Скачать 0.53 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Е.И.Харитонова. - М.: Дрофа, 2008. - 222 c. Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, А.П.Еремеева и др Программа по русскому языку. 5-9 классы. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Бабайцева В.В. Русский язык. Практика. 9класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю.С. Пичугова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова др.; под ред. Ю.С. Пичугова – 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. Русский язык: Русская речь. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений / Е.Н. Никитина. – 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008, 2009. – 252 с. ISBN 978-5-358-06990-9. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. - Теория. 5-9 кл.: Учеб. для образоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. (164 п.л.) – 205 с. ISBN 978-5-358-04985-7 Рекомендовано: Приказ Минобрнауки России от 19.12.12 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю), из них на развитие речи - 21 час, на контроль усвоения знаний - 4 часа, Рабочая программа имеет целью формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения и способствует решению следующих задач изучения русского языка, отвечающих требованию стандарта: - закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания; -значимые функциональные связи и отношения между частями целого сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; - умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы; -при выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения; -учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями; -учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии на ступени основного общего образования. Новизна программы состоит в том, что в соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Увеличено количество часов на развитие речи с 17 до 20. Межпредметные связи В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Важным является сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия обучающимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное эстетическое, нравственное содержание. Особенности организации учебного процесса проявляются в разнообразных формах и методах организации учебной деятельности, ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка. Активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. При планировании предусмотрены разнообразные формы контроля: - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя» с грамматическим заданием, словарно - орфографический); - тест, контрольный тест; - контрольный тест в форме ЕГЭ; - изложение (подробное, выборочное, сжатое); - самостоятельная работа; - домашняя практическая работа; - устный опрос; - тематический зачет; - списывание (осложненное и неосложненное, с условным пояснением); - сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине); - устное сообщение на лингвистическую тему. Требования к уровню подготовки В результате изучения литературы ученик должен знать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей; - изученные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - давать характеристику героям; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения, соблюдая номы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; - цитировать художественное произведение и героев; - составлять конспект критической и литературоведческой статьи; - писать сочинения по литературным произведениям. Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета Введение. (3ч) Повторение изученного в 5-8 классах. (7ч) Синтаксис словосочетания и простого предложения. Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второсте- пенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления. Контрольная работа – 1 Развитие речи – 4 Основной курс. (43ч) Сложное предложение (1ч) Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения. Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. Сложносочинённое предложение. (8ч) Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. ССП с общим второстепенным членом. Знаки препина- ния ССП. Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. Контрольная работа – 1 Развитие речи – 2 Сложноподчинённое предложение. (20ч) Строение сложноподчинённых предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе т.ч.синтаксиса СПП, владеть Основными синтаксическими нормами современного русского языка. Развитие речи -6 Контрольная работа -1 Сложное бессоюзное предложение. (8ч) Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП. Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. Контрольная работа – 1 Развитие речи – 2 Сложные предложения (СП) с разными видами связи . (5 часов) Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты. Контрольная работа – 2 Развитие речи – 4 Предложения с чужой речью. (8 часов) Способы передачи чужой речи. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования. Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью. Основные способы цитирования. Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции. Контрольная работа – 1 Развитие речи – 1 Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах. (4ч) Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Развитие речи - 2 Литература и средства обучения
ISBN 978-5-906015-07-5
Бисеров А.Ю. ГИА 2013. Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс / А.Ю. Бисеров, И.Б. Маслова. – м.: Эксмо, 2012. – 160 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания). ISBN 978-5-699-57734-7
Технологическая карта контроля
Приложение Вводный контроль Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7 ; В1-В9 Окиньте на карте взглядом середину Сибири — пространство, лежащее у реки Енисей. (2) Этот край, именуемый Красноярским, имеет много природных зон. (3) На юге, где в Енисей вливается Абакан, не хуже, чем в астраханских степях, вызревают арбузы, дыни, томаты. (4) На севере, где Енисей превращается уже в море, олени добывают под снегом скудную пищу и люди живут исключительно тем, что может дать разведение оленей. (5) Тысячи километров с юга на север — степь, лесостепь, широченный пояс тайги, лесотундра, полярная зона. Место нашего интереса лежало на юге Сибири — в Хакасии, где горный Алтай встречает хребты Саяна.
