Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ





НазваниеОтличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
страница1/5
Дата публикации01.07.2014
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5

Оглавление

Введение ………………………………………………..............................3

  1. Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ.

1.1. Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе………………………………………………………….…6

1.2. Основные направления развития образования на селе………...…14

1.3. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы…………………………………………………………………………….19

2. Особенности применения содержания, форм, средств и методов повышения качества обучения информатике в сельской школе. 

2.1.Информационные технологии в образовательной деятельности учителя информатики сельской малочисленной школы…………….32

2.2. Метод проектов – актуальный метод обучения информатике в малочисленной школе…………………………………………………………...51

2.3 Внеклассная работа в сельской школе с применением компьютерной техники и ИКТ…………………………………………………66

Заключение………………………………………………………………69

Список используемой литературы……………………………………..70

Приложение




Введение


Современное развитие российского общества, характеризующееся укреплением экономического, наукоемкого, информационного потенциала России, сохранение ее природы, здоровья и благосостояния населения, развитие производительных сил немыслимы без обстоятельной общеобразовательной подготовки гражданина на селе.

Согласно статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации сельские школы занимают около 70% от общей численности российских школ [1] и требования к таким школам предъявляются одинаковые, как, например, и к городским школам. В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Поэтому школа нуждается в таких специалистах, ведущей профессиональной характеристикой которых является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения.

В сельской малочисленной школе учитель информатики не может быть просто преподавателем, он должен стать учителем-воспитателем. И главные его усилия должны быть направлены на воспитание личности обучающихся, на формирование у них потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться, быть воспитанным и культурным человеком. Для учителей информатики это имеет особое значение, ибо, по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, универсальностью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы обучающихся, работы систематической. Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой просто невозможно, даже в минимальных размерах. Информатика становится связывающим звеном всех учебных дисциплин в школе.

Несмотря на многочисленные существующие трудности в преподавании информатики в сельской школе и изменений в системе образования, внедрений новых информационных технологий в учебный процесс, учитель должен подобрать оптимальный набор методов, приемов и средств обучения для достижения наибольшего результата своей профессиональной деятельности.

Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (М.М. Поташник, В.А. Сластенин. А.И. Щербаков и др.).

Цель исследования – педагогическое творчество учителя информатики в сельской малочисленной школе. Предмет исследования – особенности работы учителя информатики в сельской школе. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: если подобрать оптимальный набор форм, методов и приемов и внедрить в урок информатики и ИКТ в сельской школе, то это позволит подготовить ученика:

  • умеющего самостоятельно принимать решения, качественно работать с информацией;

  • владеющего навыками моделирования и проектирования;

  • обладающего рядом компетентностей;

  • конкурентноспособного.

Ожидаемые результаты:

  • развитие ряда ключевых компетентностей;

  • повышение познавательного интереса к изучению предмета;

  • повышения качества обучения и успеваемости;

  • развитие творческого потенциала ребенка.

В соответствии с проблемой, предметом, гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе;

  • проанализировать специфику условий труда и деятельности учителя информатики сельской школы;

  • проанализировать новые инновационные методики в образовательной деятельности учителя информатики для повышения качества обучения предмету в сельской школе;

  • рассмотреть применение компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологии во внеклассной работе в сельской школе.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

1 отличительные особенности сельской малочисленной школы
от других типов школ.


    1. Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе.

Для современной сельской малочисленной школы характерны следующие особенности:

  • уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа обучающихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведет к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;

  • принятие сельской школой на себя дополнительных функций - экономической, социальной и моральной защиты детей;

  • усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.

Опираясь на данные статистики сельские школы составляют в целом по стране около 70 %, из них более половины - малочисленные, т.е. те, где в классе в среднем обучаются менее 10 учеников.

Сельская малочисленная школа существенно влияет на развитие большинства населенных пунктов. В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждении находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские образовательные учреждения стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и объединениями фермеров. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села.2

В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность,территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга более существенным.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. Специфика сельского социума проявляется в следующем:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе.Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.

3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

5. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, радио.

6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи.

Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.

7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей.Сельский школьник воспринимает природу как естественную средусобственного обитания. Поэтому для сельских школьников столь важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.3

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка.Сельский образ жизни объективно существует на протяжении уже нескольких веков. В то же время современная социальная ситуация, прежде всего, урбанизация привели к образованию поселений нового типа, который рядом исследователей (в частности, А.А. Андреевым) называется "квазиурбанистическим" и проявляется в активном освоении жителями села городской культуры и соответствующего образа жизни.

В настоящее время в таких селах практически отсутствуют традиционные ремесла и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, который выполняетроль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на егосамооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, в ряде сел практически исчезли традиционные праздники и ритуалы.

Жители села, безусловно, отличаются меньшей возможностью социального роста, чтоприводит к образованию "комплекса городского превосходства". Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованиемвоспитательного потенциаласельского социума. Возможно формирование устойчивыхместных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений междужителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора итрансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой- сама способнаоказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативнореагировать на происходящие вокруг события.

Имеют ряд принципиальных отличий условия образования на селе. Выделяется несколько направлений влияния условий сельского быта и жизненного уклада на организацию учебно-воспитательного процесса на селе:

  • в деревне ниже, чем в городе, средняя квалификация работников, труд на селе во многом зависит от погодно-климатических условий, отличается неравномерностью трудовой занятости;

  • школьники даже младших классов весной и осенью отвлекаются от учебы для работы на приусадебных участках школы и полях, что ведет к неравномерности учебного процесса;

  • в селе существует иное, чем в городе, соотношение между физическим и умственным трудом, что снижает значимость умственного труда в глазах ребенка;

  • слаба трудовая мобильность, труд в домашнем секторе отличается неотложностью и трудоемкостью;

  • дети во многих, особенно работящих семьях ежедневно тратят на домашний труд по нескольку часов, что в конечном итоге приводит к снижению их возможностей в обучении;

  • дети очень рано включаются в трудовую жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий;

  • с одной стороны, подобное положение дел на селе ведет к положительным результатам - высокой работоспособности сельских жителей, добросовестности, исполнительности, с другой - к ограничению возможностей сельских школьников для получения образования.

Большая загруженность и детей, и взрослых бытовым трудом приводит к двум результатам:

  • мало времени остается на культурный досуг, образование и самообразование;

  • дети, не видя вокруг себя высоких уровней жизненных стандартов, не стремятся к их достижению.

Исследования показывают, что дети и родители предъявляют заниженные требования к образованию, некоторые не видят необходимости изучения ряда предметов, таких, как музыка, математика, изо, информатика, иностранный язык, астрономия, получения среднего образования вообще.

Задача школы в этих условиях- помочь детям освоить иные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для обучения.

Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности обучающихся. Все эти факторысущественно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а следовательно, отражаются на содержании и организации педагогического процесса.

Организация педагогической работы всельской малочисленнойшколе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как обучающиеся (в отличие от городскихсверстников) ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, не только целенаправленно регулировать воспитательный процесс в школе, но и привлекать обучающихся к активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой родине и ответственности за нее.

Низкий уровень социально-психологической помощи и поддержкиобучающихся в связи сотсутствием в большинстве школ социально-психологической службы и большойзагруженностью учителей не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении обучающихся.

На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системыотражается ее малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактовмежду педагогами и обучающимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность обучающихся и учителей. В маленькойсельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, обучающимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных идоверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении рядапедагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности ребенка. Взаимодействие педагогов и обучающихсяотличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, свойственны камерность, меньшая заорганизованность.

В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

Мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских, ниже успеваемость, качество образования. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:

  • отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе обучающихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

  • трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации вследствие бедности общения и взаимодействия детей с окружающим миром;

  • психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;

  • ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;

  • однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Перед педагогами встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.

Естественно, что условия сельского социума, особенности организации педагогического процесса сельской малочисленной школы не могут не отразиться на формировании социально значимых качеств личности сельского ученика, его социальном развитии и становлении.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной малокомплектной школе
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы являлся рост качества образования через повышение информационной культуры и активное использование информа-ционных...
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconТест для спец экзамена по специальности "Стоматология" #Сроки прорезывания...
Основные отличительные особенности композиционных материалов от других полимеров
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconУроках математики в малочисленной сельской школе с наполняемостью классов 2 человека по темам
В конспектах уроков использованы элементы развивающего обучения, разновозрастное обучение, коллективные виды работ (работа в парах,...
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПечатный орган малочисленной муниципальной Креневской средней общеобразовательной школы
Печатный орган малочисленной муниципальной Креневской средней общеобразовательной школы №22 2010 г
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности уроков в начальных классах сельской малокомплектной школы (из опыта работы)
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Значение олимпиад, кружков, летних школ и других видов дополнительного образования
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы...
В средней школе с. Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности»...
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconРабочая программа по технологии для неделимых 5-8классов сельской...
«Технология. Технический труд»,«Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа...
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconУрок по творчеству И. А. Бунина (11 класс) Магия словесной живописи,...
Задачи урока: выделить и осмыслить отличительные особенности стиля И. А. Бунина, нераздельность его стихов и прозы. На высоком примере...
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПрограмма развития школы
Создание и реализация модели сельской школы социализации, обеспечивающей подготовку адекватного
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconШколы
Цель: Создание единого образовательного пространства для развития личности ребенка в условиях сельской школы
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПрограмма работы классного руководителя с коллективом класса «Ступени личностного роста»
Направленность программы, ее новизна, актуальность, отличительные особенности, педагогическая целесообразность … 3
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: продолжить знакомство с видами спп; выявить особенности спп с придаточными времени; научить отличать придаточные времени от...
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ iconРеферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального общения старшеклассников»
Исследование на тему «Отношение учащихся нашей школы к представителям других национальностей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск