Скачать 195.59 Kb.
|
Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений Учитель трудового обучения высшей категории ГУО СШ№31 г. Могилёва Крутолевич Наталья Николаевна 2010 Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию (30.06.2010, пр.№7) и рекомендована к использованию с соответствующим грифом. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приобщение детей к различным видам декоративно - прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать частью активного трудового образования и воспитания. Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осуществления технологических операций, побудить у школьников желание к самостоятельной творческой деятельности при изготовлении простейших изделий: изготовление сувениров, подарков, предметов быта, изделий для украшения жилища и одежды. Цель изучения курса – развитие личностного потенциала ребёнка, его нравственное становление посредством художественно - трудовой деятельности. Реализация этой цели предполагает решение следующих основных задач: - способствовать разностороннему развитию личности ребёнка; - создать оптимальные условия для выявления, раскрытия и развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области прикладного творчества; - формировать и развивать творческие способности школьников; - содействовать воспитанию в детях доброты, отзывчивости, наблюдательности, бережливости; - прививать трудолюбие, точность и аккуратность в работе. Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 5 - 6 классов и рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю) в течение одного учебного года. Вместе с тем этот курс можно изучать в объёме одного часа в неделю на протяжении одного года обучения, в этом случае содержание уменьшается за счёт сложности практических работ. Время, выделенное в программе на изучение разделов и тем курса, является примерным. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы школьников, допускается изменение количества часов, отведённых на изучение отдельных разделов и тем курса, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом. Программа факультативного занятия включает в себя изучение наиболее восстребованных современных видов декоративно-прикладного творчества: ниточный дизайн (изонить), ручная вышивка, аппликация, вязание крючком, бисероплетение. Каждый раздел программы посвящён работе с каким-либо определённым материалом и используемым инструментам, поэтому необходимо обратить внимание на их свойства, технологические особенности, приёмы работы. В процессе изучения факультативного курса учащиеся знакомятся с элементарными основами рисования и композиции на плоскости, пониманием ритма, пропорции, цветовой гармонии. На последнем занятии в конце учебного года целесообразно подвести итоги работы, отбираются лучшие изделия для тематической выставки. К концу обучения учащиеся должны Знать: * основные и дополнительные цвета, гармоничные цветовые сочетания; * особенности построения композиции в круге, полосе, квадрате; * материалы, приспособления, способы выполнения ниточного дизайна; * виды аппликаций, их признаки; * основные технологические операции, применяемые при вышивании; * технологию выполнения простейших швов; * виды глади, требования к качеству вышивки. * основные виды и техники бисерного рукоделия; * основные виды петель вязания крючком, их условную запись; Уметь: * составлять узоры из элементов на плоскости; * изготовить композицию в технике изонить; * подбирать ткани, нитки, их цветовую гамму для выполняемых изделий; * осуществлять подготовку и разметку ткани, переносить рисунок на ткань; * выполнять аппликацию на ткани с помощью вышивки; * вышивать узор или мотив по готовому эскизу, схеме изученными швами; * выполнять плетение бисером на нитке, леске; * изготовить украшение из бисера; * понимать схемы вязания крючком, условные обозначения на схемах; * вязать образцы линейного полотна по схемам; * вязать крючком изделия от центра (круглые и квадратные). Особое внимание в работе должно уделяться вопросам безопасного поведения и культуры труда. Перед изучением каждой новой темы необходимо обратить внимание учащихся на правила безопасной работы и организации рабочего места, а в процессе работы на занятиях на безопасные приёмы выполнения каждой трудовой операции. Программа даёт возможность развивать творческие способности одарённых школьников, повысить эстетическую культуру учащихся, научить их видеть, понимать и ценить красоту в окружающем их мире. Тематический план
Примерный тематический план 5 класс
Программа 5 класс (70ч)
Цели и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса. Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены. Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими работами, иллюстрационным материалом, копилкой идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися.
Знакомство с возможностями использования текстильных материалов для изготовления изделий прикладного характера. Основные законы композиции. Особенности разработки композиции для «изонити». Цветовой круг. Основные цветовые сочетания. Цветовые ассоциации: холодный, тёплый, пространственное смешение цветов. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Вышивка в технике «изонить». Материалы, инструменты. Технология выполнения основных элементов вышивки: круг, угол, дуга. Варианты заполнения окружности. Варианты заполнения угла. Лицевая и изнаночная стороны вышивки. Изготовление и оформление изделия по готовым шаблонам. Практические работы:
Объекты труда: открытка, закладка, коробка для подарка.
Виды вышивания: украшающие швы, счётные вышивки, гладь, ажурное вышивание, накладное шитьё. Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для вышивания. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Основные украшающие швы: шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, крестообразный. Способы перевода рисунка на ткань. Выравнивание краёв ткани. Технология выполнения узоров на основе тамбурного (расширенный, зигзагообразный, тамбурная петля), петельного (фестонный, «ёлочка»), крестообразного (обвитый, переплетённый, восьмёрка) швов. Способы закрепления нити в начале и в конце вышивания. Требования к качеству вышивки. Окончательная обработка и оформление изделия. Практические работы:
Объекты труда: игольница, мешочки (для рукоделия, для фурнитуры, для сыпучих продуктов), декоративные салфетки (чайные, для баночки с вареньем), чехлы (для очков, крючков, ножниц).
Признаки аппликации. Виды аппликаций по способу крепления (клеевая, термоаппликация, пришивная), по используемому материалу (из кожи, из соломки, из природного материала, из текстильных материалов). Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Стилизация предметных форм в аппликации. Нюансные, гармоничные и контрастные сочетания цветов в композиции. Технология клеевой аппликации. Термоаппликация. Пришивная аппликация как элемент вышивки. Способы крепления аппликации из ткани («швом вперёд иголку», стебельчатым, «через край», петельным, тамбурным). Применение аппликации из ткани. Технология выполнения изделия в технике аппликация на ткани. Практические работы:
Объекты труда: прихватка, подставка под горячее, рождественский сапог и т.д.
Основы вязания крючком. Ассортимент изделий. Способы вязания полотна: линейное, круговое, цилиндрическое. Виды петель при вязании крючком, их условное обозначение. Раппорт узора, запись узора, схема. Чтение схем для вязания. Технология вязания линейного полотна, мерного кружева. Технология изготовления вязаных изделий. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Практические работы:
Объекты труда: чехол для мобильника, кошелёк, прихватка, подставка под горячее.
Виды рукоделия с использованием бисера: низание, ткачество, плетение, вышивка, вязание, выкладка по воску. Основы цветоведения: главные и второстепенные, тоновые и цветовые сочетания. Главный композиционный центр. Материалы и инструменты. Калибровка бисера. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования. Низание бисера на нитку. Техники изготовления однорядных цепочек из бисера. Низание из бисера «в одну нить», «в две нити». Отделка изделий. Требования к качеству работы. Практическая работа:
Объекты труда: брелки, фенечки, ёлочные украшения.
Подготовка работ для выставки: отбор лучших работ и их оформление. Организация и оформление выставки. Примерный тематический план 6 класс
Программа 6 класс (70ч) Вводное занятие (2ч) Содержание работы в процессе изучения курса. Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения. Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими работами, иллюстрационным материалом, банком идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися. Ниточный дизайн (изонить) (12ч) Композиционные средства: равновесие, симметрия и ассиметрия, ритм, формат, динамика, фактура. Особенности разработки композиции для «изонити». Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Композиционное, цветовое решение композиции картины в целом. Вышивка в технике «изонить». Выполнение элементов на основе окружности (сердечко, овал, треугольник), угла (прямоугольник, ромб, песочные часы, звезда), дуги (спираль, волна, перо). Изготовление и оформление изделия в технике «изонить». Практические работы
Объекты труда: композиция в технике «изонить». Технология ручной вышивки (20ч) Виды глади: односторонняя, двухсторонняя, плоская (без настила) и выпуклая (по настилу), «вприкреп», «верхошов», счётная. Основные приёмы вышивания гладью. Вышивка навивкой: «узелки», «рококо», «ягодка». Использование прикладных материалов в вышивке. Вышивка бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, лентами, тесьмой и т.д. Практические работы
Объекты труда: носовой платок, салфетка, сумочка и т.д. Аппликация (8ч) Признаки аппликации. Виды аппликации по технике выполнения (накладная, подкладная, вырезная, съёмная). Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Стилизация предметных форм в аппликации. Нюансные, гармоничные и контрастные сочетания цветов в композиции. Применение аппликации из ткани. Рельефная аппликация. Техника «Бурраж». Способы крепления аппликации из ткани машинным способом. Технология выполнения изделия в технике аппликация на ткани. Практические работы
Объекты труда: диванная подушка, чехол на табурет, панно для кухни, детской и т.д. Вязание крючком (16ч) Способы вязания полотна: линейное, из центра (по спирали, законченными рядами), цилиндрическое. Виды петель при вязании крючком, их условное обозначение. Раппорт узора, запись узора, схема. Чтение схем для вязания. Элементы вязания крючком: пышный столбик, выпуклый столбик, пико, фестон и т.д. Технология вязания полотна из центра. Технология изготовления вязаных изделий. Обвязка края изделия. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Практические работы
Объекты труда: прихватка, салфетка, цветы, ёлочные игрушки. Бисерное рукоделие (10ч) Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования. Низание из бисера «в одну нить»: цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков. Техники изготовления многорядных цепочек из бисера. Варианты соединения цепочек. Бисерное низание ажурных сеток одной и двумя иглами: способы «ромбы», «в крестик», «в пол ромба» и т.д. Способы оплетения объёмных изделий. Технология оплетения круглых предметов. Технология оплетения квадратных предметов. Отделка изделий. Требования к качеству работы. Практическая работа
Объекты труда: браслет, пасхальное яйцо, шкатулка, карандашница. Выставка творческих работ (2ч) Подготовка работ для выставки: отбор лучших работ и их оформление. Организация и оформление выставки. Литература:
|
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | ||
Учебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского... | Программа факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа... | ||
Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по... В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор | Программа внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая... Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,... | ||
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. Ведущая роль в достижении... | Программа факультативных занятий польский язык для I-XI классов общеобразовательных... Важную роль в решении данных проблем играет изучение польского языка, который выступает в качестве инструмента всестороннего информационного... | ||
Рабочая учебная программа по музыке для V-IX классов общеобразовательных... Кабалевского Д. Б. для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение»,2010 г) и в соответствии с планом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... | ||
Рабочая учебная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной... Программа по мини футболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой... | Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 У 93 Основы исследовательской деятельности: учебная программа для профильных классов общеобразовательных учреждений / А. А. Ушаков.... | ||
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... «Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной» | Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных... Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.... | ||
Рабочая учебная программа по английскому языку для 2 4 классов разработана... «Английский язык». Программы для общеобразовательных учреждений: Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.... | Темы рефератов по педагогике и психологи Особенности урока, лекции, семинарских занятий, практических и лабораторных занятий, диспутов, конференций, зачетов, экзаменов, факультативных... |