Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 115.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.02.2014
Размер115.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы

«Я твердо верю в будущность этой бедной, темной, едва возникающей сельской школы.»

Рачинский С.А.




Духовное возрождение России побуждает нас к осмыслению педагогического наследия прошлого. В истории отечественной педагогики особое место занимает имя Сергея Александровича Рачинского. Профессор Московского университета, член-корреспондент Российской академии наук, ботаник и математик, талантливый журналист, писатель и общественный деятель, он многие годы трудился в сельской школе.

Педагог и просветитель С. А. Рачинский обучил грамоте несколько поколений крестьян, подготовил для работы в сельских школах более 60 учителей. Он создал оригинальный тип народной сельской школы, основанный на семейных и национальных традициях русского народа. Особенно нам близко убеждение С. А. Рачинского в том, что сельская школа наряду с обучением детей должна активно заниматься их воспитанием.

Сергей Александрович Рачинский родился 2 (15) мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). Окончил Московский университет.

В 1866 году, тридцати трёх лет от роду, С.А. Рачинский защитил докторскую диссертацию и сделался ординарным профессором Московского университета. В 1872 г. на пике своей научной карьеры Сергей Александрович неожиданно покидает Московский университет и окончательно переезжает в свое поместье Татаево.

В Татеве была сельская школа самого обыкновенного типа. Сергей Александрович зашёл раз туда случайно, попал на урок арифметики, показавшийся ему необыкновенно скучным, попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, - и этим определилась вся его дальнейшая судьба.

Сергеем Александровичем за свои деньги было построено прекрасное школьное здание, и сам он переселился в него, сделавшись сельским учителем.

В школе Рачинского все было необычно: уроки родной природы, работа на школьном огороде или пасеке, разведение цветов, столярное и переплетное мастерство. Все свои средства он тратил на школу. Неотлучно находясь в ней, Сергей Александрович изучал каждого ученика, его способности, характер, темперамент. С особым вниманием относился к одаренным детям и старался создавать все условия для развития их таланта.

Татевская школа обучала не только грамматике и арифметике, но давала практические навыки, необходимые для ведения деревенского хозяйства. Особую заботу Сергей Александрович проявлял к одаренным детям. Он отбирал самых талантливых учеников для продолжения обучения в учительских семинариях, в художественных училищах, сам оплачивал их учебу…


На этой картине Н.П. Богданов-Бельский "Устный счет" изображен урок математики в татевской школе: художник сам был учеником Рачинского. Очень хорошо полотно передает тот творческий дух, что царил на этих занятиях: увлеченные вычислениями ученики свободно толпятся возле доски, учитель смотрит на них веселыми дружелюбны-ми глазами: это не просто класс - это собрание друзей, единомышленников, захва-ченных общим делом. Рачинский учил детей решать задачи, оставляя каждому полную свободу творчества.

Дети любили Сергея Александровича за самоотверженность и преданность делу, за то, что в каждом из них он видел человека. Многие ученики Сергея Александровича закончили педагогические училища, семинарии и стали народными учителями, продолжая сеять «разумное, доброе, вечное». А он до конца жизни учил детей, окруженный их искренней любовью и вниманием.

«Количество дремлющих сил, таящихся в нашем народе, — писал в сборнике педагогических статей «Сельская школа» Сергей Александрович, — громадно, и о нем пока может составить себе приблизительное понятие лишь внимательный сельский учитель». Как понятны и актуальны его слова. Да, именно учитель с тонкой и светлой душой, учитель, верящий в ребенка, открывает перед ним дорогу в яркий и сложный мир познания и самоопределения.

Всего под покровительством Рачинского к концу его жизни находилось 12 народных школ.
Земская школа
Земствами назывались органы местного самоуправления, возникшие по Положению царского правительства о земских учреждениях от 1 января 1864 года. Государственная власть не помогала земским учреждениям, в том числе и школам. Земства могли содержать школу за свой счет, но не имели права составить программу обучения, контролировать и направлять процесс обучения и воспитания детей.

Школы в сельской местности имелись, но количество их было столь незначительно, что население оставалось почти поголовно неграмотным. Наиболее распространены были так называемые школы грамоты и церковноприходские школы, где срок обучения длился 1-2 года. Учительствовали в них священники, но чаще — дьячки местной церкви. Ни учебников, ни специальных помещений для занятий не было. Подобные школы, которые существовали к тому же далеко не везде, не могли повысить общую грамотность народа, а необходимость просвещения крестьян в 60-х годах стала очевидна.


Первые земские школы приходилось создавать в тяжелых условиях. До учреждения земства не только в волости, но даже в уезде, случалось, не было ни одной школы. Не было и учебных заведений для подготовки преподавателей. В наиболее передовых земствах начать обучение крестьянских детей было решено именно с создания учительских кадров. Так, помещик Кашинского уезда Тверской губернии П. П. Максимович в 1867 году предложил земскому собранию открыть училище для подготовки «первоначальных учительниц» из крестьянских девушек. Пока земство обсуждало и решало вопрос, он сам на свои средства организовал в Твери учительскую женскую школу с трехгодичным курсом. Затем школа стала содержаться на средства земства.

Подобная картина наблюдалась и в других губерниях: появлялись учительские школы и учительские семинарии, а наряду с ними в городских и уездных училищах — педагогические классы. В итоге к 1880 году число народных учителей, имевших специальную подготовку, достигло почти 20 тысяч человек.

Сельские школы 60—80-х годов ютились в самых неподходящих помещениях. Вот выразительное свидетельство одного из учителей Саратовской губернии: «При училище нет прихожей, где дети могли бы оставлять свою одежду, поэтому ее складывают в самом классе. Во время занятий воздух в нем наполняется испарениями от дыхания и полушубков. За отсутствием вентиляции всем приходится дышать этим убийственным воздухом, от которого у меня часто делается головокружение».

Тут же находилась и комната, в которой жил учитель. «Жилье мое, — продолжает тот же рассказчик, — состоит из одной небольшой комнатки. Рамы на окнах ветхи и без запоров... К стенам они прилегают неплотно. Пол настлан скверно, потолок еще хуже. Русская печь занимает четверть комнатки, но закрывается плохо... Вследствие такого устройства моей пришкольной квартиры холодный воздух имеет в нее свободный доступ, а теплый не менее свободно уходит из нее чрез все щели. От этого в квартире так холодно, что никакая топка не помогает. Из-под пола несет, как из ледника... Целую зиму приходится трястись как осиновому листу».

Жалованье учителя было так невелико, что позволяло только кое-как сводить концы с концами, питаясь овощами и солониной.

Один учитель да иногда сторож составляли обычно весь штат сельской земской школы. Вторым преподавателем был местный священник, учивший детей «закону божьему», но он был лицом привилегированным и к быту школы никакого отношения не имел.

«Нужно быть слишком фанатически преданным святой идее народного просвещения, — писала одна провинциальная газета, — нужно обладать громадной стойкостью характера, чрезвычайно крепкой физической организацией, чтобы не повернуть с полпути, не бежать вон из деревни и школы, а довести дело до конца». Стойкостью характера (да и физическим здоровьем) обладали далеко не все молодые люди, а тем более девушки, которые ехали работать в деревню. В дополнение ко всем трудностям быта и работы их весьма неприветливо, а порой и прямо враждебно встречали местные заправилы.

Учителя в большинстве своем любили ребятишек, любили свой труд, а там, где есть любовь к своей работе, преданность своему делу, многие трудности преодолимы.

Именно любовь к избранному пути, преданность делу просвещения народа, честность, добросовестность, трудолюбие — все эти качества, свойственные многим и многим сеятелям знаний, помогли земской школе устоять и развиться.

Первоначально земские школы состояли из одного-двух классов. Срок обучения в них чаще всего не превышал двух лет. Школа давала только элементарные основы знаний. Мальчик или изредка девочка примерно до 12 лет проходили весь несложный курс обучения. Они учились писать, читать, считать, у них пробуждался интерес к знаниям. К концу 70-х годов во многих местах стали появляться школы со сроком обучения от трех до пяти лет. Наряду с грамматикой и арифметикой дети получали основы знаний по истории, географии, естествознанию. При некоторых школах создавались опытные участки, работая на которых дети получали определенные представления об агрономии.

Вот что рассказывал о своих занятиях с детьми учитель Черниговской губернии С. С. Топчаевский. В письме к товарищу он писал, что ознакомил уже старших учеников с устройством человеческого тела, кровообращением, пищеварением. «Я часто читаю им доступные рассказы. Статьи для чтения выбираю преимущественно по естественной истории и сельскому хозяйству. И дело идет на лад. Ознакомлены у меня также дети и с биографиями: Шевченко, Кольцова, Никитина, Ломоносова, Кулибина и др.».

Подросток, окончивший полный курс земской школы, мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение.

К 90-м годам XIX века в земских школах было обучено грамоте немало крестьянских детей.

Династия Раменских

Лета 1763 года приде в село Мологино учитель Алексей Раменский нареченный из Москвы-града и да помнят почал он творити дела и школу для народы и жизни своей пятидесяти лет сему делу положивши.

Радуйся обучивый многих селян наших. Да благославит тя бог.

Первая запись в семейной хронике учителей Раменских.
Основоположником династии Раменских считается Андриан Раменский, выходец из болгар, получивший образование в Греции. Именно он в 1449 году «Зажег светильник грамоты на Москве-граде, в школярне своей, что у Никитских ворот».

Дело его продолжили многочисленные потомки, один из которых Алексий Раменский - первый учитель Мологинской «цифирной» народной школы, отдавший ей 54 года своей жизни. В 1763 году мологинский помещик пригласил одного из Раменских в домашние учителя к своим детям. Алексий, схоронивший недавно родителей, переехал из Москвы в тверские края и остался здесь, найдя дело своей жизни.

Алексий Раменский был высокообразованным, передовым человеком своего времени. Он учился вместе с Александром Радищевым – автором книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

В 1801 году при встрече в Санкт-Петербурге Радищев подарил Алексею Раменскому книгу «приятное препровождение времени» с надписью «Товарищу юности моей. Посвяти себя делу своему». А через год – в 1802 году он прислал ему своё предсмертное письмо.

Его сменил старший сын Алексей Алексиевич Раменский.
Сия запись июля 30 дня 1817 лета. Я сын алексий Раменский по соизволению начальствующих меня переведен был в школу с.Мологино, что Старицского уезда, в тую же должность отца моего учителя Алексея Раменского, оставившего должность в день Святой Троицы.

К сему руку приложил Алексий Раменский. 1827г.

Вторая запись в семейной хронике учителей Раменских.

Раменский-сын – иной учитель, нежели был его отец, именно потому, что его отец был учителем. Он рос в доме, где была библиотека, и где хранился драгоценный экземпляр радищевского «Путешествие из Петербурга в Москву»

Алексей Раменский был знаком с Н.М.Карамзиным и собрал для него много материалов по истории Тверского края, которые были необходимы Карамзину в период работы над «Историей государства Российского».

Рядовой по должности Алексей Раменский был незаурядным человеком, известным далеко за околицей своего села. Не случайно, когда Пушкин приезжал в гости к тверским друзьям, ему рассказали о замечательном учителе, и они встретились, и учитель был так интересен поэту, что они вели долгие беседы.

По кончине батюшки моего учителя села Мологино Алексия Раменского определен я, сын его, Пахомий, на тую же должность и стоял в оной должности учителем села Мологино в церковноприходской школе с лета 1834 по 1869 год мая 17 дня. И оставил оную должность по слабости телесной.

