Скачать 74.44 Kb.
|
УДК 510 Разработка и реализация дистанционной обучающей системы для подготовки к ЕГЭ по математике с использованием интеллектуального моделирования Симакина Н.И., Дмитриева А.П. Пермский Государственный гуманитарно-педагогический университет, факультет информатики и экономики, каф. Информатики и вычислительной техники. Россия, 614000, г. Пермь, ул. им. Пушкина, 42. Описана разработка и реализация дистанционной обучающей системы для подготовки к ЕГЭ по математике с использованием интеллектуального моделирования. Система призвана способствовать успешной сдачи ЕГЭ, и может быть использована как на уроках математики в 9-11 классах, так и самостоятельно. Ключевые слова: ЕГЭ по математике, дистанционная обучающая система, интеллектуальное моделирование, тесты по математике, варианты ЕГЭ по математике. © Дмитриева А.П., 2013. 1. Предисловие. Переход к информационному обществу означает радикальные изменения в образовательной системе. Для того чтобы соответствовать современным требованиям образовательный процесс должен стать гибким и высокотехнологичным. Эти характеристики совмещают в себе дистанционные обучающие системы (ДОС). В настоящей работе рассматривается разработка и реализация ДОС для подготовки к ЕГЭ по математике с использованием интеллектуального моделирования. На данный момент в Пермском крае ведется колоссальная работа, направленная на улучшение качества дистанционного образования, на расширение его границ и возможностей. Для того чтобы в сложившихся условиях разрабатываемая система была конкурентно-способной ей необходимо стать для школьников незаменимым помощником в нелегком процессе подготовки к ЕГЭ по математике. Кроме того, Интернет кишит различной информацией о ЕГЭ по математике, но, к сожалению, большинство обучающих систем является лишь библиотекой статичных гипертекстовых учебников, чего явно недостаточного для полноценной и эффективной организации учебного процесса. Для увеличения популярности реализуемой ДОС, необходимо: не прибегать к навязчивой рекламе, в отличие от других интернет-систем, разработать личный кабинет, где ученик сможет увидеть наглядно рост своей успеваемости, или, наоборот спад, максимально приблизить условия тестирования к реальным. 2. Проектирование ДОС. Структура ЕГЭ меняется каждый год, поэтому очень важно, чтобы разрабатываемая система отвечала современным требованиям. Во время изучения предметной области были рассмотрены:
Следующий этап проектирования – составление диаграммы вариантов использования (use case), описывающей взаимоотношения действующих лиц, участвующих в процессе, с системой [1]. Отдельный вариант использования обозначается на диаграмме эллипсом, внутри которого содержится его краткое название. Актер представляет собой любую внешнюю сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее возможности для достижения определенных целей. Графическим обозначением актера является фигурка человечка, под которой указывается имя актера. Диаграмма вариантов использования проектируемой ДОС представлена на рисунке 1. Рис.1. Диаграмма вариантов использования дистанционной обучающей системы для подготовки к ЕГЭ по математике 3. ДОС для подготовки к ЕГЭ по математики. Благодаря детальному изучению предметной области и определению четких требований к системе по средствам диаграммы вариантов использования, система максимально отвечает требованиям современных школьников. Для разрешения разработанной системы в сети Интернет был выбран хостинг hostinger.ru. Hostinger.ru разрушает все стереотипы о бесплатном хостинге, оказывая надежные услуги с качественной технической поддержкой и не прибегая к навязчивой рекламе. Адрес системы в сети Интернет - http://mathege.p.ht. Процедуры входа и регистрации В первую очередь пользователю необходимо пройти процедуру регистрации, которая позволяет ограничить посещение определенных зон ресурса и разделить права доступа. Разработанная процедура сообщает пользователю о невозможности регистрации в случае не заполнения обязательных полей или ввода некорректного адреса электронной почты. Информация о зарегистрированных пользователях хранится в БД. Для прохождения авторизации пользователю необходимо ввести логин и пароль. Пользовательский интерфейс На рисунке 2 представлена главная страница. Приятный и лаконичный дизайн не содержит ярких цветов, не раздражает и не отвлекает внимание пользователя. Рис.2. Главная страница системы Переход в интересующий раздел осуществляется путем выбора пунктов меню: «Часть В»; «Часть С»; «Тесты»; «Личный кабинет»; «Бланки ЕГЭ»; «Вход»; «Регистрация». Раздел «Часть В» На странице содержатся все необходимые сведения о первой части экзамена и каталог заданий (рис.3.). Рис.3. Окно «Часть В» Допустим, пользователя интересует задание В4. Кликом выбрав его из каталога, пользователь попадает на страницу содержащую информацию об особенностях заданий В4 и их прототипы (рис.4.). Рис.4. Окно заданий В4 Ознакомившись с прототипами заданий выбранного вида и их особенностями, пользователь может пройти мини-тест (рис.5.). Мини-тесты Мини-тест состоит из 10 заданий определенного вида, результат сохраняется и отображается в личном кабинете. Мини-тесты предназначены:
Рис.5. Фрагмент мини-теста В4 Раздел «Часть С» Данный раздел устроен аналогично разделу «Часть В» и представлен на рисунке 6. Рис.6. Раздел «Часть С» Раздел «Тесты» На рисунке 7 представлено окно тестирования, составленного по подобию варианта ЕГЭ. Рис.7. Фрагмент тестирования по подобию ЕГЭ Данная процедура тестирования предназначена:
Тест формируется из случайно выбранных заданий соответствующих типов, содержащихся в базе данных, таким образом у нас получается более 15 000 вариантов. При мгновенной проверке теста система показывает количество правильных ответов и номера заданий решенных без ошибок. Каждый вариант пользователь может решать только один раз. Следовательно, не получится улучшить свой результат обманом, решая тот же вариант повторно. На странице установлен таймер, заведенный на 255 минут (продолжительность ЕГЭ по математике). По истечении времени, страница закрывается, а результат автоматически сохраняется. Результаты теста хранятся в БД и отображаются в личном кабинете. Личный кабинет Эта страница позволяет ученикам отслеживать свою успеваемость, а учителям контролировать учебный процесс. В личном кабинете учителя отображается (рис.9.):
Личный кабинет позволит учителю обладать полной информацией о возникших затруднениях ученика в ходе обучения и о месте их возникновения. Рис.9. Личный кабинет учителя В личном кабинете ученика отображается:
На рисунке 10 приведен пример личного кабинета ученика Королева Сергея. Рис.10. Личный Кабинет Королева Сергея Страница «Бланки ЕГЭ» На данной странице пользователь может ознакомиться с правилами оформления решений, сохранить и распечатать бланки, для тренировки заполнения (рис.11.). Рис.11. Страница «Бланки ЕГЭ» 4. Заключение. Элементы интеллектуального моделирования системы позволяют пользователям достигать результатов, которые могли бы быть достигнуты совместно учителем на обычном уроке математики в школе С помощью интеллектуального моделирования реализованы следующие функции. Процедура тестирования максимально приближенная к реальным условиям благодаря соответствию тестов структуре ЕГЭ 2013 и ограниченности во времени. Для каждого пользователя, генерируется уникальный тест. Эта функция позволяет использовать систему непосредственно на уроке математике, обеспечивая каждого ученика индивидуальным заданием. Кроме того, система развивает у пользователей навыки правильного оформления решений. Ведь ответы на задания части В, как и на настоящем экзамене, подвергаются компьютерной обработке. Личный кабинет помогает контролировать процесс подготовки к ЕГЭ по средствам обратной связи, обеспечивая учителя полной информацией о возникших затруднениях ученика в ходе обучения и о месте их возникновения. Разработанную систему можно использовать в любой общеобразовательной школе и эффект о внедрения за год в среднем составит 37 000 руб. Библиографический список 1. Август-Вильгельм Шеер. Моделирование бизнес-процессов.- М: Весть-МетаТехнология, 2010. – 92с. Development and implementation of distance learning system to prepare for the exam in mathematics using predictive modeling Simakina N.I., Dmitrieva A.P. Perm State University of Humanities and Education, Faculty of Computer Science and Economics Russia, 614000, Perm, Pushkin st., 42. Describes the development and implementation of distance learning system to prepare for the exam in mathematics using predictive modeling. The system is designed to facilitate the successful completion of the exam, and can be used both in math in grades 9-11, as well as their own. Keywords: exam in mathematics, remote learning system, an intelligent simulation tests in mathematics, the options exam in mathematics. © Dmitrieva A.P., 2013. |
Тесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;... Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного... | Егэ по математике Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013... | ||
Егэ по математике Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013... | Егэ по русскому языку и математике Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Егэ по математике. Сайт предназначен для подготовки учащихся к экзамену. Имеются: on-line тестирование в форме егэ, конспекты по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Демонстрационные варианты тестов егэ 2012 по математике федерального института педагогических измерений или допущенные фипи | ||
Α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m Эти задачи входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы и включаются... | Тесты по математике ( 4 класс) Предлагаемая программа элективного курса «Текстовые задачи» актуальна в период перехода к новым образовательным стандартам по математике.... | ||
Тесты по математике для 5 класса входные тесты(5 класс) Вариант 1 1часть Пешеход идет со скоростью 7 км/ч. Через сколько часов он преодолеет расстояние в 56 км? | А у нас егэ! Если я не хочу сдавать егэ? ... | ||
Правила вступительного испытания по математике Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность... | Программа вступительного экзамена по математике Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность... | ||
Тесты для подготовки к егэ Эти тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена егэ по истории в 2011 году | Программа дополнительного образования Шарыповой Т. В. Предмет: математике... Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка... | ||
Рабочая учебная программа по математике для учащихся 7 класса (далее... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» | А. Н. Алгебра и начала анализа 10 11 класс 2 Демонстрационные варианты... Сборник нормативных документов. Математика /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М: «Дрофа», 2006), Программы для общеобразовательных... |