Скачать 168.17 Kb.
|
министерство образования республики беларусь Национальный институт образования Медицина экстремальных ситуаций Учебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений Минск, 2009 Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель изучения – расширить знания и сформировать практические навыки, позволяющие оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях, в экстремальных ситуациях во время экскурсий, туристических походов, в оздоровительных загородных лагерях. В этих условиях, когда рядом не окажется медицинского работника, возникнут затруднения с вызовом скорой помощи, здоровье, а иногда и жизнь могут зависеть от окружающих, их профессиональных занятий и умений в области медицины. Пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения особенно важно в современный период, когда в силу ряда причин (последствия катастрофы на ЧАЭС, экологические и психологические проблемы, социально-экономическая ситуация) значительно возрастает количество детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Задачи дисциплины:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны: перечислять:
называть:
Учащиеся должны уметь: оказывать:
• первую помощь при ожогах, отморожениях, поражениях электротоком и молнией;
объяснять:
выполнять практически:
Рекомендуемые формы и методы организации занятий Занятия, на которых изучается теоретический материал, проводятся методом рассказа с использованием схем и плакатов, мультимедийных презентаций. Теоретический материал излагается в объеме, необходимом для осмысления выполнения практических заданий. В начале практических занятий учащимся излагаются правила поведения и меры безопасности в тех или иных ситуациях. На практических занятиях учитель сначала показывает и разъясняет технику выполнения приемов или действий, а затем тренирует обучаемых. Практические занятия нельзя подменить теоретическими. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение (1 час) Медицина экстремальных ситуаций (медицина катастроф) (4 ч) Медицинская характеристика чрезвычайных ситуаций. Понятия чрезвычайная ситуация (ЧС), авария, катастрофа. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные. Поражающие факторы. Категории чрезвычайных ситуаций в зависимости от числа пострадавших. Медицина катастроф. Медико-тактическая характеристика зоны чрезвычайной ситуации. Служба экстренной медицинской помощи в Республике Беларусь. Экстренная медицинская помощь (ЭМП). Служба экстренной медицинской помощи. Организация службы ЭМП. Центры ЭМП в Республике Беларусь. Принципы организации ЭМП в экстремальных ситуациях. Принципы оказания первой помощи. Медицинская сортировка, эвакуация и транспортировка пораженных при чрезвычайных ситуациях. Понятие «медицинская сортировка». Виды медицинской сортировки. Сортировочные признаки, сортировочные группы. Медицинская эвакуация. Очередность медицинской эвакуации. Общие правила переноса пострадавших. Положения при транспортировке. Способы выноса пострадавших. Обеспечение безопасности пострадавшего при переносе и транспортировке. Оказание экстренной медицинской помощи при травмах и несчастных случаях (28 часов) Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Восстановление проходимости дыхательных путей. Правила и приемы сердечно-легочной реанимации при клинической смерти. Основные способы искусственного дыхания. Чем опасен травматический шок? Травматизм и его профилактика. Причины развития травматического шока, его основные признаки. Распространение травм среди взрослого населения и детей. Профилактика травматизма. Безопасное поведение. Особенности оказания первой помощи при травмах головы. Понятия о закрытых повреждениях черепа и головного мозга (сотрясение, ушиб, сдавление) и открытых (непроникающие и проникающие). Признаки, осложнения, первая помощь. Особенности иммобилизации и транспортировки. Особенности оказания первой помощи первой помощи при повреждении лор-органов. Травматические повреждения лор-органов (носа, глотки, уха), попадание инородного тела в дыхательные пути, нос, наружный слуховой проход. Первая помощь. Особенности оказания первой помощи при повреждении позвоночника и спинного мозга. Повреждения позвоночника, спинного мозга: не осложненные и осложненные. Признаки, объем первой помощи. Особенности иммобилизации и транспортировки. Особенности оказания первой помощи при травмах грудной клетки. Повреждения грудной клетки: не осложненные и осложненные. Признаки, объем первой помощи. Особенности иммобилизации и транспортировки. Особенности оказания первой помощи при повреждении органов брюшной полости. Закрытые и открытые повреждения брюшной стенки. Закрытые и открытые повреждения органов брюшной полости. Признаки, первая помощь. Особенности оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей. Правила и объем первой помощи при закрытых и открытых переломах костей. Временная иммобилизация. Особенности переломов у детей. Почему любое кровотечение является опасным для жизни? Виды и характеристика кровотечений. Опасные кровотечения у детей и взрослых. Основные признаки острого малокровия (анемия). Основные способы временной остановки наружных и внутренних кровотечений. Вы оказались на месте дорожно-транспортного происшествия или железнодорожной катастрофы. Что делать? Особенности травматизма при транспортных авариях. Особенности оказания первой помощи пострадавшим при транспортных происшествиях. Техника безопасности. Особенности оказания первой помощи пострадавшим при пожарах и взрывах. Причины и первая помощь при термических ожогах, профилактика. Отравления продуктами горения и другими химическими веществами. Какая первая помощь будет оказана пострадавшему, после того как его извлекут из-под обломков здания? Первая помощь при синдроме длительного сдавления. Основные симптомы. Первая помощь. Особенности оказания первой помощи пострадавшим при стихийных бедствиях Поражающие факторы при наводнениях. Оказание первой помощи. Медицинские последствия сильной жары и сильных морозов. Первая помощь. Первая помощь при поражении химическими веществами. Острые и хронические отравления химическими веществами. Действие яда на организм. Первая помощь при поражении химическими веществами. Чем опасно попадание разряда молнии в человека? Поражение атмосферным электричеством. Медико-биологические особенности поражения атмосферным электричеством. Виды травм при поражении молнией. Неотложная помощь. Профилактика. Как обезопасить себя от укусов животными, отправляясь в лес, поход, на дачу? Основные признаки и оказание первой помощи при укусах животными. Общая характеристика ситуаций, при которых происходят укусы животных. Профилактика. Насколько могут быть серьезными и опасными боли в животе? Перечень заболеваний и травм, входящих в группу «острого» живота. Основные симптомы «острого» живота. Первая помощь при «остром» животе или подозрении на него. Понятие о перитоните. Особенности оказания экстренной медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшему на месте происшествия. Осмотр места происшествия. Первичный осмотр пострадавшего – присутствие сознания, проходимость дыхательных путей, частота пульса и дыхания, временная остановка наружного кровотечения, иммобилизация переломов. Вызов «скорой помощи». Вторичный осмотр (опрос, выявление нарушений дыхания и пульса, наличие ран, ожогов). Меры личной безопасности при оказании помощи. Что нужно знать, открывая аптечку? Особенности хранения и применения лекарственных средств в домашних условиях. Правила приема медикаментов. Какие факторы могут усугубить действие экстремальных ситуаций на здоровье? Понятие «здоровье». Факторы, определяющее здоровье. Внешнесредовые факторы, определяющие здоровье: физические, химические, биологические, социально-психологические. Практические занятия:
Обсуждение рефератов (2 часа). Обобщение материала (1 час). ЛИТЕРАТУРА (для учителей)
ЛИТЕРАТУРА (для учащихся)
|
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | ||
Программа факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа... | Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по... В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор | ||
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. Ведущая роль в достижении... | Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... | ||
Рабочая учебная программа по музыке для V-IX классов общеобразовательных... Кабалевского Д. Б. для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение»,2010 г) и в соответствии с планом... | Программа факультативных занятий польский язык для I-XI классов общеобразовательных... Важную роль в решении данных проблем играет изучение польского языка, который выступает в качестве инструмента всестороннего информационного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... | Рабочая учебная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной... Программа по мини футболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативных занятий «Логические задачи» предназначена для учащихся 5 классов. Программа посвящена рассмотрению ряда... | Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 У 93 Основы исследовательской деятельности: учебная программа для профильных классов общеобразовательных учреждений / А. А. Ушаков.... | ||
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... «Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной» | ПОЛОЖЕНИЕ олимпиады по физической культуре «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | ||
Издания гоу «пгиро» Журналы «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе... Министерства образования и науки рф, авторской программы для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М. С. Соловейчик,... |