностической карты. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. За годы преподавания научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 11классе систематически провожу элективный курс «Разнообразие функций». Разработала примерный план подготовки к ЕГЭ по математике и систематизировала тестовый материал, создала подборку текстовых задач по подготовке к промежуточным аттестациям, ЕГЭ. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей села немаловажен.
P. S. После сдачи ЕГЭ выпускники все до единого бегут ко мне в школу, домой и очень долго, перебивая друг друга, с огромным волнением рассказывают, что было на экзамене. И как приятно слышать от детей, что все задания экзамена им были знакомы. А потом долгое ожидание результатов, переживание и, наконец, радость со слезами на глазах – ЕГЭ успешно сдали все. Это самая большая награда учителю.

Мои советы выпускникам при решении заданий ЕГЭ по математике
Задача B1 на ЕГЭ по математике. Проценты и практические вычисления.

Обратите внимание на то, что задача B1 не имеет никакого подвоха и не стоит искать в ней что-то хитрое и провокационное. Однако проценты не всегда по зубам даже выпускнику школы. Причина — низкая частота обращения к теме внутри классических математических заданий учебников алгебры и геометрии. При решении задач типа B1 помните, что при увеличении какого- то значения реальной величины на определенное число процентов удобнее, правильнее и быстрее всего не составлять пропорцию, а умножать начальное значение величины на коэффициент, выражающей это изменение. Делается так: если надо, например, увеличить стоимость билета в кино на 15% с 200 рублей, то лучше сначала увеличить ее в процентах 100%+15%=115% (то есть узнать сколько процентов будет составлять от старой цены новая цена), затем перевести проценты в дробь делением их на сто и, наконец, умножить начальные 200 рублей на полученную дробь, то есть на 1,15 .
Задача B2. Чтение графика функции.

Трудно что-то посоветовать, так как для ее решения необходимо понимать смысл текста задания и уметь «считывать» информацию с графиков разных нематематических функций.
Задача B3. Вычисление площадей фигур на рисунке.

Обращайте внимание границы фигур по отношению к клеткам рисунка. В случае, когда точно найти высоту фигуры или ее сторону невозможно, тогда вычислить ее площадь по формулам не получится. Прикрепите к фигуре лишние части так, чтобы получился прямоугольник, а затем отнимите сумму их площадей (обычно это прямоугольные треугольники).
Задача B4. Простая задача на пересчет.

Здесь главное правильно понять текст условия, не забыть что-нибудь учесть, и не допустить вычислительную ошибку

Задача B5. Простое иррациональное, показательное или логарифмическое уравнение

В логарифмических, иррациональных уравнениях не забывайте об области определения. Делать проверку!
Задача B6.Простая геометрическая задача на решение прямоугольных треугольников.

Обычно она решается максимум в 2 шага:

1) На основе определения данной тригонометрической функции сразу составляется пропорция, из которой сразу находится то, что нужно.

2) Сначала по данной функции (например, по синусу) находится соседняя (косинус), а уже затем составляется пропорция. Возможны несложные манипуляции с градусными мерами удобных углов (30, 45 и 60), с последующим выходом на пропорцию средствами тригонометрии.
Задача B7. Задача на вычисление значения логарифмического , тригонометрического, иррационального выражений.

Обратите внимание на знание формул, свойств. Лучше всего их выучить наизусть.

Задача B8. Задача на вычисление значения производной или на ее простейшее исследование для нахождения экстремумов (или промежутков монотонности).

Обратите внимание на то, что составители ЕГЭ по математике закладывают в это здание одно и тоже свойство tga=k=f ‘(x). Его могут обыграть со всех сторон. В любом случае решение задачи будет идти через угловой коэффициент, искать который можно разным способом: находя тангенс угла наклона, находя значение производной, используя равенство угловых коэффициентов параллельных прямых. Если касательная к графику функции не изображена — ее опишут координатами двух ее точек. Тогда можно или ее изобразить и найти тангенс угла ее наклона через соответствующий прямоугольный треугольник (ступеньку под графиком) или по формуле , где A () и B () — координаты двух ее точек. При задании на исследование функций всегда в первую очередь обращайте внимание на то, что именно изображено на рисунке: функция или производная. Запомните, что на графике производной не нужно принимать во внимание ее экстремумы. От графика производной вам нужны только ее нули и ее знаки. Точка экстремума определяется по левому знаку производной. Если это минус, то перед вами точка минимума, если плюс — точка максимума.
Задача B9. Простая стереометрическая задача.
Задача B10. Задача на определение вероятности события.
Задача B11. Стереометрическая задача.

Здесь, помимо знаний простейших формул объема и площадей поверхности основных тел, нужно понимать, что при увеличении в несколько раз линейных размеров любого тела или фигуры ее элементы площади увеличиваются в квадрат это числа раз, а объем в куб этого числа раз. То есть, например, при увеличении ребра куба в 2 раза, площадь его поверхности увеличится в 4 раза , а объем в 8 раз. И так с любыми его площадями его граней и объемов его частей. При увеличении радиуса основании конуса в 4 раза, площадь его боковой поверхности увеличиться в 25 раз.
Задача B12. Практическая ситуация, приводящая к какому-нибудь уравнению или неравенству. Возможно задача на применение математики в физике.

В этой части ЕГЭ по математике требуется правильно подставить данные условия в указанную формулу и составить уравнение или неравенство. Сама формула может быть нагружена многими переменными, степенями с отрицательным или даже рациональным показателем. Тогда решающее значение имеет наличие у школьника вычислительных навыков.
Задача B13. Текстовая задача на составление уравнения.

Рекомендую решать задачи, совмещая табличный метод и рисунок. Рисунок обычно не несет никакой вычислительной или функциональной нагрузки. Его делают для того, чтобы удержать внимание на задаче и запомнить ее условие.
Задача B14. Нахождение на заданном отрезке наименьшего или наибольшего значения тригонометрической функции.

Здесь нужны навыки вычисления производной и определение ее знаков без построения ее графика. Часто составители ЕГЭ по математике закладывают в B11 производные с постоянными знаками на всем отрезке. Тогда в зависимости от ее монотонности необходимо подставить в функцию только лишь один из концов отрезка.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconТесты по математике, варианты егэ по математике
...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Егэ по математике. Сайт предназначен для подготовки учащихся к экзамену. Имеются: on-line тестирование в форме егэ, конспекты по...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconЦели: Формирование адекватного реалистичного мнения о егэ. Знакомство...
...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconТесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;...
Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconСамостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике
Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconЕгэ по математике
Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconЕгэ по математике
Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconЕгэ по русскому языку и математике
Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconА у нас егэ! Если я не хочу сдавать егэ?
...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconОтличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconСистема подготовки к егэ по литературе
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconКраткое описание ким егэ 2011 года по математике
Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconРеферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ»
Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части а в егэ
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconУрок по теме «Система счисления»
Цель урока: подготовить учащихся к егэ по информатике по теме «Система счисления»
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconПриемы, используемые для подготовки учащихся к егэ по математике
А предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога,...
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе iconВопрос-Ответ
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск