Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Чебыкина Татьяна Александровна
Дмитриева Елена Владимировна
|
Регион
| Сибирский, Иркутская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| г. Ангарск
|
Номер и/или название школы/ОУ
| УКП - 8 (при ИК – 15) ОГОУ СПО «Ангарский педагогический колледж»
|
Описание проекта
|
«Сталинские репрессии или этапы большого пути?»
|
|
Краткое содержание проекта
|
Интегрированные уроки истории и географии в условиях УКП позволяют обучающимся:
- овладевать навыками и умениями использования знаний для анализа, обобщения и систематизации разнообразной информации;
- исследовать исторические, социально – экономические процессы и явления, происходящие в нашей стране;
- готовить и защищать продукты своей деятельности
Проект «Сталинские репрессии или этапы большого пути?» формирует у обучающихся готовность к эффективной самореализации в качестве исследователя, дает представление об основных методах и приемах, содержании исследовательской деятельности с применением информационных технологий. А также способствует выражению гражданской позиции и неравнодушному отношению к истории нашей страны. Проект рассматривает такие аспекты темы ГУЛАГа, как социально-исторический и геополитический. Он может использоваться на уроках географии, истории и обществоведения в старших классах и внеклассных мероприятиях.
|
Предмет(ы)
|
История и география
|
Класс (-ы)
|
9,12 классы
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
4 занятия, 4 недели
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Основу проекта составляют требования федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии. В частности, «Требования к уровню подготовки выпускников», в разделе: «Среднее (полное) общее образование» представлено содержание дисциплины «География», «История» базовый уровень.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта обучающиеся смогут:
- применять учебно-познавательные умения через изучение истории и географии страны средствами проектирования с опорой на конкретный исторический материал.
расширить знания по истории политических репрессий через ознакомление с понятиями: ГУЛАГ, карта ГУЛАГа СССР и Иркутской области, репрессии, ВЧК, ОГПУ, НКВД, «враг народа»;
анализировать конкретный исторический материал; выделять существенные признаки периода репрессий 30-40-х годов, на их основе делать выводы;
развивать умения преодолевать трудности, возникающие при решении проектных задач;
научатся самостоятельно работать с различными источниками информации и с компьютерными программами;
-уметь правильно формулировать проблему, находить пути решения проблемы;
-знать и применять в практической деятельности теоретические и эмпирические методы исследования;
-разрабатывать разные виды продуктов проектной деятельности;
-проводить оценку качества подготовки продуктов проектной деятельности на основе утвержденной критериально-оценочной базы.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Как прошлое влияет на будущее?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| 1.Как вы относитесь к такому явлению, как «сталинизм»?
2.Насколько сегодня эта тема интересна для вас?
3. Какую историю я хочу помнить?
4. Могут ли исторические события влиять на географию страны?
5.Какими источниками мы можем воспользоваться для получения информации по данному периоду?
|
Учебные вопросы
|
1.Что вы слышали о тоталитарном периоде нашей страны?
2.Что такое ГУЛАГ, репрессии, ВЧК, ОГПУ, НКВД?
3.Кого называли «врагом народа» и почему? 4.Какие великие стройки СССР появились на карте нашей страны в 30- 40-е годы? 5.Какие выводы можно сделать при сопоставлении карты великих строек с картой ГУЛАГа СССР и Иркутской области?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
Стартовый этап
| Выяснить, насколько у обучающихся сформированы представления о периоде сталинских репрессий
|
Основной этап
| Оценка умений обучающихся в части:
-определение актуальной проблемы для проектирования;
-знания структуры разработки;
-эффективность работы обучающегося с информационными источниками для разработки путей решения заявленной проблемы;
-качества отбора, обработки информации в проекте через создание презентации, каталога ресурсов;
-способность к разработке направляющих вопросов, этапов реализации проекта;
-качество создания или подбора обучающегося средств для формирующего и итогового оценивания.
|
Завершающий этап
| Качество создания обучающимися продуктов проектной работы:
-банк информации по истории политических репрессий: образование ГУЛАГа, география ГУЛАГа СССР и Иркутской области, органы ВЧК, ОГПУ, НКВД великим стройкам периода репрессий;
-программа подготовки и проведения исследовательской работы в виде плана проекта;
-создание презентаций «ГУЛАГ», «Помни Родина нас!», «Этапы большого пути»;
-презентация к защите реферата
Качества презентации проекта.
|
Описание методов оценивания
|
Комплект диагностических методик на определение стартового уровня сформированности исследовательской компетентности
Проблемно-ориентированный анализ ресурсов, обобщенных и систематизированных студентами для подготовки продуктов проектной деятельности.
Промежуточная самооценка и взаимооценка в группе макетов содержания и оформления продуктов проектирования с выработкой предложений к их совершенствованию.
4. Оценка на основе критериев качества подготовки продуктов проектирования (банк информации банк информации по истории политических репрессий: образование ГУЛАГа, география ГУЛАГа СССР и Иркутской области, органы ВЧК, ОГПУ, НКВД великим стройкам периода репрессий. Программа подготовки и проведения исследовательской работы в виде плана проекта. Создание презентаций «ГУЛАГ», «Помни Родина нас!», «Этапы большого пути»
5.Анализ качества защиты продуктов проектной деятельности.
Текущая и итоговая рефлексия.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
●наличие представлений о сущности проекта и разных видах продуктов проектной деятельности;
●способность к самооценке и рефлексии;
●владение компьютерными технологиями на уровне создания презентации, подготовки текстового документа.
|
Учебные мероприятия
|
Погружение обучающихся в эпоху великих строек (30-е,40-е годы)
Обсуждение инструктивной карты по заполнению проекта
Общий инструктивный урок с целью информирования обучающихся о специфике предлагаемой им проектной деятельности с представлением раздаточных материалов для ознакомления в индивидуальном режиме.
Подбор и анализ обучающимися материалов для выполнения проекта.
Формирование проектных групп по разработке проектов в соответствии с выделенными актуальными проблемами.
Составление групповых планов работы над проектом и их выполнение.
Поиск, обработка и преобразование информации по проекту на базе справочной, учебной, познавательной и художественной литературы, СМИ.
Групповая работа на базе УКП - выполнение проектных заданий, подготовка материалов (доклады, выступления, презентации) для представления результатов проектирования группами.
Проведение урока - презентации «Сталинские репрессии или этапы большого пути?».
Рефлексия: работа групп по самооценке и взаимоэкспертизе качества выполнения проектов; определение лучших работ.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Учащийся с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Пошаговые инструктивные карты к созданию элементарных продуктов проектной работы (презентация, каталог ресурсов, реферат). Общие сведения о периоде (30-40-е годы) репрессий в жизни нашей страны, влияние данного фактора на экономическое развитие страны. Изучение «природы» такого явления как «сталинизм». Понимание особенностей исторического периода в жизни народа.
|
Одаренный ученик
| Самостоятельные исследования усложненного характера (Программа подготовки и проведения исследовательской работы в виде плана проекта. Презентация к защите реферата, создания портфолио «Сталинские репрессии или этапы большого пути?»).
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), проекционная система, DVD-проигрыватель.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| Основная литература
1.Система исправительно-трудовых лагерей в СССР: 1923—1960 : Справочник / О-во «Мемориал», ГАРФ. Сост. М. Б. Смирнов. — М.: Звенья, 1998. — 600 с ISBN 5-7870-0022-6
2.ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918—1960. — М.: Международный фонд «Демократия», Изд-во «Материк», 2002. — (Россия. ХХ век. Документы). — ISBN 5-85646-046-4
3.Бородкин Л. И., Грегори П., Хлевнюк О. В. ГУЛАГ: Экономика принудительного труда. М.: РОССПЭН, 2005. ISBN 5-8243-0618-4
4.Поживши в ГУЛАГе [Сборник воспоминаний] / Сост. А. И. Солженицын. — М.: Русский путь, 2001 (Всероссийская мемуарная библиотека. Серия «Наше недавнее». Вып. 7) ISBN 5-85887-024-4
5.Заключенные на стройках коммунизма. ГУЛАГ и объекты энергетики СССР. Собрание документов и фотографий. — Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. — ISBN 978-5-8243-0918-8
6.Карта объектов ГУЛАГ
7.Тюрьмы ГУЛАГа — историко-генеалогический словарь-справочник
«Архипелаг ГУЛаг», 3-я часть Солженицин А.И.
8.В. Цаплин «Архивные материалы о числе заключенных в конце 30-х годов»
9.В.Земсков «ГУЛАГ (историко-социологический аспект)»
Вклад заключённых ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне
10.И.Пыхалов "Каковы масштабы «сталинских репрессий»?
11.Н.Морозов «К вопросу о численности жертв геноцида»
12.А.Шеренас «Сталинские лагеря Коми АССР»
13.Краткая история ГУЛАГа СЛОН и СТОН. Соловки, энциклопедия
ГУЛ ОГПУ-НКВД-МВД (история в документах)
14.Рассказов Л. П. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках // Экономическая история: Ежегодник. 2002. — М.: Росспэн, 2003. С. 269—319
15.Норильлаг — ресурсы Интернет
|
Другие принадлежности
|
|
Интернет-ресурсы
| Википедия.
|
Другие ресурсы
| .
|