Третья запись в семейной хронике учителей Раменских.
В ученых книгах пишется, что учитель должен быть примерным да строгим, внимательным да прилежным и так далее. Но из всех школьных учителей в памяти учеников остается какой-нибудь чудак, который вечно недоволен начальством и который не столько уроки рассказывал, сколько истории из своей жизни. Таким и был Пахом – живой, земной, грешный человек, понятный детям. И природная всем Раменским любовь к литературе у Пахома обернулась по-своему, по-новому. Интересовали его не старинные предания, а сегодняшняя литература.

У Пахома Раменского в семье было 18 детей, но выросли только шесть. Семья находилась в затруднительном материальном положении, и ему приходилось обязанности учителя совмещать с обязанностями заштатного пономаря в церкви. В начале 70-х годов он прекратил работу в школе по болезни.

Работу в Мологинской школе продолжил его сын Николай Пахомович Раменский.

Состоял учителем мологинской земской школы с 1869 года сентября 10 дня по 1816 год июня 26 дня и вышел на пенсию, прослужив на ниве народного просвещения сорок семь лет. Наколай Раменский. 28 июня 1916 года. Село Мологино Ржевского уезда Тверской губернии.

Четвертая запись в семейной хронике учителей Раменских.
Николай Раменский из-за значительной потери слуха после революции занимался на дому со взрослыми – участвовал в ликвидации неграмотности. За свою педагогическую деятельность в 1889 году награждён серебряной медалью.

В 1895 году организовал в Мологино строительство новой школы.

Сестра Николая Пахомовича Анна Пахомовна Разумихина (Раменская) жила в Ржеве и обучала бедных детей и сирот грамотности у себя на дому, проработала, таким образом 33 года бесплатно.

В семье Николая Пахомовича Раменского было шестеро детей. Два сына Аркадий и Сергей, и четыре дочери Людмила, Антонина, Нина, и Ольга. Все они стали учителями.

Старший брат Николая Пахомовича - Алексей Пахомович Раменский преподавал в Симбирской гимназии, работал вместе с Ильёй Николаевичем Ульяновым.

Многие годы работал директором народных училищ в Пермской губернии.

Октябрьская революция положила начало строительству новой системы образования. Молодое советское государство с первых дней проявляло заботу об образовании народа. Продолжали свою работу в школах района и представители славной династии учителей Раменских.

Сначала в Мологино, а потом в Ржеве учительствовали Нина Николаевна Смолькова (Раменская) с мужем Николаем Яковлевичем

Многие годы своей жизни посвятили учительской работе Аркадий Николаевич Раменский и его сестры – Людмила Николаевна Воробьёва (Раменская), Антонина Николаевна Алексеева (Раменская), Ольга Николаевна Сенатская (Раменская).
Я, Раменский Аркадий Николаевич, сын учителя с.Мологино, Ржевского уезда Тверской губернии, начал учительствовать с 1910 года. Работал зав.школой с.березки, зав. Школой № 5 города Бологое, учителем Мологинской с.ш., учителем Зареченской НСШ, Вышневолоцкого р-на, Калининской области, и вышел на пенсию в 1952 году, проработав на педагогической работе сорок два года.

Последняя запись в семейной

хронике учителей Раменских

Антонина Николаевна Алексеева работала учителем Борисовской начальной школы Итомлинского сельского совета. Эстафету учительского труда от неё приняла их дочь Людмила Васильевна Виноградова (Алексеева), работавшая в начальных классах Борисовской и Итомлинской начальных школ. (ныне проживает в д. Итомля)
Сын Аркадия Николаевича – Антонин Аркадьевич Раменский в 20-е годы был комсомольским вожаком, получил педагогическое образование, но по состоянию здоровья в школе работать не смог. Много сил и энергии и знаний уделил он поиску и систематизированию материалов об учительской династии Раменских. В этом ему помогала жена Клавдия Ивановна.
Так представители 16 поколений Раменских посвятили всю свою жизнь подвижническому труду сельского учителя.

Сегодня известны 218 потомков знаменитой династии. В Тверской области, пожалуй, нет ни одного учителя, который бы не знал, не учился, не работал с кем-то из семьи Раменских.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск