Скачать 95.03 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) 5 часов в неделю Авторы программы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Авторы учебника: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений авторов Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. «Русский язык.1-4 классы» (2009) Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя. В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой,звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст). Основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Основные задачи курса:
Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем, программа курса отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, диалектичностью организации учебного материала от 1 к 4 классу Языковое развитие в данном курсе включает:
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную, и письменную речь, уметь аргументировать свои решения. Курс ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать и рассуждать. Формирование желания изучать родной язык основано на учете психофизиологических особенностей учащихся данной возрастной категории, что реализуется определенной дозировкой материала, присутствием элементов открытия и удивления на уроке, разнообразным текстовым учебным материалом, созданием учебных ситуаций, когда дети самостоятельно делают вывод. Требования к уровню подготовки оканчивающих II класс В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать: предложение как единицу речи; термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные); предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные); оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки); признаки текста и типы текстов (повествование, описание); главные члены предложения; связь слов в предложении; различие словосочетания и предложения; термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола; употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии); способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; основные гласные звуки; назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука; различие деления слов на слоги и для переноса; влияние ударения на смысл слова; различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме; роль разделительного мягкого знака (ь) в слове; алфавит, название букв русского алфавита; употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.; использовать приобретенные знания и имения в практической деятельности и повседневной жизни для: выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся; выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении; составления предложений на заданную тему; использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации; оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного); самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам); выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу; орфографической правильности речи учащихся; проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов; деления слов на слоги и переноса слов; правильного написания слов с буквой й; обозначения мягкости согласных на письме; написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь); использования прописной буквы в именах собственных; использования алфавита в работе со словарем; каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв; письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывания, диктанты, обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктантов во 2 классе составляет 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в первом полугодии 25-30 слов, во втором 35-45 слов. Кроме этого следует отметить, что один раз в неделю проводится урок чистописания. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ(170 ч) Фонетика и графика (50 ч) Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика Основные гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков [йэ], [йс [йу], [йа] в начале слова, после гласных и после раздел! тельного мягкого знака. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слои Перенос слов по слогам. Звук [и] и буква и. Различение зву ков [и] и [и] и букв, их обозначающих. Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударенго в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове (без терминологии). Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове. Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по твердости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме ь (мягким знаком) и буквами е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак (ь). Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д. Лексика Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний. Уточнение, сравнение и различение лексического значения изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное и глагол). Толкование значения слов через подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова и речевые ситуации их употребления. Особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.). Морфология и морфемика (56 ч) Части речи (30 ч) Имя существительное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам. Имя собственное. Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы какой? какая? какое? какие? Изменение имен прилагательных по числам. Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Состав слова (26 ч) Понятие о родственных словах. Корень слова. Одноко-ренные слова. Слова, близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные. Многозначные слова. Безударные гласные и их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные в слове. Парные согласные и их обозначение на письме. Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова (изменение числа, подбор однокоренных слов). Понятие об орфограмме. Синтаксис и пунктуация (20 ч) Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Оформление предложения в устной и письменной речи. Пауза. Интонация. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание (практическое ознакомление). Текст. Типы текстов (повествование, описание). Повторение пройденного за год (10 ч) Чистописание (34 ч) Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2)л,м,Л,М,я,Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4)Cc,Ее,Оо,а,д,б; 5)ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6)н,ю,Н,Ю,Кк; 7)В,Зз,Ээ,Жж,Хх,ф; 8)ф,у,г,п,т,р,б,д. Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании:П,Р,Ж,У,Я,Х,Н,К,Ф и др.; а,у,д,з,в,б,т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений. Слова с непроверяемыми написаниями Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Россия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык. Литература:
|
Название предмета Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 4 классы» (2009), руководитель проекта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: электронные учебные материалы «Русский язык 2 класс», учебник «Русский язык» 2 класс, авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е.... | ||
Учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М.:... Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохлова «Русский язык», утверждённой... | Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,... | ||
Программа Русский язык 5-9кл. Авторы-составители ЛадыженскаяТ. А,... Программа Русский язык 5-9кл. Авторы-составители ЛадыженскаяТ. А, Баранов М. Т. и др, Москва. «Просвещение» 2009 год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету «Русский язык» (4 класса) составлена на основе авторской программы «Русский язык» Л. М. Зеленина, Т.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник Русский язык Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Часть I. (М.: Просвещение 2012 г) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Русский язык: учебник для 2 класса: Изд. М.: Просвещение, 2011 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» 2 класс часть 2 Москва «Просвещение» 2012г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 4 кл четырехлетней нач школы. М: Просвещение 2010г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк: Концепция программы для начальных классов «Школа России». Часть Русский язык. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение,... | Конспект урока правописание безударных гласных в корне слова. (Тема... Русский язык: Учеб. Для 3 кл общеобразоват учреждений/М. Зеленина, Хохлова. – М.: Просвещение,2006 | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно... Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,... | Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6-9... Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М.,... | ||
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов... | Пояснительная записка к программе учебной дисциплины «Немецкий язык» |