Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер77.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнила учитель истории

МОУ Селезеневской основной

общеобразовательной школы

п. Лопаты Макарьевского района

Костромской области

ГОЛУШКОВА С. В.

п. Лопаты

2010

ПЛАН

  1. Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной малокомплектной школе.

  2. Организация занятий в разновозрастных группах.

а)

б)

в)

  1. Описание опыта.

  2. Приложения.


Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной малокомплектной школе.

Большая часть российских школ – сельские. Из них – около половины –малочисленные школы. Сегодняшней действительностью является еще и то, что эти школы становятся малокомплектными. Происходит объединение классов не только в начальном звене, но и в основной школе. Наша школа работает в таких условиях с 2009-2010 учебного года, когда были «спарены» 1-4, 5-6, 8-9 классы. В новом 2010-2011 учебном году объединены в один класс-комплект 5-6, 7-8 классы.

Организация учебного процесса в таких условиях имеет ряд отличительных особенностей.

В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга – более существенным.

Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и создает определенные проблемы для учителя и ребенка. Представить урок истории, где присутствуют от 2 до 5 человек, городскому учителю весьма сложно. Но предположение возникает одно и то же: что ж не работать в таком классе, где можно организовать индивидуальную работу с каждым учеником. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни ребенка, отношений в семье позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности.

Для таких уроков свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются вопросы дисциплины. Взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью. В таких условиях учебные успехи детей, как правило, выше, чем у городских школьников.

Однако, опыт работы в малочисленных классах показывает, что мотивационные установки на получение новых знаний у сельских детей ниже. Это, по-моему, объясняется рядом причин-проблем, существующих в сельской малочисленной школе:

  • Отсутствие соревновательности на уроке и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения своих реальных успехов в учебной деятельности;

  • Ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;

  • Психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителя на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;

  • Ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;

  • Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими классами, то есть с разновозрастной группой детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия возможно объединение, как показывает опыт, от двух классов и более.

Такие уроки могут стать ярким событием для учащихся, так как будут нетрадиционными, интересными. Но, другое дело, когда классы объединяются на каждый урок в течении всего учебного года. (Как это происходит у нас) Тогда у учителя возникает ряд проблем.

Попробую их обозначить. Казалось бы, объединение решает проблему малочисленности, отсутствия соревновательности, психологической защищенности. Но… Возникают новые многочисленные вопросы, трудности.

Во-первых, учитель не готов работать одновременно с несколькими классами (его просто этому не учили).

Во-вторых, отсутствует учебно-методическая литература по многим предметам для организаций занятий в классах-комплектах.

В-третьих, учитель должен овладеть новыми эффективными технологиями для работы в таких условиях, а для этого потребуется определенное время.

Моя работа посвящена решению данных проблем и обобщению, пусть еще не большого, опыта работы в объединенных классах-комплектах. Я попробую ответить на вопрос: «Решает ли использование технологии обучения в разновозрастных группах проблемы «спаренности» классов или нет?»

Технология разновозрастного обучения.

Под разновозрастным обучением понимается организация совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

Каковы функции разновозрастного обучения?1

Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей вм классе, где обучается несколько человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности при организации учебного процесса.

Анкетирование учащихся показало, что школьникам нравятся разновозрастные занятия по русскому языку, географии, истории, обществознанию, ИЗО, трудовому обучению, физической культуре. Как отметили ребята, такие занятия проходят интереснее, на них легче работается, больше самостоятельности, ответственности у самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других классов.

Во-вторых. Разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как помощника педагога при организации работы младших детей. На разновозрастном занятии (РВЗ) разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На РВЗ старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы.

Важнейшая педагогическая функция РВЗ – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались __________________________________________________________________

1 – Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы. Из опыта работы учителей/Под ред. Л.В.Байбородовой, А.В.Матвеева. Ярославль, 2003, с. 7-9

бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На РВЗ у старших стимулируются проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.

Все это становится наиболее значимым в условиях сельской малочисленной школы с низкой наполняемостью классов.

На первоначальном этапе работы по технологии разновозрастного обучения у меня возникало много вопросов:

- По каким предметам целесообразно проводить РВЗ? Целесообразно ли проведение таких занятий по истории, обществознанию?

- Какие классы лучше объединять?

- Сколько классов могут одновременно обучаться?

- Как часто проводить занятия в разновозрастных группах?

- Как оценивать эффективность разновозрастного занятия?

Я для себя нашла ответы на эти вопросы, раскрою их в практической части реферата. А так, в каждом конкретном случае учитель может найти свой самостаятельный и в то же время правильный ответ на эти вопросы, если будет руководствоваться не только общедидактическими принципами, но и рядом специальных принципов построения РВЗ.

  1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста. В зависимости от содержания учебного материала РВЗ могут быть однотемные и разнотемные.

Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, процессов, закономерностей, понятий. Например, однотемными будут РВЗ по истории России в 6-7 классах «Борьба за балтийское побережье. А. Невский. Петр I.», в 7-8 классах «Русско-турецкие войны», урок в 5-6 классах по истории Древнего мира и Средних веков «Древний и Средневековый Китай», «Древняя и Средневековая Индия» и др.

Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программа не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся. В частности, такими занятиями могут быть:

- проведение практических работ;

- повтроение материала;

- конференции;

- экскурсии;

- занятия по занимательной истории и обществознанию;

- занятия дополнительного чтения исторической литературы;

- итоговые занятия (контрольные работы, занятия-зачеты и т.п.)

2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам (а иногда, наоборот, младшим) ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение допрофессионального опыта педагогической деятельности.

3. Принцип взаимообучения, т.е. овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. Реализация принципов педагогизации учебной деятельности и взаимообучения обеспечивает формирование субъективной позиции учащихся, рефлексивного отношения к учебной деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск