Скачать 249.34 Kb.
|
Уржумская основная общеобразовательная школа «Формированию орфографических умений и навыков на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе» ( Из опыта работы учительницы русского языка Смирновой Надежды Эксановны) 2007 год «Работа по формированию орфографических умений и навыков у учащихся на уроках русского языка» когда речь идёт об орфографии, обычно говорят о навыках: письменная речь (письмо), как и устная, предполагает высокий уровень автоматизации определённых компонентов речевой деятельности в её устной и письменной форме. Задача формирования орфографической грамотности учащихся средних классов остаётся одной из главных. Успешное протекание процесса обучения орфографии зависит от его целенаправленности. Смысл опыта по формированию у учащихся орфографических умений и навыков заключается в комплексном подходе к этой проблеме, системности работы, которая складывается из различных этапов, факторов. 1 этап. Формирование у учащихся понятие «орфограмма». Важнейшим понятием, определяющим сознательное усвоение учащимися норм правописания, является понятие «орфограмма». Главными орфографическими умениями , обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и квалифицировать их ( определять, что это за орфограмма). Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографическое правила, редко прибегают к их помощи. Причина заключается в том, что у ученика не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку, он не видит орфограммы ( фактов письма,Ю когда без ущерба для произношения возможно как верное , так и неверное написание). Не замечая орфограмм, ученик часто пишет с ошибками, не подозревая этого, не испытывая ни сомнений, ни потребности в орфографическом правиле. Именно способность реагировать на орфограммы отличает грамотного человека от неграмотного: первый всегда знает, когда он не уверен, как пишется слово, и с помощью словаря или иным путём разрешает свои сомнения; малограмотный же человек пишет с ошибками, не замечая этого и не сомневаясь в правильности своего письма. Умение замечать при письме орфограммы ( написания, определяемые правилами орфографии) является изначальным умением , мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Понятие об орфограмме позволяет выделить орфографические явления из сферы письма как такие, которые требуют знания специальных правил, предписывающих определённое, единственно правильное написание из объективно имеющихся графических написаний. Чтобы орфографическую зоркость у учеников развить предельно быстро ввожу понятие об орфограмме на первых уроках в 5 классе, опираясь на знания учащихся, полученные в начальной школе. На первых уроках по теме «Состав слова», подбирая однокоренные слова (ходить, заходить, заход),обращаю внимание учащихся на разницу в произношении корней и их написании. Это первый этап, на котором уч-ся, не зная понятия «орфограмма», учатся находить разницу в написании и произношении слов. На этом этапе провожу работу над тем, чтобы учащиеся могли быстро определить в слове «ошибкоопасные» места. Учащиеся получают следующие задания: Выписать слова, в которых есть орфограмма, подчёркивая её Леса, дом, травушка, дорога, тропинка, доярка, школа, погода, лисонька, снега, берег, слова, стена, слой. Подсчитайте, сколько орфограмм в словах: Подсолнух, подснежник, шиповник, гладиолус Такая работа проводится в течение нескольких уроков до тех пор, пока учащиеся смогут безошибочно находить «ошибкоопасные» места в словах. Для этого использую разнообразный материал для упражнений: односложные слова, коротенькие тексты (отрывки из сказок, стихотворений, хорошо знакомых детям), в которых есть слова, имеющие «прозрачность» орфограмм, отсутствуют пропуски букв (выделяю лишь отдельные слова для анализа). (выделяю лишь отдельные слова для анализа). Например: Выписать из текста слова, в которых есть орфограмма, подчёркивая её 1) Зима недаром злится Прошла её пора, Весна в окно стучится И гонит со двора. 2) Бывают в жизни чудеса Ужа ужалила оса. Она ужалила в живот Ужу ужасно больно Вот. А доктор Ёж сказал Ужу: «Я ничего не нахожу, Но всё же думается мне , Вам лучше ползать на спине, Пока живот не заживёт. Вот» 3) А если б, как медведь, Я мохом весь оброс, Не стал бы я смотреть На холод и мороз. Понятие «орфограмма» отрабатываю прежде всего в плане его практического освоения. Мой опыт обучения неизменно показывает, что понятие об орфограмме формируется более успешно, если опираться не только на интуицию учащихся, но и на необходимые знания учащимися правил русской орфографии и опознавательных признаков орфограммы. Для этого у учащихся вырабатываю навык нахождения опознавательных признаков орфограмм различных типов. Предлагаю такие задания: Найти опознавательные признаки орфограмм в словах: 1) река', в лодке, трава, земля (безударность гласной) 2) хлеб, тулуп, дуб (конец слова) 3) чаща, чёрный, панцырь (положение гласной после шипящей) Для выработки умения находить опознавательные признаки разных типов орфограмм в процессе письма и на слух использую специальные орфографические упражнения, такие как:
Поиск опознавательных признаков орфограмм разного типа учащиеся ведут при выполнении любого из предложенных мною видов упражнений с заданиями типа:
для закрепления и совершенствования этого умения использую следующие задания: Сгруппировать слова с данным типом орфограмм по опознавательным признакам: земля, небесный, поздний, запах, ненастный, снежок, зима, дуб, сугроб, зелёный. Распределить данные слова по колонкам таблицы:
-Эту же таблицу заполнить примерами, взятыми из текста упражнения-Эту же таблицу заполнить своими примерами 2 этап Работа над осознанием орфографического правила. Усвоение орфографического правила - процесс сложный и многоступенчатый. Одна из причин невысокой грамотности – отсутствие на уроке всестороннего анализа правила, разнообразных приёмов его разбора. Для этого работу над правилом организую в несколько этапов:
Такой интерес проявляется тогда, когда правилу предшествует занимательный рассказ, сказка, так или иначе связанные с изучением новой орфограммы. ( Приложение №4) Например, при изучении орфограммы «Буквы е - и в корнях с чередованием» использую стихотворное правило: Если есть за корнем а, В корне и пиши всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытер? Вытирай!
анализируя правила, вскрывая их механизм, сопровождаю их алгоритмами, схемами ( Приложение №2). Со временем (уже к концу 5 класса) мои ученики начинают сами их составлять. Эта работа вызывает высокую активность учащихся, развивает чёткость мышления вот пример такого алгоритма по теме: «Правописание безударных гласных в корне.», «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи». Алгоритм. Проверь, находится ли гласный под ударением Да нет Пиши тот гласный, измени слово так, который слышится чтобы безударный гласный оказался под ударением можно изменить нельзя изменить пиши в безударном слоге обратись ту же букву, что и в ударномслоге к словарю Алгоритм. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Определить, употребляется ли слово без не Да нет Определить, возможна ли пиши раздельно замена синонимом без не Да нет Пиши слитно определи, имеется ли (или подразумевается) противопоставление да нет пиши раздельно определи, есть ли зависимое слово да нет пиши раздельно пиши слитно
3 этап Закрепление орфографического правила. Закрепление орфографического правила, механизм его отработки провожу через различные формы и методы работы на уроке: словарные диктанты, объяснительные, выборочные, творческие диктанты. Особенно эффективным считаю диктанты «Проверь себя» и объяснительный. Систематически практикую орфографический разбор ( Приложение №1). Большую роль играет ежедневная работа над ошибками. Веду дневник ошибок учащихся, где фиксирую ошибки каждого ученика класса. Это помогает продуктивно организовывать индивидуальную работу детей на уроке. Важнейшую роль в формировании орфографической зоркости играет работа над ошибками. Моя система сложилась около 10 лет назад и, по мнению коллег, оправдала себя. Работа строится в три этапа. 1 этап анализ ошибок в тетради, где они допущены. Орфографические ошибки разбираются в таблице. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово (с графическими выделениями) и три примера на эту орфограмму. выглядит эта таблица в тетради ученика, у которого одна орфографическая ошибка в диктанте: II этап - работа с орфографическим дневником. Это специальная тетрадь, где фиксируются все слова, в которых были допущены ошибки в течение учебного года. В этом индивидуальном дневнике указывается дата, вид работы, слова с графическим обозначением орфограммы. III этап - это контрольный. В конце четверти организуется зачет по работе над ошибками. Учащиеся диктуют по 20-25 слов из орфографического дневника. Оценка за них ставится с учетом правильности записи и графического обозначения, полноты отражения ошибок. Такая система работы над ошибками при условии заинтересованности учеников и в сочетании с другими формами повышает грамотность учащихся. Нелегко даются такие результаты. За ними и кропотливая добросовестная работа учащихся,и учителя и помощь родителей Одним из приёмов формирования грамотного письма является запоминание. С первого же урока в 5-м классе начинаю систематизированную работу. Вот как она проводится (на материале упражнения № 12 из учебника 5-го класса, где помещён следующий текст): Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К. Г. Паустовский). Работа над ним состоит из следующих этапов: 1. Ответы на вопросы: Сколько предложений в этом тексте? О чём в нём говорится? Кому принадлежит это высказывание? Постарайтесь запомнить эти слова на всю жизнь. Приготовьтесь читать текст выразительно и писать его под диктовку. 2. Знакомство с памяткой « Как готовиться к диктантам по учебнику». 3. Запоминание текста (читаем слова так, как они написаны, а не как их нужно произносить ) - 2-3 минуты. 4. Устная проверка запоминания текста (ребята, сидящие за одной партой, спрашивают друг друга, как пишется то или иное слово ). 5. Написание текста под диктовку. 6. Взаимопроверка написанного диктанта. 7. Учитель собирает тетради после урока, проверяет эти диктанты, исправляет допущенные ошибки и выставляет оценки в журнал. На каждый урок надо находить материал для запоминания. Это могут быть крылатые слова, афоризмы, фразеологические обороты, варианты этикетных обращений, тексты, стихотворения, загадки, пословицы. Можно предложить ребятам текст с пропущенными буквами. Задание: вместе вставить пропущенные буквы в слова и хором объяснить, почему такой вариант правильный; потом соседи спрашивают друг у друга написание слов, в которых сомневаются, и выполняют это упражнение уже самостоятельно. При взаимопроверке учитель медленно читает текст Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании знаний по грамматике, на умении школьников осуществлять само и взаимоконтроль. Эти сложные для учащихся задачи можно решать в процессе первоначального изучения орфографического материала и при его повторении. Повторение дает возможность не только воспроизводить ранее изученный материал, но и совершенствовать приемы умственной работы (опознавание, дифференциация смешиваемых написаний и т. п.). При организации повторения важно иметь в виду, что за время, отведенное на изучение того или иного орфографического материала, не все учащиеся приобретают прочные орфографические навыки. Как показывает опыт, учитель, боясь отстать от программы, не уделяет необходимого внимания отработке сложных орфографических правил, соответственно и не дифференцирует охватываемый данными правилами лексический материал по степени трудности его усвоения. Это обстоятельство порождает следующую проблему: несмотря на прилагаемые усилия и большие затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках в области орфографии школьники не ощущают. Кроме того, значительная часть школьников от темы к теме, от этапа к этапу не достигает обязательных результатов обучения, что приводит К нарастающему накоплению пробелов. Сначала это мешает ученику учиться дальше, а затем может совсем выключить его из участия в нормальном учебном процессе и привести к потере интереса к предмету, так как оценка успехов ученика часто про водится в основном по орфографическому критерию. Возможность выработки прочных орфографических навыков с учетом индивидуальных способностей ребят дает методика взаимного тренажа. В V классе в начале года мы работали с учениками по данной методике в парах постоянного состава. Каждый ребенок получает тренажную карточку. По сигналу ученики, выполняющие 1 вариант, рассказывают о правописании своих слов ребятам, выполняющим II вариант; те проверяют правильность ответа по обратной стороне карточки и выставляют оценку в карточку учета. Затем отвечает ученик, выполняющий II вариант, в его карточку учета тоже выставляется оценка. Эти карточки ученики хранят в учебнике русского языка. В УI классе мы работаем по методикe взаимного тренажа в парах сменного состава. После того как ребята, сидящие за одной партой, прокомментируют друг другу свои карточки и выставят оценки, они обмениваются карточками и переходят в новую пару. Работа в парах сменного состава по методике взаимного тренажа способствует укреплению в детях тех личностных качеств, которые создают необходимые предпосылки для успешной учебной деятельности. Настороженный, робкий неуспевающий ученик в роли «учителя» от занятия к занятию приобретает все большую уверенность в себе, что меняет его отношение к собственной деятельности. Всему этому сопутствуют реальные сдвиги в самом процессе усвоения. Позиция «учителя», в которую поставлен неуспевающий, обязывает его восполнять пробелы в собственных знаниях (некоторые ученики просят дать им тренажные карточки на переменах и отрабатывают их). Преимущество такой работы в том, что ученики сразу видят ее результат. Когда по окончании работы по карточкам ведется опрос всего класса, школьники стремятся оправдать оценки, выставленные им в карточку учета, а также переживают за тех, кого они проверяли. Все это способствует лучшему усвоению материала. При работе по карточкам включаются разные виды памяти: зрительная, слуховая, механическая. Сначала ребенок проверяет знание карточки у своего партнера, а затем задание этой же карточки выполняет сам. Все это способствует развитию орфографической зоркости. В целом методика взаимного тренажа в парах постоянного и сменного состава оказывает существенное влияние на совершенствование орфографических навыков. По каждой орфографической теме мною созданы перфокарты, карточки ( Приложение №1). Большую роль в обучении грамотному письму играет систематическая работа над орфограммами, их постоянное объяснение. Для этого использую связные тексты без пропусков букв, учащиеся сами в тексте находят и обозначают графически орфограммы. Во время отработки орфографического правила дети пользуются опорными схемами, таблицами Выводы. Выработка орфографических умений и навыков достигается мною через - систематическую словарную работу; - работу над ошибками; - наглядность; -занимательность; -индивидуальную работу; - использование компьютерных программ: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», Репетитор 1С «Русский язык»; -использование тестовых заданий при проверке знаний; -использование перфокарт; -различные виды диктантов; Применение изученных трудов лингвистов, психологов, педагогов, посвященных проблеме орфографической грамотности, даёт стойкий положительный результат на практике. В результате кропотливой систематической и разнообразной работы в этом направлении в течение последних 10 лет среди моих учащихся нет отстающих по русскому языку, ребята успешно справляются с проверочными работами и обучаются в других учебных заведениях. Правописание падежных окончаний имён существительных
1 скл. 2 скл. На –ия 3скл. на ий, -ие -и 3 скл. Правописание гласных О, Ё после шипящих Буквы О,Ё после шипящих После шипящих под ударением п и ш е т с я
части речи ), если нет если есть проверочное слово проверочного слова с буквой Е: с буквой Е: шёпот- шептать шомпол, чопорный, крыжовник жёлтый – желтеть
существительных, окончаниях глаголов: прилагательных, сушёный, увлечённый, и суффиксах наречий: бережёшь лужок, парчовый, горячо, большого
Памятка КАК выполнять работу над ошибками. 1. План анализа ответа товарища I.
II.
III.
Перфокарта 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема:
Задание:
Виды орфограмм
Колосок – колос – колосья.
Октябрёнок, пионер; футбол; программа; видеть.
Дорожка (дороженька).
Поздний (опоздать). Но: опасный (опасен).
Жизнь, чудо, площадь.
Объяснение, пью, соловьи. 7.Раздельное написание предлогов с другими словами. Над землёй (земля). Но: надписать, списать 8.Употребление ь на конце существительных после щипящих. Рожь (3-е скл.); (много) туч (не 3-е скл.). 9. Употребление и неупотребление ь для образования мягкости согласных. Сельдь, возьму, но мощный, хищник, кончать. 10. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с). Дочитать, подозвать, надпись. 11. Буквы з и с на конце приставок. Разбудить, расписание. 12. Буквы о – а в конце –лаг- - -лож-. Предполагать, предположение. 13. Буквы о – а в корне –раст- - -рос-. Вырасти, выросла, (не перед ст, щ); росток (искл.). 14. Буквы ё – о после шипящих в корне слова. Жёрдочка; крыжовник (искл.). 15. Буквы и – ы после ц. Цифра, цыганский (искл.), лекция (на –ция); с улицы, сестрицын. 16. Большая буква и кавычки в собственных именах и в собственных наименованиях. Москва (собств.); Великая Отечественная война (собств. наим.); в «Правде» (наим. газеты); Первое мая (праздник). 17. Буквы е – и в падежных окончаниях имён существительных. Поётся в песне (1-е, П.). Читать о революции Орфография в стихах 1. Правописание разделительных -ь, -ъ. Перед е, ё, ю, я Я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жильё. Я пред и, я, е, ю, ё Воробьи, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья, и семья, Вьюга, осенью, друзья. Было сели, стало съели. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? Твёрдый знак, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объясненье, И подъезд, и объявленье. 2. Правописание о, е после шипящих. Шоколад, шоссе, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. Преступник ночью дом поджёг, Он лицо себе обжёг, Так, получив большой ожог, Он был наказан за поджог. Шорох, крыжовник, шов, капюшон - Слова нарушают привычный закон; Под удареньем вместо -ё Пиши в них только букву "о" Шоколад, шофёр, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. Она так сходна с калачом, По нашим наблюдениям, В окончаньи пишем -о Всегда под ударением. 3. Правописание -чн, -чк. Корочка, горочка, Тридцать три пригорочка. Ой! Чн! Чк! Кочка, пачка, звёздочка, Елочка и белочка, Тучка, щучка, стрелочка Почка, ночка, спичка, Речка, ручки, птичка. Срочный, уличный, ночной, Точный, штучный, и речной. Знаем мы наверняка, Как писать чн,чк. 4. Правописание сочетаний -ча, -ша, -ща, -чу, -шу, -щу. В сочетаньях жы, щи, ши Только "и" всегда пиши! Hапиши ты букву "а", В сочетаньях ча, ща, ша В сочетаньях чу, шу, щу Пишут только букву "у" 5. Правописание -ы, -и после ц. Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, Hа мотоцикле разъезжал И цифр он знал немало. Он из цилиндра заставлял Морковь и огурцы И только одного не знал, Где "и", а где же "ы" 6. Правописание гласных в корне. Hа берегу стоит сосна, А рядом с нею сосны, Горит прекрасная звезда, А рядом с нею звёзды. Правописание приставок на "з". Живут на свете, людям помогая, Приставки через-, из-, воз-, раз-, и без-, Хоть звук глухой согласный их встречает, Hо мы их пишем только с буквой "эс" "З" приставкой не бывает, Пусть никто не забывает. 2. Правописание частиц. В кое-, либо-, -то, -нибудь Чёрточку не забудь! В кое-, либо-, -то, -нибудь Про чёрточку не позабудь, Hо частицы бы, же, ли Ты раздельно напиши. 3. Правописание "не" с разными частями речи. Позабыл я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с до уменьем: Что за левое положение? И погода стояла настная, И гуляла собака счатная, И, виляя хвостом, уклюжа, Пробегали пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке святой Шёл суразный дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. 4. Правописание корней с чередующимися гласными. В корнях с чередованием С особенным вниманием Hа суффикс посмотри. Если в суффиксе есть "а" В корне "и" пиши всегда. Если после корня -а, В корне будет "и" всегда! Вот пример, запоминай: "Hоги вытер?" "Вытирай!" Hавстречу вышел корень -кас-, И суффикс -а- за ним тотчас Всё потому, что корень -кас- Без -а- ни шагу на показ. Коль суффикс -а- пропал куда-то, То корень будет -кое-, ребята! -Лаг- и -лож- сказали ясно: "С этим правилом согласны!" Если суффикс -а- за корнем, Пишем букву "а" спокойно. Чтобы нам не ошибаться, Когда -кас- должен писаться, А когда напишем -кос-, Мы ответим на вопрос: Есть за корнем суффикс -а-? -Кас- напишем мы всегда, -Кос- не пишем мы тогда, Когда нет за корнем -а-. 5. Правописание приставки пре-. Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету, Кто очень такой или очень сякой, Пре- мы напиши об этом. 6. Правописание окончаний глаголов. Ко второму спряжению Мы отнесём без сомнения Все глаголы что на -ить, Исключая "брить", "стелить". Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть. И обидеть, и терпеть. В окончаниях, друзья, Букву "е" писать нельзя. Если слышишь парный звук Будь внимателен мой друг Звук согласный проверяй Рядом гласный подставляй В каждом слове, без сомнения, нужно ставить ударение Чтобы не попасть впросак Если буква гласная вызвала сомнение Ты её немедленно ставь под ударение. Выработка орфографических умений и навыков достигается через - систематическую словарную работу; - работу над ошибками; - наглядность; -занимательность; -индивидуальную работу; - использование компьютерных программ: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», Репетитор 1С «Русский язык»; -использование тестовых заданий при проверке знаний; -использование перфокарт; -различные виды диктантов; |