(11)Возвращаясь с таежного "огорода", мы попали в полосу непогоды и надолго засели в поселке геологов в ожидании вертолета. (12) Все, чем можно было заняться в дождь при безделье, было испытано. (13) Четыре раза парились в бане, несколько раз ходили в тайгу к бурильным станам, собирали чернику, снимали бурундуков, ловили хариусов, стреляли из пистолетов в консервную банку, рассказали все байки. (14) И когда стало уже невмочь, заикнулись о лодке, на приколе стоявшей в заводи Абакана. (15) И мы поплыли. (16) Шесть человек и 300 килограммов груза: фотографический сундучок, бочка с бензином, мотор запасной, шесты, топор, спасательные пояса, плащи, ведро соленого хариуса, хлеб, сахар, чай — все вместила видавшая виды абазинская лодка. (17) У страха глаза большие, и, возможно, опасность была не так велика, как кажется новичкам. (18) Но, ей-ей, небо не раз виделось нам с овчинку в прямом и образном смысле. (19) В тесном таежном каньоне Абакан несется, дробясь на протоки, создавая завалы из смытых деревьев, вскипая на каменных шиверах. (20) Наша лодка для этой реки была деревянной игрушкой, которую можно швырнуть на скалы, опрокинуть на быстрине, затянуть под завалы из бревен. (21) Вода в реке не текла — летела! (22) Временами падение потока было настолько крутым, что казалось: лодка несется вниз по пенному эскалатору. (23) В такие минуты мы все молчали, вспоминая родных и близких. (24) Но хвала кормчему — ничего не случилось! (25) Он нигде не дал маху, знал, в какой из проток и в какую секунду свернуть, где скорость держать на пределе, где сбавить, где вовсе идти на шестах; знал поименно скрытые под водой валуны, на которых летели щепы от многих лодок... (26) Как транспортный путь верховье реки Абакан опасно и ненадежно. (27) Но кто однажды этой дорогой в верховьях прошел, тот будет иметь особую точку отсчета в понимании дикой, нетронутой красоты, которой люди коснулись пока лишь глазом. (По В. Пескову) Задания А1-АЗ выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-АЗ даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания AI-A3 обведите кружком. А1 Для чего автор сообщает нам подробности, приведенные в предложениях 3-4: "На юге, где в Енисей вливается Абакан, не хуже, чем в астраханских степях, вызревают арбузы, дыни, томаты. На севере, где Енисей превращается уже в море, олени добывают под снегом скудную пищу и люди живут исключительно тем, что может дать разведение оленей "?
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "недоступный" (предложение 7).
A3 Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является олицетворение. 1) На севере, где Енисей превращается уже в море, олени добывают под снегом скудную пищу и люди живут исключительно тем, что может дать разведение оленей.
А4. Укажите ошибочное суждение
А5 Укажите слово с проверяемой гласной в корне
А6 В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «переход в другое состояние. качество»
А7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правил?
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В1Замените разговорное слово БАЙКА из предл.13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.. В2 Замените словосочетание "деревянной игрушкой" (предложение 20), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. ВЗ Выпишите грамматическую основу предложения 26. В4 Из предложений 17 – 23 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. В5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. У страха глаза большиеи,2 возможно,3 опасность была не так велика4 как кажется новичкам. В6 Укажите количество грамматических основ в предл.4. Ответ запишите цифрой В7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложениями, связанными подчинительной связью
В8 Среди предложений 18-21 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. В9 Среди предложений 19-24 найдите сложное предложение с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной). Напишите номер этого предложения. Ответы:
Критерии: 8б-«2», 9-12-«3»,13-15-«4»,16б-«5» Вариант 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7 В1-В9. (1) Изучение языка для меня не самоцель и даже не цель, а средство. (2) Средство приобщения к духовным ценностям других народов, познания их культуры. (3) Язык ради языка — это не моя стихия. (4) Язык ради познания, язык как ключ к другим мирам и жизням — да. (5) Ради этого имеет смысл затратить время и труд. (б) С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. (7) Первый тип (к которому отношусь и я сам) — это тс, кто любит языки. (8) Для них занятие ими — не мука, не труд даже, а радость. (9) Ко второму типу я отношу людей, которые к самим языкам относятся спокойно или даже равнодушно, но понимают, что без знания языков они не добьются поставленной цели, потому готовы регулярно трудиться над их изучением. (10) Третий тип — это те, кто не прочь позаниматься языком, если только это не будет слишком обременительно, а кроме того, будет результативно. (11) И наконец, четвертая, к сожалению, самая многочисленная, — необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и палец о палец не ударят, чтобы чего-нибудь добиться. (12) Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. (13) Люди четвертого типа, наоборот, ничего не добьются ни при каких условиях. (14) Поэтому в деловых советах, на мой взгляд, нуждаются люди второго и третьего типов. (15) Адресуюсь главным образом к ним. (16) Во-первых, не существует единого, универсального, "лучшего" метода изучения иностранного языка. (17) Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий — кто изучает, какой язык, какой это по счету иностранный язык, какова цель изучения. (18) Отсюда и выбор метода.
