Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания)





Скачать 95.03 Kb.
НазваниеПояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания)
Дата публикации07.09.2014
Размер95.03 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по учебной программе

«Русский язык»

Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова

(2009 год издания)

5 часов в неделю

Авторы программы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.

Авторы учебника: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений авторов Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. «Русский язык.1-4 классы» (2009)

Язык — духовная, культурно-историческая ценность наро­да, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, ин­теллектуального развития младшего школьника, формирова­ние индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения говорения, письма, слушания, чтения, сред­ство познания окружающего мира и самого себя.

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.

Курс включает систему понятий, относящихся к фоне­тике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой,звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотно­шение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и ин­тонационная законченность, связь слов в предложении; сло­восочетание как распространенное слово; виды предложе­ний по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные пред­ложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Основные задачи курса:

  • открыть младшим школьникам язык как предмет изучения,

  • вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства,

  • показать способность слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам­матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя­тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись­менной форме;

  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова­рями разных типов;

  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь­ника;

  • пробуждение.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс.

Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем, программа курса отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, диалектичностью организации учебного материала от 1 к 4 классу

Языковое развитие в данном курсе включает:

  • Осознание ребенком того, что есть окружающий мир и есть слово, его, называющее; что слово образуется, изменяется, используется в речи по определенным законам;

  • Сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение его по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;

  • Формирование ценностного отношения к русскому языку, осознание себя носителем родного языка;

  • Развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную, и письменную речь, уметь аргу­ментировать свои решения.

Курс ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать и рассуждать. Формирование желания изучать родной язык ос­новано на учете психофизиологических особенностей учащих­ся данной возрастной категории, что реализуется определен­ной дозировкой материала, присутствием элементов открытия и удивления на уроке, разнообразным текстовым учебным ма­териалом, созданием учебных ситуаций, когда дети самосто­ятельно делают вывод.

Требования к уровню подготовки оканчивающих

II класс

В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:

предложение как единицу речи;

термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествова­тельные, вопросительные и побудительные);

предложения, различные по интонации (восклицатель­ные, невосклицательные, вопросительные);

оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопроситель­ный и восклицательный знаки);

признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

главные члены предложения;

связь слов в предложении;

различие словосочетания и предложения;

термины, лексическое значение и основные грамматичес­кие признаки (вопрос, число) имени существительного, име­ни прилагательного, глагола;

употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

различение слабой и сильной позиций гласных и соглас­ных в корне слова (без терминологии);

способы проверки обозначения на письме гласных и сог­ласных звуков в слабой позиции в корне слова;

фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

основные гласные звуки;

назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука;

различие деления слов на слоги и для переноса;

влияние ударения на смысл слова;

различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;

парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;

роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;

алфавит, название букв русского алфавита;

употребление прописной буквы в именах, отчествах, фа­милиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;

использовать приобретенные знания и имения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической правильности, разви­тия активного словаря речи учащихся;

выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;

составления предложений на заданную тему;

использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письмен­ной речи (интонационного или пунктуационного);

самостоятельного составления или воспроизведения и за­писи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравле­ние) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);

выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;

орфографической правильности речи учащихся;

проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и под­бором однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

правильного написания слов с буквой й;

обозначения мягкости согласных на письме;

написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);

использования прописной буквы в именах собственных;

использования алфавита в работе со словарем;

каллиграфически правильного списывания слов, предло­жений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученны­ми орфограммами и пунктограммами

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывания, диктанты, обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов во 2 классе составляет 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в первом полугодии 25-30 слов, во втором 35-45 слов.

Кроме этого следует отметить, что один раз в неделю проводится урок чистописания.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ(170 ч)

Фонетика и графика (50 ч)

Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные зву­ки, их фонетическая характеристика

Основные гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков [йэ], [йс [йу], [йа] в начале слова, после гласных и после раздел! тельного мягкого знака.

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слои Перенос слов по слогам. Звук [и] и буква и. Различение зву ков [и] и [и] и букв, их обозначающих.

Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударенго в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове (без терминологии). Соотношение произношения и обозна­чения их на письме.

Парные и непарные согласные по звонкости и глухости Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в сло­ве. Соотношение произношения и обозначения их на пись­ме. Парные и непарные согласные по твердости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме ь (мягким зна­ком) и буквами е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак (ь).

Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.

Лексика

Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных вы­сказываний.

Уточнение, сравнение и различение лексического значе­ния изучаемых частей речи (имя существительное, имя при­лагательное и глагол).

Толкование значения слов через подбор синонимов и ан­тонимов. Многозначные слова и речевые ситуации их упот­ребления.

Особенности лексики различных типов текстов (описа­ние, повествование; сказка, загадка и т. д.).

Морфология и морфемика (56 ч)

Части речи (30 ч)

Имя существительное. Лексическое значение. Граммати­ческие признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам.

Имя собственное.

Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по числам.

Имя прилагательное. Лексическое значение. Граммати­ческие признаки имени прилагательного. Вопросы какой? какая? какое? какие? Изменение имен прилагательных по числам.

Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написа­ние предлогов со словами.

Состав слова (26 ч)

Понятие о родственных словах. Корень слова. Одноко-ренные слова. Слова, близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные. Многозначные слова.

Безударные гласные и их обозначение на письме. Непро­веряемые безударные гласные в слове.

Парные согласные и их обозначение на письме.

Способы проверки безударных гласных и парных соглас­ных в корне слова (изменение числа, подбор однокоренных слов). Понятие об орфограмме.

Синтаксис и пунктуация (20 ч)

Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов.

Виды предложений по цели высказывания (повествова­тельные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Оформление предложения в устной и письменной речи. Пауза. Интонация. Знаки препинания (точка, вопроситель­ный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание (практическое ознакомление).

Текст. Типы текстов (повествование, описание).

Повторение пройденного за год (10 ч)

Чистописание (34 ч)

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке услож­нения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2)л,м,Л,М,я,Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4)Cc,Ее,Оо,а,д,б; 5)ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6)н,ю,Н,Ю,Кк; 7)В,Зз,Ээ,Жж,Хх,ф; 8)ф,у,г,п,т,р,б,д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их на­чертании:П,Р,Ж,У,Я,Х,Н,К,Ф и др.; а,у,д,з,в,б,т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, город, горох, де­вочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, маши­на, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Рос­сия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык.

Литература:

  • Поурочные разработки Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова,Е.А. Литвинова

  • Поурочные разработки О. Е. Жиренко, Л. А . Обухова

  • Книга для учителя Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.

  • Учебник «Русский язык 2 класс» 1 и 2 часть

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconНазвание предмета
Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 4 классы» (2009), руководитель проекта
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: электронные учебные материалы «Русский язык 2 класс», учебник «Русский язык» 2 класс, авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е....
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconУчебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М.:...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохлова «Русский язык», утверждённой...
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс
Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,...
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма Русский язык 5-9кл. Авторы-составители ЛадыженскаяТ. А,...
Программа Русский язык 5-9кл. Авторы-составители ЛадыженскаяТ. А, Баранов М. Т. и др, Москва. «Просвещение» 2009 год
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (4 класса) составлена на основе авторской программы «Русский язык» Л. М. Зеленина, Т....
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник Русский язык Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Часть I. (М.: Просвещение 2012 г)
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Русский язык: учебник для 2 класса: Изд. М.: Просвещение, 2011
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» 2 класс часть 2 Москва «Просвещение» 2012г
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 4 кл четырехлетней нач школы. М: Просвещение 2010г
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: Концепция программы для начальных классов «Школа России». Часть Русский язык. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение,...
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconКонспект урока правописание безударных гласных в корне слова. (Тема...
Русский язык: Учеб. Для 3 кл общеобразоват учреждений/М. Зеленина, Хохлова. – М.: Просвещение,2006
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,...
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6-9...
Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М.,...
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconРабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов...
Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2009 год издания) iconПояснительная записка к программе учебной дисциплины «Немецкий язык»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск