Визитная карточка проекта «Краса моя – уральский лес!»
Автор проекта
| Фамилия, имя, отчество
| Красуцкая Елена Михайловна
| Город, область
| Екатеринбург, Свердловская область
| Номер, название школы
| МОУ Лицей №130
| Описание проекта
|
| Название темы вашего учебного проекта
| Краса моя – уральский лес!
| Краткое содержание проекта
| Межпредметный учебный проект «Краса моя – уральский лес!» - проект для учащихся 4 класса по теме «Природные зоны. Зона леса» (предмет «Окружающий мир») и «Практика сетевого общения» (предмет «Технология» раздел «Практика работы на компьютере»). Данный проект направлен на формирование целостного, социально ориентированного взгляда выпускника начальной школы на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.
| Предметы
| Окружающий мир, Информатика
| Классы
| 4 классы
| Приблизительная продолжительность проекта
| 10 уроков (10 недель, IV четверть)
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| ФГОС. Начальное общее образование - http://metodist.edu54.ru/node/67205
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС:
Личностные результаты:
«формирование чувства гордости за свою Родину и свой родной край, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и общества, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях».
Метапредметные результаты:
«овладение способностью планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с целью и задачами учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, своение способов решения проблем творческого и поискового характера».
Предметные результаты:
Информатика: «умение действовать в соответствии с алгоритмом, исследовать, распознавать, анализировать и интерпретировать данные, представлять различную информацию в виде текстов, таблиц, схем, графиков, приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности».
Окружающий мир: «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».
| Планируемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся смогут:
Личностные результаты:
Назвать 3-5 особенностей лесов своего края, которые вызывают в нас чувство прекрасного и которые позволяют нам гордиться своей Родиной;
Назвать 3-5 художественных и литературных произведений, в которых воспета красота русского леса;
Назвать 5-10 представителей растительного мира (обитателей леса), составляющих его видовое разнообразие;
Назвать 3-5 правил поведения человека в лесу;
Назвать 3-5 последствий неправильного поведения человека в лесу.
Метапредметные результаты:
Создать план действий своего исследования;
Найти в Интернет информацию по выбранной (предложенной) теме исследования и сохранить ее в созданную папку на файловом сервере лицея;
Проанализировать и отобрать наиболее интересную и важную информацию из найденной;
Предметные результаты:
Информатика:
Создать свой почтовый ящик и аккаунт в Google по предложенному алгоритму;
Написать электронное письмо в соответствии с почтовой этикой и отправить другу (однокласснику) свою работу в виде приложенного файла;
Пользоваться документами (текст, таблица, презентация) сетевого офиса Google (открыть, изменить, сохранить);
Создать в Интернет-сервисе свою Wiki-страницу по результатам исследования;
Представить результаты исследования с использованием средств ИКТ;
Использовать Skype для on-line-общения;
Окружающий мир:
Ответить на вопрос: Почему растения леса не мешают друг другу?
Назвать ярусы леса и 3-5 примеров растений и живых организмов (кроме животных), обитающих в каждом ярусе;
Назвать типы и 3-5 примеров каждого типа растений леса по отношению к свету;
Ответить на вопрос: Как они взаимосвязаны друг с другом?
Назвать 3-5 болезней леса, 2-3 способа оценки состояния леса;
Ответить на вопрос: Какое влияние оказывают леса на нашу планету и нашу жизнь?
Ответить на вопрос: Какое влияние оказывает деятельность человека на состояние леса?
Назвать 3-5 правил безопасного поведения человека в лесу;
Назвать 3-5 примеров художественных и литературных произведений, в которых воспета красота леса.
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Где живет красота?
| Проблемные вопросы учебной темы
| Почему растения в лесу живут дружно?
Солнце для леса – друг или враг?
Лес для человека или человек для леса?
Долговечна ли красота леса?
Как написать электронное письмо так, чтобы на него захотели ответить?
Что интересней: найти информацию или поделиться ею с другими?
| Учебные вопросы
| Вопросы учебной темы по информатике:
Для чего нам электронная почта?
Как правильно написать электронное письмо?
Как отправить с письмом информацию в виде файла?
Как зарегистрироваться в сервисе Интернет?
Как правильно работать с общим документом, чтобы не мешать другим?
Что такое Wiki-среда и каковы ее особенности?
Как создать Wiki-страницу в Интернет?
Вопросы учебной темы по окружающему миру:
Какие живые организмы, кроме животных живут в лесу?
Почему растения леса не мешают друг другу?
Как они взаимосвязаны друг с другом?
В чем отличие солнцелюбивых и теневыносливых растений леса?
Чем болеет лес? Как мы можем оценить состояние леса?
Какое влияние оказывают леса на нашу планету и нашу жизнь?
Какое влияние оказывает деятельность человека на состояние леса?
Какие художники, писатели и поэты в своих произведениях обращались к красоте леса?
| План оценивания
|
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Вводная интернет-анкета для выявления стартовых знаний учащихся;
Для выявления интересов учащихся и стартовых знаний коллектива класса используется стартовая презентация
| Критерии оценивания работ учащихся в ходе проекта:
Критерии оценивания выложенной в Picasa графической работы учащегося;
Критерии оценивания Wiki-страницы отчета группы;
Критерии оценивания Prezi
| Критерии оценки публичного выступления-презентации отчета группы учащихся, направленные на оценку понимания сути проблемы, наличия умений и навыков правильного оформления и представления отчета;
Блог для самооценки учащимися результатов работы в проекте и парциальной (психологической) оценки родителями результатов проекта.
| Описание методов оценивания
| Для выявления интересов и опыта самих учащихся, постановки учебных задач используются вводная интернет-анкета и стартовая презентация.
Для наблюдения за успехами, анализа сделанной работы используются критерии оценивания ( в виде документов Word) графической работы в Picasa, Wiki-страницы и Prezi.
Для определения уровня развития умений публичной защиты используются критерии публичного выступления-презентации отчета группы учащихся в виде общего документа – электронной таблицы.
Для контроля развития мыслительных умений высокого уровня и рефлексии на обучение на протяжении всего проекта используется блог для самооценки учащимися результатов работы в проекте и парциальной (психологической) оценки родителями результатов проекта.
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:
Начальные знания о флоре уральского леса;
Умения работать в Word, Paint c информацией разного типа;
Умения сохранять информацию в нужном месте и в требуемом формате;
Умения найти информацию в Интернет и сохранить в требуемом формате.
| План проекта (описание учебных мероприятий)
| План проекта (описание учебных мероприятий)
Вводный этап Перед началом проекта 21-26.02.2011 учителя-организаторы проекта собираются для обсуждения организационных и методических вопросов реализации проекта, разработки плана организационных мероприятий и создания группы в Google для организаторов проекта.
Вводно-организационный этап
Учителя информатики 28.02-5.03.2011 создают сайт проекта в Google, выкладывают на него буклет для родителей, создают баннер на сайте лицея (школы)на сайт проекта.
Классные руководители 28.02-5.03 знакомят родителей учащихся 4 классов с вводными материалами проекта (буклет, план проекта)собирают подписи родителей на "Лист регистрации соглашений с правилами работы в Интернет-проекте".
Учителя информатики 28.02-5.03 выявляют стартовые знания учащихся с помощью вводной анкеты: Вводная анкета для учащихся
проводят анализ анкетирования и формируют 5 "рекомендуемых групп" по знаниевым потребностям учащихся:
директор картинной галереи;
главный редактор газеты (журнала);
биолог-натуралист;
ответственный лесовод;
главный эколог леса
Развитие проекта
1 урок 7-12.03
Учителя информатики знакомят учащихся с проектом. Показ стартовой презентации с обсуждением и записью "стартовых знаний: Что мы знаем по проблеме" в окнах ввода презентации, сохранение вариантов ответов для каждого класса, выкладывание на сайте проекта. Разбиение учащихся на группы, обсуждение задач каждой группы и распределение ролей в группе.
Домашнее (пропедевтическое) задание: Создание по "Алгоритму регистрации в сервисе Mail.ru и создания аккаунта Google" e-mail и аккаунта для каждого участника проекта.
2 урок 14-19.03
Учителя информатики знакомят учащихся с возможностями и правилами сетевого общения. Поиск и отбор информации учащимися по проблеме исследования. Сохранение информации в требуемом формате (doc, jpg). Создание архива материалов и его отправка в приложенном файле электронного письма учителю.
Домашнее (пропедевтическое) задание: Регистрация по "Алгоритму регистрации в intewiki" в указанной среде и заполнение в соответствии с указанным алгоритмом Страницы участника.
3 урок 21-26.03
Перед занятием учителя создают Wiki-статью для каждого класса по теме проекта и найденным материалам. На уроке учителя знакомят учащихся с особенностями и идеологией Wiki-среды, правилами работы в ней, "Правилами оформления текста Wiki-статьии вставки в статью изображений". Учащиеся создают Wiki-статью по своей теме на соответствующей ссылке по "Образцу Wiki-статьи".
4 урок 4-9.04
Завершение работы учащихся над Wiki-статьей, подведение итогов. Учителя информатики выкладывают текущие материалы на сайте проекта.
Домашнее (пропедевтическое) задание: Регистрация по "Алгоритму регистрации в Prezi.com" в указанной среде.
5 урок 11-16.04
Перед началом занятия учителя создают для каждой группы свою prezi с образцом выполнения задания в отдельном фрейме, с общим доступом для редактирования. На уроке учителя информатики знакомят учащихся с возможностями и особенностями среды Prezi.com., правилами работы в ней, правилами вставки и оформления текста и вставки изображений. Учащиеся создают в prezi фрейм с результатми исследования по образцу.
6 урок 18-23.04
Завершение работы над Prezi, подведение итогов.Учителя информатики выкладывают текущие материалы на сайте проекта.
Домашнее (пропедевтическое) задание: Регистрация по "Алгоритму регистрации в сетевом фотосервисе Picasa" в указанной среде.
7 урок 25-30.04
Перед началом урока учителя информатики создают для своего проекта открытый фотоальбом в сервисе Picasa. Учащиеся на уроке в графическом редакторе рисуют запрещающий знак по теме "Я запрещаю в моем лесу..." , сохраняют его в требуемом формате, выкладывают в открытом фотоальбоме в сервисе Picasa.
8 урок 2-7.05
Перед началом урока учитель информатики совместно с учителем по предмету "Окружающий мир" проверяют материалы - работы учащихся, готовят материалы для НПК (регистрационные листы, критерии оценки". Данные материалы выкладываются на сайте проекта.
Урок-НПК. В состав жюри входят учителя информатики, классный руководитель (предметник), родители. Каждая группа представляет свое исследование (Wiki-страницу) с краткими ответами на проблемные вопросы (5 мин). Жюри подводятся итоги. В это время просматриваются лучшие prezi групп и фотоальбом "Я запрещаю в моем лесу..." Происходит общее обсуждение результатов защиты. Жюри подводит итоги с награждением победителей по номинациям. Результаты выкладываются на сайте проекта.
9 урок 9-14.05
Перед началом урока учителя информатики совместно с учителями-предметниками готовят вопросы для сетевого КВН-а. КВН проводится между группами (классами) внутри школы или между школами ( в зависимости от развития проекта). В состав жюри входят учителя информатики, классный руководитель, учащиеся-активисты. КВН проводится в среде Skype.com . Подводятся итоги КВН, результаты выкладываются на сайте проекта.
10 урок 16-21.05
Перед началом урока учителя информатики создают блог для обсуждения итогов проекта. Подведение итогов проекта. Учителя обсуждают с учащимися, используя стартовую презентацию и начальные ответы на вопросы - "Что мы знали" и "Что мы узнали и чему научились". Учащиеся оставляют свой комментарий в блоге проекта - отзыв о проекте.
Завершающий этап
Учителями информатики 23-30.05 подводятся итоги в блоге и на сайте проекта. Классные руководители на родительском собрании подводят итоги работы учащихся в проекте, выдают приглашение-ссылку на обсуждение в блоге проекта. Подведение итогов проекта на кафедре информатики с обсуждением того, что получилось, а что - нет, какие трудности возникли у учителей при работе в таком сетевом проекте. Написание статьи в Интернет с представлением опыта проведения данного сетевого проекта.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Оборудование
| Компьютеры, наличие выхода в Интернет, фотоаппарат, принтер, проекционная система.
|
|