УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
_______(Т.В.Олексюк)
«___»_______________
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР __________(Е.Л.Карпук)
«___»_______________
РАССМОТРЕНО: на заседании м/о Протокол №_ от
«__» __________
Рабочая программа и
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков
русского языка предмет
2013 / 2014 учебного года
МБОУ Ленинская СОШ
Класс: 10
Учитель: Прядун Галина Петровна
Категория:_ первая
Стаж работы :_25
Количество часов в неделю - 2 ; на год - 69 Плановых контрольных уроков-5, творческих работ - 5 .
Планирование составлено на основе программы Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных Учреждений. Под редакцией Л.М.Рыбченковой, А.И.Власенкова - М. : «Просвещение», 2010 год (Указать документ) Учебник (Название, автор, издательство, год издания) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. : «Просвещение», 2011 год Тематическое планирование составил (а) / Прядун Г.П. подпись расшифровка Пояснительная записка
Русский язык 10 класс
.
Настоящая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания, развить умения уч-ся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- закрепить и расширить знания уч-ся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний уч-ся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие уч-ся содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
- способствовать развитию речи и мышления уч-ся на межпредметной основе.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов в год.Согласно календарному учебному графику работы школы и расписанию уроков по планированию 69 часов.
Программа состоит из двух разделов.
В первом – указан материал для повторения, углубления и расширения знаний по русскому языку.
Во втором – лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале тем, указанных в первом разделе, а также на основе изучаемой в этих классах художественной литературе.
I-раздел: 1. Повторение:
Фонетика-4 ч.
Общие сведения о языке -2 ч.
Лексика и фразеология-5 ч.
Состав слова. Словообразование. Орфография.- 2 ч.
Морфология и орфография -5 ч.
Синтаксис и словосочетание- 7 ч.
2. Текст и его строение. Основные виды переработки текста.-7 ч.
3. Стили речи.- 8 ч.
4.Развитие речи (Р/Р) -28 ч.
II-раздел: лингво-речевая деятельность:
- чтение, работа с готовым текстом;
- работа с языковыми и художественными средствами;
- литературное творчество учащихся, конструирование текстов;
- публицистическая речь. В связи с добавлением 1 часа сочла необходимым:
- добавить в раздел «Фонетика и орфография» - 1 час; «Лексика и фразеология»- 2 часа; в раздел «Синтаксис. Словосочетания» - 3 часа, т. к. в этих разделах языкознания учащиеся испытывают большее затруднение.
- Остальные 28 часов отведены на развитие речи и формирование коммуникативных умений и навыков учащихся ( Р/Р изложение с элементами сочинения; комплексный анализ текста) с целью подготовки к успешной сдаче итоговой аттестации.
Программно-методические материалы:
1.Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку.
2. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.М. Рыбченковой, А.И. Власенкова, 2010 г.
3. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2010 г.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 г.
5. А.Б.Малюшкин “Комплексный анализ текста» рабочая тетрадь. Творческий центр. Москва. 2010г.
Дата
План факт.
| №
| Тема урока
| К
/
ч
| Цели урока
| Задачи обучения
|
|
| Способы отслеживания
| Повышенный уровень
|
языковая
|
речевая
|
правописная
| 04.09
07.09
11.09
| 1
2 3
| Повторение ранее изученного материала.
Фонетика и графика.
Понятие о фонеме. Классификация звуков. Слог. Фонетика и орфография.
Обозначение звонких и глухих согласных на письме, мягкость согласных.
| 3
| Систематизировать и обобщить изученное по теме; упрочить умение пользоваться орфографическими правилами при написании фонем: прививать любовь к родному языку и литературе.
| транскрипция
понятие о фонеме
орфоэпический словарь.
| устное
высказывание об орфограмме в разных частях слова (приставке, корне, суффиксе, окончании)
| н-нн в суффиксах при лагательн ых; безударная гласная в корне слова;
правописание окончаний; пунктуация при однородных членах; обособление определений и обстоятельств
| транскрипция текста,
предложения; словарный диктант; контрольно-тренировочные упражнения; самостоятельная работа
|
| 14.09
| 4
| Контрольный диагностический диктант
| 1
| Контроль знаний, умений, навыков.
|
| слушание письмо
| повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм
| диктант с
грамматическим
заданием
|
| 18.09
21.09
| 5
6
| Общие сведения о языке.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка.
Русский язык в современном мире. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
| 2
| Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества: определить значимость и предназначение языка, раскрыть понятие национальной культуры, отражение культуры в языке; составить представление о происхождении, распространении и развитии русского языка; Раскрыть роль и место русского языка в современном обществе; познакомиться с активными процессами, присходящими в лексике, морфологии, орфоэпии.
| язык; культура языка;
периоды истории языка;
экология языка
| устное
высказывание; беседа
| правописание безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слова
| составление плана;
орфографическая
разминка;
Лексический анализ
|
| 25.09
28.09
| 7
8
| Р/Р Изложение с элементами сочинения.
| 2
| Совершенствовать навыки передачи текста подробно
| изложение с творческим
| слушание письмо
| повторение ранее изученных
| творческая работа учащихся
| по поэме H.В.Гоголя
|
|
|
|
| (или сжато); учить использовать в своих работах индивидуальное видение мира;
совершенствовать орфографические навыки; прививать любовь к русской классической литературе.
| заданием
|
| орфограмм и пунктограмм
|
| «Мертвые души».
| |