Изобразительное искусство
1-5 классы Примерное
календарно-тематическое
планирование Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений
с русским и белорусским языками обучения Рекомендовано Научно-методическим учреждением
«Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь
Минск
Национальный институт образования
2009 1 класс
(60 ч в год, ч в неделю) Мінц, Н. Д. У свеце фарбаў. Сшытак для практыкаванняў. 1 клас : вучэбны дапаможнік / Н. Д. Мінц. Мінск : Беларусь, 2006.
Номер урока
| Дата
| Тема урока,
тема практической работы
| Художественные материалы, техники, дидактические средства
| Цели и задачи урока
| Материал учебного пособия
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| 1 ЧЕТВЕРТЬ (10 ч)
|
| 1
|
| «Прогулка по городскому (сельскому) парку»
| Мультимедийная презентация
| Цель урока: сформировать представление учащихся об особенностях эстетического восприятия объектов природы, разнообразии форм и цвета объектов природы.
Задачи урока:
формирование первоначальных представлений о разнообразии форм и цвета объектов природы;
совершенствование умений сравнивать форму и цвет разных объектов;
стимулирование интереса к эстетическому освоению окружающей действительности;
развитие формо- и цветовосприятия
|
|
| 2
|
| «Могучий дуб», «Стройная березка»
| Тушь, гелевая ручка с черными чернилами, фломастер
| Цель урока: сформировать представление учащихся о передаче в рисунке характерных особенностей строения деревьев.
Задачи урока:
актуализация представлений о характерных особенностях строения деревьев (форма, конструкция);
формирование первоначальных представлений о средствах художественной выразительности образа (пластическое решение объекта изображения);
совершенствование умений создавать художественный образ графическими средствами (точка, линия, пятно);
стимулирование интереса к эстетическому освоению окружающей действительности;
развитие наблюдательности
|
|
| 3
|
| «Воздушные шары», «Разноцветные флажки»
| Гуашь
| Цель урока: сформировать представления учащихся об основных (желтый, красный, синий) цветах, о количестве красок в школьном наборе гуаши.
Задачи урока:
актуализация представлений об основных цветах;
формирование умений различать и называть основные цвета и краски;
формирование умений использовать основные цвета в процессе выполнения композиции;
развитие композиционной и колористической культуры
|
|
| 4
|
| «Цветик-семицветик»
| Гуашь
| Цель урока: сформировать представления учащихся о составных (оранжевый, фиолетовый, зеленый) цветах.
Задачи урока:
актуализация представлений о составных цветах;
формирование умений получать (составлять) и называть составные цвета;
формирование умений использовать составные цвета в процессе выполнения композиции;
развитие композиционной и колористической культуры
|
|
| 5
|
| «Папараць-кветка», «Аленький цветочек»
| Гуашь
| Цель урока: сформировать представления учащихся о светлых и темных оттенках цвета.
Задачи урока:
актуализация представлений о светлых и темных оттенках основных и составных цветов;
совершенствование умений получать составные цвета;
формирование умений получать светлые и темные оттенки основных и составных цветов;
формирование умений использовать светлые и темные оттенки цвета в процессе выполнения композиции;
развитие композиционной и колористической культуры
|
|
| 6
|
| «Цветы родной земли»
«Цветочные мотивы»
| Мультимедийная презентация Флористика
| Цель урока: сформировать представления о сходстве и различии форм и оттенков цвета садовых и луговых цветов.
Задачи урока:
расширение представлений о многообразии форм и цвета в природе;
ориентирование на сравнение объектов, различных по форме, размеру, цвету;
формирование умений выполнять композицию с использованием природного материала;
развивать наблюдательность, композиционную культуру
|
|
| 7
|
| «Виды изобразительного искусства (живопись, графика)»
| Мультимедийная презентация
| Цель урока: сформировать представление о видах изобразительного искусства, об отличительных особенностях живописи и графики.
Задачи урока:
актуализация знаний о живописи (картина), графике (рисунок, иллюстрация), их выразительных средствах, отличительных особенностях;
ознакомление с художественными произведениями и иллюстрациями, относящимися к таким видам искусства, как живопись, графика;
формирование умения распознавать выразительные средства живописи, графики;
расширение представлений о работе художника-иллюстратора;
развитие ассоциативно-образного мышления
|
|
| 8
|
| «Виды изобразительного искусства (скульптура)» «Осенний натюрморт»
| Мультимедийная презентация
Пластилин, глина
| Цель урока: расширить представление о видах изобразительного искусства, об отличительных особенностях живописи и графики от скульптуры.
Задачи урока:
актуализация знаний о скульптуре, ее выразительных средствах, отличительных особенностях;
ознакомление с художественными произведениями, относящимися к такому виду искусства, как скульптура;
формирование умения распознавать выразительные средства скульптуры;
расширение представлений о работе скульптора;
формирование умения лепить овощи и фрукты;
развитие наблюдательности, зрительной памяти
|
|
| 9
10
|
| «Экскурсия по осеннему парку».
Иллюстрирование стихотворных и музыкальных произведений «Здравствуй, осень золотая!», «Падают, падают листья, в нашем саду листопад»
| Мультимедийная презентация
Гуашь
| Цель урока: сформировать представление учащихся об особенностях эстетического восприятия явлений природы в осеннее время года.
Задачи урока:
актуализация представлений об образах осенней природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве;
осуществление целенаправленного наблюдения за объектами окружающей природы (растениями, деревьями, зданиями, небом, рекой, землей и т. д.);
ознакомление с художественными произведениями, отражающими состояние осенней природы;
формирование умений передавать свои впечатления и переживания от увиденного в творческой композиции;
стимулирование интереса к эстетическому освоению окружающей действительности
|
|
| II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)
|
| 11
|
| «Жираф», «Бегемот»
| Художественные материалы по выбору учителя
| Цель урока: сформировать представления о композиционном размещении объектов на плоскости.
Задачи урока:
актуализация знаний о выборе положения листа бумаги в зависимости от формы и расположения изображаемого объекта;
введение понятий «композиция», «горизонтальный формат», «вертикальный формат», «картинная плоскость»;
формирование представлений о соблюдении и передаче пропорций изображаемых объектов;
развитие композиционной культуры
|
|
| 12
|
| «Ясный осенний день», «Грустная осень», «Осенняя непогода»
| Гуашь
| Цель урока: сформировать представления о композиционном размещении объектов на плоскости, способах выделения композиционного центра.
Задачи урока:
актуализация знаний о гармоничном заполнении листа бумаги изображениями;
ознакомление со способами выделения композиционного центра;
формирование умений выполнять композицию пейзажа по памяти и по представлению;
совершенствование умений работать в технике гуаши;
развитие композиционной культуры и культуры цветового восприятия
|
|
| 13
|
| «Осенний букет»
| Гуашь,
монотипия
| Цель урока: сформировать представления о приемах выполнения композиции в технике монотипии.
Задачи урока:
актуализация знаний о способах печатания изображений (штамп, трафарет);
расширение представлений о композиционных схемах, используемых при создании работ декоративно-прикладного характера;
формирование умений выполнять композицию в технике монотипии;
развитие наблюдательности, композиционной и колористической культуры
|
|
| 14
|
| «Виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; натюрморт, пейзаж, портрет)»
| Мультимедийная презентация
| Цель урока: углубить представления о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; натюрморт, пейзаж, портрет).
Задачи урока:
актуализация знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
ознакомление с живописными, графическими и скульптурными художественными произведениями, относящимися к таким жанрам, как натюрморт, пейзаж, портрет;
формирование умений распознавать выразительные средства живописи, графики, скульптуры; определять жанры произведений по их содержательному компоненту;
расширение представлений о работе скульптора;
развитие способности художественного восприятия
|
|
| 15
|
| «Летний отдых», «На берегу озера»
| Гуашь
| Цель урока: углубить представления о способах передачи настроения и состояния природы в пейзаже.
Задачи урока:
актуализация знаний об эмоциональном значении цвета, используемого в процессе колористического решения пейзажа;
совершенствование навыков передачи пространственных планов «на первом плане», «на втором плане» и т. д.;
развитие композиционной и колористической культуры
|
|
| 16
17
|
| «Осенний натюрморт», «Дары леса», «Овощи и фрукты»
| Гуашь
| Цель урока: расширить представление о жанре натюрморта.
Задачи урока:
актуализация знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
расширение представлений о творчестве художников-живописцев, работающих в жанре «натюрморт»;
совершенствование навыков передачи в композиции формы, пропорций и конструкции изображаемых объектов;
развитие творческого мышления, воображения
|
|
| 18
|
| «Чудо-Юдо — трехглавый змей», «Лиса», «Винни-Пух»
| Пластилин (цветной)
| Цель урока: расширить представление о скульптуре как одном из видов изобразительного искусства.
Задачи урока:
актуализация знаний о видах изобразительного искусства;
расширение представления о работе скульптора, выразительных средствах скульптуры;
формирование представлений о лепке способом «составление целого из отдельных частей»;
развитие мелкой моторики рук, творческого воображения
|
|
| 19
|
| «Вот моя мамочка», «Бабушка вяжет шарфик», «Мой любимый дедушка», «Моя сестричка (братик)»
| Гуашь
| Цель урока: расширить представление о жанре портрета.
Задачи урока:
актуализация знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
расширение представлений о творчестве художников-живописцев, работающих в жанре «портрет»;
формирование навыков передачи характерных особенностей внешнего облика и настроения человека;
развитие художественно-творческого мышления
|
|
| |