(26) И вот об этом важном обстоятельстве, как ни странно, не помнят, его сбрасывают со счетов. (27) Как же можно освоить язык, если не тренироваться, не упражняться в нем!? (28) А на это нужно несколько лет. (29) Для того чтобы изучение языков успешно продвигалось, достаточно затрачивать по полчаса в день, что, в принципе, доступно каждому. (30) Но нужно иметь силу воли этот режим выдерживать, не уговаривать себя, что-де "с понедельника начну новую жизнь". (31) В заключение скажу: я потому знаю несколько десятков языков, что всю жизнь не тратил время зря. (32) И это с учетом того, что занимался разными видами спорта, любил танцевать, любил театр, кино, очень много читал, да еще много чего. (33) Вот только попусту не тратил время, не тратил его "в никуда". (34) Это и есть мой "секрет". (Е. Чернявский) Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию AI-A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком. А1 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "К какой группе людей относит себя автор статьи?" Автор статьи относит себя к той группе людей,...
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "универсальный" (предложение 16).
A3 Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.
А4 Укажите ошибочное суждение 1) В слове ЖЕЛАЕТЕ (предл.23) звуков больше, чем букв 2) В слове ЖИЗНЬ (предл.30) буква И указывает на мягкость предшествующего согласного звука 3) В слове ДОБЬЮТСЯ (предл.12) Ь выполняет разделительную функцию 4) В слове ВТОРОМУ (предл.9) первый звук - [ф] А5 Укажите слово с проверяемой согласной в корне
А6. В каком слове нет приставки?
А7 В каком слове правописание окончания является исключением из правил?
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами. В1Замените разговорное слово ПОПУСТУ в предл.33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.. В2 Замените словосочетание "любил танцевать" (предложение 32), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ВЗ Выпишите грамматическую основу предл.20 В4 Среди предложений 20 – 25 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. В5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. И наконецJ четвертая,2 к сожалению3 самая многочисленная,4 — необозримое море людей,5 которые к языкам равнодушны и палец о палец не ударят,6 чтобы чего-нибудь добиться. В6 Укажите количество грамматических основ в предл.9. Ответ запишите цифрой. В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Для того чтобы изучение языков успешно продвигалось,1 достаточно затрачивать по полчаса в день,2 что 3 в принципе,4 доступно каждому. Но нужно иметь сипу воли этот режим выдерживать,' не уговаривать себя,6 что-де "с понедельника начну новую жизнь В8 Среди предложений 20-30 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. В9 Среди предложений 12-18 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответы:
Критерии: 8б-«2», 9-12-«3»,13-15-«4»,16б-«5» Тексты для изложений 1. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр, мудрее. ( По Д.С.Лихачёву). 157 слов. 2. Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. (По Д.С. Лихачёву.) 183 слова 3. Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку. Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача обязательно шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. ( По Д.С.Лихачёву). 172 слова. 4. Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». ( По Д.С.Лихачёву). 136 слов. Тестовые задания Вариант 1 |
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе... Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год | ||
Пояснительная записка рабочая программа математики 8 класс составлена... Данная рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов | Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 9 класса... | ||
Рабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая... Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,... | Пояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный... Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по литературному чтению пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебно методического комплекта | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... ... | ||
Рабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка... Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе | Пояснительная записка (базовый уровень) рабочая программа по Истории... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов | ||
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе | Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |