Скачать 417.97 Kb.
|
Программа - Русский язык 5-9кл.- Авторы-составители ЛадыженскаяТ.А, Баранов М.Т. и др, Москва. «Просвещение» 2009 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи. Русский язык — один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи). Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения. Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д. Содержание школьного курса русского языка в V—IX классах. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных. Программа содержит: - отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строитсяработа по развитию связной речи учащихся,— формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; - сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Структура школьного курса русского языка в V—IX классах. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VI.II и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII — IX классах. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению — в V, VI и IX классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В V классе в разделе «Повторение пройденного в I — IV классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Основные направления работы по русскому языку в V—IX классах. Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля. Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание не требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума1, необходимого для грамотного человека. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета. Обучая школьников русскому языку в V—IX классах, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма, формируемые в I — IV классах, предъявляет необходимые требования к графически правильному и разборчивому оформлению всех записей в тетрадях, обращает внимание на то, чтобы учащиеся писали строго на строке тетради (а не между строк) буквы одинаковой высоты, правильно писали прописные буквы и строчные буквы, состоящие из графически близких элементов, соблюдали требуемый наклон букв, интервал между словами, правильно и единообразно располагали в тетрадях записи даты, названия темы урока, наименования видов работ, номеров упражнений, эпиграфов, соблюдали красную строку, аккуратно оформляли различные условные обозначения при грамматическом разборе слов и предложений. В связи с этим особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Нужно так организовать проверку тетрадей, чтобы каждый ученик чувствовал ежедневную ответственность за свои записи в них. Особенно пристальный контроль следует установить за состоянием тетрадей слабоуспевающих учащихся, которым необходимо оказывать повседневную помощь в правильном оформлении всех записей. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников. Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам. Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц. Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия. Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слона, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения (см. приложение 2). Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий учитель должен приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом. Все это будет способствовать повышению интереса к русскому языку у ребят и более качественному его преподаванию учителем. |
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по русскому языку в 5 классе Бщеобразовательных учреждений (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова; издательство «Просвещение»,... | Рабочая программа по русскому языку на 2012-2013 учебный год 8 «А»... «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9кл.» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская к учебнику Русский язык: Учебник... | ||
Пояснительная записка рабочая программа 2 вида по русскому языку... Рабочая программа 2 вида по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской программы: «Русский язык. 5 – 9 классы, авторы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы /Авторы: М.... | ||
Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной... Планирование составлено на основе: программы «Русский язык» для общеобразовательных школ 5-9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А.... | Рабочая программа по русскому языку для 7 класса учительница Дарьина Татьяна Васильевна Планирование составлено на основе: программы «Русский язык» для общеобразовательных школ 5-9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А.... | ||
Пояснительная записка Назначение Промежуточной аттестации Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.... | Рабочая программа по русскому языку 56 класс Учитель: Язовских Татьяна... Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.,Просвещение,2008 год. В работе используется учебник «Русский язык. 5... | ||
Пояснительная записка. Основу рабочей программы составляют следующие документы Русский язык: учебник для 7 кл общеобразовательных учреждений /М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.; М. Просвещение, 2009 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие для учащихся: «Русский язык 6 класс». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Москва, «Просвещение», 2000... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2013-2014 учебный... Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений (Русский язык 5-9 кл.). Москва, Просвещение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Т. А. Ладыженская,Л. А. Тростенцова, и др.,Москва, «Просвещение»,оао «Московские учебники»,2008;«Русский язык» 7 класс для общеобразовательных... | Рабочая программа по учебному предмету учебного плана Русский язык Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений русский язык 5-9 классы Авторы М. Т. Баранов, Т.... | ||
«Чередующиеся гласные в корне слова» «Русский язык» 6 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г | Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы:... Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы... |