Скачать 202.39 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи» Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (ИЗБ) Профили подготовки: «Природопользование» Квалификация (степень) выпускника: бакалаврФорма обучения: очная Составители: проф. Щукина Д.А., доцент Егоренкова Н.А. САНКТ ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного языка в научной и деловой сферах, развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения. Основные задачи дисциплины: 1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества. 2. Познакомить с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития. 3. Развивать навыки и умения эффективного речевого поведения в научной и профессиональной сферах общения; показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях, а также специфику устной и письменной форм существования русского литературного языка. 4. Способствовать развитию навыков самостоятельного поиска научной информации как основы научной и профессиональной деятельности. 5. Сформировать навыки и умения правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения; расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры. 6. Сформировать сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи, с учетом таких принципов современного красноречия, как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность. Познакомить студентов с различными видами красноречия (академическое, судебное, социально-политическое, духовное) и с практикой известных мастеров русского слова. 7. Сформировать умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях. 8. Познакомить с основными положениями техники речи – важной стороной ораторского мастерства. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими). «Русский язык и культура речи» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию речевой и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких гуманитарных дисциплин, как «Иностранный язык», «Культурология», «Философия», «Социология» и «Психология и педагогика». Дисциплина «Русский язык и культура речи» закладывает также основы речеведческих знаний, необходимых для магистрантов и аспирантов в курсах «Культура профессионального общения» (магистратура), «Культура речи и письма. Риторика» (аспирантура). 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: – основные принципы ортологии (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы); – правила речевого и поведенческого этикета в научной и учебно-деловой коммуникации; – лингвистические и экстралингвистические характеристики письменной и устной форм научной и официально-деловой речи; – логико-композиционные законы построения текста и его формально-семантическую структуру; – основные стратегии и тактики ведения научной дискуссии. Уметь: – пользоваться различными видами словарей современного русского литературного языка; – создавать устные и письменные тексты научного и официально-делового стилей современного русского литературного языка (конспект, реферат, аннотация, тезисы, доклад; заявление, служебное письмо, автобиография, резюме) в соответствии с нормативными требованиями; – систематизировать и обобщать информацию для подготовки текстов различных жанров в научной учебно-деловой коммуникации; – логически верно, аргументировано и ясно излагать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации. Владеть: – основными навыками целесообразного коммуникативного поведения в различных учебно-научных и учебно-деловых ситуациях; – основами реферирования, аннотирования и редактирования научного текста; – алгоритмом подготовки текстовых документов учебно-научной сферы; – навыками самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум Лабораторный практикум не предусмотрен7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика самостоятельных работ 8.1. Примерная тематика рефератов: 1. История и современное состояние русского литературного языка.
2. Культура общения в научной среде. 2.1. История формирования научного стиля речи. 2.2. Московская школа академического красноречия: Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский и др. 2.3. Петербургская школа академического красноречия: Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др. 2.4. Выдающиеся ученые Горного института: А.П. Карпинский, Н.И. Кокшаров, Г.А. Иосса, К.Ф. Бутенев, В.Е. Грум-Гржимайло и др. 2.5. Активные способы образования терминов в русском языке. 3. Культура общения в деловой среде. 3.1. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка. 3.2. История российского предпринимательства и деловая культура. 3.3. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект. 3.4. Национальные особенности делового общения. 3.5. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.) 4. Русская публичная речь: история и современность. 4.1. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского. 4.2. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова. 4.3. Традиции парламентского красноречия в России: П.А. Столыпин, П.Н. Милюков, В.М. Пуришкевич, В.Н. Набоков и др. 4.4. Психологические проблемы взаимодействия оратора и аудитории. 4.5. Ораторский страх и пути его преодоления. 4.6. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда) 4.7. Типы ораторов. 4.8. Язык жестов оратора. 4.9. Техника речи оратора. 4.10. Тренировка памяти оратора. 8.2. Примерная тематика убеждающих речей: 1. Должен ли каждый человек заниматься спортом? 2. Должны ли быть границы свободы слова? 3. Нужна ли в России смертная казнь? 4. Зависит ли наше будущее от нашей учебы? 5. Хорошо ли жить в большом городе? 6. Есть ли будущее у маленьких городов? 7. Нужно ли человеку много денег? 8. Защитит ли личное оружие? 9. Нужно ли бороться с курением? 10. Надо ли нам учиться у Запада? 11. Планировать жизнь или пустить все на самотек? 12. Выгодно ли работать за границей? 13. Интернет изменил мир? 14. Нужен ли Петербургу статус столицы? 15. Нужен ли студенту автомобиль? 16. Способна ли тюрьма исправить? 17. Важно ли в жизни умение одеваться? 18. Нужно ли в школе преподавать Закон божий? 19. Когда лучше обзаводиться семьей? 20. Кто в доме хозяин? 21. Брак по расчету или по любви? 22. Легко ли принимать решение за всех? 23. Красит ли место человека? 24. Заслуживает ли реклама доверия? 25. Беспризорные животные: что с ними делать? 26. Сколько иностранных языков нужно знать современному человеку?27. Все ли продается? 28. Есть ли будущее у клонирования? 29. Путь к успеху: все ли средства хороши? 30. Можно ли по речи судить об интеллигентности человека? 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. — М.: Логос, 2001. 2. Данцев А.А., Нефедова Н.Ф. Русский язык для технических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 3. Основы деловой коммуникации: Учебное пособие по русскому языку и культуре речи / Д.А. Щукина, Е.В. Атаева, О.Е. Беспалова, О.Н. Бондарева, О.Г. Згурская, Н.А. Егоренкова, Е.А. Колесова, Н.В. Науменко, И.В. Мальцев, С.А. Рассадина, Т.М. Синельникова. – СПб, 2011. 4. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля./ Под ред. проф. И.Г. Проскуряковой. — М., 2005. 5. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова и др. — СПб: СПГГИ, 2002. 6. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1,2. – СПб: СПГГИ (ТУ), 2006. б) дополнительная литература 1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика — М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 3. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М.: Центрполиграф, 2001. 4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. – М.: Экономическая литература, 2003. 5. Основы русской деловой речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. В.В. Химика. – СПб: Златоуст, 2012. 6. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 2008. 7. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. – М., 2008 8. Стернин И.А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2003. в) программное обеспечение Для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» специфического программного обеспечения не требуется. Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. 2. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильности русской речи: стил. словарь вариантов – М., 2004. 3. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. 4. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. 5. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. – в 2-х тт. – М., 2003. 6. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. 7. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. / Скляревская Г.А. – М., 2005. 8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. – М., 2004. Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам: Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/ Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лекции и практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Дисциплина «Русский язык и культура речи» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению. При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Нормативный аспект русской речевой культуры, 2. Культура русской научной и деловой речи, 3. Риторика. Культура устной публичной речи. Возможны два модуля: 1. Нормативный аспект научной и деловой речи, 2. Риторика. Культура устной публичной речи. Рекомендуется сопровождать лекции по данной дисциплине мультимедийными презентациями. В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах (см. раздел 8.1); студентам предлагаются также задания по подготовке к выступлению с убеждающей речью (см. раздел 8.2). Работа по аннотированию и реферированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, ясно и сжато излагать содержание научного текста. Оценки за реферат и выступление с докладом, а также оценки за аннотацию, тезисы, отзыв о выступлении, оформление различных жанров служебных документов (резюме и / или заявление) рассматриваются в качестве текущего контроля успеваемости студентов. Дифференцированный зачёт как вид промежуточной аттестации выставляется по суммарному результату выполнения следующих работ: 1) реферат, 2) тезисы, 3) выступление с докладом, 4) оформление служебного документа (резюме), 5) письменная работа по содержанию лекционного курса. Разработчики: профессор кафедрырусского языка и литературы Д.А. Щукинадоцент кафедры русского языка и литературы Н.А. Егоренкова |
Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... | Новороссийский филиал Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 32 с | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Направление подготовки (специальности): 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов | Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гсэ цикла студентам очной формы обучения по направлению... | Русский язык и культура речи Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... | ||
Методическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности... Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» | Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ||
Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам |