«Визитная карточка» проекта
Автор проекта
| Фамилия, имя, отчество
| Попова Татьяна Николаевна
Бирюкова Виктория Юрьевна
Ведышева Вера Викторовна
| Город, область
| г. Балашов, Саратовская область
| Номер, название школы
| МОУ СОШ № 16
| Описание проекта
| Данный проект предназначен для учащихся 5-ых классов общеобразовательных школ по литературе.
| Название темы учебного проекта
|
| Басни и баснописцы. Басня И. А. Крылова «Слон и Моська». Устарел ли сюжет?
| Краткое содержание проекта
| Учебный проект проводится на заключительном этапе изучения темы.
«В чём ценность и сила басен Крылова ?» Этот вопрос задавали люди с давних времён. Целью проекта является ознакомление учащихся с одним из интереснейших жанров литературного творчества -басней. Дети должны научиться не только читать текст басни, но и оценивать поступки героев, через их взаимоотношения учиться видеть людские пороки и самим избавляться от них. На этом уроке используются самые разнообразные ситуации, целью которых становится изучение собранного материала, закрепление изученного и расширение кругозора, умения самостоятельно принимать ответственные решения.
Учащихся ставят в условия, когда нужно рассматривать такие вопросы, которые дают им почувствовать себя взрослыми, принимающими осознанно ту или иную позицию .
Этот проект позволяет развивать мышление учащихся, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать свои собственные суждения, критически оценивать поступки людей, иметь своё видение ситуации.
Проект имеет целью определение актуальности басен Крылова в современных условиях, их влияния на умение подростка решать проблемные вопросы.
| Предмет(ы)
| Литература, история
| Класс(-ы)
| 5 класс
| Приблизительная продолжительность проекта
| 3 недели (6 уроков)
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
|
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по литературе
Темы: Литература 18 века, Истоки появления басен, Эзопов язык, баснописцы, история русской басни, тематика басен Крылова, художественные средства
Обязательный минимум по теме проекта:
знать
основные этапы и ключевые события истории возникновения басни как жанра литературы с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей басенной культуры
Уметь
работать с хронологией (соотносить даты событий и с событиями басенных персонажей; определять последовательность и длительность важнейших событий басенных сюжетов;
работать с литературным (басенным ) источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст произведения; использовать факты, содержащиеся в баснях;
описывать события (рассказывать о важнейших литературных героях , их поступках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание литературных и исторических событий и на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов литературных источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, сочинений);
анализировать, объяснять, оценивать литературные персонажи, художественные средства басенного языка (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты героев, явлений и событий; группировать литературные направления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных литературных понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых басенных произведений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших литературных событий, лежащих в основе басни);
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям басни, уметь дать оценку поступкам басенных героев.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления басенного наследия России;
| Планируемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся станут компетентными в сфере самостоятельной познавательной деятельности, разовьют критическое мышление, получат навыки работы в команде, приобретут навыки самостоятельной работы с басенным текстом
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Основополагающий вопрос: Что за прелесть эти басни?
| Проблемные вопросы учебной темы
| Проблемные вопросы: Почему сюжеты басен не устаревают? Отчего басни всегда интересны? Почему время не властно над их сюжетами?
| Учебные вопросы
| Учебные вопросы: Роль басен? Где происходит действие басни? Какая история в ней описывается? Кто герои басни? Знакомы ли они вам?
План проведения проекта
| План оценивания
| Организационно-подготовительный
• Формирование групп учащихся. • Составление плана работы. • Формулирование вопросов для исследований. • Подбор информационный ресурсов для проекта (учитель). • Создание учителем буклета для родителей, вводной презентации для учащихся. • Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания, списка рекомендуемых ресурсов) Обучающий
• Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя. • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста, листа контроля. • Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам. • Определение темы исследования каждым учеником и по группам. • Определение этапов работы над проектом. • Планирование исследований (цели, гипотеза, методы). • Совместное планирование проекта для отдельных учеников. • Знакомство с критериями оценки работ. Исследовательский
• Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно: Самостоятельный поиск информации в Интернет. Знакомство с памяткой по эффективному поиску информации в Интернет, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп. - Сохранение результатов в формате Word. - Работа с печатными материалами. - Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту. - Составление плана презентации. - Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций. Самооценивание презентаций участниками проекта. Взаимооценка работ друг у друга.
Итоговый.
• Защита проекта. Исследования, проведенные в рамках проекта: Презентация результатов проекта (творческий отчёт – инсценировка басни). - Первая группа исследует вопрос: «Изучить биографию Крылова?» - Вторая группа исследует вопрос: «Над чем смеётся автор в басне?» - Третья группа исследует вопрос: «Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение/мораль/? » • Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом).
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Карта знаний и умений по теме, тесты, анкеты по выявлению мотивации изучаемого предмета, стартовая презентация
| Контрольные листы, в которых есть три критерия оценивания(учитель, ученик, группы остальных учеников), рефлексивные карты по итогам каждого этапа проекта, проверочные тесты (листы) по каждому этапу работы, методические и дидактические карточки, отчетные работы в разных формах на каждом этапе работы, листы наблюдения (если необходимо)
| Контрольный лист самооценивания, к/л оценки защиты группы, к/л портфолио, контрольный тест (разноуровневый), защита проекта по группам
|
Описание методов оценивания
| Инструмент
| Методика работы
| Карта ЗИУ
| Предлагается участникам с целью первичного знакомства, выявления первоначальных знаний, умений и навыков по данной теме. Заполняется в ходе работы над проектом.
| Тест (стартовый)
| Учащимся предлагается провести срез знаний с целью выявления определенных знаний, умений и навыков по теме.
Информация по итогам теста помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать план своих мероприятий, которые будут удовлетворять потребности учащихся.
| Анкета по выявлению мотивации
| Проводится в начале работы над проектом с целью выявления разных потребностей учащихся для дальнейшего планирования( формирование групп, распределение обязанностей и т.д.)
| Стартовая презентация
| Данный вид работы нацеливает учащихся на работу над проектом, дает возможность понять о значении данного проекта, его значимости в дальнейшем.
| Критерии оценивания результатов работы (по каждому этапу)
| Для каждого задания (на разном этапе работы: презентация, вики-статья, работа в блоге, участие в чате, разработка наглядного и дидактического материала) разработана система критериев, которая позволяет объективно и достаточно просто оценить каждое выполненное задание, причем задания оценивает не только учитель, но и сами участники
| Рефлексивная карта
| Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; формирование долговременных знаний. Учащиеся стараются выражать мысли своими словами, учатся аргументировать, обмениваются своими идеями с другими учащимися и авторами проекта, анализируют собственные мыслительные операции.
| Тест (промежуточный) в форме компьютерного теста, (итоговый)
| Учащимся предлагается провести актуализацию знаний. Информация по итогам теста помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать дальнейший план своих мероприятий.
| Защита проекта
| Заключительный этап работы, защита проекта. В ходе защиты ученики демонстрируют и защищают свои работы (в разных формах, презентации, буклеты и др.), знакомят с данной темой других учеников, обсуждают результаты проекта.
|
|
|
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| На момент начала работы над проектом учащиеся должны:
- обладать минимальными знаниями по теме «Басни Крылова»;
- уметь работать в группе и индивидуально;
- обладать начальными знаниями защиты проекта в форме презентации;
- уметь находить, обрабатывать и передавать информацию самостоятельно и в группе с помощью различных источников.
|
|
| Материалы для дифференцированного обучения
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Дополнительные занятия, дифференцированные задания, творческие отчеты учеников
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
|
___________________________
| Одаренный ученик
| Самостоятельные исследования ( дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала), наглядные материалы (кроссворд, коллаж)
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
| Компьютеры, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, сканер, проектор
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
| Материалы на печатной основе
| Учебные пособия, методические пособия, хрестоматия, справочная литература (Келдыш Ю.В. «Русская басня 18 в.» М.,1995г.; Берков Д.И. «История русской басни» М.,1997г,; Фомичев С.А. «Драматургия Крылова начала 19 века» Л.,1975г.; Федоров В.И. «История русской литературы 18 века» М.,1998г.)
| Другие принадлежности
|
| Интернет-ресурсы
| http://1september.ru/, http://learnliterature.narod.ru/
| Другие ресурсы
| Социальные сервисы интернета
| |