Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (4 класса) составлена на основе авторской программы «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»-М.: «Просвещение», 2010 г).
Изучения русского языка в начальной школе направлена на достижение следующей цели:
- открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувства сопричасности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению.
Задачи обучения русскому языку разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
-овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
-усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка),морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
В авторскую программу внесены изменения. Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель , поэтому количество часов увеличено до 175.
Добавлены 5 часов по теме «Повторение в конце учебного года».
Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год, в том числе на проведение контрольных диктантов – 4 часа, контрольного изложения – 1 час, контрольных словарных диктантов – 4 часа, контрольного тестирования – 1 час, контрольных работ – 4 часа.
Для реализации программного содержания используются:
Зеленина Л.М. Русский язык: учеб. для 4 нач. шк.: в 2ч. / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова – М.: Просвещение, 2010.
Основной формой образовательного процесса является урок (урок – объяснение нового материала, урок – закрепление, урок – обобщение, комбинированный урок). Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой. Формой контроля являются контрольные по пройденным темам, итоговые контрольные работы, тесты. Форма итоговой аттестации обучающихся – тест
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 175 учебных часов.
Количество часов в неделю: 5 часов
Количество часов для проведения контрольных: 14 часов - контрольный диктант – 4
- словарный диктант – 4
- тестирование – 1
- контрольная работа – 4
- контрольное изложение - 1
Требования к уровню подготовки 4 класса учащиеся
должны знать:
-признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;
-термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
-признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами ; лексико-грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
- морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;
- признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения;
- признаки и личные окончания глаголов 1-гои 2-го спряжения,
- правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю;
- выразительного произнесения предложений и текстов и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
- устного и письменного составления предложений и текстов на определённую тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70-80 слов) и письма текстов под диктовку (75-85 слов)
с изученными орфограммами;
- готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов, готовности к самооценке и самоконтролю.
Календарно-тематическое планирование
№
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
|
| Предложение
( синтаксис и пунктуация)
| 30
|
|
|
1
| Чистописание: Написание слов и пословицы по образцу.
Главные члены предложения
| 1
|
|
| 2
| Чистописание: Написание слов и предл-ий по образцу.
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
| 1
|
|
| 3
| Чистописание: Написание соединений ол, ом, оя, слов и пред-я.Второстепенные члены предложения. Определение.
| 1
|
|
| 4
| Чистописание: Написание соединений об, од, оф, слов и пословицы.Второстепенные члены предложения. Дополнение.
| 1
|
|
| 5
| Чистописание: Написание соединений об, од, оф, слов, предл-я.
Разбор по членам предложения
| 1
|
|
| 6
| Стартовый контроль.
| 1
|
|
| 7
| Чистописание: Написание соединений ор, от, ою, слов.
Главные и второстепенные члены Работа над ошибками
| 1
|
|
| 8
| Структура повествовательного текста.Сочинение «Памятный день лета»
| 1
|
|
| 9
| Работа над ошибками сочинения
| 1
|
|
| 10
| Чистописание: Написание соединений ок, он ,оп, слов и пред-я.
Однородные члены предложения
| 1
|
|
| 11
| Чистописание: Написание соед-ий ог, ож, ох, оз, ос, оэ, оч, слов и пред-я.Однородные члены предложения с союзами
| 1
|
|
| 12
| Чистописание: Написание соед-ний ог, ож, ох, оз, ос, оэ, оч, слов.
Знаки препинания при однородных членахРазбор по членам предложения
| 1
|
|
| 13
| Чистописание: Написание соединений ов, ое, оё, слов и пред-я.
Запятая при однородных членах
| 1
|
|
| 14
| Изложение «Лебеди»
| 1
|
|
| 15
| Работа над ошибками изложения
| 1
|
|
| 16
| Чистописание: Написание соединений ов, ое, оё, слов и пред-я.
Однородные второстепенные члены
| 1
|
|
| 17
| Контрольный словарный диктант №1. Однородные второстепенные члены
| 1
|
|
| 18
| Чистописание: Написание соед-ний ой, оц, ош, ощ , слов и пред-я.
Однородные второстепенные члены
| 1
|
|
| 19
| Контрольная работа №1 по теме «Однородные члены»
| 1
|
|
| 20
| Чистописание: Написание соед-ний ой, оц, ош, ощ , слов и пословицы.
Работа над ошибками. Простое и сложное предложение
| 1
|
|
| 21
| Чистописание: Написание слов и пословицы по образцу. Различия между простым и сложным предложениями
| 1
|
|
| 22
| Чистописание: Написание слов и пословицы по образцу.
Знаки препинания в сложных предложениях
| 1
|
|
| 23
| Чистописание: Написание слов по образцу. Работа над ошибками.
Знаки препинания в сложных предложениях
| 1
|
|
| 24
| Чистописание: Написание соединений ал, ам, ая слов и пред-я. Прямая речь
| 1
|
|
| 25
| Чистописание: Написание соед-ний ал, ам, ая слов и пословицы.
Знаки препинания при оформлении прямой речи
| 1
|
|
| 26
| Чистописание: Написание соединений аг, аж, аз слов и пред-я.Знаки препинания при оформлении прямой речи
| 1
|
|
| 27
| Чистописание: Написание соединений ас, ах, аэ слов.
Обращение
| 1
|
|
| 28
| Чистописание: Написание соед-ний аб, ад, ав, ае слов и предл-й.
Закрепление по теме «Обращение»
| 1
|
|
| 29
| Диктант по разделу «Предложение»
| 1
|
|
| 30
| Чистописание: Написание соединений ай, ак, аш, слов и пред-я.
Работа над ошибками диктанта . Обращение.
| 1
|
|
|
| Части речи (морфология)
| 120
|
|
|
| Имя существительное
| 40
|
|
| 31
| Чистописание: Написание слов по образцу.
Имя существительное (повторение)
| 1
|
|
| 32
| Чистописание: Написание слов по образцу.
Число имён существительных
| 1
|
|
| 33
| Чистописание: Имя существительное.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
| 1
|
|
| 34
| Чистописание: Написание соед-ний ив, иг, иж, из слов и предл-й.
Составление текста по картинке
| 1
|
|
| 35
| Чистописание: Написание соединений ис, их, ич слов и предл-й.
Изменение имён существительных при сочетании с другими
| 1
|
|
| 36
| Чистописание: Написание соед-ний ик, ин, ир, ит слов и предл-й.
Управляющие и зависимые слова
| 1
|
|
| 37
| Чистописание: Написание соед-ний ие, ий, иц, ищ слов и предл-й.
Употребление предлогов с именами существительными
| 1
|
|
| 38
| Чистописание: Написание слов и пословицы по образцу.
Именительный и винительный падежи имен существительных
| 1
|
|
| 39
| Контрольный диктант №1 по теме: «Имя существительное»
| 1
|
|
| 40
| Чистописание: Написание слов по образцу.
Работа над ошибками. Основные типы склонения имён существительных
| 1
|
|
| 41
| Чистописание: Написание слов.
Первое склонение имён существительных
| 1
|
|
| 42
| Чистописание: Написание слов по образцу.
Второе склонение. Имена существительные мужского рода
| 1
|
|
| 43
| Чистописание: Написание соединений ел, ем слов и предл-й.
Второе склонение. Имена существительные мужского рода.
| 1
|
|
| 44
| Изложение повествовательного текста. Изложение - описание «Оляпка».
| 1
|
|
| 45
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Склонения имен существительных.
| 1
|
|
| 46
| Чистописание: Написание соед-ний ег, еж, ез, ех слов и предл-й.
Третье склонение имён существительных
| 1
|
|
| 47
| Чистописание: Написание соединений ес, ех, еч слов и предл-й.
Ударные падежные окончания имён существительных
| 1
|
|
| 48
| Чистописание: Написание соединений ев, ед, ее слов и предл-й.
Правописание окончаний имён существительных в единственном числе
| 1
|
|
| 49
| Чистописание: Написание соединений ен, еп, ер слов и предл-й.
Безударные падежные окончания имён существительных.
| 1
|
|
| 50
| Чистописание: Написание слов по образцу.
Безударные падежные окончания имён существительных.
| 1
|
|
| 51
| Сочинение - описание «Снегирь».
| 1
|
|
| |