Рабочая программа учебной дисциплины «Экология»





Скачать 154.26 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Экология»
Дата публикации18.10.2014
Размер154.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«орловский государственный аграрный университет»

Строительный колледж ФГОУ ВПО Орел ГАУ

Рабочая программа
учебной дисциплины «Экология»
для специальностей: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

2010 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям ОСК Орел ГАУ при очной форме обучения по базовому уровню

Она разработана с учетом действующего сборника по экологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта экологического образования.

Рабочая программа предусматривает составление рефератов, проведение экскурсий с целью закрепления полученных теоретических знаний.

Курс «Экология» синтезирует данные различных отраслей биологии, географии, физики, химии, истории , обеспечивая закрепление межпредметных связей. В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и обеспечивающих устойчивое, самоподдерживающее равновесие в биосфере, определяющее возможность сохранение жизни на Земле.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о противоречиях между природой и обществом на современном этапе.

знать:

- основные понятия и закономерности экологических процессов:

  • основные среды жизни и факторы среды.

  • понятие об экосистеме и взаимоотношениях организмов в экосистеме.

  • проблемы урбанизации

  • экологические аспекты здоровья человека

  • основы рационального природопользования.

уметь:

  • объяснить основные свойства живых организмов как результата воздействия экологических факторов.

  • объяснить приспособительные особенности организмов, обитающих в разных средах жизни.

  • различать понятия биоценозы и агроценозы

  • выявлять результаты воздействия человека на биосферу.


Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» по всем специальностям рассчитана на 39 ч. и состоит из следующих разделов:

    1. Основы экологии.

    2. Рациональное природопользование.

При изучении учебной дисциплины «Экология» по всем специальностям используются такие формы рубежного контроля как самостоятельная работа студентов в аудитории, тестовые задания, контрольная работа.


Содержание учебной дисциплины.
Раздел 1. Основы экологии.

Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.

В результате изучения темы 1 студенты должны:

знать об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности, современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера, методы экологических исследований;

уметь определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.
История взаимодействия человека и природы; актуальность экономических проблем в современном мире. Структура экологии и содержание этой современной науки.

Самостоятельная работа: реферат на тему «Место человека в современном мире»
Тема 2. Среда как экологическое понятие.

Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания.

В результате изучения темы 2 студенты должны:

знать термины «факторы среды», «условия существования организмов», законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы.

уметь определять оптимальное и ограничивающее, действие факторов среды, приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания, различать многообразные жизненные формы растений и животных.
Определение среды обитания, четыре основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды, абиотические, биотические и антропогенные факторы среды, законы действия факторов, положения эволюционной теории Ч. Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды.

Самостоятельная работа: составить сравнительный анализ сред обитания
Тема 3.Основные среды жизни.
3.1. Наземно-воздушная среда.

Атмосфера.

В результате изучения темы 3.1. студенты должны:

знать строение и состав атмосферы и воздуха, примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека, температура, терморегуляция, взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на здоровье человека, состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы, патологи в световосприятии, смог (типы).

уметь приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека, применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту, создавать искусственный микроклимат.
Оболочки Земли и слоистое строение атмосферы. Световой и температурный режимы- важнейшие факторы наземно-воздушной среды, световые и температурные адаптации, загрязнения наземно-воздушной среды.

Самостоятельная работа: подготовить реферат на тему «Смог»
3.2. Водная среда обитания. Вода в природе.
В результате изучения темы 3.2. студенты должны:

знать виды и формы воды, запасы пресной воды, источник питьевой воды в природе, круговорот воды в природе, химический состав воды и его влияние на здоровье населения, эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде, бытовые методы очистки воды, источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяйственно-бытовые, сельскохозяйственные.

уметь пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья, определять приблизительное состояния водоемов- нет ли «заморов», «цветения воды», составлять индивидуальные карты расхода воды и применять их для экономии воды.
Распределение вод в гидросфере, свойства водной среды обитания, вода как компонент внутренней среды организмов, водные ресурсы, темпы их использования человеком и возможности пополнения, загрязнение водоемов и пути их охраны.

Самостоятельная работа: доклад на тему «Роль планктона в очищении и воосстановлении водоёмов»
3.3. Почва как среда обитания.
В результате изучения темы 3.3. студенты должны:

знать определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы, роль почвенной флоры и фауна в круговороте элементов в биосфере, почвообразование и самоочищение почвы, возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву, способы их уничтожения в процессе минерализации, гигиеническое значение почвы.

уметь предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового опада в парках, садах, на городских газонов.
В. В. Докучаев о почве, почва-богатейшая среда обитания для живых организмов, строение и составные компоненты почвы, антропогенное загрязнение почв, значение почвы в круговороте биогенных элементов и обеззараживание отходов.

Самостоятельная работа: реферат «Жизненный путь В.В.Докучаева»
Тема 4. Популяции, их структура экологические характеристики.

В результате изучения темы 4 студенты должны:

знать об отношениях организмов в популяциях, понятие популяция, их демографическую структуру, динамику численности популяции и ее регуляцию в природе.

уметь использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических процессов, объяснять механизм устойчивости популяции, рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме.

Экологическое определение популяций, пространственная, половая и возрастная структура популяций, колебание численности популяций и динамика популяций различных климатических зон.

Самостоятельная работа: дать сравнительный анализ роста численности популяции хищников и жертв
Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз.

5.1. Структура и типы экосистем.

В результате изучения темы 5.1. студенты должны:

знать определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», взаимосвязь экосистем на нашей планете, состав экосистем, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды), типы экосистем.

уметь изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды, делать прогнозы состояния экосистем.
Экосистемы-совокупность взаимодействующих организмов и условий среды, учение В. Н. Сукачева о биогеоценозе, размеры и границы экосистем, общие законы, поддерживающие равновесие различных частей сообщества, компоненты и состав экосистем, трофические цепи и группы, смена биоценозов под воздействием внешних и внутренних факторов.

Самостоятельная работа: составить таблицу трофических цепей разных экосистем
5.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах.

Экологическое равновесие.
В результате изучения темы 5.2. студенты должны:

знать определение экологического равновесия, обратимые необратимые изменения в экосистемах, экологическая ниша, типы взаимодействий организмов.

уметь определять равновесие экосистем, какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.
Принцип устойчивости экосистем-экологическо равновесие, последствия его нарушения, распределение организмов по экологическим нишам, типы взаимодействий: нейтрализм, конкуренция.

Самостоятельная работа: реферат на тему «Экологическое равновесие как залог устойчивого развития экосистем»
5.3. Автотрофные экосистемы.

Агроэкосистемы, их загрязнения.
В результате изучения темы 5.3. студенты должны:

знать естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность, виды загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах и методы определения загрязнений.

уметь устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии, составить схему искусственной экосистемы.
Виды естественных экосистем, их использование человеком, земельные ресурсы и продукты питания, антропогенные загрязнения агроэкосистем и сельскохозяйственной продукции, сущность и значение «зеленых революций».

Самостоятельная работа: реферат «Итоги и отрицательные последствия «зелёных революций»
5.4. Городские и промышленные экосистемы.

Народонаселение.
В результате изучения темы 5.4. студенты должны:

знать прогнозы численности населения Земли, тенденции изменения соотношения городского и сельского населения, состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов.

уметь пользоваться справочной и учебной литературой для сравнения уровней загрязнения атмосферы, почвы, воды в городах по ПДК, ПДВ, выявлять группы риска.
Демографическая проблема и урбанизация, экологическая ситуация в городах, микроклимат города, состояние атмосферы в городе, меры борьбы в городах, роль зеленых насаждений в городских экосистемах.

Самостоятельная работа: реферат «Селитебная экология»
Тема 6. Образ жизни и окружающая среда.

Экологические аспекты здоровья человека.
6.1. Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.
В результате изучения темы 6.1. студенты должны:

знать о последствиях шумового загрязнения городской среды для здоровья человека, меры борьбы с шумовыми воздействиями, о действии радиоактивных частиц на живые клетки и ткани, о роли иммунной системы в адаптивных возможностях человека, о веществах-радиопротекторах, об отрицательном воздействии электромагнитных полей на человека.

уметь определять источник излучения и их потенциальную опасность, оценивать дозы облучения.
Проблемы шума в городах, радиации и иммунитет, электромагнитное загрязнение, виды электромагнитных полей, магнитные бури, нарушения в живом организме при действии ЭМИ, меры защиты от ЭМИ.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы «Источники шума»
6.2. Общие проблемы адаптации человека.

Адаптивные биологические ритмы организмов.
В результате изучения темы 6.2. студенты должны:

знать основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным условиям, виды и типы биоритмов, роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов, связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ, зависимость сопротивляемости организма человека и некоторых заболеваний от нарушения биоритмов.

уметь учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течение дня.
Внутренние и внешние ритмы организмов, работы А. Л. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности: суточные, годичные, лунный месяц, приливно-отливные ритмы, задачи хронобиологии, хрономедицины, ритмы работоспособности.

Самостоятельная работа: сравнительный анализ степени приспособленности представителей рас
Тема 7. Биосфера. Учение В.И. Вернадского

О биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере.

В результате изучения темы 7. студент должны:

знать о биосфере как глобальной системе, о месте

Человека в этой экосистеме, экологические связи человечества, современные отношения человека и природы, характер формирования биосферы и техносферы.

уметь объяснять принципы обратных связей в природе.
Общие сведения о биосфере, глобальные проблемы биосферы: угроза «парникового эффекта», разрушение озонового слоя, аридизация суши, истощение природных ресурсов.
Контрольная работа.
Раздел 2. Рациональное природопользование.
Тема 8. Научные основы и принципы рационального природопользования. Перспективы развития энергетики.

В результате изучения темы 8 студенты должны:

знать современный смысл термина «природопользование», исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли, масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы, источники дополнительных ресурсов для жителей Земли, дополнительные источники энергии.

уметь применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы, соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности, определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий.
Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация ресурсов, правила рационального природопользования, задачи социальной экологии, пути предотвращения истощения ресурсов, безотходные технологии и использование альтернативных источников энергии.

Самостоятельная работа: реферат «Альтернативные источники энергии»
Тема 9. Охрана окружающей среды.

Охрана животного и растительного мира. Красная книга.

Использование ресурсов Мирового океана.

Рациональное использование и охрана лесов.
В результате изучения темы 9 студенты должны:

знать каким образом должна быть организована охрана природы, почему необходимо охранять те или иные виды животных, растений, территории, структуру и назначение Красной книги, заповедники, заказники, национальные парки, их назначение, природные богатства Мирового океана и возможности их использования, богатства лесов и их значение в биосфере.

уметь определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах и парках, заповедниках.
Охрана природы-элемент сохранения экологического равновесия на планете, сведения о Красной книге и внесенных в нее представителях животного и растительного мира, особо охраняемые территории, использование ресурсов Мирового океана, охрана и рациональное использование лесов.

Самостоятельная работа: реферат на тему «ООТ как форма сохранения биологического разнообразия»
Тема 10. Правовые и социальные аспекты экологии.

Экологическое право. Государственный

контроль за состоянием окружающей среды.

Экологический мониторинг.
В результате изучения темы 10 студенты должны:

знать об экологических кризисах, научно обоснованных мерах их предотвращения, схемы безотходных производств, об экономии энергии и разработке новых источников энергии, об отношении общества к жизненной среде человека (материалы конференции в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), об экологизации образования, о праве на здоровую жизненную среду, о Белой книге, экологически чистых технологиях и производствах.

уметь разбираться в экологических справочниках и нормативно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.
История российского природоохранного законодательства, экологическое право, основные направления современной государственной экологической политики, обеспечение экологических законов.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы «Этапы становления природоохранного дела в России»

Средства обучения:

  1. Комплект индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов по темам.

  2. Плакаты по экологии:

    • Экологические факторы.

    • Техногенная эрозия.

    • Передача веществ и энергии в экосистеме (пищевая цепь).

    • Природные ресурсы

    • Круговорот фосфора в биосфере.

    • Классификация организмов по способу питания.

    • Действие абиотических факторов на живые организмы.

Литература:
Основная:
Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования. Курс лекций для студентов средних учебных заведений. - М.: НМЦ СПО, 2008 г.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М.: МДС, 2005 г.

Стадницкий Г. В., Яковлева О. И., Прохоров Б. В. Охрана природы (основы рационального природопользования). - М., Лесная промышленность, 2003 г.

Чернова Н. М., Галушин . М., Константинов В. М. Основы экологии. –М.: Просвещение, 2002 г.
Дополнительная:
Алексеев С. В. Экология. -СП б.: СМИО Пресс, 2000 г.

Глазачев С. Н., Кокай Е. А. Очерки социальной экологии. - М.: Горизонт, 2001 г.

Мамедов Н. М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии.



Тематический план учебной дисциплины «Экология»





Наименование разделов и тем

Учебная нагрузка

Количество часов при очной форме обучения

макси-

мальная

самостоя-тельная

работа

всего

В том числе

лаборатор-ных

работ

практических

работ

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Основы экологии.

1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.

2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания.

3. Основные среды жизни.

3.1. Наземно-воздушная среда. Атмосфера.

3.2.Водная среда обитания. Вода в природе.

3.3. Почва как среда обитания.

4. Популяция, их структура и экологические характеристики.

5. Экосистемы. Биогеоценоз.

5.1. Структура и типы экосистем.

5.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие.

5.3. автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязнение.

5.4. Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение.

6. Образ жизни и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека.

6.1. влияние шума, электромагнитных излучений и радиации на организм человека.

6.2. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные экологические ритмы организмов.

7. Биосфера. Учение Вернадского В. И. в биосфере. Круговорот элементов в биосфере.

Итого по разделу:




3
3
3

3


5
5
3

3

3


3

3



2


2


2
2
2

2


3
3
2


2
2


2

2

28


0


0


1


Раздел 2. Рациональное природопользование.
8. Научные основы и принципы рационального природопользования. Перспективы развития энергетики.

9. Охрана окружающей среды. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Использование ресурсов Мирового океана. Рациональное использование и охрана лесов.

10. Правовые и социальные аспекты экологии. Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг.

Итого по разделу:

3
9

3

15

2
7

2

11

0
0

0

0




0
1

1


Всего по дисциплине:

58

39

0

0

12























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconПрограмма учебной дисциплины «Экология»
Представляемая программа учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты составлен с учетом...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология и рациональное природопользование»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология и рациональное природопользование»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам (полного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части естественнонаучного цикла студентам очной, заочной полной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск