МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно–технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии
-
|
Утверждаю
Декан факультета промышленности и транспорта
Спирин А.В.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
|
|
Утверждаю
Декан заочного факультета
Дребнева И.М.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
|
рабочая программа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ» Направление подготовки: 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Профиль подготовки: Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча)
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная Бузулук 2011
Рецензент
Рабочая программа дисциплины «Экология» /Сост. Н.А. Коршикова – Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2011. - 20с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части естественнонаучного цикла студентам очной, заочной полной и сокращённой форм обучения по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов в 3,1 и 2 семестрах соответственно.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» декабря 2009 г. № 706;
Составитель ___________________ Н.А. Коршикова
31 августа 2011 г.
© Коршикова Н.А., 2011
© БГТИ (филиал) ОГУ,2011
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины… ……………… …………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………..
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины..........
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля) …………………….
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины.......................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины................. ........................................................
| 7
| 4.3
| Лабораторные работы………………………………………………..
| 8
|
|
|
| 4.4
| Практические занятия (семинары)……………………………………
| 8
| 4.5
| Курсовой проект (курсовая работа)
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.6
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…….
| 9
| 5
| Образовательные технологии........................... ....................................
| 9
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ………………………………………………….
| 10
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации....................................................................
|
10
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины .............. …………
| 15
| 7.1
| Основная литература……… ……………………….............................
| 15
| 7.2
| Дополнительная литература…………… ……………………….........
| 15
| 7.3
| Периодические издания.....……………… ……………….……...........
| 15
| 7.4
| Интернет-ресурсы...................... ............................................................
| 15
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ………...…........
| 16
| 7.6
| Методические указания к практическим занятиям………………….
| 16
| 7.7
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы
| 16
| 7.8
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................................................
| 16
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……….............
| 16
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..……...........
| 17
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: изучить особенности функционирования процесса природоохранной деятельности в условиях исчерпаемости природных ресурсов и проблемы загрязнения природной среды
Задачи: изучить теоретические основы экологии; изучить влияние промышленности и транспортных коммуникаций на устойчивое социально-экономическое развитие регионов, обеспеченности транспорта топливно-энергетическими, минеральными и другими природными ресурсами. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к базовой части учебного цикла - Б2 Ественнонаучного цикла.
Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании основ школьных курсов химии и биологии.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: безопасность жизнедеятельности, проектирование предприятий сервиса ТиТТМО, сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации ТиТТМО.
Курс «Экология» во взаимодействии с другими естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих специалистов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной и естественнонаучной подготовки.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурные компетенции (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
б)профессиональные компетенции (ПК): владеет знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов (ПК-12). В результате изучения дисциплины «Экология» студент должен
Знать:
- структуру экологии;
- теоретические основы промышленно-транспортной экологии;
- об управлении рациональным природопользованием;
- методы предотвращения загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов при реализации жизненных циклов объектов транспорта с использованием малоотходных и ресурсосберегающих технологий, включая биотехнологии.
Уметь:
- определять приоритеты при обосновании методов и средств охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- владеть рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации во всем спектре экологических дисциплин;
-обосновывать экономическую эффективность реализуемых мероприятий, рассчитывать реальный экологический ущерб;
-решать оптимизационные задачи, связанные с минимизацией проектно-экологического риска и потенциального ущерба природной среды.
Владеть:
-рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации во всем спектре экологических дисциплин.
Приобрести опыт работы с современными приборами и оборудованием для проведения исследований, применять полученные знания для проведения производственно деятельности. 4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма
текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль I
| 1
| Введение
| Предмет изучения дисциплины. История развития экологии. Предмет экологии. История развития экологии. Содержание, предмет и задачи экологии.
| ДЗ, Т
| Модуль II
| 1
| 2
| 3
| 4
| 2
| Биосфера: определение и структура
| Структура Биосферы. Факторы и среды и общие закономерности их действия на организм. Жизненные формы организмов. Внутривидовые и межвидовые взаимодействия в популяциях, гомеостаз и экологические стратегии. Биоценозы. Экосистемы.
| ДЗ, Т
| Модуль III
| 3
| Антропогенное воздействие на биосферу
| Антропогенные воздействия на атмосферу. Антропогенные воздействия на гидросферу. Антропогенные воздействия на растительность. Антропогенные воздействия на животных.
| ДЗ, Т, РГЗ
| Модуль IV
| 4
| Методы управления рациональным природопользованием
| Экологический прогноз и прогнозирование. Моделирование природных процессов времени экологических проблем. Экологический мониторинг. Оценка качества ОС. Экологическая аттестация и паспортизация. Экологическая экспертиза.
| ДЗ, Т
|
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Для очной формы обучения.
Вид работы
| Трудоёмкость, часов
| 3 семестр
| Всего
| 1
| 2
| 3
| Общая трудоёмкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа
| 36
| 36
| Лекции (Л)
| 18
| 18
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
| Самостоятельная работа:
| 36
| 36
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 36
| 36
| 1
| 2
| 3
| Самоподготовка:
- проработка и повторение лекционного материала и материала учебников;
- подготовка к практическим занятиям
- подготовка к тестированию
| 36
14 12
10
| 36
14 12
10
| Вид итогового контроля
| Зачёт
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Для заочной формы обучения (сокращенная форма обучения).
Вид работы
| Трудоёмкость, часов
| 2 семестр
| Всего
| 1
| 2
| 3
| Общая трудоёмкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа
| 8
| 8
| Лекции (Л)
| 2
| 2
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| 6
| 6
| Самостоятельная работа:
| 59,5
| 59,5
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 59,5
| 59,5
| Самоподготовка:
-контрольная работа (К);
-проработка и повторение лекционного материала и материала учебников;
-подготовка к практическим занятиям;
-подготовка к тестированию
|
15
14 15
15,5
|
15
14 15
15,5
| Вид итогового контроля
| Зачёт
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (72 часа). Для заочной формы обучения.
Вид работы
| Трудоёмкость, часов
| 1 семестр
| Всего
| 1
| 2
| 3
| Общая трудоёмкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа
| 8
| 8
| Лекции (Л)
| 4
| 4
| Лабораторные работы (ЛР)
| 4
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 59,5
| 59,5
| 1
| 2
| 3
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 59,5
| 59,5
| Самоподготовка:
- контрольная работа (К)
- проработка и повторение лекционного материала и материала учебников;
- подготовка к практическим занятиям
- подготовка к тестированию
|
15
14 15
15,5
|
15
14 15
15,5
| Вид итогового контроля
| Зачёт
| |