Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов»





Скачать 290.35 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов»
страница1/2
Дата публикации26.11.2014
Размер290.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно–технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.




“________”____________________201… г




рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экология грибов»




Направление подготовки

020400.62 – Биология




Профиль подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011
Рецензент: к.б.н., доцент кафедры биологии М.С.Малахова

Рабочая программа дисциплины «Экология грибов» /сост. Т.А. Сманцер – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 18 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам (полного и сокращенного сроков обучения) очной формы обучения по направлению подготовки 020400.62 Биология в 6 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.


Составитель ___________________ Т.А.Сманцер

« » 2011г.





© Сманцер Т.А., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011

Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО…....………..…………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины…........

4

4

Содержание и структура дисциплины …………..…………………….

4

4.1

Содержание разделов дисциплины…......................................................

6

4.2

Структура дисциплины….........................................................................

6

4.3

Лабораторные работы………………………………………………....

9

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины………….……….

9

4.5

Курсовой проект…………………………………………………………

9

5

Образовательные технологии..................................................................

9

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………


9

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации......................................................................


10

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)...................

16

7.1

Основная литература……………………………………….....................

16

7.2

Дополнительная литература………………………………………….....

16

7.3

Периодические издания.....…………………….…………......................

17

7.4

Интернет-ресурсы.....................................................................................

17

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………….....

17

7.6

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ..............................................................


17

7.7

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ……………………………………….


17

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………...............

17




Лист согласования рабочей программы дисциплины……....................

18


1 Цели и задачи освоения дисциплины



Целью освоения дисциплины «Экология грибов» является получение всесторонних знаний о грибах как важнейших компонентов природных экосистем.

Задачей курса экологии грибов является изучение следующих вопросов:

  • участие в полевых и лабораторных работах

  • участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы;

  • участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды.


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
«Экология грибов» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла – Б 3.2.12.6.1.

Курс «Экология грибов» является необходимым компонентом образования при формировании у студента естественнонаучного мышления в процессе обучения. В настоящее время экология грибов представляет одну из наиболее захватывающих и быстро прогрессирующих областей биологической науки. Ей принадлежит объединяющая роль в отношении разных биологических наук, она создает основу интеграции для ботаники, микологии, эволюционных и экологических исследований, цитологии и гистология.

«Экология грибов» изучает особенности грибов как важнейших компонентов природных экосистем.

Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании курсов ботаники низших растений, систематики высших растений, общей биологии.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • паразитология;

  • экология популяций и сообществ.


3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19)

б) профессиональных (ПК): демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • место грибов в системе живой природы

  • морфо-биологическую характеристику каждой изучаемой группы

  • адаптивную характеристику каждой экологической группы

Уметь:

  • отличать ядовитые виды грибов своей местности

  • использовать виды изучаемых организмов в биоиндикации и мониторинге окружающей среды.,

Владеть:

Методами обработки биоматериала для приготовления препаратов клеток и тканей; техникой описания наблюдаемых явлений и фактов; примененением полученных знаний в своей деятельности.

Приобрести опыт деятельности:

    • исследовательской работы по изучению строения растительных и животных организмов,

    • физиологических процессов, происходящих в организмах.


4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

Модуль 1

1

Современная система грибов. Общая характеристика грибов.

Историческая справка о месте грибов в системе живой природы 18-20 видов. Строение, питание, рост, размножение грибов, жизненные циклы.

Коллоквиум

Модуль 2

2

Экология грибов. Грибоподобные организмы.

экологические группы грибов по питанию, субстрату. краткая характеристика миксомицетов и оомицетов, их экологические особенности

Контрольная работа

Модуль 3

3

Сумчатые грибы – общая характеристика.

Строение, размножение, цикл развития. Классификация сумчатых.

Тестовая работа

4

Паразитические сумчатые грибы.

Сапротрофные сумчатые грибы.

Представители из разных классов и порядков, вызывающие заболевания растений и человека. Сапротрофные представители голосумчатых (дрожжи) и плодосумчатых – макромицеты.

Контрольная работа

Модуль 4

5

Базидиальные грибы

Общая характеристика, строение, размножение, цикл развития, классификация.

Тестовая работа

6

Базидиальные грибы – паразиты.

Базидиальные грибы – ксилотрофы.

Базидиальные грибы – симбиотрофы.

Головневые и ржавчинные – циклы развития. Характеристика афиллофоравных (трутовиковых) и агариковых, обитающих на древесине. Микоризные грибы-микромицеты: Болетальные, Руссулальные.

Гастеромицеты. Гетеробазидиальные

Коллоквиум

4.2 Структура дисциплины
4.2.1 Структура дисциплины для студентов полного срока обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра 6

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

36

36

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

18

18

Самостоятельная работа:

36

36

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

Самоподготовка

-проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий;

-подготовка к лабораторным занятиям;

-подготовка к тестированию

6

16

3

3

6

6

16

3

3

6

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


4.2.2 Структура дисциплины для студентов сокращенного срока обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).


Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра 6

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

-

-

Лекции (Л)

-

-

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

-

-

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

Самоподготовка

-проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий;

-подготовка к лабораторным занятиям;

-подготовка к тестированию

-

-

Переаттестация

72

72

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен



Разделы дисциплины, изучаемые в 6 семестре студентами полного срока обучения




Наименование раздела

Количество часов

всего

Аудиторная работа

внеаудит работа

Л

ЛР




1

2

3

4

5

6

1

Современная система грибов. Общая характеристика грибов.

8

2

2

4

2

Экология грибов. Грибоподобные организмы.

12

3

3

6

3

Сумчатые грибы – общая характеристика

12

3

3

6

4

Паразитические сумчатые грибы.

Сапротрофные сумчатые грибы.

12

3

3

6

5

Базидиальные грибы

12

3

3

6

6

Базидиальные грибы – паразиты.

Базидиальные грибы – ксилотрофы.

Базидиальные грибы – симбиотрофы.



16



4



4



8




ИТОГО:

72

18

18

36

4.3 Лабораторные работы (для студентов полного срока обучения)


№ п/п

№ раздела


Наименование тем

Кол-во часов

1

3

Сумчатые грибы

2

2

3

Голосумчатые – дрожжи; Тафриновые.

3

3

3

Плодосумчатые грибы

2

4

4

Плектомицеты; Пиреномицеты; Грибы – плесени; Паразитические сумчатые;

5

5

5

Базидиальные грибы

2

6

6

Головневые грибы; Ржавчинные грибы; Парадии бизидиомицетов; Гименомицеты; Гастеромицеты

4

Итого

18


4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного срока обучения

№ раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

2

Общая характеристика грибов

9

2

Грибоподобные организмы

8

5

Сумчатые грибы

10

6

Базидиальные грибы

9

Итого

36

4.5 Курсовой проект

(учебным планом не предусмотрен)

5 Образовательные технологии

Применение активных методов обучения: дискуссии, лекции и лабораторные занятия с использованием мультимедийных средств обучения.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: написание рефератов, создание компьютерных презентаций.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Вид занятия

(Л, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

Л

Лекция-дискуссия: «Современная система грибов. Общая характеристика грибов.»

2

Л

Лекция с заранее запланированными ошибками: «Экология грибов. Грибоподобные организмы».

2

Л

Проблемная лекция: «Базидиальные грибы – паразиты»

2

ЛР

Лабораторная работа малыми группами «Плектомицеты; Пиреномицеты; Грибы – плесени; Паразитические сумчатые»

2

ЛР

Лабораторное занятие с затрудняющими условиями «Паразитические сумчатые грибы.

Сапротрофные сумчатые грибы»

2

ЛР

Выполнение виртуальной лабораторной работы и ее обсуждение «Головневые грибы; Ржавчинные грибы; Парадии бизидиомицетов; Гименомицеты; Гастеромицеты»

2

Итого:

12


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Итоговый формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов полного срока обучения является зачет. Зачет проводится по балльно-рейтинговой системе, которая предполагает накопление баллов за выполненную работу как аудиторную, так и внеаудиторную (самостоятельная работа, научно-исследовательская).

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний по дисциплине: дайте определения следующих терминов

  1. Плазмодий

  2. Ризомицемий

  3. Склероций

  4. Ризоморфы

  5. Конидии

  6. Пряжки

  7. Плектенхима

  8. Плазмодиофора

  9. Ксилотрофы

  10. Копротрофы

  11. Сапротрофы

  12. Карботрофы

  13. Герботрофы

  14. Симбиотрофы

  15. Эктомикориза

  16. Голосумчатые

  17. Плодосумчатые

  18. Соматогамия

  19. Гаметангиогамия

  20. Дикарион

  21. Клейстотеций

  22. Апотеций

  23. Гломовые

  24. Первичный мицелий

  25. Головня

  26. Устомицеты

  27. Гименомицеты

  28. Гименофор

  29. Пиреномицеты

  30. Афиллофоровые

  31. Эцидий

  32. Гетеробазидия

  33. Изидии

  34. Сорали

  35. Фикобионт

  36. Гетеромерное слоевище

  37. Эпигейные виды

  38. Эпиксильные виды

  39. Накипный таллом

  40. Лихеноиндикация



Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний.

1. В чем сходство грибов и растений?

1)они создают органические вещества из неорганических.

2)они не могут активно передвигаться.

3)их клетки имеют хитиновую оболочку.

4)они имеют хорошо развитую корневую систему.

2. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве?

1) поглощает воду, минеральные соли и органические вещества

2) образует споры, участвующие в размножении.

3) участвует в образовании половых клеток.

4) формирует корневые волоски

3. Грибы с помощью гифов, проникающих в клетки корней деревьев, получают от растения.

1)воду 2)витамины 3)органические вещества 4)минеральные соли.

4. Грибы, как и животные

1)всасывают минеральные вещества с помощью гиф.

2)питаются готовыми органическими веществами.

3)ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор.

4)растут в течение всей жизни

5. Какие организмы вступают в симбиоз с деревьями и обеспечивают их водой и минеральными веществами?

1)шляпочные грибы 2)плесневые грибы 3)дрожжи 4)бактерии

6. Хлоропласты не содержатся в клетках

1)тополя белого 2)белого гриба

3)сфагнума (белого мха) 4)листьев свеклы

7. К какому царству относят организм, тело которого представляет собой мицелий, состоящий из гиф?

1)растений 2)бактерий 3)грибов 4)лишайников

8. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

1)разных по строению и функциям клеток 3)различных тканей

2)плотно переплетенных гиф 4)специфических органов

9. Главная функция плодовых тел шляпочных грибов —

1)обеспечение клеток гриба минеральными веществами

2)снабжение гриба органическими веществами

3)вегетативное размножение частями шляпки

4)образование спор для размножения

10. Белый гриб в биогеоценозе леса

1)разрушает органические вещества до минеральных

2)вступает в симбиоз с корнями деревьев

3)обогащает почву перегноем

4)служит индикатором загрязнения окружающей среды

11. Расщепление мертвых органических остатков до минеральных в биогеоценозе осуществляют

1)плесневые грибы 2)клубеньковые бактерии

3)грибы-трутовики 4) белые грибы
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconПрограмма учебной дисциплины «Экология»
Представляемая программа учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты составлен с учетом...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология и рациональное природопользование»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экология и рациональное природопользование»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части естественнонаучного цикла студентам очной, заочной полной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология грибов» iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск