Скачать 344.13 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ПРОГРАММА факультативных занятий ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК для I-XI классов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Минск 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящие в Республике Беларусь и мировом пространстве социально-экономические процессы оказывают большое влияние на систему образования и ученика, который должен стать зрелой, поликультурной личностью, самоопределиться в реализации своих возможностей и уметь взаимодействовать с субъектами разных языков и культур. Важную роль в решении данных проблем играет изучение польского языка, который выступает в качестве инструмента всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей. Обучение польскому языку в системе общего среднего образования предполагает:
Обучение польскому языку осуществляется на основе коммуникативно-когнитивного, личностно-ориентированного подходов. Принципами построения факультативных занятий «Польский язык» являются:
Главная цель обучения польскому языку – развитие коммуникативной компетенции учащихся, предполагающей способность их к межкультурному общению и возможность адаптироваться в иной социальной среде. Факультативные занятия «Польский язык» направлены также на образование, развитие и воспитание школьников, что предполагает постановку и достижение образовательной, воспитательной, развивающей и практической целей. Реализация образовательной цели состоит в формировании у учащихся умения планировать свое коммуникативное поведение и осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку; расширении кругозора и обогащении индивидуального познавательного опыта; развитии филологических способностей, осмыслении особенностей родной культуры и истории; практическом владении польским языком как эффективным средством общения. Реализация воспитательной цели предполагает воспитание у учащихся культуры мышления, формирование у них качеств, необходимых для успешного взаимодействия в условиях общения на польском языке (тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к субъектам общения, толерантность, установка на поиск того, что объединяет людей; сотрудничество и др.), системы нравственных и эстетических взглядов, значимых для межкультурной коммуникации; обеспечение эффективной адаптации в иноязычной среде. Реализация развивающей цели предусматривает развитие духовного потенциала личности, речемыслительных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных способностей, формирование способов деятельности в области предмета (на межпредметном уровне), «выращивание» качеств культурной личности. Практическая цель предполагает обучение школьников общению на польском языке в пределах материала, предусмотренного программой, в единстве всех его функций (коммуникативной, познавательной, экспрессивной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной); подготовке учащихся к использованию польского языка в устной и письменной формах в основных сферах будущей профессиональной деятельности. Содержательный аспект факультативных занятий «Польский язык» представлен единством предметного и эмоционально-ценностного компонентов. Содержание обучения польскому языку включает сферы общения и их предметно-тематическое содержание, требования к практическому владению видами речевой деятельности, языковой материал. Эмоционально-ценностный компонент содержания включает совокупность отношений личности к языковому и культурному наследию страны изучаемого языка, процессу и способам овладения им с целью совершенствования коммуникативных навыков, посредством переживания ситуаций общения, рефлексии, самоопределения. Построение факультативных занятий с учетом единства предметного и эмоционально-ценностного компонентов будет способствовать приобретению учащимися опыта, необходимого в межкультурной коммуникации. Содержание обучения польскому языку реализуется в методической организации лингвистического и экстралингвистического материала с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов, лингвистического и социального опыта, психологических и психолингвистических особенностей усвоения польского языка в сопоставлении с родным. Отбор и организация учебного материала предусматривает непрерывное концентрическое накопление знаний, поэтапное формирование умений и навыков на основе опоры на учебно-познавательный, социокультурный и личностный опыт учащихся с учетом характера переноса на уровне речемыслительной деятельности, общеучебных умений и навыков и др. Комплексные характеристики, выражающие нормы и требования к овладению польским языком и определяющие степень реализации целей и задач факультативных занятий, задаются через компетенции. В качестве главной интегративной компетенции выступает коммуникативная, в состав которой входят: языковая, речевая, социокультурная, учебно-познавательная и компенсаторная компетенции. Языковая компетенция представляет собой совокупность знаний о правилах функционирования языковых средств в речи (фонетических, орфографических, грамматических, лексических) и навыков их использования в коммуникативных целях. Речевая компетенция - совокупность навыков и умений речевой деятельности (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо), знаний норм речевого поведения; приобретение на этой основе опыта их использования в построении высказываний и понимания смысла высказываний носителей языка. Учебно-познавательная компетенция - совокупность общих и специальных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы по овладению польским языком. Социокультурная компетенция - совокупность знаний о национально-культурной специфике страны изучаемого языка и умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой; умение представлять свою страну и особенности ее культуры в условиях диалога культур. Компенсаторная компетенция - совокупность умений и навыков использования вербальных и невербальных средств для решения коммуникативных задач в условиях дефицита языковых средств. Обучение польскому языку в средней общеобразовательной школе предусматривает практическое владение изучаемым языком как средством общения в ситуациях, требующих использования польского языка во взаимодействии, как с его носителями, так и с лицами, использующими его в качестве дополнительного средства межнационального общения. Требования к практическому владению видами речевой деятельности на польском языке Обучение польскому языку как средству общения предполагает овладение всеми видами речевой деятельности: говорением, восприятием иноязычной речи на слух, чтением и письмом. Восприятие и понимание речи на слух Умение воспринимать иноязычную речь на слух предполагает формирование навыков и умений понимания монологической и диалогической речи в непосредственном живом общении, а также в типичных формах ее предъявления в средствах массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, видео, фонозапись), в разговоре по телефону и др. Говорение Овладение диалогической формой говорения состоит в умении реализовывать ситуацию диалогического общения в рамках определенной программой проблематики, в умении выбирать соответствующие коммуникативной задаче высказывания, реплики с учётом характера диалога (вопрос – ответ, обмен мнениями, информацией, согласование действий и др.), а также характера межличностного и межролевого взаимодействия. Монологическая форма говорения предусматривает формирование у учащихся навыков и умений монологического высказывания разных типов (сообщение, повествование, описание, объяснение, рассуждение) в типичных сферах и ситуациях общения с ориентацией на разных адресатов (одноклассника, зарубежного сверстника, учителя, родителей, незнакомого на улице и др.). Чтение Овладение чтением предполагает формирование навыков техники чтения, навыков и умений ознакомительного, просмотрового и изучающего чтения текстов художественного, научно-популярного и публицистического характера, а также печатных материалов рекламного и бытового назначения. Письмо, письменная речь Формирование навыков письменной речи ставит целью усвоение орфографических навыков, умения записывать текстовый материал, выполнение упражнений и других учебных заданий в письменной форме (написание письма, заполнение анкеты и оформление наиболее распространенных типов деловых бумаг и др.), а также выражение мыслей в письменной форме. Овладение практическими навыками говорения предполагает развитие у учащихся - умения выбирать адекватную речевую форму для выражения приветствия, просьбы, прощания, благодарности и др. с учетом ситуации общения (формальная / неформальная) и социально-психологических особенностей собеседника (статус, возраст, пол, профессия, степень знакомства и др.); - владения невербальной системой коммуникации, принятой в стране изучаемого языка (специфические жесты, поза, движения тела, мимика и др.); - умения устанавливать контакт с собеседником (обратиться, представиться, предложить и др.); - способности правильно декодировать текст высказывания собеседника, задавать вопросы на понимание, уточнение и др.; - умения поддерживать обратную связь в процессе диалога, контролировать и оценивать его продуктивность, при необходимости менять стратегию речевого поведения. Планирование и построение процесса обучения на факультативных занятиях «Польский язык» предполагает использование таких методов и образовательных технологий, которые обеспечивают развитие и формирование у учащихся:
I класс (34 часа) Предметно-тематическое содержание устного общения Сферы общения Этикетное общение: приветствие, знакомство, прощание. Выражение благодарности, желания. Сфера семейного общения: о себе (имя, возраст). Семья: состав, имена, родственные отношения. Сфера учебно-трудового общения: класс, любимые игрушки, животные, сказочные персонажи, школьные принадлежности. Сфера социально-бытового общения: еда (овощи, фрукты, сладости). Природа (поры года). Наш дом. Предметно-тематическое содержание сфер общения
Требования к практическому владению видами речевой деятельности Восприятие речи на слух Учащиеся должны понимать инструкции, связанные с ведением урока; понимать на слух и реагировать на речь учителя (распоряжения и просьбы); понимать сообщения, построенные на программном языковом материале, в предъявлении учителя и в звукозаписи. Говорение.Диалогическая речь: учащиеся должны уметь обмениваться репликами и выражать своё отношение в пределах тематики учебной программы для данного этапа обучения. Примерное количество реплик на каждого собеседника: 1-2. Монологическая речь: учащиеся должны уметь рассказать о себе, своей семье, еде, любимых игрушках, животных, сказочных персонажах. Примерный объем высказывания: 2–3 фразы. Языковой материал Фонетика: овладение всеми звуками польского языка, интонацией повествовательных и вопросительных предложений. Правильное произношение твердых и мягких согласных. Умение делить слова на слоги. Лексика: овладение (продуктивно) 90–100 лексическими единицами. Грамматика:
Co\ kto? To jest? Jakie to jest? Gdzie jest?
8. выражение просьбы через конструкцию: proszę +инфинитив (proszę siadać, powtórzyć); повелительное наклонение глаголов 2 лица множественного и единственного числа (siadaj, słuchaj, nie rozmawiaj, siadajcie....). 9.Числительные от 1–10. Литература:
II класс ( 34 часа). Предметно-тематическое содержание устного общения Сферы общения Этикетное общение: выражение согласия, несогласия, извинения, просьбы. Сфера семейного общения: о себе (имя, фамилия, возраст), место жительства членов семьи, их занятия и профессии. Уважительное отношение к старшим. Сфера учебно-трудового общения: школа, школьные предметы. Элементы книги (обложка, переплет, страница, название). Сфера социально-культурного общения: посещение зоопарка. Каникулы. Мой родной край. Сфера социально-бытового общения: еда (основные продукты питания). Время суток, дни недели. Домашние животные. Предметно-тематическое содержание сфер общения:
Требования к практическому владению видами речевой деятельности. Восприятие речи на слух Учащиеся должны понимать речь учителя по ходу ведения урока и звукозапись учебного материала, предъявленного в естественном темпе. Длительность звучания – до 0,5 мин. ГоворениеДиалогическая речь. Учащиеся должны уметь вести диалог с учителем и другим собеседником в пределах изучаемой тематики с использованием фраз этикетного общения. Высказывания каждого собеседника должны содержать не менее 5-ти реплик. Тип диалога: запрос информации, ответ – реакция. Монологическая речь. Учащиеся должны уметь делать сообщение о себе, своей семье, школе, любимых животных, еде. Примерный объем высказывания – 4 фразы. ЧтениеУчащиеся должны знать буквы алфавита, звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном программном языковом материале. Объем текста – 50-70 печатных знаков. Письмо Учащиеся должны уметь писать буквы алфавита и слова лексического минимума для данного класса с учётом требований к каллиграфическому письму. Тематика для чтения. Сказки, рассказы о семье, школе, животных. Языковой материал Фонетика. Правильное произношение звуков, мягких и твердых согласных. Соблюдение интонации утвердительных и вопросительных предложений. Лексика. Овладение (продуктивно) 200-250 лексическими единицами (с учетом ранее усвоенных) в пределах заданной тематики. Грамматика.
Литература:
III класс (35 часов) Предметно-тематическое содержание устного общения Этикетное общение: выражение согласия (несогласия), извинения. Сфера семейного общения: о себе (имя, фамилия, возраст, место жительства). Семья: возраст, место жительства членов семьи, их занятия и профессии. Сфера учебно-трудового общения: моя школа, мой класс (имена, фамилии, место жительства, возраст одноклассников). Дежурство по классу. Школьные предметы. Мой дом (название комнат, мебели, помощь родителям по ведению домашнего хозяйства). Сфера социально-культурного общения: посещение зоопарка. Сфера социально-бытового общения: времена года. Природа. Время суток, дни недели. Домашние животные. Еда (основные продукты питания). Требования к практическому владению видами речевой деятельности Восприятие речи на слух Учащиеся должны понимать речь учителя по ходу ведения урока и звукозапись учебного материала, предъявленного в естественном темпе. Длительность звучания – до 0,5 мин. Говорение Диалогическая речь. Учащиеся должны уметь вести диалог с учителем и другим собеседником в пределах изучаемой тематики с использованием фраз этикетного общения. Тип диалога: запрос информации, ответ – реакция. Примерное количество реплик на каждого собеседника – 2-3. Монологическая речь. Учащиеся должны уметь делать сообщение о себе, своей семье, школе, любимых животных, еде. Примерный объем высказывания – 4 фразы. Чтение Учащиеся должны уметь читать вслух печатный текст с правильным произношением специфических польских звуков (ą, ę, rz, ż, ź, dz, dż, dź) и звуков, отличающихся от аналогичных русских (ł, l, ć, cz, ś, szcz и т.д.) Объем текста – 250 печатных знаков. Письмо Учащиеся должны уметь писать буквы алфавита и слова лексического минимума для данного класса с учетом требований к каллиграфическому письму. Тематика для чтения Сказки, рассказы о семье, школе, животных. Языковой материал Фонетика. Правильное произношение и различие на слух: губных и носовых гласных вместе с асинхроничным произношением (kąt {kont} {dęby {demby}), согласных, записываемых одним графичным знаком (l, f, m); двузнаков (sz, cz, rz, ch); согласных записываемых двумя способами (ż – rz, h – ch), мягких согласных. Лексика. Овладение 250-300 лексическими единицами с учетом ранее усвоенных ЛЕ. Орфография. Овладение алфавитом и практическое его применение. Большая буква в начале предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Запятая при перечислении. Правописание имен и фамилий людей. Правописание слов с неизменяемыми ó, rz. Правописание rz после согласных. Правописание слов с ą и ę в разных позициях. Словарные слова с буквой – h. Грамматика. Согласование имени существительного и глагола в числе. Род существительных. Утвердительные и вопросительные предложения (Co to jest? Kto to jest?). Глагол «być» в качестве глагола связки и в его самостоятельном значении. Литература:
IV класс (35 часов) Предметно-тематическое содержание устного общения Этикетное общение: приглашение, поздравление с днем рождения, праздником. Сфера семейного общения: дни рождения членов семьи. Сфера учебно-трудового общения: урок польского языка. Сфера социально-культурного общения: любимые занятия. Каникулы, праздники. Сфера социально-бытового общения: поры года. Месяцы. Общение с природой. Дом, квартира. Требования к практическому владению видами речевой деятельности. Восприятие речи на слух Учащиеся должны понимать на слух и реагировать на иноязычные высказывания в предъявлении учителя и в звукозаписи в естественном темпе. Длительность звучания – до 1 минуты. |
Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений... Мінц, Н. Д. У свеце фарбаў. Сшытак для практыкаванняў. 1 клас : вучэбны дапаможнік / Н. Д. Мінц. Мінск : Беларусь, 2006 | Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | ||
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | Программа факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа... | ||
Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по... В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Программа... | ||
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. Ведущая роль в достижении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... | ||
Учебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского... | Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы:... Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы... | ||
Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... | Планирование Пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Данное примерное календарно-тематическое планирование учебного материала предназначено для учителей, работающих в X xi классах общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Примерная... Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под... | Итоги проведения пробного регионального единого государственного... «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9кл.» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская к учебнику Русский язык: Учебник... | ||
Тесты по татарскому языку для учащихся 4 классов русскоязычных групп... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы... |